Технологическая карта урока "Заочное знакомство с профессией. Составление профессиограммы"
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Урок -исследование  в рамках проекта "Моя профессиональная карьера" предусматривает, в 8 классе, заочное знакомство с профессиями  на основе 7 статей из молодежного журнала для девушек "Маруся". По предложенному  варианту, обучающимся предлагается  составить, самостоятельно, профессиограмму таких профессий как стюардесса, ивент-менеджера, медика, журналиста в информационном агенстве, бухггалтера, психолога и даже астронома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Шадрина Елена Владимировна

Класс: 8

УМК: Сасова И.А. «Технология. Обслуживающий труд 5-8 класс»

Предмет: «Технология. Обслуживающий труд»

Тема: проект «Моя профессиональная карьера»

Тип урока: урок-исследование «Заочное знакомство с профессией. Составление профессиограммы» в рамках проекта «Моя профессиональная карьера»»

Место и роль урока в изучаемой теме: проектная деятельность

Цель: Создать условия для самостоятельного, заочного знакомства с выбранной профессией на основе текста статей из журнала для  девочек «Маруся» через составление профессиограммы.

Задачи: Образовательные:

- познакомить заочно с особенностями профессий;

-совершенствовать навыки работы с текстом;

-познакомить с особенностями составления профессиограммы;

-закрепить знания по теме «Профессиональное образование. Выбор профессии»

-отработать навыки проектной деятельности;

Развивающие:

-развивать познавательную активность, внимание, память;

-формировать универсальные учебные действия;

-отработка навыков работы с компьютером.

Воспитывающие:

-воспитывать интерес к предмету;

-развивать навыки к сотрудничеству;

- формировать навыки публичного выступления;

- структурирования текстовой информации.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Выпускник научится планировать учебные технологические проекты: выявлять,

формулировать проблему;

Выпускник получит возможность научиться:

выступать перед аудиторией публично представляя проект, реферат;

защищать свою позицию;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;

учиться сотрудничеству; использовать рабочее время с пользой и грамотно.

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

анализ критериев характеристики профессии для составления профессиограммы;

выбор из текста соответствующей информации для заполнения профессиограммы согласно представленным критериям.

определять

и играть

возможные роли в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

определять возможные роли в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать

в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

формировать способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально - значимом труде.

Образовательные ресурсы:  тексты статей 7 профессий; стюардесса, бухгалтер, медик, журналист в информационном агентстве, астроном, психолог, ивент-менеджер из журнала для девочек «Маруся».

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

Организационный момент

Формулировка проблемы

Объявление темы урока.

Знакомство с заявкой на оценку        «5» -12б

«4» -10б

«3» -  8б

Озвучивание деятельности (работы)  на уроке, исходя из темы проекта

Формулировка проблемы учителем

Определение и формулирование цели работы на уроке

Деление на две группы, назначение арбитров в каждой группе для учёта активности фиксации результатов на каждом этапе

Формулировки возможных вариантов проблем учащимися

Знакомство с алгоритмом работы

Выдвижение гипотез решения сформулированных проблем, распределение заданий

 Формула гипотезы

«Если…., то…»

Объяснение  алгоритма работы

Выдвижение вариантов гипотез, выбор лучшей из представленных.

Анализ и сравнение

Формулировка методических задач учителем:

1.Работаем на будущее – заочно знакомимся с профессией

2.Составляем характеристику профессии

Озвучивание методических задач:

Разбор понятия профессиограмма

Выбор текста о профессии каждой ученицей.

Выбор текста о профессии на основе заинтересованности в получении информации о данной профессии

Формулировка дидактических задач;

  1. прочитать текст
  2. составить профессиограмму по тексту о профессии смотри листы  приложения
  3. обратиться  по необходимости к справочному материалу, работа с компьютером кабинета

Озвучивание дидактических задач:

Обсуждение и утверждение

плана работы с текстом с выходом на результат – составление профессиограммы согласно выбранной профессии

Применение компьютера

Определение и выбор ритма собственной работы

Составление профессиограммы

Помощь и контроль за выполнением работы.

Индивидуальная работа

Работа с текстом  и выход на результат работы – составление профессиограммы

Защита полученных данных, внутренняя оценка (самооценка), что у меня удалось, что нет, по какому пункту заполнения профессиограммы возникли затруднения, если требуется помощь, то в чём.

