Программа внеурочной деятельности "Рукоделие"
рабочая программа по технологии (5 класс)
Программа «Рукоделие» предназначена для детей младшего школьного возраста и ставит своей целью развитие способностей учащихся путем освоения данных видов декоративно-прикладного творчества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Декоративно-прикладное искусство включает в себя разнообразные виды ручного творчества.
Программа «Рукоделие» предназначена для детей младшего школьного возраста и ставит своей целью развитие способностей учащихся путем освоения данных видов декоративно-прикладного творчества. Условием реализации этой цели служит решение следующих задач:
- знакомство детей с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества;
развитие фантазии, воображения, изобретательности, творческой самостоятельности;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, трудолюбия, усидчивости,
аккуратности, положительного отношения к труду и творчеству;
- развитие образного мышления, эмоционально-чувственной сферы;
- формирование умений и навыков в определенных техниках рукоделия.
Численность детей в группе - 10-12 человек. Такое количество учащихся является оптимальным для организации практической деятельности младших школьников и создания творческой атмосферы на занятиях, возможности индивидуального подхода к обучению ребенка. А также соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требованиям техники безопасности труда.
Прием учащихся в объединение не предусматривает специализированного отбора. Педагог предварительно беседует с ребенком с целью определения объема ранее полученных знаний, психо-эмоциональных особенностей; определения наличия интереса к народному творчеству.
Содержание программы.
С целью ознакомления учащихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества, формирования основных умений и навыков в изготовлении изделий в программу включены четыре основные темы: бисер, вышивка, аппликация, мягкая игрушка.
Вышивка - один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного творчества. На занятиях учащиеся знакомятся с основами композиции, особенностями структуры узора. Выполнение изделия -это творческий процесс. Учащихся необходимо научить сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, самостоятельно составлять узоры для вышивки.
На занятиях по вышивке находят свое продолжение навыки работы с иглой и тканью. Подбор изделий, тематика вышивки, орнаменты, техника выполнения могут измениться в зависимости от назначения изделий, а также умений и навыков учащихся, но во всех случаях они должны усвоить и применять на практике выполнение основных видов швов: простейшие швы, гладьевые, счетные.
В народном творчестве издавна были известны самодельные игрушки из лоскутков меха и ткани. Традиции мягкой игрушки живут и развиваются в современной промышленности, а также находят свое отражение в творчестве детей. Самодельные игрушки из синтетического меха, драпа, сукна, хлопчатобумажных тканей завоевали всеобщее признание, благодаря своей оригинальности, яркой декоративности, разнообразию тем и сюжетов. Большой интерес к изготовлению различных меховых поделок проявляют младшие школьники. Возможность проявить свое творчество, фантазию, изобретательность привлекают и девочек, и мальчиков. Игрушке, как и другим изделиям декоративно-прикладного творчества, чужда натуралистичность, механическое подражание живому образу, поэтому при создании моделей меховых игрушек не следует стремиться к копированию живых прообразов. Здесь должна учитываться психология детей, которые прежде всего воспринимают не отдельно разработанные подробно детали, а основные характерные черты будущего изделия.
«Нитяная графика», или изонить, - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Изонить как вид творчества впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате появлялись ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время техника выполнения изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров. Она проста и доступна для освоения в любом возрасте.
Художественное оформление ткани было присуще всем народам во все времена. Один из нестареющих видов — аппликация. Аппликация (от латинского - «прикладывание») заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале (фоне). Необходимы лишь фантазия и терпение. Выбор эскиза-рисунка, по которому выполняется аппликация, - очень ответственный момент. Основное отличие аппликации -силуэтность, простота, лаконичность, поэтому рисунок не должен иметь большое количество деталей. В зависимости от того, что изображает аппликация, она может быть:
- предметной (выполнение отдельных предметов, портретов людей и
животных, растения, транспорт);
- сюжетной (выполнение сюжетной картины сказки, песни, рассказа);
- декоративной (выполнение узора или орнамента).
Великолепны и незабываемы изделия из бисера. Глядя на красивые и яркие краски, причудливые композиции изящных рисунков, в которых своеобразно отображаются фантастические, сказочные, а иногда и реальные события, удивляешься терпению и вкусу мастериц. В наше время старинный промысел — бисерное рукоделие — получает новое рождение. Изделия ручного труда стали очень цениться в современном мире. И от того, с какого возраста дети будут знакомиться с малоизвестными видами техник декоративно-прикладного творчества, зависит, насколько интенсивным будет процесс их развития, и насколько интересной и творческой будет их дальнейшая жизнь.
