Художественная обработка древесины. Интарсия - деревянная мозаика
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Калашников Андрей Константинович

Урок технологии в 7 классе по теме "Художественная обработка древесины".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интарсия – деревянная мозаика МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района К урской области учитель: Калашников Андрей Константинович 2018

Слайд 2

История деревянной мозаики (интарсии) Интарсия – лат. глагол « interserere »-вставлять. Первой европейской страной, где появилось искусство интарсии, была Италия. В начале XV века, в ранний период итальянского Ренессанса .

Слайд 3

Светлый оттенок Выбор и подготовка материала липа ель тополь ольха

Слайд 4

Средней интенсивности Выбор и подготовка материала клён ясень берёза осина

Слайд 5

От средней интенсивности до тёмной Выбор и подготовка материала яблоня груша вишня каштан

Слайд 6

Темный оттенок Выбор и подготовка материала Грецкий орех кедр туя эбеновое дерево

Слайд 7

липа клен ясень яблоня сосна бук Определите породы дерева:

Слайд 8

Необходимые инструменты Лобзик Набор резцов Набор напильников Клей по дереву Рубанок Наждачная бумага

Слайд 9

Ч ертёж и разметка Распил и подгонка деталей Шлифовка и полировка Сборка изделия Основные этапы работы:

Слайд 10

Чертёж и разметка Шаг 1 Шаг 2

Слайд 11

Чертёж и разметка Шаг 3

Слайд 12

Распил и подгонка деталей Шаг 4

Слайд 13

Шлифовка и полировка Шаг 5 Шаг 6

Слайд 14

Сборка и склеивание изделия Шаг 7

Слайд 15

Покрытие лаком Шаг 8

Слайд 16

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Урок   по  технологии в 7 классе                                                                  

на  тему:

«Художественная обработка древесины. Интарсия -  деревянная мозаика»

                                                   

             Выполнил

                                                                учитель технологии:                        

  Калашников Андрей Константинович

2018 г.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Тема урока: «Интарсия – деревянная мозаика»

Цель урока:

        освоение учащимися практических умений по новой технологии художественной обработки древесины.

Задачи урока:

образовательные: * формирование у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки древесины;

 * вовлечение обучающихся в творческую исследовательскую деятельность в процессе знакомства с техникой «Интарсия»;

 * приобретение умений логически связывать и сопоставлять изученный материал с другими областями знаний;

развивающие: *развитие познавательной самостоятельности и творческой активности, стремления повысить положительную мотивацию к изучению предмета технологии; раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка;  

 * развитие умений заботиться о других, быть нравственным человеком, сохранить здоровье;

воспитательные:  *  побуждение интереса к предмету, воспитание чувства

сотрудничества, аккуратности в работе.

Планируемые результаты урока

  Личностные: развитие умения планировать свою деятельность на уроке, трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Проявление познавательного интереса к предмету своей деятельности, самостоятельная организация работы по созданию изделий; оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

Метапредметные:  развитие умений организовать поиск новых решений возникшей технической проблемы;

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.

Предметные: распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологическом процессе;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

планирование технологического процесса и процесса труда;

осознание ответственности за качество результатов труда;

рациональная эстетическая организация работы;

формирование рабочей группы для выполнения изделия с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами;

достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.

                                         Ход урока.

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас будет не совсем обычный урок. И прежде чем мы начнем, я хочу вам представиться. Меня зовут Андрей Константинович.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

         Ребята, давайте вместе вспомним, какие виды декоративно- прикладного искусства вам знакомы?

- А как вы думаете, есть ли ещё другие виды декоративно-прикладного искусства? ( Высказывают предположения)

- Вы когда- нибудь собирали пазлы?

- А что у вас получалось в итоге сборки бумажной мозаики?

- Верно.   Вы в конце сборки  видели прекрасные картинки, собранные из кусочков разрезанной бумаги.

  - А как вы думаете,  можно ли собрать мозаику на уроках технологии? А какой материал лучше для этого использовать?  

       Разрешите показать вам несколько работ, выполненных ребятами из кружка «Волшебные узоры», руководителем которого я являюсь. Как вы думаете, что это за техника? (Деревянная мозаика). Верно, деревянная мозаика, а точнее это называется интарсия. Это ещё один вид декоративно- прикладного искусства. Ребята, давайте теперь сформулируем тему сегодняшнего урока. (Интарсия – деревянная мозаика).