Уточнение алгоритма работы

Оценка индивидуального труда на основании заявки на оценку:

заявка на оценку

«5» -12б

«4» -10б

«3» -  8б

                                                       

Представление результата работы

Обсуждение плана работы в группах (разбиваемся на две группы и выбираем координаторов работы)

Организация простой кооперации (работа в группах)

Обсуждение в группах результатов индивидуального труда

Оценка и выбор лучшей

Внешняя оценка, оценка в группе

Организация элементов сложной кооперации

Выступления представителей от каждой группы

Анализ и оценка

Построение осознанного и произвольного высказывания в устной и письменной форме

Итоги работы.

Подведение итогов

Выступление по анализу проделанной работы:

определение степени достижения целей, поставленных в начале урока;

подсчёт баллов, заработанных на уроке

арбитры называют самых активных, они получают поощрительные баллы;

соотнесение количества баллов с заявкой на оценку

выявление учениц, получивших запланированную оценку;

выявление тех, кто получил оценку выше/ниже запланированной;

обсуждение с обучающимися причин расхождения плана и факта оценки.

Контроль и оценка

Профессиограмма - важный источник информации о профессии, заочная характеристика профессии, которая содержит информацию по плану

1.ТИП ПРОФЕСИИ:________________________________________________

2.СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ__________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.УСЛОВИЯ ТРУДА________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.ПЕРСПЕКТИВЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6/ ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7/ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Небесный ангел / о профессии стюардессы/

Что ВЫ тут делаете?! Главная задача стюардессы – обеспечение безопасности во время полёта. Она должна быстро и хладнокровно действовать в экстренных ситуациях – от неё зависит жизнь людей. Бортпроводница должна быть отличным психологом: многие люди бояться летать, ведут себя нервно, поэтому одна из задач заключается в том, чтобы их успокоить, внушить чувство комфорта (а это не только красивый внешний вид, а миловидность приятность и открытость в общении, вовремя принесённые такие напитки как сок, орешки, фрукты и т.д.)

Кого берут на борт? На курс стюардесс берут с 18 лет, со средним, высшее образование приветствуется, при росте не ниже 165 см, но не выше 175, никаких татуировок и пирсинга. Кроме внешности важна и речь: нужно обладать богатым словарным запасом, правильно  и внятно разговаривать и владеть английским. Стопроцентное здоровье, чтобы пройти медкомиссию и иметь заграничный паспорт!

Первый полёт! Чтобы он состоялся надо в течение нескольких месяцев освоить теоретический и практический курс профессии. Психологию и общие правила поведения на борту (теория), тушить пожар, крутиться на центрифуге  и барахтаться в ледяной воде, уметь оказать медицинскую помощь (практика). В результате сдать тесты по учебным дисциплинам, потом экзамен. Некоторые девушки идут в бортпроводницы после окончания лётной школы или соответствующего факультета при лётном училище.

Центр подготовки авиационного персонала ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии». Адрес:103340, Москва К-340, аэропорт Шереметьево -1.Тел:8(495)578-79-42, 8(495)578-33-76, заглядывай в список местных вузов и на сайты различных авиакомпаний

Небесная жизнь полёты, рейс за рейсом в пределах сначала страны, карьерный рост полёты за границу, и хорошо, если есть выходной, можно посмотреть достопримечательности пункта прилёта. После окончания курсом профессиональный рост начинается с бортпроводницы 3 класса. Отлетав 2000 часов (это 2,5 года работы) получает звание бортпроводника 2 класса, после ещё 3000 часов, первого класса. Соответственно чем выше класс, тем выше зарплата. На пенсию выходят в 45 лет, при этом появляется возможность поработать в авиакомпании в другой должности, например, обучать молодых премудростям профессии.

Профессия стюардессы для тех, кто не боится высоты и … , а дальше додумай сама!!!

Ивент – менеджер (от английского event – «событие) занимается подготовкой самых различных мероприятий, чьих- то дней рождений, корпоративных вечеринок, презентаций, премьер, конференций и т.д. Главная задача - сделать эти проекты увлекательными и незабываемыми для всех участников. Ивент – менеджер должен был одновременно и хорошим психологом, сценаристом, режиссёром и продюсером, дизайнером и бухгалтером. Радовать людей нелегкое занятие.

