РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «СТРАНА МАСТЕРОВ» (Художественная обработка материалов)
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Старцева Галина Ресульевна

Пояснительная записка

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

 

Освоение детьми программы  внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Страна мастеров» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

 

- познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства;   

 - формирование художественного вкуса как способности чувствовать и ---воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;

- навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических  творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;           

-  способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

 - воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной   мудрости; умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_masterov.docx68.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

«СТРАНА МАСТЕРОВ»

 (Художественная обработка материалов)

5-6-7 класс

Составитель: учитель технологии

Старцева Галина Ресульевна

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Освоение детьми программы  внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Страна мастеров» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

- познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства;    

 - формирование художественного вкуса как способности чувствовать и ---воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;

- навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических  творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;            

-  способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

 - воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной   мудрости; умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов и др.

Личностные универсальные учебные действия:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Формы и методы обучения
В процессе занятий используются  различные формы формы и методы обучения : традиционные, комбинированные и практические занятия.


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

В программе выделено 3 блока:

1.Лоскутные мастерицы

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного искусства

Материаловедение

Технология лоскутного шитья.

Изготовление изделий в лоскутной технике: изделия для интерьера с отделкой аппликацией, панно, бесшовные куклы, мягкая игрушка.

2.Юные дизайнеры

Виды и история дизайна. .Дизайн жилища.  Декоративно-прикладное творчество в дизайне жилища..

Способы декорирования предметов быта, изготовление изделий.

Технология росписи по стеклу и керамике, изготовление изделий.

Роспись по ткани. Холодный горячий, узелковый батик, изготовление изделий.

Технология декупаж, изготовление изделий.

Изготовление дизайнерских открыток в технике скрапбукинг.

2.Рукодельницы.

Виды рукоделия. Материаловедение.

Технология плетения из ниток, изготовление изделия. Вязание спицами и крючком. Вязание сувениров, аксессуаров для одежды. Способы отделки одежды в технике вязания. Вяляние. Изгтовление декоративных изделий в технике валяния.

        

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, защиты проектов, участие в конкурсах, выставках.

Сроки реализации программы: три учебных года.

Программа рассчитана на 68 учебных часов (5- 6-7 класс), 34 часа в год, 1ч в неделю.

Тематический план программы 5,6 кл.

Наименование разделов,

блоков, тем

Количество часов

теория

практика

5кл

6кл

7кл

5кл

6кл

7кл

  1. 1

Вводное занятие. Правила внутреннего распорядка, охраны труда. Планирование курса занятий.

1

1

1

1

1

1

  1. 2

«Юные дизайнеры»

Виды декоративно-прикладного творчества.

Способы декорирования предметов интерьера различными материалами. Разработка идей. Изготовление изделий.

Технология росписи по стеклу и керамике. Разработка идей. Изготовление изделий.

16

13

21

3

2

4

13

11

18

«Лоскутные мастерицы»

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного искусства.

Материаловедение.

Технология лоскутного шитья.

Лоскутные сувениры.

Куклы-закрутки.

Изготовление изделий.

Технология изготовления изделий из фетра. Изготовление сувениров.

10

11

4

2

2

1

8

10

3

  1. 3

«Рукодельницы»

Виды рукоделия.

Материаловедение.

Технология плетения из ниток, Изготовление изделия.

6

8

6

1

1

2

5

6

4

  1. 4

Итоговое занятие.

Выставка работ учащихся. Оценка работ

1

1

2

1

1

2

Содержание программы 5 класс

Вводное занятие- 1ч                                                                                                                                                                                                                                  Инструктаж по охране труда и правилам поведения в учебных мастерских. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Планирование занятий курса. Презентация курса «Страна мастеров».

Юные дизайнеры 16ч

Виды декоративно-прикладного творчества-1ч

Понятие дизайн, дизайнер. Виды дизайна. Декорирование предметов интерьера. Виды декоративно-прикладного творчества, применяемые для оформления интерьера. Понятие цвет, гармония, форма, колорит, контраст.