Вот они - крошечные -бисеринки и бусинки. В умелых руках они, идеально равномерно и правильно нашитые на материю или сплетенные между собою, создают великолепные узоры. Необходимо много терпения, сосредоточенного внимания, горячей любви к своему делу, чтобы довести до конца эту медленную и трудную работу - изготовление изделия в технике бисероплетения.
Бисер - это чудесный, радующий глаз материал. Фигурки, выполненные из бисера, могут стать прекрасным украшением изделия, одежды, интерьера, могут превратиться в небольшую картину, елочную игрушку или талисман. Интересно выглядит бижутерия из бисера.
Из поколения в поколение передавались в народе лучшие традиции ткачества. В геометрических и растительных узорах; особенностях колорита, орнамента, композиции можно проследить традиционность художественных и технических приемов, характерных для творчества того или иного народа.
Ткаными узорами украшалась одежда. Узорные домотканные изделия играли большую роль и в украшении жилища, и в оформлении праздников, бытовых и свадебных обрядов. Существует множество приемов ручного узорного ткачества, одним из которых является петельное ткачество специальной иглой. Освоение этого приема предполагает обязательное выполнение методических рекомендаций по выбору рисунка. Он должен быть максимально простым.
Работы по шитью, вышиванию, плетению привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, браслета, игрушки!
Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Перечень практических работ включает в себя изделия, которые по их назначению можно сгруппировать следующим образом: хозяйственно-бытовые, игрушки, сувениры и подарки.
Прежде, чем приступить к практической работе, преподаватель знакомит учащихся с правилами ее выполнения и правилами техники безопасности.
Как сохранить единство труда и игры, труда и творчества? Один из возможных способов - создание игрушек-самоделок. Это занятие исключительно творческое, способное развивать и пробуждать детскую фантазию. Вместе с тем, рукоделие - важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление.
Создавая игрушки, учащиеся приобщаются к еще одному виду декоративно-прикладного творчества, который органично объединяет эстетическое и трудовое воспитание и развитие ребенка.
Последовательность тем в учебно-тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей младшего школьного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание занятий предусматривает чередование как техник рукоделия (вышивание, плетение), так и различных видов материала (бисер, ткань, объемные изделия).
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Основной формой организации учебной деятельности является учебное занятие, которое состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает технико-технологические сведения о выполнении того или иного изделия.
Практические работы включают: освоение навыков плетения, вышивки; составление рисунков, схем, выкроек; выполнение художественных работ.
Для проведения занятий необходим следующий дидактический материал: различные образцы вышивок, технические рисунки, таблицы, образцы готовых изделий; инструменты и приспособления, ткани и материалы. Занятия должны проходить в хорошо освещенном помещении.
Учащимся на занятиях необходимы: тетрадь для записей; нитки (мулине, катушечные, для бисера), иглы №1,3,5, для ткачества; булавки, пяльцы, ножницы, калька, картон, клей (ПВА, «Момент»); ткань, бисер, мех, вата, атласные ленты.
Диагностика учащихся и планируемые результаты реализации программы.
Диагностика знаний и умений учащихся осуществляется:
- непосредственно на занятиях, во время которых оценивается аккуратность и технологическая грамотность изготовления как отдельных деталей, так и всего изделия;
- на контрольных занятиях, которые могут проводиться в форме выставки или конкурса на лучшую работу в конце каждого полугодия.
К концу ученого года учащийся должен освоить процесс изготовления панно, открытки в технике «изонить»; овладеть технологией изготовления мягких игрушек, используя в работе изученные швы: «строчка», «вперед иголку», «тамбурный»; уметь выбрать рисунок, цветовое решение, материал, необходимые инструменты для изготовления конкретного изделия в изученной технике.
Используя основные приемы бисероплетения (простое плотное низание в одну или две иглы; наложение), ребенок должен уметь выполнить нарядное украшение (браслет, цепочка, колье) для себя и своих близких. Применяя различные вышивальные швы (простые, гладьевые, счетные), украсить вышивкой готовую блузку, кофту; либо изготовить и украсить вышивкой небольшую салфетку, полотенце, платочек. Используя технику аппликации, выполнить интересную подушку-игрушку или используя технику ткачества, изготовить красивую диванную подушку.
