Декоративно – прикладное искусство.
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Татьяна Николаевна Бабкина

Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Вся наша земля – это земля мастеров.

 Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.

Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна  ткали  полотна и изготавливали кружева. Все делалось руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ekskursiya_geht_o.a.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по технологии

Тема урока. Декоративно – прикладное искусство.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами декоративно – прикладного искусства (ДПИ), историей родного края.

Задачи

1.    Дать краткий обзор содержания раздела «Художественные ремёсла» в 5 классе.

2.Ознакомить с понятием декоративно-прикладного искусства.

3.    Дать краткий обзор видов ДПИ народов нашей страны.

4.    Рассказать о старинных традициях и связанных с ними предметах декоративного искусства.

Дидактические средства обучения: учебник технологии (п.24), ПК, проектор, материал ЭОР; музейные экспонаты, маршрутный лист, компьютеры с выходом в сеть  интернет.

Урок- экскурсия (школьный музей и медиатека) : получения новых знаний.

Формируемые УУД

Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (плану).

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка

Коммуникативные:  диалог, организация учебного сотрудничества.

Планируемые результаты:

  1. Предметные - учащиеся научатся последовательности выполнения заданий.
  2. Метапредметные (УУД):  регулятивные -  уметь выполнять действия по образцу. Проявлять познавательную инициативу.
  3.  Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем   и  коллективом, слушать собеседника,  излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе ; познавательные -   проявлять познавательную инициативу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и  выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям.
  4. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.     Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.

Ход урока

1 этап.

Организационный этап (самоопределение к деятельности) учащиеся заранее разделены на группы.

2 этап.

 Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел.  Отправляясь в путь, мы разделимся на несколько команд. Для сопутствия успеха путешествия команде, необходимо обладать определенными качествами. Какими?

У нас команды состоят из самых сильных, смелых, отважных, умных и благородных. В каждой команде должен быть руководитель – мастер, а остальные члены команды – подмастерья.

2.2. Учитель организует работу на выполнение задания.

Цель: познакомиться с видами ремесел.

На ваших столах находятся задания с вопросами,  на которые вы должны ответить.

Задание 1: Сложи картинку и назови вид ремесла. (резьба по дереву, вышивка, вязание, скульптура)

Задание 2: Какие виды ремесел есть в нашей области? (гончарное ремесло, ковроткачество, вышивка, косторезный промысел, резьба по дереву)

Задание 3:Что такое ремесло? (изготовление различных вещей ручным способом)

Задание 4: Кто такие ремесленники? (люди, которые этим занимаются)

3 этап.

 Этап постановки цели

Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Вся наша земля – это земля мастеров.

 Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.

Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна  ткали  полотна и изготавливали кружева. Все делалось руками.

3.1. Учитель организует определение основного вопроса урока.

-демонстрирует виды рукоделия.

Продолжаем урок-экскурсию. Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.

Девочки, сформулируйте цель нашего урока:

К своему ответу добавьте действие      

      «Познакомиться»        «Иметь представление»    

( ответы учащихся - познакомиться с  видами декоративно-прикладного искусства; иметь представление о народном творчестве)

 Цель намечена.  Наш эпиграф к уроку «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?

Действительно, тема урока – декоративно-прикладное искусство.

3.2 Обзорная экскурсия в разделе ДПТ музея. Выступление подготовленных девочек с индивидуальным домашним заданием.

4 этап.

 Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.  Переход в медиатеку. («открытие» детьми нового знания)

Учитель проводит вводную беседу по актуализации жизненного опыта, позволяющую ознакомиться с видами ДПИ и иметь представление о народном творчестве.

- работа в группах.

Учащиеся самостоятельно проводят исследования ответов на вопросы в маршрутных листах,

находя информацию работая с интернет ссылками.

Группа  1 

http://club.osinka.ru/topic-183484

Вопросы:

Что такое вышивка?

Какие счетные швы вы знаете?

Чем характерна вышивка «орловский спис»?

 Группа  2

Вопросы:

http://www.russia-open.com/1748/2014/05/08/OT-TONENKOJ-PAUTINKI-K-MIROVOMU-BRENDU.phtml

Какие кружева называют застывшими красками северной зимы?

Где находится самый знаменитый кружевной промысел?

           История Вологодского кружева (рассказать кратко)

Группа  3

Вопросы:

http://pushaplatok.ru/nisi-elit-conuat-ipsum-nec-sagittis-sem-nibh-id-elit/

Какие инструменты используют при вязании?

Какие существуют виды оренбургских платков?

Группа  4

Вопросы:

http://zonarukodeliya.ru/iskusstvo-hohlomyi/

Рассказать о истории появления, старинного русского промысла  хохлома.

Группа  5  http://zakazcarpet.ru/kovrotkachestvo-v-rossii/

Вопросы:  Какие народы занимаются ковроткачеством?

                             Как делятся ковры по способу изготовления?

5 этап

Защита групповых  работ учащимися и выставление оценок.

Прослушав ваши сообщения, можем ли мы ответить на поставленные вопросы?

Вопросы:

-Что объединяют  все  виды ДПИ?  (все виды ДПИ объединяют художественные и практические свойства. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение. Слово декоративный произошло от латинского dekorare – украшать.

-Какой вид вам больше всего понравился?

6 этап

 Рефлексия учебной деятельности.

Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока.

Как вы думаете, наша цель достигнута?

-Чему научились на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

-Что больше всего вам понравилось?

-А все ли виды ДПИ мы рассмотрели? Какие вы знаете еще?

-Какие виды вы уже умеете выполнять?

-Какому виду вы хотели бы научиться делать?

Девочки, огромное вам спасибо за урок.  Я, считаю, что мы отлично справились с заданием. Путешествие – экскурсия  прошла отлично. Мы вспомнили  и изучили с вами народные промыслы. Повторили слова, которые узнали на уроке.

Домашнее задание: Найти информацию о народных промыслах твоего региона. (Оформить в презентацию 5-6 слайдов)

Ссылка на сайт  http://w-siberia.ru/turto/area/tyumenregion/towntr/prom.htm

Если останется время.

Ответы на задания «Проверь себя» по теме «Декоративно

-прикладное искусство»

1. Украшаю. 2. Вышивка. 3. Конь. 4.Хохлома. 5. Кружевоплетение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек,  общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...