Практическая работа: Разработка эскиза декорирования фоторамки. Цветовое решение

Способы декорирования предметов интерьера различными материалами, изготовление изделий-4ч                                                                                      Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Правила безопасного труда. Декорирование предметов (коробки, банки, бутылки, цветочные горшки) подручными материалами (пшено, гречка, ракушки, нитки, морская соль и т.д.). Цветовое решение. Создание эскиза. Определение порядка работы.                                                                                Практические работы: Баночка для карандашей. Рамка для детской фотографии.

     

Технология росписи по стеклу и керамике, изготовление изделий-11ч

Витраж, ложный витраж.  Сведения из истории. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Правила безопасного труда. Выполнение проб. Разработка эскизов. Роспись предметов.

Практическая работа. Роспись стекла (фоторамка), изготовление новогодних сувениров.

Лоскутные мастерицы 10ч

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного искусства-1ч                                                                                                                                                       История лоскутного шитья. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Материаловедение. Виды тканей. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами и электроутюгом. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Правила кроя ткани. Работа с трафаретами, лекалами, шаблонами, выкройками. Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа».

Лоскутные сувениры -3ч                                                                                                                                                        Технология изготовления лоскутных игрушек-сувениров. Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа». Основы цветоведения. Технология изготовления плоской аппликации из ткани. Разработка идей. Ручные швы в изготовлении аппликации. Технология изготовления игольницы. Изготовление шаблонов, выкроек. Подбор ткани и раскрой по шаблону. Пошив, сборка и оформление игольницы.                                                                                               Практические  работы:  Разработка эскиза сувенира из лоскутов.    Изготовление шаблонов-выкроек. Раскрой, пошив и декоративное  оформление лоскутного сувенира.

Лоскутные куклы-закрутки-2ч                                                                                                                                                                                                          История куклы. Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Технология изготовления бесшовных кукол, игрушек. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Кукла на счастье, утешница, куклы-веснянки. Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

Практическая работа. Изготовление кукол-закруток.

Изготовление сувенирных изделий из фетра- 4ч

Сведения по материаловедению. Особенности технологии работы с фетром. Основы цветоведения. Материалы и инструменты. Правила безопасного труда. Разработка идей, изготовление выкроек-шаблонов.

Практическая работа. Изготовление сувениров из фетра.

Рукодельницы 6ч.

Плетение и вязание-5ч                                                                                                                                                                                                                                              Виды рукоделия. Вязание, плетение из ниток. Использование техник   вязания и плетения для декорирования и отделки предметов быта и одежды. Материаловедение. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Виды ниток для плетения. Технология плетения браслетов.  Правила безопасности труда.                                                                                                                                                                                                                    Практическая работа. Плетение браслетов-сувениров.

Подведение итогов – 1 ч.

Подготовка итоговой выставки работ школьников. Оценка работ. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Содержание программы. 6 класс

1.Вводное занятие-1ч                                                                                                                                                                                                                                Инструктаж по охране труда и правилам поведения в учебных мастерских. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Планирование занятий курса «Страна мастеров».

Юные дизайнеры-13ч

Роспись по стеклу и керамике-13 ч                                                                                                                                                                                                                   Дизайн интерьера.. Оформление предметов интерьера росписью «Ложный витраж».  Витражное искусство, сведения из истории. Роспись по стеклу и керамике и её использование для украшения предметов интерьера гостиной, спальни, детской, кухни. Практическая работа: «Выполнение проб росписи». Практическая работа: «Выполнение экиза декоративного оформления росписью стекла прямоугольной формы». Технология росписи по стеклу и керамике, изготовление изделий. Основы цветоведения в витражном искусстве. Влияние цвета на пространство. Цветовой круг. Приемы декоративного оформления стеклянных (керамических) поверхностей. Роспись прозрачными красками «Витраж» и роспись акриловыми красками их особенности.  Осваивание новых приемов росписи. Точечная роспись. Правила безопасного труда.

