Технология, 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс)

Мосейкина Татьяна Владимировна

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:

Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Матяш, А.А.Электов, В.Д. Симоненко. - М. : Вента-на-Граф, 2015.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_tehnologiya.docx52.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 8 классы», составленной на основании закона РФ «Об образовании».

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:

для учащихся:

Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Матяш, А.А.Электов, В.Д. Симоненко. - М. : Вента-на-Граф, 2015.

для учителя:

  1. Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Матяш, А.А.Электов, В.Д. Симоненко. - М.: Вен-тана-Граф, 2015.

  1. Программа начального и основного общего образования, авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.

Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану и с учетом технической базы, рабочая программа предполагает обучение в объеме 36 часов в 8 классе.

На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содер-жания образования по технологии реализуется программа базисного уровня в 8- классах. С учетом уровневой специфики классов выстрое-на система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, требования к уровню подготовки учащихся, что представлено ниже в табличной форме.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:

  • профориентационных игр;

  • внеклассных интегрированных мероприятий;
  • проектной деятельности по ключевым темам курса.

Важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследова-тельской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового ха-рактера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование раз-личных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов

Учащиеся должны знать:

  • сферы трудовой деятельности;

  • принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
  • принципы работы и использование типовых средств защиты;
  • о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;

  • способы определения места расположения скрытой электропроводки;
  • устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
  • профессии строителей;
  • как устанавливается врезной замок;
  • основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах.
  • особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

  • основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.

уметь:

  • собирать простейшие электрические цепи; читать схему квартирной электропроводки; определять место скрытой электропроводки;
  • подключать бытовые приѐмники и счетчики электроэнергии;
  • установить врезной замок; утеплять двери и окна;
  • анализировать графический состав изображения; читать несложные архитектурно-строительные чертежи.

Должны владеть компетенциями:

  • информационно-коммуникативной; социально-трудовой; познавательно-смысловой; учебно-познавательной; профессионально-трудовым выбором; личностным саморазвитием.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
  • проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
  • ориентироваться на рынке товаров и услуг;
  • определять расход и стоимость потребляемой энергии;
  • собирать модели простых электротехнических устройств.

Цель учебного предмета

Главная цель учебного предмета «Технология»:

  • формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных  в нем технологиях;
  • приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной  и исследовательской  деятельности;
  • подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Задачи учебного предмета

В процессе преподавания учебного предмета «Технология»  решены следующие задачи:

а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;

б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;

в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг;

г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;

д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;

ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.

Изучение любого модуля рабочей программы учебного  предмета «Технология»  включает:

  • культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
  •  компьютерную поддержку каждого модуля;
  • графику и черчение;
  • ручную и механическую обработку конструкционных материалов;
  • основы материаловедения и машиноведения;
  • прикладную экономику и предпринимательство;
  • историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
  • экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;
  • профинформацию и профориентацию;
  • нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
  • эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;
  • творческое, художественное и этнохудожественное развитие.

       Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

Место предмета  «ТЕХНОЛОГИЯ» в учебном плане

Базисный учебный  план на этапе основного общего образования включает: 8 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю.

УМК.

Технология. 8 класс.  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждении./ Матяш Н.В., Электов А.А., Симоненко В.Д. и д.. — М.: Вентана — Граф,  2018

   УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета (см. раздел Основной образовательной программы). В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД:

- действие смыслообразования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

  Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их деятельность.

3.Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

 Учебные действия

Планируемые результаты

Вид контроля

                   

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные

УУД

Сельскохозяйственные работы (1 ч)

1

Инструктаж по ТБ на пришкольном участке. Правила работы с с/х инвентарём.

Сбор урожая овощей

1

Знакомиться с ТБ на пришкольном участке, а также с правилами работы с с/х инвентарем

Знать виды овощных культур, понимать и осуществлять как ведется сбор урожая при использовании с/х инвентаря,

иметь представление  о методах и приемах сбора урожая овощных культур

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам технологии, к школе.

Принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.

Раздел: Технология ведения домашнего хозяйства (1ч)

2

Проектирование как сфера профессиональной деятельности.

1

Формирование общего представления о проектной деятельности, этапах выполнения творческих проектов

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам технологии, к школе.

Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

Принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.

Фронт опрос

Раздел: Бюджет семьи (7ч.)

3

4-5

6

7

8

9

Способы выявления потребности семьи.

Технология построения семейного бюджета

Технология совершения покупок.

Способы защиты прав потребителей.

Технология ведения бизнеса.

