Программа дополнительного образования "Макраме"
рабочая программа по технологии

Программа кружка предусматривает плетение разнообразных изделий, условно подразделяемых на плоские и объёмные. "Макраме" дословно переводится как узелковое плетение. Занятие по "плетению, завязыванию узелков развивет усидчивость, внимание,аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makrame.docx211.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Танзыбейская средняя  школа»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Макраме»

Возраст обучающихся: 11-17лет

Срок реализации: три года

Автор-составитель:  

Шадрина Елена Владимировна,

учитель технологии

п. Танзыбей, 2020 г.

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы: социально - гуманитарная

 Рабочая программа курса «Макраме» разработана на основе:  

  1. Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21).
  2. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
  3. Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008)
  4. Положения Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее – Концепция)
  5.  Положения о порядке, формах, периодичности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБОУ «Танзыбейская СШ»

1.2. Актуальность.

Макраме – кружевная техника, основой которой является узелок. Из простого шнура можно сделать  многие полезные вещи. Например - салфетки, сумки, шторы, дверные занавески, кашпо, коврик. Украсить  и создать своими руками предметы одежды - жилеты, шали, пояса, а также элементы одежды – воротники, карманы, пояса.

Занятия по плетению развивают усидчивость, аккуратность. Плюс удовольствие  - наблюдать, как появляются геометрические узоры узелкового

 кружева. Макраме дает широкую возможность для проявления творческой

индивидуальности и фантазии. Красота, прочность, доступность – причины популярности и долголетия изделий из макраме. Кроме того, есть

возможность использовать «бросовый материал», что очень важно с точки зрения экологии и экономики.

        Программа кружка «Макраме» предусматривает плетение разнообразных изделий, условно разделяемых на плоские и объёмные. По итогам работы в конце учебного года оформляется выставка лучших работ обучающихся

1.3. Адресат программы.

Программа предназначена для обучающихся 3 - 11 классов, в том числе для ребят с ограниченными возможностями. Количественный состав объединения определён заказом родителей (опекунов, законных представителей)

1.4. Объём и срок освоения Программы.

Учебная нагрузка в год  составляет 34 часа, в неделю одно занятия по 45 минут.Программа занятий рассчитанана 3 года.

1.5. Формы организацииобразовательного процесса

 и виды деятельности.

Для реализации программы использованы:

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная;

  1. лекция;
  2. мастер- класс;
  3. практическое занятие;
  4. выставки;
  5. экскурсии и др.

1.6 .Режим занятий.

1 раз в неделю: четверг с 14:00 до 14:45(время местное).

2. Цели и задачи программы:

2.1 Цель:Формирование трудовых навыков узелкового плетения при развитии хорошего вкуса и чувства меры, с реализацией  возможностей для творческого проявления личности каждого ребенка через обучение макраме

2.2. Основные задачи.

Образовательные задачи:

  • обучить основным приёмам и навыкам узелкового плетения
  • сформировать потребность правильного использования в речи специальной терминологии плетения
  • развивать умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий

Воспитательныезадачи:

*приучить, обучающихся четко и аккуратно затягивать узлы

*добиваться в работе качественного внешнего вида изделия

*развивать и формировать нормы взаимовыручки и помощи в работе

Развивающие задачи:

  • развивать мотивацию к творческому поиску
  • формировать умения организации работы по выполнению конкретного изделия
  • через создание ситуации успеха – закрепить полученные умения и навыки узелкового плетения

3.Планируемые результаты:

3.1.Личностные:

  • обучающиеся узнают основные приёмы плетения и будут

уметь применять их на практике

  • развитие умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий
  • к концу обучения технике «Макраме» обучающиеся привыкают четко и аккуратно затягивать узлы
  • через создание ситуации успеха – сумеют закрепить

полученные умения и навыки узелкового плетения

  • сформируются умения организации работы по выполнению

 конкретного изделия.

3.2.Метапредметные:

  • у обучающихся  будет сформирована потребность правильного

использования в речи специальной терминологии (плетения)

  • будут иметь мотивацию к творческому поиску
  • освоят нормы взаимовыручки и помощи в работе

4.Учебный план

Год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1год

Вводное занятие

Материалы и приспособления для макраме

Техника макраме и плетение узоров.

Плетение браслета

Кашпо

Итоговое занятие

34

9

25

Творческая работа – плетение браслета, Защита проекта «Плетение браслета, кашпо»

2 год

Вводное занятие

Техника макраме и плетение узоров

Кашпо

Сувенир

Итоговое занятие.

34

10

22

Творческая работа плетение украшений

Защита проекта по изготовлению сувенира

3 год

Вводное занятие

Техника макраме и плетение узоров

Закладка для книг

Держатель для штор

Итоговое занятие

34

12

22

Творческая работа закладка для книг

Защита проекта «Держатель для штор»

4.1. Содержание учебного плана

 1 год занятий

Вводное занятие: История развития макраме. Нити и другие материалы,

пригодные для плетения. Приспособления и инструменты. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Правила безопасности

труда.

Техника макраме и плетение узоров. Безопасность  труда при плетении.

Зарисовка и краткая запись основных приёмов макраме. 1) двойной плоский узел (ДПУ); 2) винт; 3) сетка из ДПУ; 4) косынка и ромб из  ДПУ; 5) цепочка « ёлочка»; 6) «ягодка» на основе ДПУ; 7)  пике в тесьме из ДПУ; 8) тесьма (поясок) из чередующихся цветных ДПУ.

Различные способы крепления нитей. Способы наращивания нитей и расширения полотна.

Практические занятия: Плетение: браслет,кашпо, сувенир.

Итоговое занятие – организация выставки работ.

2- ой год занятий

Повторение приёмов техники макраме.