Практическая работа: Выполнение эскиза декоративного оформления росписью стекла прямоугольной формы- 1ч

Практическая работа:  Перенос рисунка на поверхность. Выполнение росписи контуром. Выполнение росписи в цвете-3ч.                                                 Практическая работа: Выполнение эскиза росписи керамической тарелки для украшения интерьера кухни.1ч

Практическая работа: Перенос рисунка на поверхность. Выполнение росписи контуром. Выполнение росписи в цвете- 3ч      

Практическая работа:  Роспись предметов для декоративного украшения интерьера комнаты-3ч.                                 

Лоскутные мастерицы -11ч

 Аппликация, как вид лоскутного шитья- 3ч

История лоскутного шитья. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Материаловедение. Виды тканей. Аппликация. Выполнение аппликации в технике ручных швов. Виды машинных швов, применяемых в аппликации. Подготовка ткани к работе. Изготовление деталей для раскроя. Раскрой лоскутных деталей. Влажно – тепловая обработка. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами и электроутюгом. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Технология изготовления аппликации из фетра. Разработка идей. Изготовление шаблонов и выкроек.

Практическая работа:  Изготовление новогодних сувениров из фетра- 3ч  

                           

Лоскутное  шитье- 10ч

Технология лоскутного шитья: изготовление шаблонов, выкраивание лоскутных деталей, стачивание лоскутных деталей, влажно-тепловая обработка. Замысел, поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение рабочего чертежа. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Решение и сборка каймы. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке. Соединение  трёх слоёв. Обработка трёх слоёв. Стёжка (ручная и машинная). 

Практическая работа:  Разработка идей лоскутного изделия для кухни-1ч

Практическая работа:  Раскрой лоскутного изделия для кухни (коврик, панно)- 1 ч

Практическая работа:  Изготовление лоскутного изделия для кухни (коврик, панно)-5ч

Практическая работа: Окончательная обработка изделия-1ч

Рукодельницы - 8ч

Вязание спицами и крючком-8ч.

Материалы и инструменты для вязания спицами и крючком. Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде Организация рабочего места при вязании. Виды крючков и спиц Вязание полотна крючком: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком.

Практическая работа : Вязание образцов по схеме- 2ч

Практическая работа : Вязание сувенира-5ч

Практическая работа : Окончательная обработка изделия-1ч

9.Подведение итогов – 1 ч.

Подготовка итоговой выставки работ школьников. Оценка работ. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Оформление портфолио.

Содержание программы. 7 класс.

Вводное занятие. 1ч                                                                                                                                                                                                                                       Инструктаж по охране труда и правилам поведения в учебных мастерских. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Планирование занятий курса «Страна мастеров».

Юные дизайнеры -21ч

Художественная роспись ткани- 7ч.

Художественная роспись ткани - батик, её основные разновидности. История ручной росписи ткани. Виды росписи, их особенности. Технология росписи холодный батик. Оборудование, инструменты и приспособления для художественной росписи тканей. Организация рабочего места. Правила охраны труда при работе в этой технике. Основные и дополнительные материалы. Основные вещества для приготовления краски. Свойства тканей. Резервирующие составы и их основные компоненты.

Практические работы. Отработка на образцах приёмов росписи в технике холодного батика.

Практическая работа:  «Изготовление изделия в технике холодный батик».

Художественная роспись по стеклу- 3ч.                                                                                                                                                                                                         Роспись витражными контурами. Точечная роспись. Роспись компьютерного диска. Пр. р. «Изготовление декоративного магнита на холодильник».

Декупаж- 4ч.

Понятие о технике «декупаж»., ее использования в декорировании предметов интерьера. Технология «декупаж» . Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Способы декорирования предметов интерьера в технике декупаж. Использование подручных материалов. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Пр. р. «Декорирование цветочных горшков».

Скрапбукинг -7ч                                                                                                                                                                                                                                                             Что такое Скрапбукинг? Использование различных материалов для декоративного оформления открытки. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Разработка идей  декоративного оформления открытки. Самостоятельное изготовление элементов декора. Пр.р.: «Открытка-для подруги»  «Открытка к Пасхе», «Открытка к 9 мая».

