Конспект урока "Санитария и гигиена на кухне"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Разработка урока предназначена для проведения уроков технологии в 5 классе по теме "Санитария и гигиена на кухне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_sanitariya_i_gigiena_na_kuhne.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Санитария и гигиена на кухне».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Познакомить обучающихся с правилами санитарии и гигиены, сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания.

Задачи урока:

1.Ознакомить с правилами санитарии и гигиены, изучить безопасные приемы труда; познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней;  ознакомить с приемами оказания первой помощи при порезах, ожогах паром или кипятком; способствовать формированию представления о значении пищи в жизни человека, о питательных веществах.

2.Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Формировать познавательный интерес к предмету.

3.Воспитание культуры безопасного труда и  стремления к здоровому образу жизни.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомить учащихся с посудой и приспоблениями,правилами ухода за ней, ознакомить с правилами безопасной работы на кухне, ознакомить с приемами оказания  первой медицинской помощи при порезах, при ожогах паром или кипятком; освоение новых знаний о физиологии питания, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания.

Метапредметные: самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока; планирование собственной познавательной деятельности ; формирование навыков работы с учебной литературой; формирование навыков анализа и систематизации; организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

Личностные: установление учащимися  связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию; применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Добрый день ребята, рада видеть вас на уроке. А чтобы наш урок прошел на позитивной ноте, предлагаю вам посмотреть друг на друга и улыбнуться.

И с хорошим настроением начинаем наш урок.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:  Свой урок я хотела бы начать со следующего стихотворения:

«Скачет сито по полям,

А, корыто по лугам»…

«И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»…

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

«Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой – ой – ой! Ой – ой – ой!

Воротитеся домой!»

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд – куда! Куд – куда!

Вы откуда и куда?»

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

Учитель: как вы думаете почему посуда сбежала?

Учитель: Запишите тему урока: «Санитария и гигиена на кухне»

Прослушайте пожалуйста еще одно стихотворение, оно вам должно быть знакомо:

Робин Бобин Барабек

 Скушал сорок человек,

 И корову, и быка,

 И кривого мясника,

 И телегу, и дугу,

 И метлу, и кочергу,

 Скушал церковь, скушал дом,

 И кузницу с кузнецом,

 А потом и говорит:

 "У меня живот болит".

Учитель задает вопросы ученикам:

1.Почему заболел живот у Робина Бобина?

2.Опасно ли переедание?

3.Питание должно быть здоровым?

4.А какую проблему вы видите в этом стихотворении?

Записываем на доске «Физиология питания».

Итак, тема  урока «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».

Сегодня у нас первый урок по кулинарии, а знаете ли вы что такое кулинария?

Учитель:

Слово кулинария происходит от латинского слова culīna — кухня, что в переводе означает искусство приготовления пищи , «поварское дело». История кулинарии исчисляется даже не сотнями лет, а тысячелетиями. Уже в VII в. до н. э. в Риме существовали кулинарные школы. И испокон веков искусство приготовления пищи считалось почётным делом.

 Какие профессии связаны с кулинарией?                                                 

           

Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. А так же поговорим оздоровом и правильном питании.

III.Актуализация знаний.

Учитель: Давайте для начала вспомним что такое кухня? Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было.

Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая ,из бересты.

Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи.

Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож.

Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы.

Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – два, три века тому назад, а в России – во времена Петра 1. Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта.

Вопрос для обучающихся:

Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?

Минимальный набор посуды состоит из четырех предметов: это кастрюля, сотейник и две сковороды различного размера.

Для запекания продуктов в духовом шкафу применяют посуду из:

-  керамики,     - огнеупорного стекла,      - чугуна       -  силикона.  

Для подачи готовых блюд используют столовую посуду:

-фаянсовую,   фарфоровую,    керамическую, стеклянную.

Существуют следующие виды столовой посуды:

- тарелки столовые, закусочные, пирожковые, десертные, салатники и так далее.

К столовым приборам относят:

- ножи, вилки, ложки.

Чайная посуда состоит из

- чашек, блюдечек, заварочного чайника, молочника и сахарницы.

Инвентарь: 

·         несколько разделочных досок (хлеб, овощи, мясо, рыба);

·         набор столовых ножей;

·         терку,

·         скалку

·         овощечистку

·         пресс для чеснока

·         кухонный набор – лопаточка, шумовка, половник

·         весы 

·         таймер

·         фольгу или рукав для запекания и др

Маркировка досок

"СМ" (сырое мясо)

"ВМ" (вареное мясо),

"СР" (сырая рыба) 

"ВР" (вареная рыба),

"СК" (сырая кура) 

"ВК" (вареная кура),

"СО" (сырые овощи) 

"ВО" (вареные овощи),

"Х" (хлеб) 

"МГ" (мясная гастрономия),

"С" (сыр) 

"РГ" (рыбная гастрономия),

"М" (масло).

