Формирование навыка в откладывании припуска и ровного среза при работе с тканью на уроках "Швейного дела".
статья (10 класс)

Саяпина Мария Григорьевна

Формирование навыка в откладывании припуска и ровного среза при работе с тканью на уроках "Швейного дела".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayapina_statya_mo_doklad_shablony.docx601.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыка в откладывании припуска и ровного среза при работе с тканью на уроках «швейного дела»».

Автор: Саяпина М. Г.

Коррекционная школа – особенная школа, цель обучения в которой не только адаптировать ребенка к условиям жизни, но и социализировать его в общество.

В коррекционных школах трудовое обучение играет особую роль. Основным предназначением данной области всегда считалось создание трудовой и технологической культуры ученика, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых умений и профессиональное самоопределение учащихся в условиях рынка труда.

Действующая программа трудового обучения была разработана на основе конструкторско-технологической системы обучения, основная мысль которой является гармоничное комбинирование практической и творческой деятельности учеников. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда, предшествует разработка его конструкции и технологии обработки. Таким образом, учащиеся вначале решают ряд технических вопросов и только после этого переходят к обработке деталей, их сборке и так далее [8].

Предмет «Швейное дело» в учебном плане коррекционной школы «Надежда» фундамент, на который может быть организованно и сформировано проектное мышление учащихся. Проектная деятельность как способ преобразование реальности в союзе с поставленной целью оказывается подходящим средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте ученика нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией.

Третья четверть учебного года – особый период, когда, по мнению физиологов и психологов, происходит заметное снижение работоспособности.

Творческая проектная деятельность учащихся связана с традициями. На уроках технологии создаются красивые и полезные изделия в рамках традиционных видов рукоделия.

Чтобы добиться успеха в работе, необходимо тщательно подбирать эффективные технологии и методы обучения. Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции.

Например, один из видов рукоделий  лоскутное шитьё. Чтобы изделия получались аккуратными, детали кроят по шаблонам. Преимущество применения шаблонов несколько: детали получаются максимально одинаковыми, что влияет на внешний вид изделия и сокращается время при раскрое, что существенно хорошо в рамках школьного урока. Существуют обычные и сквозные шаблоны.

Цель экспериментальной работы – опытным путём доказать эффективность применения сквозных шаблонов при работе с тканью.

Педагогическое исследование проводилось в период с 10 марта по 19 марта 2021 года в МБОУ КШ Надежда города Южно-Сахалинска. Принимали участие в исследовании ученицы 10 класса в количестве 5 человек в возрасте 16 - 18 лет.

Проанализировав методическую литературу и изучив рабочую программу, были разработаны уровни/критерии оценивания работы с тканью (таблица 1) и составлены вопросы для опроса (таблица 2), состоящая из четырёх вопросов и вариантов ответов.

Таблица 1 – Уровни, критерии оценивания

Уровни

Критерии

Ровнота срезов

Ровнота соединения деталей

Внешний вид

1

2

3

4

Высокий

Срезы выполнены ровно.

Лоскуты стачаны ровно.

Закрепки в начале строчки в конце выполнены.

Аккуратно выполнено, согласно требованиям.

Средний

Срезы выполнены с небольшой кривизной.

Незначительное смещение лоскутов. Закрепки в начале строчки в конце выполнены.

Не значительные отклонения от требований при выполнении задания.

Низкий

Не допустимое искривление линии срезов.

Значительный перекос в соединении лоскутов.

Закрепки в начале строчки в конце не выполнены.

Задание выполнено не аккуратно с грубыми нарушениями.

Таблица 2 – Опросник

Вопросы

Варианты ответов

(цифру с вариантом ответа необходимо обвести)

Вам было понятно задание?

  1. Да
  2. Нет

Как надо сложить два лоскута ткани?

  1. Изнаночными сторонами вместе.
  2. Лицевыми сторонами вместе.

Что надо сделать с лоскутами по шву стачивания?

  1. Прометать.
  2. Сколоть булавками.

Что у вас вызвало сложность?

  1. Приколоть булавками шаблон к ткани.
  2. Отложить припуск от шаблона.
  3. Выкроить лоскуты.

Уровни и критерии оценивания знаний, умений и навыков направлены на устранение недочётов и пробелов, имеющихся в знаниях, умения и навыках учащихся. Поэтому важно не только обнаружить эти недочёты и пробелы, не только установить, какие ошибки допускают учащиеся, но и проанализировать их причины, чтобы принять необходимые педагогические меры к их исправлению [5].

Для определения уровня навыков работы с тканью учащимся требовалось выполнить следующие задания: приколоть шаблон к ткани; обмелить шаблон; отложить припуск от шаблона; выкроить две детали; сложить два лоскута лицевыми сторонами вместе; сколоть по линии стачивания; стачать два лоскута. Для выполнения были изготовлены обычные шаблоны, которые используют учителя на уроках (рисунок 1).