Рукодельницы -6ч

Валяние, как вид декоративно-прикладного творчества- 6ч.                                                                                                                                                                 История и виды валяния. Современные тенденции моды. Валяные изделия и сувениры.  Что такое «фельдцевание» и «фелтинг»? Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Технология мокрого валяния Правила техники безопасности. Пр. р «Изготовление декоративных бус в технике «мокрое валяние». Этапы выполнения работы. Окончательная обработка и отделка изделия.

Лоскутные мастерицы -4ч

Декоративное изделие из лоскутов-4ч.                                                                                                                                                                                                        Обереги, куклы – закрутки, их разновидности.  Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Этапы изготовления куклы. Пр. р. «Изготовление куклы- оберега».

Подведение итогов. Выставка работ учащихся- 2ч                                                                                                                                                                                                                Подготовка к выставке, оформление работ, подведение итогов, оценка работ.

Календарно – тематическое планирование занятий

 5 класс

Тема занятия

Кол. час

по плану

факт.

Основное содержание по темам. Основные понятия.

Планируемые результаты. УУД

П- познавательные

Р- регулятивные

К - коммуникативные

Вводное занятие.

1

Знакомство с содержанием курса.  Правила Т.Б.Материалы, инструменты, приспособления используемые при работе

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умение слушать и выступать

Виды декоративно-прикладного творчества.

1

Декоративно -прикладное искусство и его виды. Лоскутное творчество. Роспись, резьба, вышивка, вязание. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства. Декоратор , дизайнер, сведения  о профессиях..

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, Строить речевое высказывание.                                      

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умение слушать и выступать

Способы декорирования предметов интерьера различными материалами. Разработка идей.

1

Как украсить интерьер с помощью подручных материалов. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Правила безопасного труда. Декорирование предметов (коробки, банки, бутылки, цветочные горшки) подручными материалами (пшено, гречка, ракушки, нитки, морская соль и т.д.). Цветовое решение. Создание эскиза. Определение порядка работы. Декорирование предметов быта ( банка, коробка, бутылка, фоторамка) доступными материалами. Разработка плана  работы.

П: определение понятий, сопоставление, анализ, осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-

творческих задач

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умение слушать и выступать

4,

5,

6

Изготовление изделий.  

3

П: выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, анализ,

Р .Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы. диалог, сотрудничество

7,

8

Технология росписи по стеклу и керамике. Разработка эскизов.

2

Витраж, ложный витраж.  Сведения из истории. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Правила безопасного труда. Выполнение проб. Разработка эскизов. Выбор цветового решения.

Практическая работа: Роспись стекла (фоторамка), изготовление новогодних сувениров.

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, , поиск информации с использованием ресурсов выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать

Р: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование,

 рефлексия, волевая регуляция

К: диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество

9-

13

Изготовление изделий. Роспись предметов.

6

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

16

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного искусства

1

История лоскутного шитья. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Материаловедение. Виды тканей. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами и электроутюгом. Содержание в порядке рабочего места. Правила кроя ткани. Работа с трафаретами, лекалами, шаблонами, выкройками. Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа».

П: исследовательская деятельность, определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Р: целеполагание, планирование, рефлексия

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы

17

Технология изготовления лоскутных игрушек-сувениров. Разработка эскиза. Изготовление выкроек и шаблонов.

1

Технология изготовления лоскутных игрушек-сувениров. Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа». Основы цветоведения. Технология изготовления плоской аппликации из ткани. Ручные швы в изготовлении аппликации. Выполнение проб. Разработка идей. Технология изготовления плоской аппликации из ткани.. Изготовление шаблонов, выкроек. Подбор ткани и раскрой по шаблону. Пошив, сборка и оформление изделия.

П: выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану)

Р: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование,

К: диалог, организация учебного сотрудничества, толерантность

18-21

Изготовление лоскутных сувениров. Игольница.

4

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

22

Лоскутные куклы-закрутки

2

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Технология изготовления бесшовных кукол, игрушек. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Кукла на счастье, утешница, куклы-веснянки. Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий.

