Исследовательский проект
учебно-методический материал по технологии (11 класс)

     Показан процесс работы с включением элементов исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_na_tehnologii.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

ИМЕНИ С.И. РУДЕНКО ПОСЁЛКА МОНИНО

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

141171 Московская область, Щёлковский район, Эл. почта: class="c18">п. Монино, ул. 1-я Дачная, д. 1. Тел.: 8-496-253-92-93

«Применение метода проектов на уроках технологии »

Лугина Анастасия Анатольевна

учитель технологии

Монино

Введение.

Проблема содержания образования многие годы является одной из наиболее актуальных проблем дидактики, так как от содержания образования молодёжи зависит и уровень культуры народа, и мировоззрение нации, и общий уровень развития и жизни людей. В ходе исторического процесса задачи и содержание образования изменяются в соответствии с социальным заказом общества. Распространяющаяся сейчас педагогическая парадигма личностно-ориентированного обучения сталкивается с серьёзной проблемой – недостаточностью образовательных технологий, обеспечивающих её внедрение в жизнь. Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность.

В процессе «обучения-учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике – устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать психологические и педагогические условия его выполнения, при которых учащиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения;

-развивают системное мышление;

-проявляют индивидуальные творческие способности.

Говоря о развитии творческой личности ребёнка, нельзя забывать и о воспитании. Хорошо организованное воспитание должно подготовить школьника к трём главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.

В результате выполнения проектов у школьников воспитываются:

-трудолюбие;

-способность самостоятельно принимать решение;

-ответственность;

-коммуникабельность;

-изобретательность.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

Использование метода проектов на уроках технологии

Образовательная область «Технология» способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических знаний и умение применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта. В примерные программы образовательной области «Технология» введен блок – модуль «Основы проектирования», предусматривающий организацию и руководство проектной деятельностью обучающихся (метод проектов). Проектная деятельность предлагает более гибкую структуру учебного процесса по всей проектно – технологической цепочкеот идеи до ее реализации (изготовления объекта труда - модели, изделия).

В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию обучающихся. Выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско – технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму, дизайн объектов труда (моделей, изделий). Действия обучающихся носят в основном преобразующий характер, способствуют развитию у них творческого потенциала.

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимся под руководством учителя.

Проектная деятельность в сравнении с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

  • Поисково – исследовательский (проектировочный).
  • Технологический (этап реализации проекта).
  • Заключительный (презентация и практическое использование изделия).

Примерный контрольный лист проекта.

Поисково - исследовательский этап

Поиск проблемы

Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.
Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк тем проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания.

Осознание проблемной
области

Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них (или формулируют сами).
Учитель выступает в роли консультанта.

Первое мини – исследование: выявление конкретной потребности.

Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений. Книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини – маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности.
Учитель наблюдает, консультирует, советует.

Определение конкретной задачи и ее формулировка

Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта.
Учитель помогает уточнить формулировки.

Установление основных параметров и ограничений

Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами.
Учитель делает уточнения.

Второе мини – исследование: выявление традиций, тенденций, истории.

Учащиеся изучают возможную историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи.
Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь.

Третье мини – исследование: построение «звездочки обдумывания»

Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия.
Учитель проверяет, уточняет, советует.

Четвертое мини – исследование: выработка идей, вариантов, альтернатив

Учащиеся записывают возникшие идеи в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов.
Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу.

Пятое мини – исследование: анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта

Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием.
Учитель контролирует, уточняет, оказывает помощь.

Выбор материала, построение «звездочки обдумывания»

Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них.
Учитель консультирует, обобщает.

Выбор инструмента, оборудования

Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования.
Учитель консультирует, обобщает.

Разработка технологического проекта

Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает.

Организация рабочего места

Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности.
Учитель оказывает помощь.

Экономическое и экологическое обоснование

Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия.
Учитель оказывает помощь, контролирует процесс.

Контроль качества

Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта.
Учитель проверяет, уточняет результаты.

Технологический этап

Выполнение технологических операций

Учащиеся подбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места.
Учитель наблюдает, контролируют, консультирует, оказывает помощь, следит за соблюдением правил безопасности.

Заключительный этап

Коррекция

Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты.
Учитель анализирует, советует.

Контроль, испытание

Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание.
Учитель наблюдает, консультирует.

Реклама

Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий.
Учитель консультирует, советует.

