Формирование математической грамотности на уроках технологии «Математика в быту»
учебно-методический материал по технологии (6, 7, 8 класс)

 Опыт работы по формированию математической грамотности у учащихся средствами учебных заданий и проблемных ситуаций, проблемного диалога на уроках технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование математической грамотности на уроках технологии «Математика в быту» Голято Светлана Ивановна, учитель технологии МКОУ СОШ №2 г.Тайшета

Слайд 2

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Аристипп

Слайд 3

Функциональная грамотность - это целый ряд навыков и умений – познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные решения, эффективно жить и развиваться в обществе в контексте с окружающей среды , чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

Слайд 4

Математическая грамотность включает в себя, умение самостоятельно распознать проблему и выбрать математические средства ее решения, умение самостоятельно оценить полученный результат и предъявить его в подходящей форме, уметь проанализировать заданную ситуацию, извлечь из текста задачи нужную информацию, понять предложенный алгоритм.

Слайд 5

6 класс («Технология домашнего хозяйства») Определите, сколько необходимо закупить пленки для гидроизоляции садовой дорожки, если её ширина везде одинакова . 7 класс («Дизайн») Дизайнер Павел получил заказ на декорирование чемодана цветной бумагой. По рисунку определите, сколько бумаги (в см ²) необходимо закупить Павлу, чтобы оклеить всю внешнюю поверхность чемодана, если каждую грань он будет обклеивать отдельно (без загибов).

Слайд 6

5 класс («Древесина») Пол комнаты, имеющей форму прямоугольника со сторонами 4 м и 9 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 10 см и 25 см. Сколько потребуется таких дощечек ? 8 класс(«Бюджет семьи») 1. а). Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положил на счет 8000 р. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет? б) . Вкладчик по истечении года решил оставить деньги в банке, добавив на счет еще 12 000р. и вклад составлял 22% годовых. Какая сумма будет через год, если так же никаких операций проводиться в течении года не будет? 2. Плата за телефон составляет 340 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 2%. Сколько придётся платить ежемесячно за телефон в следующем году?

Слайд 7

Задание. Семья из двух человек едет на отдых в санаторий. Можно ехать поездом, а можно - на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1510 рублей. Автомобиль расходует 7 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 47 рублей за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку?

Слайд 8

Мини-проект «Составление меню на завтрак» Составить меню на завтрак, с учетом энергетической ценности продуктов питания и рассчитать стоимость завтрака на 4 человек. -1 группа рассчитывает завтрак, имея в бюджете всего 100 рублей; - 2 группа в деньгах не ограничена; - 3 группа рассчитывает вредный завтрак для школьников; - 4 - находится в глухой деревне, где кормит семью свое хозяйство; - 5 - рассчитывает здоровый завтрак для спортсменов; -6 -для детей - первоклассников.

Слайд 9

ОБРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Необходимо изготовить юбку: 1. В соответствии с эскизом выполните описание. 2. В соответствии с эскизом юбки внесите изменения в базовый чертёж, недостающие детали постройте. Назовите, из каких деталей и в каком количестве состоит чертёж юбки 3. Подготовить все детали юбки к раскрою. 4. Рассчитайте необходимое количество ткани, если Дю-65см, Сб-50см, при ширине ткани – 1,40 м. 5. Какую ткань (по сырьевому составу) вы бы предложили, если это будет летнее изделие?

Слайд 10

Проектные работы Выполнение чертежей с соблюдением правил: линии, разметка, масштаб. Э кономическое обоснование проекта: формула расчета себестоимости изделия; расходы на материалы; учет расходов на электроэнергию; трудовые затраты.

Слайд 11

Б ытовые математические расчеты Задание. Задание. Какие лампочки можно использовать для освещения жилых помещений? (найдите их плюсы и минусы). Какие лампочки используются чаще в настоящее время, их стоимость (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные)? Сравните ежемесячные затраты на электроэнергию в квартире при использовании разных видов ламп. Сколько можно сэкономить за год при использовании энергосберегающих ламп? В чем их преимущество светодиодных ламп? Вам необходимо оплатить квитанцию за электроэнергию. Показания прибора учёта(предыдущие) 15593, последние показания прибора учёта 15856 Какова сумма платежа при тарифе 1,30 руб. / кВт.ч .?