Р: целеполагание, планирование, рефлексия\, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи

К: диалог, организация учебного сотрудничества осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

23

Технология изготовления изделий из фетра

1

Сведения по материаловедению. Особенности технологии работы с фетром. Основы цветоведения. Материалы и инструменты. Правила безопасного труда. Разработка идей, изготовление выкроек-шаблонов.

Практическая работа: Изготовление сувениров из фетра.

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Р: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы

24-27

Изготовление сувениров из фетра.

4

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания

осуществлять итоговый и пошаговый контроль

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

28

Виды рукоделия. Плетение.

1

Виды рукоделия. Плетение из ниток. Использование техник   плетения для декорирования и отделки предметов быта и одежды. Материаловедение. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Виды ниток для плетения. Технология плетения браслетов.  Правила безопасности труда.

Практическая работа: Плетение браслетов-сувениров

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение

Р: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы.

29

Технология плетения браслетов из ниток.

1

П: выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану),

Р: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование,

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы

30-33

Изготовление изделий.

  4

П: Умение использовать знаково-символические средства для решения задач, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

34

Подведение итогов. Выставка работ учащихся. Оценка работ

1

П: Строить речевое высказывание.                                      

Р: рефлексия, волевая регуляция.

К: Формулировать собственное мнение

Календарно – тематическое планирование занятий

 6 класс

Тема занятия

Кол. час

По плану

факт.

Основное содержание по темам. Основные понятия.

Планируемые результаты. УУД

П- познавательные

Р- регулятивные

К - коммуникативные

1.

Вводное занятие.

1

Инструктаж по охране труда и правилам поведения в учебных мастерских. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Планирование занятий курса «Страна мастеров»

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы.

2,3

Роспись по стеклу и керамике.

2

Виды дизайна. Дизайн интерьера. Использование приемов декоративно-прикладного искусства. Богатство использования разнообразных декоративных аксессуаров. Оформление предметов интерьера росписью «Ложный витраж».  Витражное искусство, сведения из истории. Роспись по стеклу и керамике и её использование для украшения предметов интерьера гостиной, спальни, детской, кухни. Приемы декоративного оформления стеклянных (керамических) поверхностей. Выполнение проб росписи.

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, Строить речевое высказывание.         Умение использовать знаково-символические средства для решения задач.                            

Р: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации . Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания

К: диалог, организация учебного сотрудничества, толерантность Формулировать собственное мнение

4

Выполнение эскиза декоративного оформления росписью стекла прямоугольной формы 

1

Использование ресурсов Интернета для разработки эскиза панно. Выбор идей. Разработка лучшей идеи.

П: Умение использовать знаково-символические средства для решения задач.

Р: целеполагание, планирование, рефлексия

К: диалог, организация учебного сотрудничества, толерантность

5,6,7

Изготовление декоративного панно в технике роспись по стеклу.

3

Перенос рисунка на поверхность. Выполнение росписи контуром. Выполнение росписи в цвете. Использование эффектов и приемов росписи в изделии.                                            

П: использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и

сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок

К: контролировать действия партнера;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

8

Роспись декоративной тарелки. Разработка эскиза.

1

Выбор идеи росписи. Использование ресурсов Интернета для разработки эскиза росписи декоративной тарелки . Выполнение эскиза росписи керамической тарелки для украшения интерьера кухни.

П: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-

творческих задач

Р: анализ ситуации и моделирование, планирование,

К: диалог, организация учебного сотрудничества,

9,10,11

Роспись декоративной тарелки.

3

Перенос рисунка на поверхность. Выполнение росписи контуром. Выполнение росписи в цвете

П: использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и

сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и

сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

12,13, 14.

Роспись предметов для  украшения интерьера комнаты к Новому году.                                 

3

Разработка идей сувенира к новому году. Выполнение росписи контуром. Выполнение росписи в цвете

П: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-

творческих задач

Р: Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

К: диалог, организация учебного сотрудничества осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

15

Аппликация, как вид лоскутного шитья

1

История лоскутного шитья. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Материаловедение. Виды тканей. Аппликация. Выполнение аппликации в технике ручных швов. Подготовка ткани к работе. Технология изготовления аппликации из фетра. Раскрой лоскутных деталей. Влажно – тепловая обработка. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами и электроутюгом. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены.

