Разработка открытого урока по технологии в 7 классе "Технологии ручных работ"
материал по технологии (7 класс)

Тютьмина Екатерина Александровна

Урок- практикум с элементами групповой работы разработан на основе педагогической технологии "Творческая мастерская". В ходе урока используется презентация по теме и материалы (разные виды тканей, отделок на выбор). Образовательная цель-формирование технологической культуры личности обучающегося; развитие творческого мышления на основе осмысления исторического народного и дворянского женского костюма России 19 в. и традиций его изготовления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ УРОКА

Ф.И.О. учителя: Тютьмина Екатерина Александровна

ОУ: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №21 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ СОШ №21 г. Сызрани)

Предмет: Технология

Класс: 7

Тема урока: Технология ручных работ

Образовательная цель: Формирование технологической культуры личности обучающегося; развитие творческого мышления на основе осмысления исторического народного и дворянского женского костюма России 19 в. и традиций его изготовления.

Планируемые образовательные результаты:

               Предметные:         

1. Умение подбирать необходимый способ подшивания потайными стежками в зависимости от модели и ткани.

2. Умение использовать знания о подшивании потайными стежками в быту.

3. Умение излагать информацию о способах подшивания потайными стежками в изготовлении современной и исторической одежде.

              Метапредметные:

Регулятивные УДД:

1. Умение формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности.

2. Умение планировать пути достижения образовательных целей, опираясь на помощь учителя.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивают правильность решения учебной задачи.

Коммуникативные УДД:

1.Умение логически строить рассуждение, выстраивают ответ в соответствии с заданием, целью.

2. Умение учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работают в группе.

Познавательные УДД:

1. Умение работать с информацией (анализируют графическую, художественную, текстовую информацию, обобщают факты, формулируют выводы)

2 Умение собирать и фиксировать информацию.

Программное содержание: Изучить женскую одежду 18-19 веков.

Понять особенности применения подшивания потайными стежками в обработке изделий.

Познакомиться со способами подшивания потайными стежками.

Освоить выполнение подшивания потайными стежками.

Ценностно-смысловые ориентиры        Культура и традиции в народной одежде, технологическая культура

План изучения учебного материала        

1. Организационный момент урока (1 мин.)        

Проверка готовности учащихся

2. Актуализация знаний (4 мин.)  

Определение темы и целей урока

3. Изучение нового материала (с текущим контролем уровня его освоения) (11 мин.)

4. Практическая работа и контроль освоения материала (19 мин.)

5. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.)

Основные понятия: Подшивание: прямыми, косыми и крестообразными потайными стежками

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: Урок –практикум с элементами групповой работы

Образовательная технология: Проблемное обучение

Оснащение урока: Ноутбук, проектор, экран, презентация «Технология ручных работ», кластеры, технологические карты, инструкции к практической работе, фото моделей изделий, лоскуты тканей, тесьмы, кружев для образцов, нитки, иглы ручные, ножницы, листы альбомные.        

Мезансцена урока: 3 группы по 4 человека

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (ПР)

  1. Организационный момент урока (1 мин.)

Проверка готовности учащихся

  1. Актуализация знаний (4 мин.)

По почте прислали коробку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Открывает коробку и достает из неё манекен, оформленный в женский народный костюм. Показывает ученикам. Рассматривают). Девочки, смотрите, здесь есть записка: «Уважаемая Екатерина Александровна, в нашем историческом музее будет проводиться выставка костюмов России 18-19 веков. Но возникла небольшая проблема. На одном из экспонатов не доделана обработка. Помогите нам, пожалуйста, подготовить костюм к открытию. Только имейте ввиду, что в 18-19 веках на Руси пошив платьев выполнялся вручную. Заранее благодарны Вам. С уважением организаторы выставки.»

А давайте посмотрим как выглядят костюмы той  эпохи. ( слайд 1-2)

фронтально

Включение в совместную работу.

Проявление положительного отношения к учебной деятельности.

- Интересно, что же здесь не доделали? (Дети рассматривают.)

-А как вы думаете каким инструментом и каким оборудованием нам стоит воспользоваться при обработке низа?

- Значит это будет какая работа машинная или ручная?

-Давайте разберёмся как же доделать эти красивые костюмы. А для этого нужно знать как это делается. То есть, что нужно узнать?

 И тема нашего урока: «Технология ручных работ» (слайд 1)    Заполняют кластер.

Определение целей урока:

Вы заметили, что низ изделия не обработан.

-И какой вопрос встает перед нами?

 

- Давайте определим, что мы сегодня должны изучить и сделать на уроке?

- Предлагаю оформить вам образцы. Как это можно сделать?

Цель- Изучить приемы выполнения ручных потайных стежков, их применение. Выполнить образцы швов и оформить альбом с образцами

Ответ: низ изделия

Ответ:

Иглой и ножницами

Ответ:

ручная работа

Ответ:

технологию

фронтально

Ответ: Как обработать низ вручную?