Слайд 12

Составление задачных формулировок с помощью предложенных предметов Задание. Предметы: поезд, фото семьи из 4 человек, купальная шапочка. (Участники выбирают дополнительный источник информации: смартфон) Модельный ответ: Семья( состоящая из 4 человек) на каникулах решила съездить в Новосибирск в аквапарк. Рассчитай стоимость поездки для всей семьи. ( информацию о стоимости билетов берут на сайте РЖД) Каждой команде предлагается подумать как будут представлены результаты(таблица, рисунок, диаграмма и т.д.)

Слайд 13

Задание для педагогов. Попробуйте составить задачную формулировку с помощью предложенных предметов. Предметы: план комнаты, рулон обоев, малярная кисть. Дополнительный источник: Задача : родители ученика Никиты Петрова решили оклеить его комнату новыми обоями. Периметр комнаты 16 метров. Высота потолков 2,5 метров. Сколько обоев по 10 метров и обойного клея им понадобиться. упаковка обойного клея.

Слайд 14

Задание для педагогов П редметы: стол, новогодняя елка, кошелек. Дополнительные источники: смартфон, группа « Вайбер » магазина «Хороший». Задача: Маме надо закупить продукты к новогоднему столу на семью из 4 человек. Помоги маме собрать новогодний стол на 5000рублей.

Слайд 15

Задачи педагогов 1. Направить. 2. Подсказать. 3. Заинтересовать .

Слайд 16

Формула успеха «Овладение = Усвоение + Применение на практике»

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Тайшета

Формирование математической грамотности на уроках технологии

Мастер-класс «Математика в быту».

Выполнил: учитель технологии

Голято С.И.

г.Тайшет

2022

Мастер-класс «Математика в быту».

Развитие математической грамотности на уроках технологии.

Голято Светлана Ивановна, учитель технологии МКОУ СОШ №2 г.Тайшета

Цель мастер-класса: ознакомление с опытом работы по формированию математической грамотности у учащихся средствами учебных заданий и проблемных ситуаций, проблемного диалога на уроках технологии.

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Аристипп

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое.

Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно, наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед нами действительность, заинтересованными в более самостоятельном познании.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность - это целый ряд навыков и умений – познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные решения, эффективно жить и развиваться в обществе в контексте с окружающей среды, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

Функциональная грамотность - понятие метапредметное, и поэтому формируется она при изучении разных школьных дисциплин.

На уроках технологии я использую задания на формирование различных видов функциональной грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественно-научная, компьютерная, экономическая и другие.

Сегодня мы поговорим о математической грамотности, т.к. тема моего выступления «Математика в быту».

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие заинтересованному и здравомыслящему гражданину.

Математическая грамотность включает в себя, в первую очередь, умение самостоятельно распознать проблему и выбрать математические средства ее решения, умение самостоятельно оценить полученный результат и предъявить его в подходящей форме, уметь проанализировать заданную практическую ситуацию, извлечь из текста задачи нужную информацию, понять предложенный алгоритм.

Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том, или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа? На разных этапах урока есть возможность применения заданий на формирование математической грамотности: это может быть одно задание или несколько заданий, в виде проблемного диалога объединенных по одной теме.

Например, задание на вычисление длин и площадей предлагаю в 6 классе при изучении раздела « Технология домашнего хозяйства»:

1. Определите, сколько необходимо закупить пленки для гидроизоляции садовой дорожки, изображенной на рисунке, если её ширина везде одинакова.

7 кл. Тема: « Дизайн, его требования и правила».

#1044;изайнер Павел получил заказ на декорирование чемодана цветной бумагой. По рисунку определите, сколько бумаги (в см ²) необходимо закупить Павлу, чтобы оклеить всю внешнюю поверхность чемодана, если каждую грань он будет обклеивать отдельно (без загибов).