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации с использованием ресурсов

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы.

16,17

Изготовление новогодних сувениров из фетра

2

П: использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и

сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

18

Лоскутное  шитье

1

Технология лоскутного шитья: изготовление шаблонов, подготовка ткани, раскрой лоскутных деталей, стачивание лоскутных деталей, влажно-тепловая обработка. Замысел, поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Изготовление выкройки и шаблонов.

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений ,выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану),

Р: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование

К: диалог, организация учебного сотрудничества,

19

Лоскутное  изделие для интерьера кухни. Разработка идей.

1

Замысел, поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение рабочего чертежа. Раскрой деталей из ткани. Подготовка деталей к обработке.

Использование машинных и ручных швов в изготовлении аппликации. , стачивание лоскутных деталей, ВТО. Отделка и декорирование верхней части многослойного изделия. Соединение слоёв изделия. Стёжка (ручная и машинная). Окончательная обработка изделия.

 

П: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-

творческих задач

Р: Умение использовать знаково-символические средства для решения задач.

К: диалог, организация учебного сотрудничества, толерантность

20,21, 22, 23, 24

Лоскутное  изделие для интерьера кухни.

5

П: самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

контролировать действия партнера;

25

Окончательная обработка изделия.

1

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

контролировать действия партнера;

26,27

Вязание спицами  и крючком.

2

Вязаные изделия в современной моде. Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Материалы и инструменты для вязания. Организация рабочего места при вязании.. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком и спицами.  Выполнение проб вязания спицами и крючком (по выбору)

П: определение понятий, сопоставление, анализ, осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-

творческих задач

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умение слушать и выступать

29,30,

31

Вязание сувенира.

3

Поиск необходимой информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета. Выбор идеи сувенирного изделия. Подбор материалов для изделия. Вязание полотна по схеме. Декоративная отделка изделия. Окончательная обработка изделия.

П: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-

творческих задач

Р: Умение использовать знаково-символические средства для решения задач.

К: диалог, организация учебного сотрудничества, толерантность

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

контролировать действия партнера;

32

33, 34

Декоративная отделка изделия. Окончательная обработка изделия

3

П: сопоставление, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

контролировать действия партнера;

33,34

Выставка работ школьников

Оценка работ. Поощрение авторов наиболее интересных творческих работ.

П: Строить речевое высказывание.                                      

Р: рефлексия, волевая регуляция.

К: Формулировать собственное мнение

Календарно – тематическое планирование занятий

 7 класс

Тема занятия

Кол. час на тему

по плану

факт.

Основное содержание по темам. Основные понятия.

Планируемые результаты. УУД

П- познавательные

Р- регулятивные

К - коммуникативные

1

Вводное занятие.

1

Инструктаж по охране труда и правилам поведения в учебных мастерских. Правила безопасности труда/. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Планирование занятий курса «Страна мастеров».

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы

2

Роспись по ткани.

1

Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани. Разработка эскиза композиции.

П. Формирование мотивации изучения темы,сопоставление, самостоятельная организация, развитие готовности к самостоятельным действиям, выполнение  различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р. Целеполагание , анализ ситуации, моделирование, планирование, рефлексия, оценка и самооценка.

 К: диалог,  организация учебного сотрудничества

3,4

Выполнение росписи контуром -резервом.

2

Правила техники безопасности. Подготовка ткани для росписи. Способы нанесения рисунка на ткань. Использование контура и резерва. Практическая работа «Нанесение контурных линий рисунка на ткань».

5.6

Выполнение росписи ткани в цвете.

2

Проверка целостности нанесения контурных линий резерва. Выполнение цветового решения композиции. Платок. Шарфик. Панно Цветовая гармония. Использование эффеков батика.

7,8

Окончательная обработка изделия

2

Способы закрепления рисунка на ткани с помощью утюга. Правила техники безопасности. Окончательная обработка изделия. Обработка краев.

