Выступление на МО. Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида. Март 2022г.
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Усынина Евгения Валерьевна

Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида Усынина Евгения Валерьевна, учитель технологии ГБОУ « Селенгинская специальная коррекционная школа –интернат»

Слайд 2

Дифференциация в переводе с латинского «differentia » означает разделение , расслоение целого на различные части, формы, ступени. При этом под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности учеников, на основании которых их можно объединить в группы. Дифференцированный подход в обучении: - это создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента.

Слайд 3

Вопросы индивидуализации обучения не являются новыми в олигофренопедагогике. Они положены в основу дидактических принципов коррекционной школы. В ряде публикаций, изданных еще в период становления советской вспомогательной школы, была показана необходимость дифференцированного изучения учащихся с целью индивидуального подхода. Особое внимание к проблеме индивидуального подхода связывалось с большим разбросом учебных возможностей умственно отсталых школьников одного возраста. А. Н. Граборов об этом писал следующее: « нормальная школа свои требования варьирует, приспосабливая их к отдельным индивидуальным особенностям своих учащихся: одному облегчит нагрузку, другому усилит её, третьему даст дополнительные задания. Всех этих мероприятий для дебильных детей мало, так как дебильные дети по своим психологическим особенностям выходят за пределы индивидуальных колебаний того типа, который мы называем нормой». С предъявлениями новых требований к образовательному процессу, внедрением новых педагогических технологий этот принцип не теряет актуальности и требует системного подхода в осуществлении.

Слайд 4

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности: низкая познавательная активность; недостаточная сформированность умственных действий; недоразвитие эмоционально-волевой сферы; недоразвитие мелкой моторики рук. Особенности профессионально-трудового обучения в школе VIII вида.

Слайд 5

Уроки швейного дела создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности.

Слайд 6

Формы дефекта Воспитанники нашей школы очень неоднородны по причинам и формам дефекта: дети с незначительным снижением интеллекта; дети с дефектами эмоционально – волевой сферы, в результате которых они не способны проявлять волевые усилия там, где это требуется. Они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при нагрузке. дети с моторной недостаточностью .

Слайд 7

Первая группа – это группа сильных девочек, хорошо успевающих. Группа работает с опережением, они получают инструктаж индивидуально, самостоятельно работают по инструкционной карте или помогают слабым.

Слайд 8

Вторая группа девочек требует строгую дозировку и учет работы в течение урока. Вопрос: «Какую операцию ты выполняешь?», заставляет девочек соотносить свою работу с работой сильной группы, и трудиться более целесообразно.

Слайд 9

К третьей группе относятся учащиеся, которые не умеют планировать свою работу, мелкая моторика развита очень слабо, им постоянно требуется помощь учителя.

Слайд 10

Изучение индивидуальных особенностей учащихся будет более успешным, если знать наиболее характерные особенности различных типов умственной отсталости. Учет различий в умственном развитии ребенка с ранним поражением мозга и ребенка с более поздним поражением (например, нарушения в результате травматизма или заболевания) дает ключ к пониманию индивидуальных особенностей подростка и помогает сделать оправданный выбор педагогических средств воздействия на его развитие.

Слайд 11

Постоянные наблюдения за поведением детей позволяют выявлять их индивидуальные особенности. Что позволяет модифицировать методы и приемы трудового обучения. Большое значение надо уделять формированию интереса к занятиям трудом и швейным делом. На уроках для каждого ученика создаётся такая ситуация, в которой он добивается успеха. По результатам работы используется похвала, подбадривание , демонстрация. Поделки, которые изготовляют дети, выставляются на выставках. Дети должны видеть, что результат их труда используется в общей работе и других радует их успех .

Слайд 12

Более слабым учащимся уделяется особое внимание, задания для них имеют свои характерные особенности. Но не всегда причина отставания может быть одинакова. Например, на уроках швейного дела в 7 кл. 2 девочки отстают в изготовлении изделий от остальных, качество изделий у них низкое и можно отнести их к группе слабоуспевающих. Однако причины отставания у них разные: одна отстает из-за локальных двигательных нарушений, имея сравнительно сохранный интеллект, проявляющийся в умении анализировать особенности изделия, планировать работу и адекватно ее оценивать . Другая — из-за низкого уровня интеллектуального развития связанного с этим патологической медлительности движений .

Слайд 13

В силу разных причин отставания эти учащиеся не могут быть отнесены к одной группе и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны . Получается , что индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития. Главная цель трудового обучения – это связь обучения с жизнью. Необходимо научить детей учиться и применять полученные знания в быту, дома, но выполнить это можно, если обеспечена прочная мотивация на идейный конечный результат – маяк, к которому следует стремиться при решении учебных и трудовых задач.

Слайд 14

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников , им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению. Дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы . В результате обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. Включение школьников в разнообразный труд позво­ляет также постигнуть его красоту, получить удовлет­ворение от его результата .

Слайд 15

Т.о. реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы. При оценке работ обязательно учитываются индивидуальные способности учащихся, так как важен личный результат каждого ученика в сравнении с самим собой, со своей предыдущей работой. При определении методики обучения надо стараться учитывать не только отклонения от развития, но и опираться на все положительные качества ученика.

Слайд 16

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела.

Для формирования жизненно необходимых практических умений и навыков детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо развитие психических функций, мелкой моторики и речи, поэтому необход...

Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела

Основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду, является профессионально - трудовое обучение в коррекционной школе....

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Урок по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс.

Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Фартук», закрепление материала в форме практической работы. ...

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела.

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела....

Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"

Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"...