Ответ: Изучить способы ручной обработки низа изделия, научиться выполнять потайные стежки)

Создать альбом с образцами швов

Умение отвечать на поставленные вопросы

-формулируют при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности

  1. Изучение нового материала (с текущим контролем уровня его освоения) (11 мин.)

  1. Рассмотрим внимательно картины художников 18-19 веков, на которых изображены девушки в сарафанах и светские дамы. (слайд 3,4,5,6,7)

В русской народной одежде- яркие цвета (красные) для праздничного выхода, более спокойные и не маркие для будней (синие, зеленые, пестрые с рисунком). В светской одежде использовали пастельные и яркие цвета.

  1. –Чем украшались изделия?

2. Из каких тканей шилась одежда 18-19 в.? 

(слайд 8)

3. Изделия из дорогих тканей – чистой шерсти и натурального шелка – требуют тщательной ручной отделки. Например, подгибку низа изделия не принято подшивать на швейной машине. Это нужно делать ручными потайными стежками. Как вы думаете, что значит потайными? (не видно с лицевой стороны).

4. Итак, записываем определение (слайд № 9). Оформляем кластер

ПОДШИВАНИЕ – это прикрепление подогнутого края изделия потайными стежками, незаметными с лицевой стороны

Давайте разберём, что представляет собой процесс подшивания:

  1. вначале край готовят к подшиванию: припуск на подгибку замётывают, подогнув на изнаночную сторону. Если ткань тонкая и осыпающаяся, срез подгибают дважды (замётывают с закрытым срезом). Край толстой ткани предварительно обмётывают и подгибают один раз;
  2. затем подгибку слегка приутюживают и приступают к подшиванию тонкой иглой в одно сложение в цвет ткани. (слайд 9)

5. В зависимости от вида ткани, её осыпаемости используют 3 способа подшивания (заполняем кластер, используя источники информации) и проверяем себя (слайд 10) :

-подшивание прямыми стежками :

- подшивание косыми стежками :

- подшивание крестообразными стежками:

6. Оформляем кластер.  Определяем на каких тканях и изделиях можно применить эти способы подшивания. Пользуемся источниками информации, которые находятся у вас на столах.

7. Но прежде чем приступим к практической работе, вспомним, какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения ручной работы?

Какие правила организации рабочего места и какие правила безопасности необходимо соблюдать при ручных работах? (слайд № 14)

8.Учащиеся перечисляют правила при работе с иголками, ножницами. Оформляем кластер

9.Текущая проверка знаний и заполнения кластера. (слайд № 14)

Ответ: Народный костюм- вышивкой нитками, бисером. жемчугом, тесьмой, атласными лентами.

Светский костюм также украшался. Только использовали дорогие материалы.

Ответ: Из натуральных тканей: шерсти, шёлка, льна, хлопка.

Ответ: Для работы необходимы ручная игла и нитки под цвет ткани, ножницы, булавки, мел портновский

Ответ: (слайд № 14)

        

        

. Умение работать с информацией (анализируют графическую, художественную, текстовую информацию, обобщают факты, формулируют выводы)

Умение собирать и фиксировать информацию.

4. Практическая работа и контроль освоения материала (19 мин.)

  1. -Мы с вами сегодня на уроке будем выполнять образцы подшивания (слайд № 11, 12, 13) и оформлять листы альбома по группам.
  2.  -У вас на столах лежат файлы с инструкциями, технологическими картами, листы альбома, изображениями моделей изделий, образцы ткани, тесьмы, отделки.

  1. -Теперь изучите внимательно инструкции и начинайте выполнять работу (по группам). Показать наглядно приёмы работы на образце.
  2. -Если будут трудности, поднимайте руку, я подойду.
  3.  Во время выполнения провожу текущий инструктаж по осанке и по техники безопасности
  4. -Теперь, мы в течение нескольких минут, доделываем работу.
  5. Текущая проверка понимания

Умение учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работают в группе.

5. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.)

      Оцените ваши работы друг у друга в парах по пятибалльной системе. Запишите оценку в кластер. Теперь поменяйтесь работами внутри группы и выполните взаимооценивание по листку оценивания, который я вам сейчас раздала. Оценки озвучиваем и какие допущены ошибки.

   - А теперь давайте посмотрим работы , которые получились у девочек. Обучающиеся (по одному из группы) выходят и демонстрируют оформленные листы будущего альбома. Собирают в альбом.

А теперь поделитесь мнениями об уроке…..

- На какой вопрос мы искали с вами ответ?

- Что мы теперь знаем об этом? Как мы об этом узнали?

- Какой результат мы получили?

– Можете ли вы применить новые знания в жизни?

