"Мир вокруг нас"
рабочая программа по технологии (5 класс)
- Васильева Туйаара Васильевна
- Образование: среднее
- Специальность по диплому: учитель технологии
- Общий трудовой - 13 и педагогический стаж -6 , педагогический стаж в МБОУ «Дюллюкинская СОШ» - 3, МБОУ «ВВССОШ им. Ю.Н.Прокопьева» - 3;
- Квалификационная категория: СЗД
- Тема самообразования: «Развитие познавательных интересов на уроках технологии ФГОС.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
5 класс
Составитель:
Учитель технологии
Васильева Туйаара Васильевна
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас ” составлена для учащихся 5 классов и направлена на развитие познавательной деятельности учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также основной образовательной программой общего образования. Программа разработана для учащихся 5 классов и учитывает их возрастные и психологические особенности школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Основная цель занятий:
– формирование социального опыта школьника;
осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 часу( 34 час)
Содержание программы :
1 раздел «Окружающий мир» - 12ч.
- Природа вокруг нас -2 ч.
- Животные вокруг нас – 5 ч.
- Растения вокруг нас -5 ч.
2раздел «Планета Земля» -10 ч.
- Наша земля на глобусе и карте – 2ч.
- Формы поверхности земли и родного края. – 2ч.
- Водоёмы.- 2 ч. .
- Заочное путешествие по родной стране. 2ч.
- – Планеты Солнечной системы 2 ч.
3 раздел «Человек и его место на Земле» 10ч.
3.1 Изучаем экологические связи в живой природе.- 2ч.
3.2 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. -2ч.
3.3 Изучаем способы охраны природы – 2ч.
3.4 Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. – 2ч.
3.5 Мы в борьбе за чистоту на планете. – 2ч
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цель и задачи | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Дата по плану | Дата по факту |
1 раздел «Окружающий мир» - 12ч | ||||||
1 | Природа вокруг нас | Расширить знания о разнообразии природы | Научатся группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным при-знакам. | Осознание ответственности человека за общее благополучие; - классификация по заданным критериям; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах | 06.09 | |
2 | Конкурс рисунков | Расширят знания о разнообразии природы | Научатся видеть и изображать красоту осенней природы | Осознание ответственности человека за общее благополучие; - классификация по заданным критериям; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах | 13.09 20.09 | |
3-5 | Животные вокруг нас | Расширить знания о многообразии животных | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Сбор, обработка и передача информации различными способами; определять общую цель и пути её достижения; осознание ответственности человека за общее благополучие | 27.09 04.10 11.10 | |
6-7 | В мире птиц | Познакомить детей с многообразием представителей пернатых, развивать познавательный интерес | Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы | Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие; | 18.10 25.10 | |
8-10 | Растения вокруг нас | Расширить знания детей о многообразии растительного мира | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации; - составлять план и последовательность действий | 08.11 15.11 22.11. | |
11-12 | В мире удивительных растений | Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология. | Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений? Выяснят, что такое экология. | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | 29.11 06.12 | |
2раздел «Планета Земля» - 10 ч. | ||||||
13-14 | Наша земля на глобусе и карте | Научить детей работать с глобусом и картами | Научатся работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач; | 13.12 20.12 | |
15-16 | Формы поверхности земли и родного края. | Познакомить с формами поверхности земли и родного края | Научатся различать и называть формы поверхности земли, характеризовать их, анализировать и делать выводы. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | 27.12 10.01 | |
17-22 | Заочное путешествие по родной стране. | Расширить знания детей о родной стране и родном городе | Познакомятся с городами России, научатся показывать их на карте | Сбор, обработка и передача информации различными способами; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | 17.01 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 | |
23-24 | Планеты Солнечной системы | Расширить знания детей о Солнечной системе; развивать познавательный интерес | Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы; познакомятся с планетами Солнечной системы | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | 28.02 06.03 | |
3 раздел «Человек и его место на Земле» 10ч. | ||||||
25-26 | Изучаем экологические связи в живой природе | Дать понятие «прямые связи», «косвенные связи»; познакомить с сетью питания, или пищевой сетью, экологической пирамидой. | Узнают, каково значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы; что защитные приспособления у растений и животных- это проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач | 13.03 | |
27-28 | Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение | Познакомить с исчезающими видами живой природы | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие | 03.04 10.04 | |
29-30 | Изучаем способы охраны природы | Познакомить со способами охраны природы | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности); извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения; моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Формулировать и удерживать познавательную задачу; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения; | 17.04 24.04 | |
31-32 | Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | 01.05 08.05 | ||
33-34 | Мы в борьбе за чистоту на планете. | Разъяснить детям, почему необходимо поддерживать чистоту на планете | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач | 15.05 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Немецкий вокруг нас"
С помощью игры "Немецкий вокруг нас" дети откроют неизвестное в известном!...
![](/sites/default/files/pictures/2010/11/10/picture-4719.jpg)
Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"
Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/12/picture-920.jpg)
Чудеса вокруг нас
Это творческая работа, выполненная учащимися. Ребята посчитали, что не только Всемирно известные чудеса должны быть, но и на нашей территории тоже можно найти объекты, достойные знания "Чудеса". Дав о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-433531-1519054725.jpg)
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.
Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-678651-1443848391.jpg)
Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».
представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-968202-1509685731.jpg)
"Математика вокруг нас" Презентация "Треугольники вокруг нас"
Данная презентация может быть использована на кружке по математике для 5и 6 классов.Содержание презентации поможет получить представление об использовании треугольников в быту, технике, строительстве....