Таким образом, к концу учебного года учащиеся должны знать:
- название, назначение изученных инструментов и приспособлений (ножницы, иглы, булавки, специальная игла для ткачества, пяльцы, гладилка, утюг), а также правила обращения с ними и правила техники безопасности труда;
- правила организации рабочего места;
- правила разметки материалов с помощью шаблонов и способы перевода
рисунка на ткань;
- элементарные способы обработки бумаги, ткани, меха (разрезание ножницами бумаги, ткани, меха с учетом разметки);
- способы соединения деталей с помощью клея;
- назначение и способы выполнения простых ручных швов;
- способы отделки изделий аппликацией, вышивкой, бисером, атласными лентами, пуговицами;
- технологию изготовления простейших изделий: выбор изделия, выбор материалов, инструментов и приспособлений, изготовление, окончательная отделка.
Должны уметь:
- организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы;
- экономно использовать материал;
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями и соблюдать
безопасность труда и личную гигиену при обработке бумаги, ткани, меха;
- правильно выполнять технологические операции при работе с инструментами;
- правильно сгибать, резать, низать, наносить клей и выполнять швы: «вперед иголку», «за иголку», тамбурный, стебельчатый, гладьевый, «крест», «болгарский крест»;
- контролировать свои действия в процессе работы;
- читать простые схемы плетения и низать по ним простые плотные однорядные цепочки и подвески;
- работать в коллективе, распределяя и согласовывая свой труд;
- самостоятельно изготовить несложное изделие (по рисунку, схеме, выкройке);
- выбрать необходимый материал, инструменты, правильно и экономно
разметить материал, изготовить детали, собрать изделие и проверить
правильность выполнения работы.
Календарно-тематическое планирование 1-ый год обучения | ||||
№ | Название темы | теория | практ. | всего часов |
1. | Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества. | 1 | 1 | |
2. | Сказка о принцессе-иголочке. История о булавке, наперстке, утюгах, ножницах. Правила ТБ. | 1 | 1 | |
3. | Изонить - «нитяная графика». Основные правила. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4. | Изонить. Заполнение угла. | 1 | 1 | |
5. | Изонить. Заполнение окружности. | 1 | 1 | |
6. | Изготовление открытки в технике «Изонить». | 1 | 1 | |
7. | Пуговицы из природных материалов. | 1 | 1 | |
8. | Выполнение образцов пришивания различных видов пуговиц. | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | Вышивка. Инструменты и материалы. | 0,5 | 0.5 | 1 |
10. | Способы перевода рисунка на ткань. | 0,5 | 0.5 | 1 |
11. | Закрепление нити без узла. Технология выполнения простейших ручных швов («вперед иголку», «назад иголку») | 0.5 | 0.5 | 1 |
12. | Технология выполнения стебельчатого шва. | 0.5 | 0.5 | 1 |
13. | Технология выполнения тамбурного шва. | 0.5 | 0.5 | 1 |
14. | Выбор рисунка и необходимых материалов для изготовления салфетки для завтрака | 1 | 1 | |
15. | Подготовка ткани, нанесение рисунка | 1 | 1 | |
16. | Выполнение вышивки. | 1 | 1 | |
17. | Выполнение изделия и его окончательная отделка. | 1 | 1 | |
18. | Бисер. История возникновения бисероплетения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
19. | Чтение и зарисовка схемы плетения простой плотной однородной цепочки в две иглы «крестик». | 1 | 1 | |
20. | Выполнение браслета по схеме «крестик». | 1 | 1 | |
21. | Чтение и зарисовка схемы плетения простой плотной однородной цепочки в одну иглу «зиг-заг». | 1 | 1 | |
22. | Выполнение цепочки по схеме «зиг-заг». | 1 | 1 | |
23. | Закрепление лески, соединение частей цепочки. | 1 | 1 | |
24. | Чтение и зарисовка схем подвесок «Водоросли», «Кораллы». Плетение цепочки. | 0,5 | 0,5 | 1 |
25. | Низание подвесок. Завершение изготовления изделия. | 1 | 1 | |
26. | Вышивка. Счетные швы. Заделка ткани в пяльцы. | 0.5 | 0.5 | 1 |
27. | Технология выполнения счетных вышивок различными приемами: «крест», «двойной («болгарский») крест». | 0,5 | 0.5 | 1 |
28. | Выполнение вышивок по отсчету ниток по канве или переводному рисунку. Составление рисунка счетной вышивки. | 0.5 | 0.5 | 1 |
29. | Выполнение узора вышивки «простой крест», «двойной крест». | 1 | 1 | |
30. | Виды аппликаций. Методы крепления. Используемые материалы. | 0.5 | 0.5 | 1 |
31. | Зарисовка рисунков. Заготовка деталей аппликации. | 1 | 1 | |
