Открытый урок по технологии для учащихся 7 класса «Производство металлов»
методическая разработка по технологии (7 класс)

Складанная Дина Алексеевна

О металлических изделиях можно многое, что сообщить. Металл существует в предметах нашего обихода, используется в тяжелой промышленности, а так же в изготовлении ювелирных изделий. Ученики должны выделять изделия из металла из того, что их окружает. Объяснять, что они знают о нем из других предметов из своего опыта или опыта старших членов семьи. Важно изучить процесс изготовления металла из руды и дальнейшее формообразование металла в "полуфабрикаты": уголки, швеллеры, проволоку, трубы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologiya_7klass_proizvodstvo_metallov.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского района ЯНАО                                                                              

Открытый урок по технологии для учащихся 7 класса

«Производство металлов»                   

      Выполнила: Складанная Дина Алексеевна,

учитель ИЗО и технологии                                                                                 

                                                                             

2022 г.

Технология, 7 класс

Тема урока

 Производство металлов

Дата проведения

Тип урока

Урок комбинированный

Структура урока

Пояснительно-иллюстративная

Цель урока

Изучение производства металлов.

Задачи урока

Усвоить новый материал по производству металлов;

Развить умение отличать и классифицировать металлы по различным характеристикам;

Воспитать бережливое чувство к металлоизделиям, повысить ответственности за сохранность предметов, сделанных из металла.

Учитель технологии

Складанная Дина Алексеевна

Планируемые образовательные результаты

Предметные ууд

Метапредметные ууд

Личностные ууд

• понимать роль и важность для страны объемов и качества металлов и их сплавов;

• иметь представление о производстве металлов;

•изучать профессию металлурга и технологию выплавки металла;

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к изучению новой темы.

Познавательные:

• определять цель, проблему в учебной деятельности.

Регулятивные:

• планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

• работать по плану, сверяясь с целью;

• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Коммуникативные:

• активно участвовать в диалоге; выстраивать доказательные примеры своих представлений и пониманий данной темы.

• понимать значение и обозначения новой терминологии, новых видов деятельности, новых видов работы, сопоставляя это с чем-то уже изученным и знакомым;

• вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам во время общего обсуждения или дискутирования по ситуации;

• вырабатывать свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности:

• пользоваться предоставленным материалом, преобразуя и переосмысляя творческое задание в индивидуальном  понимании до нахождения решения или правильного ответа.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративные. Формы обучения: фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

Платформа РЭШ урок № 13 в 7 классе по технологии «Производство металлов». Учебник Технология, 7 класс, автор В.М. Казакевич.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: альбомный лист формата А-4 для выполнения чертежа, простые карандаши марки М2, ТМ, М, ластик, линейка, циркуль, треугольник равнобедренный, тетрадь по технологии, учебник по черчению: 9 класс, автор:  А.Д. Ботвинников.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации на тему: «Производство металлов», изделия, оборудование, бытовая техника из металла.

Основные понятия и термины

Руда, технология выплавки металлов, конвертор Бессемера, доменная печь, мартеновская печь

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Укомплектованность рабочего стола, обеспечение каждого ученика учебником, чертежными инструментами и принадлежностями.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, а это – наполняемость рабочих ученических столов раздаточным материалом и материалом, необходимым для выполнения практического задания. На доске прописывается дата, тема урока, цель урока.



 Учащиеся наполняют свой стол: Учебник Технология, 7 кл., автор В.М. Казакевич, параграф 5.1, стр. 60. Альбомный лист для черчения формата А-4 или тетрадь по технологии в клеточку, простые карандаши марки М2, ТМ, М, ластик,

Фронталь-ная

Регулятивные: определяют задачи, проблему в учебной деятельности, планируют деятельность в учебной ситуации, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели.

Личностные: осознают свои интересы и выстраивают учебные цели

Проверка рабочих столов уч-ся, наполненных необходимым  материалом согласно  списка, определенного учителем.

II. Изучение нового материала

Беседа.

Введение в содержание урока, знакомство детей с пошаговым планом урока.

Учитель сообщает и поясняет ученикам класса новые сведения о металлах.

Нас почти на каждом шагу окружают металлические изделия. Давайте посмотрим вокруг себя, найдем металлические детали, так необходимые для нас в своем кабинете. Что вы видите металлическое, то и называйте.

Ученики называют: ножки стула, магниты на доске, сама магнитная доска, отопительные батареи, ножки учебных столов, ножи, ножницы, иголки, настольная лампа, утюг, детали чайника, провода, крышки светильников, ручки на окнах, ручки дверные, ключи, микроволновка, холодильник, навесы в шкафах, мойка, смесители, терка, часы, кастрюли, сковорода, вилки, ложки, подносы.

