Статья "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МАСТЕР-КЛАСС - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ"
статья по технологии

На примере интеграции учебных дисциплин «Биология»  и «Технология» рассмотрена методика  проведения мастер-классов на базе общеобразовательной школы для предметных занятий и внеурочных мероприятий для детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_esina_tv.docx679.23 КБ

Предварительный просмотр:

Есина Татьяна Владимировна

Угринович Татьяна Леонидовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №17

г. Иркутск

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МАСТЕР-КЛАСС - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Аннотация:   На примере интеграции учебных дисциплин «Биология»  и «Технология» рассмотрена методика  проведения мастер-классов на базе общеобразовательной школы для предметных занятий и внеурочных мероприятий для детей и взрослых.

Ключевые слова: мастер-класс, интеграция, практико-ориентированное обучение, творческая деятельность, бинарное обучение, интерактивная форма обучения.

С 2013 года администрацией города Иркутска  и департаментом образования    реализуется творческо–методическая  инициатива  «Неформальные каникулы». Она являются частью общегородского проекта «Иркутск – обучающийся город», который направлен на привлечение горожан к новым формам образования.

Вузы, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, различные экологические и краеведческие организации, библиотеки, музеи, театры, дома творчества принимают участие в этом проекте. Они включают в программу «Неформальных каникул» мастер-классы,   спортивные тренировки, квесты, семинары, лекции и консультации не только для детей и молодежи, но и для взрослого населения, не ограничивая возраст участников.

Наша образовательная организация вот уже несколько лет участвует в этом проекте, приглашая всех желающих на свои мероприятия. Одной из наиболее интересных форм проведения таких мероприятий является интегрированный мастер-класс, в ходе, которого одновременно работают в паре два учителя-предметника.

Мастер-класс - это интерактивная форма обучения и обмена опытом,  совершенствования практического мастерства. В ходе мастер-класса педагоги демонстрирует свою креативность и профессионализм, делятся своими методическими изюминками, выступают в роли и  партнеров и консультантов.

Мастер-класс – это практико-ориентированная форма организации образовательного процесса. Она позволяет организовать учебную работу в форме практической активной творческой деятельности под контролем педагогов. В ходе мастер-класса поощряется диалог, общение, взаимопомощь, активное слушание, состязательные элементы.

Интеграция в проведении мастер-классов позволяет устанавливать устойчивые связи между учебными дисциплинами, способствует развитию системного мировоззрения, прививает любовь к прекрасному, призывает    беречь природу.

Нами были проведены яркие и запоминающие мастер-классы. Один из них «Приглашаем в Микополис». В ходе проведения мастер-класса, его участники совершили путешествие в грибное царство, познакомились с основными признаками и классификацией грибов, рассмотрели с помощью микроскопа  мицелий  плесневых грибов, узнали в каких отраслях промышленности   активно используется плесень, научились распознавать  съедобные и ядовитые грибы, затем смастерили модели  разных представителей «Микополиса», применив технику работы с бумагой - квиллинг.  В результате кропотливой и творческой  коллективной  работы появилась оформленная  грибная полянка.

C:\Users\HP\OneDrive\Рабочий стол\МО 22-23\IMG20220303131400.jpgC:\Users\HP\OneDrive\Рабочий стол\МО 22-23\IMG-b0e829bc2a6502d98802b8272bf643a9-V.jpgC:\Users\HP\Downloads\IMG20221011091339.jpg

Рисунок 1 – Фотографии мастер-класса «Приглашаем в Микополис»

Следующее бинарное мероприятие было посвящено изучению чешуекрылых насекомых – бабочек, оно назвалось «Тайны и секреты, бабочек кокеток». Для проведения мастер-класса также использовали оптические приборы, чтобы наши исследователи смогли убедиться в том, что крыло бабочки имеет сложное архитектурное строение   и покрыто тончайшими и хрупкими чешуйками. В ходе проведенного лабораторного исследования участники мастер-класса выяснили особенности строения насекомых на примере бабочек, узнали особенности жизнедеятельности, познакомились с основными циклами развития, значением их в природе.  Для закрепления полученных знаний было предложено создать подвижные модели бабочек, занесённых в Красную книгу Иркутской области.

C:\Users\HP\Downloads\IMG-c7d2b5ba968db704a5633cb758f71b2f-V.jpgC:\Users\HP\Downloads\IMG-347250605895508c8d4223b52ce30896-V.jpgC:\Users\HP\Downloads\IMG20221013180345.jpg

Рисунок 2 – Фотографии мастер-класса «Тайны и секреты, бабочек кокеток»

Еще один интегрированный мастер-класс назывался «Ловись, рыбка! Большая и маленькая».

Разновозрастные участники с удовольствием обобщили знания по разделу зоологии «Класс рыбы», а затем выполнили практическую работу и заполнили  импровизированный аквариум макетами костных и хрящевых рыб, выполненных в технике оригами.

C:\Users\Tania\Pictures\Саша семена\PICT5191.JPGC:\Users\Tania\Pictures\Саша семена\PICT5188.JPG

Рисунок 3 – Фотографии мастер-класса «Ловись, рыбка! Большая и маленькая»

    Нами замечено, что популярность мастер-классов возрастает стремительными темпами, думаем, главная причина заключена  в сочетание увлеченности и  пользы. Мастер-класс   даёт возможность подарить и ребенку и взрослому самые яркие и положительные эмоции и при этом, это возможность получить какой-то новый опыт в жизни, приобрести новые навыки.

    Проведенные нами интегрированные  мастер-классы позволяют не только передавать и обмениваться опытом, но и дают возможность посредством активной деятельности участников, широкой наглядности, образности, быстрой смены учебной деятельности, тесного взаимодействия с участниками, получать немедленный результат.

Такая форма  обучения и воспитания является жизненной необходимостью для педагога, который не стоит на месте, ищет новые для себя формы и методы работы.

Использованная литература

  1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 277с. - ISBN: 978-5-7057-3450-4
  2. Русских Г. А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. 2002, № 1. - С. 38.
  3. Формы профессионального обучения педагогов : мастер-классы, технологические приемы / авт.-сост. Т. В. Хуртова. - Волгоград: Учитель. 2008. - 206, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (В помощь администрации школы).; ISBN 978-5-7057-1485-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Создание театрального коллектива как одна из форм дополнительного образования детей"

Цели и задачи нашего проекта театрального коллектива – это приобщение детей к творчеству, развитие их способностей (литературных, актерских, оформительских), воспитание чувства коллективизма, чу...

«Мастер-класс как современная форма методической работы»

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педа...

"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "

С целью обобщения и  распространения  педагогического опыта предлагаю познакомиться с  программой по самообразованию....

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Мастер-класс в рамках Декады дополнительного образования 18.05.2012 г.

Цель мастер-класса по теме: "Изготовление элементов модели одежды из нетрадиционных материалов" - развитие творческой инициативы ребенка, мотивации к занятиям посредством освоения приемов изготовления...

Мастер-класс, как современная форма передачи опыта в условиях реализации ФГОС

Данная разработка поможет правильно подготовиться учителю к мастер-классу...

Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...