Эту задачу можно обыграть с детьми, где они сами выступают в роли в дизайнеров и каждой группе или каждому ряду даю разное задание, например, декорирование тумбы, шкафа, полки.

5 кл. Раздел: «Древесина. Виды и обработка древесины».

3. Пол комнаты, имеющей форму прямоугольника со сторонами 4 м и 9 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 10 см и 25 см. Сколько потребуется таких дощечек?

8 кл. Тема : «Бюджет семьи». «Как правильно распорядится свободными средствами» .

1. а. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положил на счет 8000 р. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет?

б. Вкладчик по истечении года решил оставить деньги в банке, добавив на счет еще 12 000р. и вклад составлял 22% годовых. Какая сумма будет через год, если так же никаких операций проводиться в течении года не будет?

#1055;лата за телефон составляет 340 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 2%. Сколько придётся платить ежемесячно за телефон в следующем году?

8 кл. Тема: «Бюджет семьи»

Задание.

Семья из двух человек едет на отдых в санаторий. Можно ехать поездом, а можно - на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1510 рублей. Автомобиль расходует 7 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 47 рублей за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку?

Задание.

Ваша семья из трех человек (мама, папа и сын 14 лет) приняли решение переехать из города Тайшет в город Красноярск, необходимо перевезти личные вещи общим объемом 6 куб.м. и весом 2000 кг. Среди этих вещей есть несколько крупногабаритных вещей. Также нужно транспортировать крупную собаку.

1. С помощью интернета найти все возможные виды транспорта для организации переезда, узнать стоимость их услуг.

2. Узнать сроки транспортировки груза и рассчитать ее стоимость.

3. Выбрать оптимальный способ личного перемещения с собакой.

4. Обосновать свой выбор.

В выполнение подобных заданий дети всегда активно включаются и проявляют свой творческий потенциал, так как им становится понятно где в реальной жизни могут пригодится полученные в школе навыки и знания.

Мы все с вами работаем над проектами, которые бывают длительные, дети их защищают в конце учебного года и краткосрочные, т.е. мини-проекты.

Мини-проект «Составление меню на завтрак».

Составить меню на завтрак, с учетом энергетической ценности продуктов питания и рассчитать стоимость завтрака на 4 человек.

У каждой группы своя проблемная ситуация. Одна группа рассчитывает завтрак, имея в бюджете всего 100 рублей, вторая группа в деньгах не ограничена, третья группа рассчитывает вредный завтрак для школьников, четвертая - находится в глухой деревне, где кормит семью свое хозяйство, пятая - рассчитывает здоровый завтрак для спортсменов, шестая-для детей - первоклассников.

В своей работе использую задания для темы «Рациональное питание», где дети учатся рассчитывать пищевую ценность как одной порции продуктов, так и нескольких. Сейчас эта тема актуальна для подростков.

В разделе «Обработка текстильных материалов», ребята, прежде чем приобрести ткань и начать пошив изделий, должны рассчитать расход ткани и других материалов, их предварительную стоимость.

Задание.

Вам необходимо изготовить юбку:

1. В соответствии с эскизом выполните описание.

2. В соответствии с эскизом юбки внесите изменения в базовый чертёж, недостающие детали постройте. Назовите, из каких деталей и в каком количестве состоит чертёж юбки

3. Подготовить все детали юбки к раскрою.

4. Рассчитайте необходимое количество ткани, если Дю-65см, Сб-50см, при ширине ткани – 1,40 м.

5. Какую ткань (по сырьевому составу) вы бы предложили, если это будет летнее изделие?

При выполнении проектных работ так же ведется большая работа по формированию математической грамотности. При выполнении эскиза будущего изделия необходимо выполнить чертеж с соблюдением правил чертежа: линии, разметка, масштаб. При экономическом обосновании проекта составляется формула расчета себестоимости изделия, и постепенно к расходам на материалы добавляется учет расходов на электроэнергию и трудовые затраты.

Умение выполнять не сложные бытовые математические расчеты дети используют и при изучении темы «Электрические приборы». Например, необходимо выполнить расчет платежа за использованную эл.энергию.