   Психологические навыки пригодятся на предварительных переговорах с заказчиками (частными лицами и целыми корпорациями). Для начала необходимо выяснить, как клиент представляет себе запланированное предприятие. Сколько народа примет в нём участие – и что это за люди? Есть ли какие особые требования и пожелания.

   Дальше начинается разработка сценария мероприятия. С данным документом знакомится заказчик, готовый сценарий надо оценить с точки зрения затрат, т.к. клиент должен знать с самого начала, сколько денег придётся затратить. А это не только математические способности, но коммуникабельность и умение складно излагать свои гениальные мысли, для того чтобы убедить работодателя принять именно твой вариант бюджета. Деликатность и ёще раз деликатность: как бы ты не болела за собственную идею, стоит всегда учитывать мнение человека, для которого ты трудишься, и искать какой-то компромисс. А это значит что-то уточнять и переписывать, если первоначальный замысел тому не нравится.

   Когда все детали оговорены, договор подписан с заказчиком начинается режиссерский  и продюсерский этап. Идею надо воплотить в жизнь, а это значит надо дать задания куче людей и проследить, чтобы они сделали всё как надо, с душой. Ивент – менеджер сотрудничает с артистами, аниматорами, звукорежиссёрами, фирмами по прокату костюмов и много с кем ещё… на его плечи ложатся хлопоты, связанные с проживанием, транспортными услугами, питанием для всех участников мероприятия. Вот где необходимы организаторские способности, умение работать в команде. А главное стрессоустойчивость, нельзя впадать в панику, если случается что-то непредвиденное, например, задерживается рейс и приглашенный на юбилей певец задерживается. Импровизируй, и спасай ситуацию! Скучать в этой профессии некогда! Санкт - Петербургский университет культуры и искусств (факультет режиссуры и продюсирования театрализованных шоу-программ) Адрес:191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная д.2. Поищи в справочнике вузов факультеты, где есть такая специализация «менеджмент»

Изучение лечения /о профессии медика/

Определись, хочешь ли ты быть фельдшером, медицинской сестрой или врачом. Для первых двух достаточно закончить медицинский колледж, где учатся 4 года. Если выпускник средне специального заведения захочет стать врачом, чтобы сделать медицинскую карьеру, то надо поступить в институт. Причём средне специальное медицинское образование никаких преимуществ не даёт, после колледжа всё равно придётся поступать на первый курс.

   Если всё - таки выбрала профессию медика, то  подтяни свои знания по таким предметам: в первую очередь биологию и химию, физику, математику и русский язык.

   Ты студент! Что дальше! Обучение в институте займёт 6 лет. Только окончание лечебного факультета даёт право заняться практикой, т.к. обучение на медико-профилактичеком факультете не даёт права на врачебную деятельность, зато с его дипломом можно заняться, например организацией здравоохранения.

   Студенты – медики изучают не только профильные предметы (анатомию, гистологию, микробиология и т. д.). Но и психологию, социологию, философию, латынь, историю. На первом курсе начинаются занятия в «анатомичке» (помещение для учебного вскрытия трупов). Практика в больнице начинается на втором-третьем курсе, но это не значит, что студента допустят до пациентов, они выполняют обязанности младшего медицинского персонала, под присмотром врачей студент медик может подрабатывать в качестве медсестры, фельдшера или идут трудиться в аптеку.

   Институт это ещё не всё! На старших курсах студент медик начинает задумываться о специализации (терапия, хирургия, педиатрия и т.д.), для этого он беседует с преподавателями, посещает различные конференции, чтобы понять, какая область медицина для него более интересна. После получения диплома студентов ждёт поступление в интернатуру (это первичная специализация) или ординатура (практика по более узкой врачебной специальности). Там под руководством опытных докторов начинается врачебная деятельность – составление схемы лечения, общение с пациентами, заполнения документов при выписке. А уж если что-то по-настоящему увлечёт, то можно параллельно заниматься и научной работой.

А там и недалеко до великих открытий в сфере медицины!

Загляни в справочник местных вузов.

Работа для новостойких /о профессии журналиста в информационном агентстве/

 Интересное в этой профессии – подготовка новостей, поступающих в режиме реального времени. Подготовка мультимедийной ленты новостей в информационном агентстве – на экраны редакторов выводятся новости от корреспондентов со всего света. Лента обновляется раз в тридцать минут. В выходные дни событий гораздо меньше, если не случается что- то экстраординарное. Задача из этих новостей выбрать самые интересные, самые актуальные материалы. Знания одного английского языка здесь не достаточно, надо знать немецкий (Германия определяет политику и экономику больше части Европы) и испанский (потому что язык стоит третьим по распространению в мире). А если выучишь хинди, китайский или японский карьерный рост обеспечен.