Практические занятия – плетение кашпо (усложнённый вариант),

 сувенир.

Итоговое занятие  - организация выставки лучших работ кружковцев.

3 – год занятий

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Техника макраме и плетение узоров.

1) Бисерный (репсовый узел); 2) брида горизонтальная; 3) брида вертикальная; 4) ромб из брид;5) варианты заполнения ромба (плетение, сетка из ДПУ, окошко, бриды); 7) цветочек из брид; 8) сетка из брид;

9) фриволите; 10) двойная цепочка фриволите.Способы крепления нитей. Способы расширения полотна. Инструктаж по технике безопасности.

 Практические занятия. Цветы, выполненные в технике макраме, держатель для штор, плетение закладки для книг

Приемы – шнур; зигзаг; брида горизонтальная и наклонная; прием оформления концов нитей изделия – серёжка.Итоговое занятие – обмен опытом в изготовлении «Неувядающих цветов». Выставка лучших работ кружковцев.

5.Календарный учебный график.

6.Тематическое планирование.

Наименование разделов (дисциплин)

Кол-во часов

1 год обучения

Кол-во часов

2 год обучения

Кол-во часов

3 год обучения

Всего

Вводное занятие:

1

1

1

Материалы и приспособления для макраме.

2

Техника макраме и плетение узоров.

7

10

10

Плетение браслета

8

Кашпо

15

12

Сувенир

10

Закладка для книг

10

Держатель для штор

12

Итоговое занятие.

1

1

1

7.Календарно – тематическое планирование.

месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

07.09

14.00-14.45

Инструктаж по ТБ.

План работы кружка

2

14.09

История развития макраме

3

21.09

Материалы

и приспособления

4

27.09

Одинарный плоский узел:

справа налево

5

05.10

Закрепление навыков

6

12.10

Одинарный плоский узел:

слева направо

7

19.10

Закрепление навыков

8

26.10

Винт на основе плоских узлов

9

02.11

Закрепление навыков

09.11

Плетение рубашки для карандашика

10

16.11

Двойной плоский узел

11

23.11

Отработка навыков

12

30.11

Плетение браслета

13

07.12

Расчёт нитей

14

14.12

Зарисовка схемы плетения

15

21.12

Начало плетения

16

28.12

Продолжение работы

17

11.01

Декор браслета

18

18.01

Плетение зоны застёжки

19

25.01

Окончание работы

20

01.02

Кашпо

21

08.02

Схема плетения

22

15.02

Расчёт нитей для работы

23

22.02

Декор изделия

24

29.02

Дизайн - анализ

25

07.03

Проект «Подвесная ваза»

26

14.03

Отработка навыков плетения

27

21.03

Начало работы

28

28.03

Плетение крепления кашпо

29

04.04

Продолжение работы

30

11.04

Плетение шнуров кашпо

31

18.04

Продолжение плетения шнуров кашпо

32

25.04

Плетение основания кашпо

33

02.05

Продолжение плетения

34

16.05

Промежуточная аттестация. Представление творческой работы

35

23.05

Закрепление нитей по окончанию работы

36

30.05

Итоговое занятие

8.Материально – техническое обеспечение.

цветные нитки для плетения,сутаж, иголки швейные, стол рабочий,

приспособления для плетения, схемы плетения изделий.

9.Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет – ресурсы, обеспечивающие достижение планируемых результатов.

http://www.ctp-design.net/makrame/makrame.html сайт -схемы и образцы изделий

http://pagan.ru/forum/index.php?showforum=79 - ИНТЕРЕСНЫЕ УЗЛЫ

http://www.sangela.de/video/video-makrame.html- Видео-макраме Очень полезно для тех кто только учится.

http://www.rukodelie.net/makrame-izdelija/index.htm Изделия из макраме

http://www.saechka.ru/creativ/makrame/4makrame.php Уроки макраме

10.Формы аттестации.

Промежуточная аттестация – выставка-ярмарка

Формы промежуточной аттестации:

осуществляются  на основании следующих критериев:

высокий уровень (В) – учащийся овладел на 80-100% знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; принимает активное участие в большинстве предлагаемых мероприятий, конкурсах и соревнованиях различного уровня и занимает призовые места;  специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

допустимый или  средний уровень (Д) – объём усвоенных знаний, умений и навыков составляет 50-80%; принимает активное участие в предлагаемых мероприятий, конкурсах и соревнованиях различного уровня;  работает с оборудованием с помощью педагога; сочетает специальную терминологию с бытовой; в основном, выполняет задания на основе образца;

низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50% знаний, умений и навыков, как правило, избегает употреблять специальные термины, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием,  в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; принимает участие в предлагаемых мероприятий, конкурсах и соревнованиях различного уровня.

Результаты промежуточной аттестации учащихся  фиксируются в итоговом «Протоколе» промежуточной аттестации учащихся объединения, который является одним из отчетных документов и хранится у администрации Школы  

Оценочные материалы работы оцениваются в соответствии с положением о промежуточной аттестации.

11.Методические материалы:

1. Анна Краузе. Макраме. – Ташкент,  1986 г.

2. Макраме. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение: 1998 г.

3. М. М. Соколовская. Узелок на память. -  М.:  «Прометей», 1990 г.

3. М. М. Соколовская. Знакомьтесь с макраме. -  М.: Просвещение, 1985 г.

4.Интернет ресурсы:

http://www.ctp-design.net/makrame/makrame.html 

http://pagan.ru/forum/index.php?showforum=79 

http://www.sangela.de/video/video-makrame.html 

http://www.rukodelie.net/makrame-izdelija/index.htm  

http://www.saechka.ru/creativ/makrame/4makrame.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...