- Что было сложным для понимания, выполнения?

Заключительное слово. Обработка вручную и сейчас очень высоко ценится, и считается обработкой класса «Люкс». В Домах мод Диор, Шанель , В.Юдашкина целые мастерские работают над ручной обработкой изделий. Подвести итоги нашего занятия хотелось бы словами знаменитой Коко Шанель:

«Вещи ручной работы - это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или платит мастеру за его труд». (слайд 16)

Ответ: Как обработать вручную низ изделия у исторического костюма?

Мы узнали о трёх способах подшивания низа изделия, какая одежда была в 19 в. в России.

Ответ: Альбом с образцами обработки

Ответ: Да, можем. При подшивании своей одежды: юбки, брюк. При укорачивании.

Ответ: Выполнение образца.



Предварительный просмотр:

Лист оценивания работы___________________________________

        (Фамилия,имя)

Вопросы

Баллы от 1 до 5

1. Правильно ли подобран шов для данной ткани и изделия?

2. Правильно ли выполнен шов?

3.Аккуратность оформления работы.

Итого:

Лист оценивания работы___________________________________

        (Фамилия,имя)

Вопросы

Баллы от 1 до 5

1. Правильно ли подобран шов для данной ткани и изделия?

2. Правильно ли выполнен шов?

3.Аккуратность оформления работы.

Итого:

Лист оценивания работы___________________________________

        (Фамилия,имя)

Вопросы

Баллы от 1 до 5

1. Правильно ли подобран шов для данной ткани и изделия?

2. Правильно ли выполнен шов?

3.Аккуратность оформления работы.

Итого:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта 1

N п/п

Название операции

Эскиз

Этапы изготовления

Материалы и инструменты

Применение

1

Подшивание прямыми стежками

1.Край подгибки слегка отворачивают, так как строчка должна проходить между подгибкой и изделием.

2.Строчку прокладывают справа налево.

3.Нитка проходит на расстоянии 2-3 мм от линии сгиба и примерно на 0,5 см внутри подгибки.

4.Затем её выводят наружу, захватывая одну-две нити ткани на половину её толщины так, чтобы стежки не были заметны с лицевой стороны, и снова вводят внутрь подгиба на 5 мм.

Лоскут ткани, ручная игла, нитки, мел, булавки, ножницы, линейка

Прямыми стежками можно подшивать подогнутый край детали как с закрытыми, так и с обмётанным срезом.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

Подшивание-

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Применение (указать ткани):

Применение (указать ткани):

        

Применение (указать ткани):

Инструменты и материалы:

Правила безопасной работы с_____________________и _________________

Взаимооценка:

Самооценка:



Предварительный просмотр:

Инструкция для выполнения практической работы

1. Выбрать модель и определить вид шва, который подходит к этому изделию.

2. Распределить обязанности: одна учащаяся выполняет подшивание потайным стежком на образце ткани, вторая – оформляет лист (выполняет подбор тканей и материалов к выбранной модели, записывает название шва и его применение).

3. Выполнить шов с соблюдением правил безопасной работы.

4. Оформить лист:

-приклеить рисунок модели

-подобрать ткани и отделку

- написать название подшивочного стежка и на каких тканях применятся (указать название тканей)

5. Прикрепить образец

6. Проверить работу

7. Убрать рабочее место.

8. Выполнить взаимооценку и самооценку. Записать в кластер.

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по технологии "Обработка низа рукавов и низа изделия (куртка рабочего костюма для СК)" (Урок-матч.Нетрадиционный.)

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, научить их работать коллективно, включить в занятие  нотку соревнования,   это не просто урок, а урок- матч и для этого  всех обучающихс...

Разработка открытого урока по Технологии с применением ИКТ на тему:Химические волокна - 7класс

Разработка открытого урока по Технологии с применением ИКТ на тему: "Химические волокна " 7класс...

разработка открытого урока по технологии 6 класс Тема: "Фоторамка в технике квиллинг"

Разработка открытого урока. Тема: "Фоторамка в технике Квиллинг"...

Разработки открытых уроков. Общепедагогические технологии.

1. План-конспект урока на тему: Мой дом-моя крепость.2. Презентация к уроку на тему: Мой дом-моя крепость.3. План-конспект урока на тему: Есть ли у тебя любимые животное?4. Системно-деятельностный под...

Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека", 8 класс.

Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека (8 класс) включает технологическую карту, подробный конспект, презентацию к уроку и приложения с раздаточным материало...

методическая разработка открытого урока по технологии, 6 кл. Тема: "Блюда из молока и молочных продуктов"

методическая разработка урока технологии в форме коммуникативно-дидактической имитационной игры....

Методическая разработка открытого урока по технологии, 7 кл. Тема "Приготовление блюд из овощей"

Методичекая разработка открытого урока по технологии, раздел кулинария....