Учитель: Молодцы! Здесь можно добавить еще, что тепло и вода в дома подаются по металлическим трубам, что называется коммуникационной сетью. Для строительства дома нужны металлические инструменты (шпатели, ведро, ножовка, дрель, гвозди, краскопульт и соединительные детали), ваши смартфоны имеют металлические детали, на одежде бывают металлические пуговицы, коньки и мн. др. Теперь назовите виды металлов, какие вы знаете,

Ученики: сталь, олово, цинк, алюминий, медь, хром, никель, ртуть,

А кто разведывает и определяет, где есть залежи руды,  как выглядит железная руда, бокситы?

Ученики: Геологи.

Да, геологи нашли месторождения, другие люди добыли эту руду, отправили ее на завод, а там занялись ее выплавкой. Железная руда превращается в чугун, выплавленная в доменной печи. Чугун еще очищается и производится из чугуна сталь, путем вдувания кислорода через специализированнюу трубку.

Есть много заводов, производств, работающих по выплавке металлов и по их переработке. Магнитогорский метал. з-д,

Новолипецкий метал. завод,

Челябинский металлургический завод, Оскольский металлургический завод, Нижнетагильский металлургический комбинат» и другие.

Для чего нужны эти металлургические заводы?

Ответы уч-ся и учителя: Дело в том, что в чистом виде металлов не существует, за исключением таких как золото, серебро, олово, платина и метеоритный металл.

Для того чтобы переработать железную руду и извлечь из нее металл, нужны металлургические заводы. В них установлены мартеновские и  доменные печи.

Посмотрим информацию в презентации по данной теме. Обсудим процесс плавки и дальнейшую судьбу готового металла. Плавление в старых образцах выполняется с помощью кокса, а в электроплавильных печах используются электроды. После первой плавки получается чугун, а после пропускания кислорода через чугун, который находится еще в печи, получают сталь. Видов стали есть множество. Еще есть и сплавы, когда в чугун или в сталь добавляют другие металлы или материалы природного происхождения.

Быстрый опрос уч-ся по визуальному выявлению разновидностей металла, имеющегося в быту: чугуна, нержавеющей стали, алюминия, никелированной стали и др.

Воспринимают материал, просматривая презентацию «Производство металлов» и слушая учителя, поясняющего новый материал. Вступают в беседу и анализируют изученный материал. Выполняют соответствующие записи в тетрадь.

Учащиеся работают с учебником. Ссылки на рисунки содержат зрительную информацию, в которой изображены схемы, чертежи, дающие обширный познавательныйматериал в освоении новых понятий.

Фронталь-ная, индивиду-альная

Познавательные: новые знания проектной документации, которая определяется как техническая и технологическая. Коммуникативные: обмениваются мнениями; планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют и аргументируют свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию.

Личностные: понимают значение знаний для человека; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности, вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности в изучении нового материала.

Выполняют сравнительный анализ металлов.

III. Подготовка учащихся к выполнению практического задания и выполнение 1 этапа работы (ознакомительный)

Графическая работа плоской металлическойдетали, в задании которой имеется только половина ее изображения.

Для выполнения графической работы ученики наполняют рабочий стол следующим материалом: альбомный лист для черчения формата А-4, простые карандаши марки ТМ или М, ластик и треугольник под 45 градусов, циркуль.

Задание: Необходимо выполнить рабочий чертеж  плоской детали, состоящей из металлической пластины. Есть учебник по черчению, где возьмем за образец одну из деталей : графическая работа № 2, рис. 36 (а, б) Деталь изображена только наполовину, поэтому вдоль осевой линии зеркально изображаем вторую ее часть. Выполнить этот чертеж необходимо по всем графическим правилам. Данная деталь имеет изначально прямоугольную форму, в которой вырезаны различной формы пазы и отверстия.

После того как чертеж приобретет свой окончательный вид, основными линиями наводим  контуры детали, тонкими линиями наносим выносные и размерные линии. Над размерными линиями проставляем размеры, которые изображаются особым чертежным шрифтом. Расстояние между размерными линиями должно быть не менее 7мм и не более 10 мм.

Завершением графической работы считается заполнение основной надписи, в графах которой указываются следующие данные:  название детали, масштаб, вид материала, исполнитель работы, руководитель работы, школа, класс и дата выполнения работы.

Учащиеся работают с учебником по черчению за 9 класс А.Д. Ботвинникова. Ссылки на рисунки содержат зрительную информацию, в которой изображены схемы, чертежи, дающие обширный познавательныйматериал в освоении новых понятий.

Фронталь-ная, индивиду-альная

Познавательные: получают представления о применяемости знаний о металле в деталях через изучение проектной документации: чертеж, эскиз детали.

Коммуникативные: обмениваются новыми знаниями, определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение;

Личностные: понимают 'Значение знаний для человека; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности, вырабатывают свои мировоззренческие позиции.

Работая с чертежным инструментом уч-ся изучают их применяемость при выполнении графической работы.

IV.  Практи-ческая часть работы.

Графический чертеж плоской детали (шаблон) с использованием масштаба увеличения или уменьшения.