C:\Users\User\Pictures\2020-05\IMG_20200517_110901.jpg

Рис. 1 – Обычные шаблоны

После выполнения практического задания проведен опрос учащихся. Результаты опроса:

  1. На вопрос «Вам было понятно задание?» ответили «Да» 5  учениц (100%).
  1. На вопрос «Как надо сложить два лоскута ткани?» ответили «Лицевыми сторонами вместе»    5      учениц (100%).
  2. На вопрос «Что надо сделать с лоскутами по шву стачивания?» ответили «Сколоть булавками»    5    учениц (100 %), «Прометать»  3  ученицы      %), обвели оба ответа    3      учениц (60%).
  3. На вопрос «Что у вас вызвало сложность?» ответили «Отложить припуск от шаблона», «Выкроить лоскуты», обвели оба ответа  3  ученицы (60%), ответили «Приколоть булавками шаблон к ткани» 3 учениц (60%).

Таким образом, ученицы поняли задание, но произошла путаница со скалыванием двух лоскутов. Большинство после скалывания стали смётывать, так как учащиеся привыкли к последовательности скалывать, затем смётывать. Наибольшее затруднение вызвала операция – откладывание припуска, его линия в основном была дугообразной, меньшая часть учащихся, к окончанию линии припуска, увеличивала его в два раза.

Уровень навыков работы с тканью и шаблонами учащихся сведены в таблицу, а также представлены в виде диаграммы (рисунок 2).

Таблица 3 – Уровень навыков работы с тканью и обычными шаблонами учащихся

п/п

Имя, фамилия

Ровнота срезов

Ровнота соединения деталей

Внешний вид

Уровень

1

Ангелина Б.

3

3

3

низкий

2

Карина К.

4

5

5

высокий

3

Светлана М.

4

4

4

средний

4

Арина С.

3

4

3

низкий

5

Алина С.

3

4

4

средний

Класс %

68

80

76

75

Рис. 2 – Диаграмма уровень навыка учащихся

По результатам анализа практического задания установлено, что у учащихся не умеют ровно откладывать и размечать припуск при работе с тканью, машинные строчки имеют допустимые неровности.

Навык в откладывании ровного припуска помогут сформировать сквозные шаблоны (рисунок 3). Припуск, заложенный в шаблон, тренирует глазомер, ученики видят ровную линию и в будущем малейшая неровность будет заметна сразу.

C:\Users\User\Pictures\2020-04\IMG_20200422_194442.jpg

Рис. 3 – Сквозные шаблоны

После проведения серии уроков с использованием сквозных шаблонов было выполнено сравнение результатов по критериям оценивания.

Данные уровней навыков работы с тканью и шаблонами учащихся сведены в таблицу, так же представлена диаграмма (рисунок 4).

Таблица 4 – Уровень навыков работы с тканью и шаблонами учащихся

п/п

Имя, фамилия

Ровнота срезов

Ровнота соединения деталей

Внешний вид

Уровень

1

2

3

4

5

6

1

Ангелина Б.

4

3

4

средний

2

Карина К.

5

5

5

высокий

3

Светлана М.

5

5

5

высокий

4

Арина С.

4

4

4

средний

5

Алина С.

4

4

4

средний

Класс %

88

84

88

87

Рис. 4 – Диаграмма уровень навыка учащихся

Анализ результатов показал, что отмечаются положительные улучшения при выкраивании лоскутов с использованием сквозных шаблонов, срезы получились более ровными и поэтому внешний вид изделия более аккуратен, чем с обычными шаблонами. Так же использование сквозных шаблонов позволило сократить время, затрачиваемое на откладывание и разметку припусков. Экономия времени, положительный факт для школьного урока, который ограничен временными рамками.