- А что вы хотите узнать про этот новый вид декоративно прикладного искусства? ( Высказывают пожелания познания нового, потом учитель обобщает, формулирует цели урока)

        Сегодня мы познакомимся с вами с породами древесины, которые лучше всего подходят для мозаичных работ, с приемами работы в технике интарсия.

III.Актуализация знаний.

…Край чудный! Он цветет и блещет

Красой природы и искусств,

Там мрамор мыслит и трепещет,

В картине дышит пламень чувств…

        Так выразил свои чувства от посещения Италии поэт XIX века П.А. Вяземский. Великие скульпторы (Донателло, Микеланджело), архитекторы (Альберти, Браманте), художники (Боттичели,  Леонардо да Винчи, Рафаэль), музыканты (Палистрино, Верди) жили и создавали свои шедевры  на территории этого государства. И неслучайно первой европейской страной, где появилось искусство интарсии, была Италия. В начале XV века, в ранний период итальянского Ренессанса, итальянские мастера разделяют интарсию на рельефную (кусочки дерева или другого материала выступают из основы) и живописную (кусочки дерева или другого материала находятся на одном уровне с основой). Именно интарсия способствовала появлению на свет таких видов искусства, как маркетри (наборная мозаика) и инкрустация.  

IV. Первичное усвоение новых знаний.

      - Основным материалом для интарсии является древесина различных пород. Какие породы древесины вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

    -  Подумайте, ребята. Как подобрать древесину для мозаичных работ?

     - Важнейшие качества древесины, выбираемой для интарсии,- цвет, текстура и направление волокон. Для интарсии можно использовать следующие породы древесины:

- светлый оттенок: ель, тополь, липа, ольха;

- оттенок от светлого до средней интенсивности: ясень, осина, береза, орех, клен, вяз;

- оттенок от средней интенсивности до темного: бук, яблоня, груша, вишня, лиственница;

- темный оттенок: туя, грецкий орех, кедр. (слайд № 3,4,5,6)

    -  Сейчас вы рассмотрите несколько образцов различных пород, попробуйте определить их. Если вы будете испытывать затруднение, я буду читать описание дерева, образец породы которого вы видите перед собой. А теперь давайте проверим себя (слайд №7).

 - Ребята, как выдумаете, какие инструменты необходимы для изготовления работ, представленных на выставке? (слайд №8)

     -  Распил – дело трудное и одновременно благодарное дело. В искусстве интарсии это важнейший и самый ответственный шаг. В отличии от многих других этапов, этот окончательный и бесповоротный. Если деталь выпилим больше, то много времени и сил уйдет на подгонку до нужных размеров. Если же деталь окажется меньше, то в готовом изделии будут видны щели - которые портят весь эстетический вид, или вообще придется выпиливать новую. При подгонке стараются, чтобы все зазоры между деталями были одинаковыми и, значит, менее заметными.

    -  Сначала шлифуют самые тонкие детали, потом те, что потолще, и, наконец, самые толстые.(слайды №  9-15)

V. Первичная проверка понимания.

   -  Итак, перечислите мне этапы выполнения изделия в технике интарсия.

VI. Первичное закрепление.

     - На сегодняшнем уроке мы склеим с вами детали поделки, выполненной в технике интарсия. Все этапы мы пройти, к сожалению, не сможем из-за недостатка времени. Наше изделие – это домашнее животное, которое является символом 2018 года. Кто же это? (Собака). Сейчас разделимся на группы и за работу. А чтобы интереснее вам было работать, для вас будет звучать итальянская музыка.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Подготовьте сообщения о современных мастерах, работающих в технике «Интарсия».

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

       Наша работа подошла к концу. Давайте сделаем выставку из ваших поделок. Вам нравятся работы? Заинтересовала ли кого-либо из вас новая техника обработки древесины? А где в жизни вы можете использовать знания, полученные сегодня на уроке? Если вам нужна будет моя консультация, я оставлю вам адрес своей электронной почты, адрес сайта и номер сотового телефона. Спасибо вам, ребята, за сотрудничество. С работой вы справились. Поэтому я всем вам ставлю «отлично». До свидания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...

Программа дополнительного образования детей Творческого объединения "Художественная обработка древесины". Направление "Резьба деревянных ложек"

    Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины »  направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художествен...

Интарсия-деревянная мозаика

Интарсия-история, применяемые материалы и основные этапы работы...

Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.

Цели урока:  1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины и изготовление деревянных игрушек с подвижными частями"

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.Об...

Урок технологии в 7-м классе Тема: «Художественная обработка древесины. Мозаика»

Предлагаю вашему вниманию конспекта урока по технологии в 7 классе на тему: "Художественная обработка древесины. Мозайка"...