32. | Раскрой салфетки. Сборка и закрепление деталей аппликации на фоне. | 1 | 1 | |
33. | Окончательная отделка и оформление салфетки. | 1 | 1 | |
34. | Контрольное занятие. Итоговая выставка работ учащихся. | 1 | 1 | |
Итого: | 8,5 | 25,5 | 34 | |
Календарно-тематическое планирование 2-ой год обучения | ||||
№ | Название темы | теория | практ. | всего часов |
Вводное занятие. Правила ТБ. | 1 | 1 | ||
| Техника выполнения двухсторонней глади. Выбор изделия, узора и материалов. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Запяливание ткани. Перевод рисунка на ткань. Выполнение основных элементов узора двухсторонней глади. | 1 | 1 | |
| Выполнение мелких деталей рисунка стебельчатым швом. Оформление изделия. | 1 | 1 | |
| Вышивка с применением бисера, бусин. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Вышивка с применением стекляруса, страз. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Выполнение рисунка вышивки. | 1 | 1 | |
| Оформление изделия. | 1 | 1 | |
| Работа с атласной лентой. Применение лент в отделке изделий. Технология выполнения цветов, бантиков из атласных лент. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Технология выполнения цветов из атласных лент. | 1 | 1 | |
Технология выполнения бантиков из атласных лент. | 1 | 1 | ||
| Разработка рисунка открытки-корзинки. | 1 | 1 | |
| Изготовление цветочной открытки-корзинки. | 1 | 1 | |
| Украшение изделий цветами и бантиками (заколки, брошки). | 1 | 1 | |
Украшение изделий цветами и бантиками (ободки). | 1 | 1 | ||
| Контрольное занятие. Выставка работ учащихся. Вышивка. Атласные ленты. | 1 | 1 | |
| Мягкая игрушка. Виды. Необходимые инструменты и материалы. Уменьшение и увеличение выкроек. | 0.5 | 0.5 | 1 |
| Подготовка выкроек из материалов. | 1 | 1 | |
| Выполнение плоскостной игрушки. | 1 | 1 | |
| Выполнение полуобъемной игрушки | 1 | 1 | |
| Мягкие игрушки из помпонов, перчаток, рукавиц. | 1 | 1 | |
| Выбор и изготовление изделия из помпонов. | 1 | 1 | |
Изготовление игрушки из перчаток. | 1 | 1 | ||
| Изготовление мягкой игрушки из рукавицы.. | 1 | 1 | |
| Объемные мягкие игрушки из ткани и меха. Основные материалы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Особенности кроя деталей игрушки из меха. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Выполнение эскиза игрушки с использованием зарисовок. Заготовка выкроек –лекал. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Раскрой деталей игрушки. | 1 | 1 | |
| Сшивание мелких деталей игрушки. Набивка. | 1 | 1 | |
| Сшивание основных деталей игрушки. | 1 | 1 | |
Придание формы отдельным деталям. | 1 | 1 | ||
| Сборка изделия. | 1 | 1 | |
| Окончательная отделка и оформление мягкой игрушки. | 1 | 1 | |
| Контрольное занятие. Итоговая выставка работ учащихся. | 1 | 1 | |
Итого: | 6 | 28 | 34 | |
Список литературы.
1. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. - СПб., ТОО «Лейла», 1995.
- Докучаева CO., Волыюва Е.В. Капитошка дает урок. - М., «Финансы и статистика», 1996.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль, «Академия развития», 1997.
4. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. - Ярославль,
«Академия развития», 1997.
- Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. Рукоделие. - М., Просвещение, 1995.
- Ивлева Е.В. Женские украшения. - Минск, «Элайда», 2000.
- Тарановская Н.В. Маленькие чудеса. - Ленинград, «Детская литература», 1981.
8. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М., «ЭКСМО-Пресс»,
2002.
9. Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки - мультяшки и зверушки. -
Ярославль, «Академия развития», 1997.
10. КотоваИ.Н., Котова А.С. Бисер. Секреты мастерства. Искусство наложения:
Учебное пособие. - СПб., «МиМ», 1998.
- Ретухова В.И., Савельева Л.М., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушжа. - М., «Ступень», 1995.
- Феррари В. Мягкая игрушка своими руками. - М., «Мир книги», 2002.
- Гастюк Е.О. Художественное вышивание. — Львов, 1995.
- Авдеева Е.В. Художественная гладь. - Ташкент, 1993.
- Еременко Е.И. Иголка-волшебница. - М., 1988.
- Ермаченко Т.И. Рукоделие. — М., 1992.
- Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. - М., 1992.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек и сувениров. - М., 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...