Таким образом, применение сквозных шаблонов, на уроках швейного дела, при работе с тканью, доказали свою эффективность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большой толковый словарь по культурологии. [Электронный ресурс]. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/fc/slovar-210-3.htm#zag-1213 (дата обращения: 11.03.2019).
  2. Государственный стандарт Российской Федерации. Ножницы. ГОСТ Р 51268-99 [Электронный ресурс]. URL: http:///C:/Users/User/Desktop/ножницы.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
  3. Дополнительная профессиональная общеобразовательная программа. Лоскутное шитьё. [Электронный ресурс]. URL: http:///C:/Users/User/Desktop/инст/курсовая%20основы%20твор.%20констр/Loskutnoe_shityo_2014.pdf (дата обращения: 04.12.2019).
  4. Жук С.М. Энциклопедия рукоделий. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. – С. 3, 27  30.
  5. Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю, Филипова Е.Н., Копотева Г.Л., Максимова Е.Н. Технология. Методическое пособие. 5-9-ые классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – 81с.
  6. Конышева Н.М., Волжина И.А. Технология. Технологии ведения дома: Методические рекомендации к учебникам для 5-7-х классов общеобразовательных учреждений – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. –С. 4 – 30.
  7. Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/78/136/1734.php (дата обращения: 11.03.2019).
  8. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 74  148.
  9. Кругликов Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии. – Курск, 1998. – 395 с.
  10. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения: Учебник / Г.И. Кругликов.  М.: Academia, 2015.  412 c.
  11. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.: Издательство Эсмо, 2006. – С. 8  49.
  12. Методика работы в технике лоскутного шитья. [Электронный ресурс]. URL: http:///C:/Users/User/Desktop/инст/курсовая%20основы%20твор. %20констр/Tatarintseva_Metodika_17.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
  13. Мураев Е.М., Ромакнова К.Е. Теория и методика обучения технологии. Учебно-методическое пособие. – Шуя: изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 205 с.
  14. Первый социальный словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://webotvet.ru/articles/opredelenie-trud.html (дата обращения: 11.03.2019).
  15. Перевалова Т.В. Теория и методика обучения технологии: учебное пособие / Т. В. Перевалова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2016. – 55 с.
  16. Подходы к понятию «технология». Технология как предмет и средство обучения в системе технологического образования. Признаки технологической деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/2975067/page:8/ (дата обращения: 11.03.2019).
  17. Поташник М.М. Программы экспериментов подготовлены: Алфимовым В.Н., Бочкаревым В.И., Зверевой В.И., Капто А.Е., Кожевниковым В.М., Кошелевой Е.А., Курдюмовой И.М., Лошкаревой Н.А., Матросом Д.Ш., Моисеевым А.М., Немовой Н.В., Патрушевой О.И., Скляным В.И., Чоботарем А.В. Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина (МГЛУ им. В.И Ленина), 1991. – 169 с.
  18. Преподавание предмета технологии в соответствии с ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/prepodavanie-predmeta-tehnologii-v-klassah-v-sootvetstvii-s-fgos-2376514.html (дата обращения: 10.02.2019).
  19. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агра, 2000.  176 с.
  20. Санкович Г.В. Особенности преподавания технологии в 2017  2018 учебном году // Методические рекомендации: Кемерово, 2017. [Электронный ресурс]. URL: gymn11.ru/images/information_about_the_educational_organization/education/docs/Methodical_recommendations/Технология.pdf (дата обращения: 02.12.2018). – С. 9 – 11.
  21. Сергеев А.Н. Педагогика, психология, теория и методика обучения технологии: Учеб. метод. пособие для подготовки к Государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 44.03.01 (050100.62) «Педагогическое образование» (профиль «Технология»). Уровень образования – бакалавриат / А. Н. Сергеев, В. М. Заёнчик, П. Н. Медведев, Н. В. Савельева, М. А. Кувырталова, А. В. Сергеева, Ю. С. Дорохин, Д. В. Малий; Под общ. ред. А. Н. Сергеева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015. – 138 с.
  22. Серебренников Л.Н. Методика обучения технологии: учебник для академического бакалавриат / Л. Н. Серебренников.  2-е изд., испр. и доп.  Москва: Издательство Юрайт, 2019.  226 с.  (Образовательный процесс).  ISBN 978-5-534-06302-8. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/437115 (дата обращения: 15.04.2020).
  23. Синицина Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5-ый класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синицина, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
  24. Системы трудового обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5919151/page:36/ (дата обращения: 11.03.2019).
  25. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие / В.А. Скакун.  М.: Форум, 2019.  320 c.
  26. Ткани. [Электронный ресурс]. URL: https://xtkani.ru/uteplitel-poliester/ (дата обращения: 02.01.2019).
  27. Ткани. [Электронный ресурс]. URL: https://gidpotkanyam.ru/ poliester.html (дата обращения: 02.01.2019).
  28. Технология: методика обучения и воспитания. Часть II. Глава IV. [Электронный ресурс]. URL: https://fictionbook.ru/author/nataliya_babina/ tehnologiya_metodika_obucheniya_i_vospit/read_online.html (дата обращения: 11.03.2019).
  29. Технология. 5-ый класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасоева / Под ред. И.А. Сасоевой. – М.: Вента-па-Граф, 2004. – 144 с.
  30. Технология. 5-11-е классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / автор составитель Н.А. Пономарёва. – Волгоград: учитель, 2010. – 107 с.
  31. Трудовое воспитание в педагогике. [Электронный ресурс]. URL: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/trudovoe-vospitanie/ (дата обращения: 11.03.2019).
  32. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. 16. Закон РТ от 22.07.2013 N 68-ЗРТ «Об образовании».
  33. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения / Н.Е. Эрганова.  М.: Academia, 2016.  672 c.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

«Формирования навыков самостоятельной работы через организацию работы с книгой с учетом сбережения здоровья детей»

«Формирования навыков самостоятельной работы через организацию работы с книгой с учетом сбережения здоровья детей»...

Формирование навыков самостоятельного выполнения профессиональных заданий обучающимися в ходе практических занятий штукатурным делом

Формирование навыков самостоятельного выполнения профессиональных заданий учащимися в ходе практических занятий штукатурным делом...

Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в воспитательной работе посредством интерактивных игр, направленных на формирование и сбережение здоровья

Автор статьи знакомит с инновационной формой организации профилактических мероприятий, отраженных в  разделе  программы воспитательного пространства гимназии «Здоровый образ жизни&raqu...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом.

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка. Приемы работы с текстом....