 Сейчас приступим к выполнению творческого задания. Предстоит выполнить следующий рабочий чертеж детали, см. рис.35 на стр. 30.

Используем масштаб 4:1 увеличения. Деталь на чертеже имеет размеры в натуральную величину, но учащиеся ровно вчетверо увеличивают ее в размерах.

Сверху вниз отложили 8 см от края листа в нескольких местах и сделали засечки, провели горизонтальную штрихпунктирную прямую линию вдоль всего листа. Слева надо отступить на 8 см и провести вертикальную линию с помощью линейки и треугольника, пересекая горизонтальную штрихпунктирную линию произвольно. Дальше вдоль осевой линии откладываем длину детали, умноженную на 4 и прочерчиваем вторую вертикальную линию, которая также пересекает осевую. Откладываем высоту детали от осевой линии вверх и вниз, отмечая засечками, согласно увеличенным размерам. Проводим прямые линии вверху и внизу, и в итоге получаем прямоугольник. Следом наносим вырезы и выступы вдоль оси, согласно масштабу увеличения. Фронтальная проекция уже готова.

Рассматривая деталь, наводим основные линии, выносные и размерные.

Проставляем чертежным шрифтом размеры, наносим их над размерными линиями, которые упираются в выносные линии со стрелочками на концах. Стрелочки имеют длину от 5 до 8 мм, прижатые к размерной линии. Размеры выставляются натуральные, а в основной надписи указывается масштаб увеличения 4:1.

Чертеж готов, когда все контурные линии на всех проекциях будут основными (наводим под нажимом под линейку), а вспомогательные линии наводятся тонкими прямыми.

В основной надписи надо обязательно указать, что данная проектируемая деталь выполняется из металла. Все остальные графы основной надписи вы заполняете по образцу см. на стр. 17 в учебнике по черчению за 9 класс А,Д, Ботвинникова.

Графическая работа сдается на проверку.

 Учащиеся работают с учебником по черчению, 9 класс, автор:  А.Д. Ботвинников.

Знакомятся с деталью.

Принимают конструктивное решение для последующего построения проекции. Чертеж выполняется только в одной проекции (фронтальной).

Чертежи по окончании оформления сдаются учителю на проверку, предварительно закрепив их на доске магнитами. Учащиеся имеют возможность лучше увидеть плюсы и минусы в работе.

Индивиду-альная

Познавательные: понимают роль и важность производства металлов.

Пробуют выполнять чертежи для изделий из металлов.

Умеют их систематизировать и видеть их полезность в жизни.

Личностные: Проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии; выбирают средства достижения цели.

V. Итог урока. Рефлек-сия

Обсуждение деятельности учащихся и урока в целом.

Оценивание ответов и рабочих чертежей.

Просмотр на РЭШ платформе первой части урока «Производство металла».

 Ведется опрос по обобщению темы, который есть на этой обучающей платформе.

- Из каких полезных ископаемых производится металл?

- Краткая схема переработки железной руды до выплавки металла.

- Что делает металл антикоррозионным и устойчивым к окислению?

- Что прочнее и надежней в конструкции: изделия из металла или из полимерных материалов?

- Есть ли будущее за металлом и в чем вы его видите?

Учащиеся рассматривают выполненные работы, обмениваются впечатлениями

и опытом. Задают друг другу вопросы о проделанной работе. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока.

Фронталь-ная, индивидуа-льная

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания. Личностные: учатся критически осмысливать творческий процесс; адекватно оценивать и контролировать свои эмоции, знания. Анализируют действия на уроке. Закрепляют полученные знания и навыки.

Готовые чертежисдаются

учителю для проверки, которые оцениваются отдельно от устных вопросов.

Домашнее задание: Для закрепления пройденной темы выполнить кроссворд на тему «Все о металлах: от руды до изделий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по технологии ФГОС 5 класс "Производство текстильных материалов"

План урока технлогии  по теме Производство текстильных волокон" с учетом требований ФГОС...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Открытый урок по химии в 9 классе "Коррозия металлов"

Сформировать у учащихся представление о коррозии металлов, используя знания о гальваническом элементе, выяснить причины вызывающие процесс коррозии и меры борьбы с коррозией, формировать учебные компе...

План-конспект открытого урока по технологии для учащихся 5-го класса

План-конспект открытого урока по технологиидля учащихся 5-го класса по теме: «Поделки в технике квиллинг»...

Разработка открытого урока по технологии в 7 классе "Технологии ручных работ"

Урок- практикум с элементами групповой работы разработан на основе педагогической технологии "Творческая мастерская". В ходе урока используется презентация по теме и материалы (разные виды т...

Конспект открытого урока по технологии в 7 классе по «Современный транспорт и перспективы его развития», учителя технологии МБОУ «Средняя школа №4 им. А.А. Леонова»

Тема: Современный транспорт и перспективы его развития.Цель: познакомить с понятиями Министерство транспорта Российской Федерации, транспортная реформа, виды современного транспорта  Российской Ф...