Задание.

Вам необходимо оплатить квитанцию за электроэнергию. Показания прибора учёта(предыдущие) 15593, последние показания прибора учёта 15856

Какова сумма платежа при тарифе 1,30 руб. /кВт.ч.?

Задание.

Какие лампочки можно использовать для освещения жилых помещений? (найдите их плюсы и минусы). Какие лампочки используются чаще в настоящее время, их стоимость (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные)?

Сравните ежемесячные затраты на электроэнергию в квартире при использовании разных видов ламп. Сколько можно сэкономить за год при использовании энергосберегающих ламп? В чем их преимущество светодиодных ламп?

Достаточно много разнообразных заданий на тему «Социальные технологии. Маркетинг». Задания про акции в магазинах или абонемент в бассейн, очень нравятся детям, их можно выполнять в парах и потом делиться полученными выводами.

В своей работе использую прием составления задачных формулировок с помощью предложенных предметов. Где дети сами составляют задачи и решают их. Такой способ составления задач учащимся очень нравится и они с удовольствием их решают. Давайте разберем одну из них.

Задание.

Предметы: поезд, фото семьи из 4 человек, купальная шапочка.

(Участники выбирают дополнительный источник информации: смартфон)

Модельный ответ: семья( состоящая из 4 человек) на каникулах решила съездить в Новосибирск в аквапарк. Рассчитай стоимость поездки для всей семьи( информацию о стоимости билетов берут на сайте РЖД)

Обязательно, каждую задачу проговариваем, рассматриваем все ли предметы использовали, правильно ли поставлен вопрос, какой дополнительный источник информации необходим. Можно оставить решение задачи за группой, либо поменяться задачами . Каждой команде предлагается подумать как будут представлены результаты(таблица, рисунок, диаграмма и т.д.)

Задания для педагогов.

Попробуйте составить задачную формулировку с помощью предложенных предметов:

  1. Предметы : план комнаты, рулон обоев, малярная кисть(Участники выбирают дополнительный источник информации: упаковка обойного клея).

Модельный ответ: Родители ученика 5 класса Никиты Петрова решили оклеить его комнату новыми обоями. Периметр комнаты 16 метров. Высота потолков метров. Сколько обоев по 10 метров и обойного клея им понадобиться?

  1. Предметы: стол, новогодняя елка, кошелек. (Участники выбирают дополнительный источник информации: группа «Вайбер» магазина «Хороший»).

Модельный ответ: Маме надо закупить продукты к новогоднему столу на семью из 4 человек. Помоги маме собрать новогодний стол на 5000р.

Формирование математической грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения.

Наша задача направить знания и умения обучающихся в нужном направлении, подсказать, как добыть те или иные знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза зажглись интересом к познанию. Поэтому обучающиеся должны учиться тому, как адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые математические задачи, с которыми им возможно, придётся столкнуться в будущем в быту.

Подведение итогов:

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же действовать успешно, им нравится на уроке не только слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, принимать решения, придумывать. Если учитель организует такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания- качественными.

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну, формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном мире.

«Овладение = Усвоение + Применение на практике»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности на уроках математики

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

Задачи на формирование математической грамотности на уроках истории

Задачи, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках истории в 6 классе....

Формирование математической грамотности на уроках биологии в 6 классе (Статья)

В статье представлены результаты из опыта работы по проблеме интеграции математики и биологии в 6 классе через введение математических минуток. Определены основные математические навыки у обучающихся ...

Формирование математической грамотности на уроках иностранного языка в основной школе

Данный материал представляет ресурсы, которые может использовать педагог на уроках иностранного языка....

Формирование математической грамотности на уроках математики (Обыскалова Г.В.)

Формирование математической грамотности на уроках математики (Обыскалова Г.В.)...

Задания по формированию математической грамотности на уроках математики

В работе содержится 8 задач на формирование математической грамотности на уроках математики. Данные задания подойдут для работы с учащимися 5-6 классов....