9,10

Валяние, как вид декоративно-прикладного творчества.

2

История и виды валяния. Современные тенденции моды. Валяные изделия и сувениры.  Что такое «фельдцевание» и «фелтинг»? Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Технология мокрого валяния.

П. Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, выполнение  различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р. Целеполагание , анализ ситуации, моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

К: диалог,  организация учебного сотрудничества

11,12,

13, 14

Изготовление изделия в технике мокрое валяние.

4

Правила техники безопасности. Пр. р «Изготовление декоративных бус в технике «мокрое валяние». Этапы выполнения работы. Окончательная обработка и отделка изделия.

15,16, 17

Новогодние сувениры в технике точечная роспись.

3

Роспись витражными контурами. Точечная роспись. Роспись компьютерного диска. Пр. р. «Изготовление декоративного магнита на холодильник».

П.Сопоставление, самостоятельная организация и выполнениеразличных творческих работ по созданию технических изделий, поиск информации с использованием библиотек и Интернета.

Р. Р. Целеполагание , анализ ситуации, моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

К: диалог,  организация учебного сотрудничества

18, 19, 20, 21

Декоративное изделие из лоскутов.

4

Обереги, куклы – закрутки, их разновидности.  Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Этапы изготовления куклы. Пр. р. «Изготовление куклы- оберега».

П. Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, выполнение  различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р. Целеполагание , анализ ситуации, моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

К: диалог,  организация учебного сотрудничества

22

Скрапбукинг

1

Что такое Скрапбукинг? Использование различных материалов для декоративного оформления открытки. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы

23,24, 25, 26, 27,28

Изготовление открытки в технике скрапбукинг.

6

Разработка идей  декоративного оформления открытки. Самостоятельное изготовление элементов декора. Пр.р.: «Открытка-для подруги»  «Открытка к Пасхе», «Открытка к 9 мая».

П. Формирование мотивации изучения темы,сопоставление, самостоятельная организация, развитие готовности к самостоятельным действиям, выполнение  различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р. Целеполагание , анализ ситуации, моделирование, планирование, рефлексия, оценка и самооценка.

 К: диалог,  организация учебного сотрудничества

29

Декупаж .

1

Понятие о технике «декупаж»., ее использования в декорировании предметов интерьера. Технология «декупаж» . Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

П: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение

Р: целеполагание, планирование, рефлексия,

К: диалог, сотрудничество, умение ставить вопросы

 30,

31, 32

Декорирование предметов интерьера в технике «декупаж» .

3

Способы декорирования предметов интерьера в технике декупаж. Использование подручных материалов. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Пр. р. «Декорирование цветочных горшков»

П. Формирование мотивации изучения темы,сопоставление, самостоятельная организация, развитие готовности к самостоятельным действиям, выполнение  различных творческих работ по созданию технических изделий.

Р. Целеполагание , анализ ситуации, моделирование, планирование, рефлексия, оценка и самооценка.

 К: диалог,  организация учебного сотрудничества

33, 34

Выставка работ школьников

2

Оценка работ. Поощрение авторов наиболее интересных творческих работ.

П. Сопоставленеи , умение делать выводы,.

Р. Целеполагание , анализ ситуации, моделирование, планирование, оценка и самооценка.

К: диалог,  организация учебного сотрудничества, дискуссия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (художественная обработка материалов, творческий проект),6 класс

Рабочая программа предназначена для уроков технологии, мальчики, 6 класс...

Методическая разработка открытого урока по теме "Обработка материалов индивидуальной фотографии рабочего дня "практическое занятие

При индивидуальной фотографии рабочего дня наблюдатель изучает использование времени одним рабочим в течение рабочего дня или другого календарного периода....

Организация внеурочной деятельности по разделу технологии «Художественная обработка материалов»

Организация внеурочной деятельности с учащимися по обслуживающему труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы школы. Именно, внеурочная деятельность по обслуж...

Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов"

Программа проектно-исследовательской деятельности "Художественная обработка материалов" (расчитана на четыре года обучения)...