Оформление

Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями.
Учитель консультирует, помогает.

Самооценка

Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства.
Учитель наблюдает, консультирует.

Защита проекта

Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы.
Учитель слушает, участвует в оценке проекта.

На начальном этапе многие школьники будут испытывать значительные затруднения при выполнении творческих проектов. Поэтому для них рекомендуются творческие задания или работы по образцу. Объекты проектирования должны быть посильны для учащихся соответствующих возрастных групп.

Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих учащихся разных классов и возрастов (юбилей школы, организация питания в походе и т.д.). При выполнении групповых и коллективных проектов учителю необходимо распределить обязанности между учащимися и определить ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе вклада каждого из исполнителей.

Проект может быть рассчитан на изучение одной темы, нескольких тем или целого тематического блока. Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе.

Для выполнения проектов учащимся необходима определенная теоретическая подготовка в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Для этого учителем может быть использована часть времени, отводимого программой для выполнения проектов; другая часть этого времени используется для практической работы над проектом (на выполнение проектов программой «Технология» выделяется около 25% учебного времени; для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счет внеучебного). Соотношение этих двух частей определяется учителем самостоятельно.

Практическая работа над проектом (изготовление изделия) может осуществляться по различным разделам курса «Технология» («Обработка материалов», «Художественная обработка материалов», и др.), а также на кружковых и факультативных занятиях и самостоятельно в домашних условиях. Тем самым закладываются возможности общения и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и восстановятся утраченные духовные ценности

Одна из проблем, с которой сталкивается учитель это: как оценивать проектную деятельность

учащихся? Необходимы текущие оценки, т.к. контроль подтягивает, дисциплинирует учащихся, и, разумеется, итоговая. Окончательная, итоговая оценка должна ставится с учетом текущих оценок, уровня защиты проекта, качества готового проекта (его описательной части – пояснительной записки, и изделия). С этой целью можно использовать контрольный лист проекта (оценочный лист), в котором за выполненную часть ставится оценка.

Критерии оценки творческого проекта.

Оценка пояснительной записки проекта (до 20 баллов)

Рекомендованные шкалы

Баллы учащегося

Общее оформление

2

Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта

1

Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов.

2

Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идей

1

Выбор технологии изготовления изделия

4

Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

2

Разработка конструкторской документации, качество графики

4

Описание изготовления изделия

1

Эстетическая оценка выбранного варианта

1

Экономическая и экологическая оценка готового изделия

1

Реклама изделия

1

Оценка изделия (до 50 баллов)

Оригинальность конструкции

10

Качество изделия

20

Соответствие изделия проекту

10

Практическая значимость

10

Оценка защиты проекта (до 30 баллов)

Формулировка проблемы и темы проекта

6

Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

4

Описание технологии изготовления изделия

8

Четкость и ясность изложения

2

Глубина знаний и эрудиций

4

Время изложения

2

Самооценка

2

Ответы на вопросы

4

ИТОГО (до 100 баллов)

Заключение.

Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:

  1. повысить познавательную активность учащихся;
  2. поднять имидж не только учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность), но и учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);
  3. включить в процесс обучения учащихся их родных и близких

(обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в
поиске материалов и инструментов и т.д.);

  1. усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для дома, школы, предприятия или реализации);
  2. активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества
    (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность,
    предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).

Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. В процессе проектирования школьники изучают предмет, средства и условия труда таких профессий, как дизайнер, столяр, плотник, токарь, сантехник, станочник, и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы проектирования (модули: исследовательский проект, социальный проект, бизнес-план) 10-11 класс

Основы проектирования - программа для 10-11 классов. Модули: "Исследовательский проект", "Социальный проект" и "Бизнес - план"....

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА “ Яшь эзтабарлар”түгәрәге кысаларында “352 нче Орша дивизиясе эзләреннән” темасына эзләнү-тикшеренү проекты. Исследовательский проект “ По следам 352 ой Оршанской дивизии” в рамках кружка “ Юный следопыт

Актуальность проектаАктуальность этого проекта определяется тем, что, в 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период кр...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Исследовательский проект участника конкурса научно-исследовательских работ "Старт в науке".

Конкурс научно-исследовательских работ. Предмет «русский язык».Тема проекта: «Приёмы словообразовательной языковой игры на материале повести-сказки Э.Н. Успенского «М...