«Творческая мастерская»
рабочая программа по технологии (5 класс)

Горбунёв Александр Иванович

 

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5  классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год). 

Составил учитель технологии Горбунёв Александр Иванович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx52.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена  с использованием материалов  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,   на основе примерной Программы основного общего образования по технологии.

Нормативные  документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Федеральный перечень учебников;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности

        Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5  классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут. Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете технологии. Курс могут вести учителя технологии и изобразительного искусства.

        Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 5 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.

В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, работа с тканью, работа с технологическими отходами, работа с природным материалом.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

        Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

        Программа внеурочной деятельности для 5  классов «Творческая мастерская» будет способствовать:

        – развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;

        – самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;

        – ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;

        – обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;

        – созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

        На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.

        Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.

        Задачи:

        Обучающие:

  1. Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
  2. Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  3. Обучить технологиям разных видов мастерства.
  4. Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.

        Воспитательные:

  1. Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
  2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
  3. Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
  2. Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
  3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.
  4. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
  5. Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Метапредметные связи программы внеурочной деятельности

с учебными предметами

Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Творческая мастерская» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены метапредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.

Таблица № 1

Предмет

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Творческая мастерская»

Литература

Устное народное творчество

Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок

Биология, география

Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе

Гармония природы и деятельности человека

Технология

От замысла к результату. Технологические операции

Изготовление поделок

Изобразительное искусство

Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета

Оформление изделий

Музыка

Выразительность музыки

Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся)

        Для реализации программы «Творческая мастерская» необходима материально-техническая база:

        учебные пособия; книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

        1. Личностные универсальные учебные действия: 

        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

        2. Метапредметные результаты:

        2.1. Регулятивные универсальные учебные действия: 

        способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.

        2.2. Познавательные универсальные учебные действия:

формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.

        2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия: 

        умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

        3. Предметные результаты: 

        овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

        Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.

        Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.


 

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия и практическая работа

        Дата

По плану

По факту

1

Введение Т.Б. при ручных работах. Изонить или рисование нитью.

02.09

2

Примеры заполнения окружности.

09.09

3

Примеры заполнения угла.

16.09

4

Изготовление «Вазы с цветами»

Выполнение тюльпана.

23.09

5

Выполнение вазы.

30.09

6

Сборка элементов «Вазы с цветами»

07.10

7

«Осенний натюрморт» подбор материалов.

14.10

8

Выполнение листьев клёна.

21.10

9

Выполнение яблока.

28.10

10

Выполнение вазы.

11.11

11

Оформление натюрморта.

18.11

12

Альтернативные материалы, используемые в технике изонить.

25.11

13

Ёлочные украшения: Шарики.

02.12

14

Звёздочки.

09.12

15

Снежинки.

16.12

16

Квиллинг- искусство бумагокручения.

23.12

17

Основные формы.

30.12

18

Ёлочные украшения: Снежинка. Подготовка спиралей.

13.01

19

Сборка снежинки.

20.01

20

Открытка к Новому Году: Ёлочка. Подготовка спиралей.

27.01

21

Сборка открытки.

03.02

22

Открытка к Новому Году: Ангел. Подготовка спиралей.

10.02

23

Сборка открытки.

17.02

24

Цветы из бумаги: Маргаритки.

24.02

25

Ромашки.

03.03

26

Васильки.

10.03

27

Орхидеи.

17.03

28

Выполнение «Корзины с цветами». Эскиз проекта.

31.03

29

Выполнение корзины.

07.04

30

Выполнение цветов.

14.04

31

Выполнение стеблей и листьев.

21.04

32

Корректирование картины. Выполнение дополнительных элементов декора: бабочек, бутонов…

28.04

33

Окончательное оформление картины, подготовка к выставке.

05.05

34

Выставка работ.

12.05

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011.
  3. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.
  4. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.
  5. Зайцева О.В. Декоративные куклы. – М.: АСТ, 2010.
  6. Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
  7. Кокорева И.А. Живописный войлок. Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс книга, 2011.
  8. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
  9. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
  10. Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.
  11. Расина Е.Г. Валяние. Практичные и забавные вещи. – М.: Олма Медиа Групп, 2010.
  12. Скляренко О.А. Шьём Тедди-малышей и их друзей. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  13. Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.
  14. Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.
  15. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  16. Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2012.
  17. Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ Классик, 2009.
  18. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  19. Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. – М.: Мир книги, 2008.
  20. Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com
  21. Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru
  22. Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...