Контрольная работа по теме: «Бюджет семьи»

1

2

1

1

1

1

Оценивать имеющиеся и возможные источники доходов семьи. Анализировать потребности семьи. Планировать недельные и годовые расходы семьи с учетом ее состава. Анализировать качество и потребительские свойства товаров. Планировать возможную индивидуальную трудовую деятельность.

Знать технологию построения семейного бюджета, способы защиты прав потребителей.

Уметь совершать покупки.

Иметь представления о возможностях предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Активно участвовать в учебно-познавательной деятельности, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

Лаб/ прак. работа№1

Лаб/ прак. работа№2

Лаб/ прак. работа№3

К.р (1ч)

Раздел: Технология домашнего хозяйства (3 ч.)

9

10

11

Инженерные коммуникации в доме

Система водоснабжения и канализации: конструкция и элементы.

Современные тенденции развития бытовой техники

1

1

1

Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Определять расход и стоимость горячей и холодной воды

Знать способы определения расхода и стоимости расхода воды,

понимать значимость экологических проблем, связанных с утилизацией сточных вод, устройство сливных бачков различных типов.

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам технологии, к школе

Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

Принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.

Фронт. опрос

Лаб/ прак. работа№4

Раздел: Электротехника (7 ч.)

12

13

14

15-16

17

 

Электрический ток и его использование.  

Электроизмерительные приборы.

Применение электрической энергии в быту

Электрические бытовые приборы

Творческий проект: «Разработка плаката по электробезопасности»

1

1

1

2

Чтение простых электрических схем, сборка электрической цепи, знакомство с видами

электромонтажных инструментов и приемами их использования.

Знакомиться с устройством и принципом действия стиральной машины-автомата, холодильника, микроволновой печи , оценивать допустимую суммарную мощность электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной сети. Знакомиться со способом защиты электронных приборов от скачков напряжения

Иметь общее понятие об электрическом токе, силе тока, напряжении и сопротивлении, условных графических изображениях на электрических схемах. Знать правила безопасной работы.

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом  конечного результата;

Текущий опрос.

Лабораторно- практтич работа№5

Лабораторно- практтич работа№6,7

Творческий проект

18

Электроосветительные приборы.

Тест за 1 полугодие

1

Определять расход и стоимость электроэнергии в месяц, знакомиться с устройством им принципами работы бытовых электроустановках

Иметь представление о схеме квартирной электропроводки,

знать работу счетчика электрической энергии; понимать влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

Лабораторно- практтич работа№8

Раздел: Современное производство и профессиональное самоопределение ( 7ч.)

19

20

21

22

23

24

25

Профессиональное образование. Пути освоения профессии

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.

Профессиональные интересы, склонности и способности.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении.

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.

Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность.

 

Творческий проект «Мой профессиональный выбор»

1

1

1

1

1

1

1

Исследовать деятельность производственного предприятия или предприятия сервиса. Анализировать структуру предприятия и профессиональное разделение труда. Разбираться в понятиях «профессия», «специальность», «квалификация».

Иметь представление о сферах и отраслях современного производства.

Знать уровни квалификации и уровни образования. Понимать значения : Профессия, квалификация, специальность, компетентность работника.

Иметь представление о проектировании  как сферы профессиональной деятельности.

Знать последовательность проектирования.

Уметь пользоваться банком идей, реализовывать проект и оценивать его.

Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

Креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

Формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом  конечного результата;

Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

Творческий проект

 Раздел: Технологии творческой и опытнической деятельности ()

26

 

27

28

29

30

31

32

Пример творческого проекта «Мой профессиональный выбор»

1 этап работы над проектом. Выявление проблемы творческого проеткта

2 этап  работы над проектом. Выявление основных параметров проекта

3 этап работы над проектом. Анализ и синтез идей творческого проекта

4 этап работы над проектом. Профпроба, коррекция и прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры

5 этап работы над проектом.  Контроль и оформление работы

Защита творческого проекта

1

1

1

1

1

Изучить пример творческого проекта

Выявить проблемы творческого проекта

Выявить основные параметры проекта

Выступление учащихся с сообщениями.

Усвоение основных определений понятий по теме

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

Осознавать роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда

Сельскохозяйственные работы (4ч)

33-34

35-36

Декоративное оформление пришкольного участка

Посев семян цветочных растений в клумбы, вазоны, бордюры.

2

2

Правила ТБ на пришкольном участке, а также  правила работы с с/х инвентарем.

правила оформления клумб, бордюров,

Оформлять несложные по геометрической форме клумбы для цветочных культур..

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

Принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 5

Рабочая программа по предмету «Технология» разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 6

6 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 7

7 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 8

Рабочая программа по предмету «Технология» разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...