   Любой журналист должен быть Эрудированным человеком, однако занятия в журналистике выбирают по интересам, например, кто-то любит моду, кто-то спорт, а кто-то без ума о светской жизни. Журналисту работающему в информационном агентстве надо ориентироваться в современной политической ситуации, знать президентов и министров в лицо, не удивляться тому, что Иран и Ирак, разные страны, на английском Qeorqia не только штата в США, но и страна Грузия. Журналист всегда должен заниматься самообразованием, повышать свой культурный уровень, оттачивать умение придумывать для  материала новостей остроумное название, выделять главное, неважно, где ты работаешь в информационном агентстве, в газете либо на телевидении. Уметь сокращать текст буквально до одной строки сообщений-молний.

Минусы и плюсы. Минус в работе новостного редактора это то, что творчества очень мало, циничный взгляд на некоторые вещи с годами, т.к. вырабатывается защитная реакция не пропускать через себя негативную информацию. Плюс – работа дисциплинирует, вырабатывает деловую хватку. Хороший новостной редактор может сделать карьеру вырасти до начальника отдела, или даже всей редакции.  А главное любить своё дело, то есть …НОВОСТИ!!!

Романс о балансе или хочу стать бухгалтером!

   В современном мире профессия бухгалтера стабильно занимает первое место в рейтингах самых популярных профессий; она – самая распространённая и востребованная среди всех специальностей финансового профиля. По статистике каждый двадцатый трудоспособный гражданин страны находит эту профессию привлекательной и успешно реализует себя в ней.

   Прошло то время, когда бухгалтер был простым счетоводом. Его задачи – качественное выполнение своей работы (проведение текущих бухгалтерских операций, правильное составление финансовой отчётности, строгое соблюдение её предоставления). За этой профессией большое будущее.

   Кто может стать бухгалтером? Человек ответственный и организованный, ведь бухгалтер не имеет права забывать или терять документы, а также сдавать отчётность в срок. Обладающий математическими способностями, т.к. придётся иметь постоянно дело с цифрами, и ошибка здесь дорого стоит – в прямом смысле. Работа с документами, отчётами требует высокой концентрации внимания. Желательно иметь хорошую память, развитое логическое мышление и уметь …. Держать рот на замке. Многие специалисты в области бухучёта сходятся во мнении, что их профессия не требует каких-то сверхъестественных способностей. Главное – чтобы она нравилась. Если вычисления и бумажная работа не наводят на тебя скуку – вперёд!

   Есть пять способов стать бухгалтером. 1. Закончить вуз по специальности «бухгалтерский учёт и аудит» 2. Освоить бухучёт в финансовом колледже. 3. Изучить основы бухучёта самостоятельно по пособиям. 4.Сразу «сесть и работать». Этот вариант возможен, если у тебя есть знакомый опытный бухгалтер, готовый взять над тобой шефство.

5. Закончить краткосрочные курсы.

   Советы главного бухгалтера журнала «Маруся». Если ты обладаешь усидчивостью, внимательностью, упорством (даже занудством в какой-то степени) и хорошими аналитическими способностями, то это занятие придётся тебе по душе. Следить за документацией, постоянно меняющимся законодательством, делать из месяца в месяц рутинную работу нелегко. Но, несомненно, в этой профессии есть место и творческим задачам: можешь своему предприятию помочь сократить налоги, повысить зарплату и сделать фирму прибыльной, найти выход из сложных ситуаций – в решении таких вопросов профессиональный и инициативный бухгалтер просо незаменим. Владея азами бухучёта можно работать по любой «смежной» специальности, от менеджера до генерального директора фирмы, зная основы ведения любого бизнеса можно легко начать собственное дело в любой сфере!

Хочу быть людоведом /о профессии психолога/

   Интересно узнать; кто такой психолог и зачем он нужен?  Считается это тот, кто разговаривает с людьми недовольными своей жизнью, и даёт советы, ему жалуются на какие-то проблемы и он помогает.