Учитель: Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений.

Вопрос для обучающихся: то нужно делать для поддержания чистоты на кухне?

1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования.

2.Ежедневно проводить уборку помещения.

3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование.

4.Своевременно выбрасывать мусор.

5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами.

6.Ежедневно менять кухонные полотенца.

7.Часто менять губки для мытья посуды.

Учитель: Каждая из вас мыла посуду. А умеете ли вы мыть посуду правильно? В какой последовательности вы это делаете?

Учитель: Раздает карточки, где нужно пронумеровать последовательность мытья посуды.

                                                                                                                                         

Учитель: Где у вас возникли затруднения?(обсуждение с детьми)

Кроме того сначала моют чайную, потом столовую, а затем уже кухонную посуду.

Скажите, а кроме моющих средств продающихся в магазине, что можно еще использовать для мытья посуды?

Учитель: Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Давайте с ними ознакомимся и в дальнейшем неукоснительноим будем следовать:

1)Надеть специальную одежду.

2) Вымыть руки с мылом, подстричь ногти.

3) Спрятать волосы под косынку.

При приготовлении пищи:

- пользуйтесь только свежими продуктами, качество которых можно определить по внешнему виду, запаху, вкусу, сроку годности, указанному на упаковке;

Санитарно-гигиенических требования, применяемых к хранению продуктов и готовых блюд.

1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. При покупке продуктов обращайте внимание на дату производства, сроки годности и условия хранения продуктов. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

3. Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде и отдельно от сырых.

4. Перед загрузкой в холодильную или морозильную камеру все продукты заворачивать в пищевую пленку.

5. Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией.

6. Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.

Необходимо знать безопасные приемы работы на кухне.

При пользовании газовыми плитами:

- До зажигания газа проветрить помещение.

- перед тем как повернуть газовую горелку, необходимо зажечь спичку или включить зажигалку;

-  не оставлять горящую газовую горелку без присмотра

- необходимо проветривать помещение во время приготовления пищи. По  окончании работы закрыть краны.

При пользования электронагревательными приборами:

1. Перед работой проверить исправность соединительного шнура.

2. Устанавливать электроприбор на огнеупорную подставку.

3. Подключить в сеть электроприбор обязательно сухими руками, при этом держась за его вилку.

4. По окончании работы выключать электроприбор.

При работе с горячей посудой и жидкостью:

-  горячую посуду снимать с плиты с помощью прихваток;

-  крышку с кастрюли с кипящей жидкостью или горячими продуктами снимать постепенно от себя, так как можно обжечься паром;

-При работе с ножом и приспособлениями:

- работать только хорошо заточенным ножом;

-  во время работы необходимо держать режущие инструменты только лезвием вниз;

-  нарезку продуктов производить только на разделочных досках;

- При работе с мясорубкой проталкивать продукт пестиком.

IV.Закрепление

А теперь давайте узнаем, что же дальше случилось с посудой.

Чтение отрывка «Федорино горе»

А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И видят: за ними из темного бора

Идет – ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:

Стала Федора добрей.

Тихо за ними идет

И тихую песню поет:

«Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять…»

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

Вопрос:Что же случилось с Федорой? Почему к ней вернулась посуда?

VI. Рефлексия.

Учитель: Ну, что же. Давайте подведём итоги сделаем выводы по теме урока.

1)Что нового узнали на уроке?

2)Что понравилось сегодня?

3)Какие затруднения у вас возникали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Санитария и гигиена на кухне

Конспект урока для 5 класса. Правила по технике безопасности при работе на кухне. Первая помощь при ожогах....

Сценарий урока технологии в 5 классе "Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание."

Сценарий урока составлен в соответствии с ФГОС второго поколения. На уроке формируются УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. В конце урока обучающиеся совтавляют синквейн. ...

Презентация к уроку Санитария и гигиена на кухне Здоровое питание 5 класс

Презентация к уроку Санитария и гигиена на кухне Здоровое питание 5 класс...

Технологическая карта урока. "Санитария и гигиена на кухне" 5 класс Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, Технологии ведения дома.

Технологическая карта урока."Санитария и гигиена на кухне" 5 класс Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, Технологии ведения дома. разработанно для класса с большим количеством учащихся, девочки умеют...

урок "Санитария и гигиена на кухне" 5 класс. Технологии ведения дома. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко

разработка урока для 5 класса.по теме6 Санитария и гигиена на кухне. В разработке представлены возможности использования на уроке групповых форм работы по созданию интеллект-карт анализа понятия. Даны...

Санитария и гигиена на кухне

Санитария и гигиена на кухне...