   На самом деле направлений в психологии много: медицинская (психолога называют «душевный доктор»), социальная, педагогическая…

   В России обучение на психолога отличается от зарубежного. Осваивать профессию психолога можно начать в психологическом центре  в качестве помощника-наблюдателя. Поможет и «психологический интенсив» - читай книги, слушай лекции известных психологов, посещай мастер-классы, сама выступай с сообщениями и поймёшь постепенно, как решатся на глазах острая психологическая проблема. Психолог получает высшее образование по психологии. Он может написать диссертации и стать кандидатом, а потом и доктором психологических наук.

   Психолог и психотерапевт - в чём разница. Психолог – это тот, кто работает более поверхностно (тесты, диагностика), психотерапевт – глубже. Работая в определённом направлении, например, «анализ отношений здесь-и-сейчас»

использует свой набор методов.

   Психиатр – человек с медицинским образованием. Он врач,  закончил медицинский институт. У него есть опыт работы в психиатрической клинике. Он может ставить диагноз и прописывать лекарство. К слову сказать, психолог иногда рекомендует посетить психотерапевта или психиатра, т.к. необходима лекарственная поддержка.

   Клинический психолог получает высшее образование, как и психолог, но с дополнительной специализацией. В его обучении – расширенная программа по всем дисциплинам, связанными с тяжёлыми психическими расстройствами, и обязательная практика в психиатрической больнице. Знание по психологии помогают  в любой работе, профессии, умение преодолевать конфликты, управление сложными своими и чужими сложными чувствами. Прежде чем начать консультировать за плечами у психолога долгая учёба и непростой путь личной психотерапии.

Ближе к звёздам о профессии астронома

   Астроном профессия уникальная, штучная. Только если на 110% уверена, что астрономия – твоё призвание, если дружишь с математикой, склонна к усидчивости, готова к скрупулёзной и трудной работе, то можешь поступить в соответствующее учебное заведение. Существует опасение, что работа астронома в России не слишком доходное дело. Но талантливые молодые учёные (хотя их немного) через несколько лет после окончания университета обычно не испытывают недостатка в предложения. Для таких специалистов мир становится открытым, они регулярно ездят на международные конференции, их приглашают работать и читать лекции в разные страны мира. При этом уезжать из России на постоянное место жительства за рубеж совершенно не обязательно. Правда для того, чтобы пробиться на этот уровень, надо немало потрудиться и, что тоже очень важно, не забросить науку в самый сложный период – сразу после окончания университета.

      Выпускники астрономических отделений, которые решили не идти в науку успешно работают программистами, редакторами, менеджерами. Дело в том, что научное образование в отличии, от профессиональной подготовки, даёт человеку гораздо более аналитические способности. И это даёт серьёзные преимущества в любой сфере деятельности.

   Женщин среди астрономов не так и мало, их мало среди профессионалов, как правило, всё-таки это работа мужская. Интересный факт Татьяна Веденеева, звезда отечественного телевидения мечтала стать астрономом.

   Астрономическое отделение математико-механического факультета С.Петербургского государственного университета - одно из немногих учебных заведений, где можно стать профессиональным астрономом. Обучение длиться 5 лет и за это время студенты успешно осваивают науки о Вселенной, получают необходимые знания по математике, физике и программированию. Уже на втором курсе студенты выбирают себе научных руководителей и начинают работать нал актуальными проблемами современной астрономии. В конце третьего курса молодые астрономы проходят наблюдательную практику: используя теодолит, определяют широту и долготу места наблюдения по звёздам; на пассажном инструменте находят поправку часов; анализируя спектрограммы, определяют спектральный класс звёзды и химические элементы, входящие в её атмосферу. В конце четвёртого курса – практика в обсерватории, а после пятого курса студенты защищают дипломную работу - собственное исследование Вселенной – получают диплом о высшем образовании.  Но это не единственное учебное заведение, где готовят астрономов, загляни на соответствующие странички в интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 5 класс "Профессии"

Технологичекая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Профессии". УМК "Enjoy English"...

Технологическая карта урока "Знакомство с А.Блоком"

Цель урока: составить литературный портрет Александра Блока по воспоминаниям современников....

Технологическая карта урока по теме "Профессии", март 2021

Основная цель: познакомить учащихся с занятиями людей разных профессий....

Методическая разработка- Технологическая карта занятия "Знакомство с профессиями"

Методическая разработка- Технологическая карта занятия "Знакомство с профессиями" для детей с РАС....