Формирование системы гибких навыков в преподавании технологии.
материал
Почему одни люди поднимаются на вершину карьеры, а другие так и остаются на нижних ступенях в профессии? Вопрос далеко не праздный. И ответ на него, как и многое в жизни, следует искать в образовании и воспитании.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое Hard skills и Soft skills?
Почему одни люди поднимаются на вершину карьеры, а другие так и остаются на нижних ступенях в профессии? Вопрос далеко не праздный. И ответ на него, как и многое в жизни, следует искать в образовании и воспитании.
Успех человека как специалиста в какой-либо области зависит от 2-х типов навыков: hard skills и soft skills.
Hard skills – (от англ. твёрдые навыки) это набор профессиональных, технических навыков и умений, связанных со знанием предмета и технологий.
Например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде.
Это навыки, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Твёрдые навыки человек получает и развивает в школе, колледже, вузе, на курсах, тренингах, использует и оттачивает в своей профессиональной деятельности. Hard skills необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности.
О компетенциях Soft skills в первую очередь заговорили применительно к бизнесу, но сейчас, с учётом динамично меняющейся среды, он востребован и в системе образования.
Soft skills – (от англ. гибкие навыки) это надпрофессиональные навыки, которые связаны с личными качествами человека.
Они частично заложены природой при рождении человека, частично приобретаются с жизненным опытом.
Soft skills обладают универсальным характером и не связаны с предметными знаниями и умениями. Они необходимы в качестве дополнительных общих компетенций для большинства профессий.
Зачем формировать Soft skills?
Результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете и Стенфордском исследовательском институте, говорят о том, что вклад твёрдых навыков в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как мягкие определяют оставшиеся 85%
Например, человек может быть компетентным программистом с высшим образованием, владеть несколькими языками программирования, версткой и веб-дизайном. Но если он не может выстроить качественную коммуникацию с коллегами, предлагать идеи, управлять своим временем и планировать процесс, то его проекты вряд ли будут успешны и эффективны.
А вот человек с ограниченным профессиональным функционалом, но выраженными коммуникативными, управленческими и стретегическими навыками будет ценным работником. Потому что он умеет договариваться, принимать решения, управлять, достигать результатов, соблюдать сроки и т.д. Вероятнее всего, он будет руководить тем самым программистом.
Список плюсов владения soft skills:
- карьерный рост,
- постоянное личностное развитие,
- востребованность на рынке труда,
- более высокая стоимость как профессионала (зарплата),
- большой выбор вакансий,
- возможность занимать руководящую должность,
- быстрое решение разных задач.
Мягкие навыки нельзя измерить, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки.
Современные работодатели все охотнее отдают предпочтение претендентам с ярко выраженными soft skills.
Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми - родителями, родственниками, друзьями.
Классификация soft skills.
Можно выделить 4 типа soft skills:
- Социальные компетенции: коммуникативность, эмоциональный интеллект (умение различать эмоции и мотивы других людей), гибкость и принятие критики, ораторские способности.
- Лидерские компетенции: умения принимать решения, сформировать команду, разрешать конфликты, ответственность, наставничество.
- Интеллектуальные компетенции: аналитический склад ума, умение видеть и решать проблему, обучаемость, креативность.
- Волевые компетенции: ориентированность на результат, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость, готовность к рутинной работе.
Основополагающим навыком из soft skills для создания успешной карьеры является умение непрерывно учиться, желание самообразовываться и совершенствоваться.
Коммуникативные способности
Коммуникативные навыки – это умение общаться, строить диалог, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться.
Важным элементом этих способностей является умение адаптироваться к речевой ситуации: само собой, диалог между одноклассниками будет отличаться от разговора между учеником и учителем.
Надо развивать коммуникабельность детей: проводить уроки-дискуссии, учить самопрезентациям.
Креативное мышление
Креативность – это умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения.
Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.
Лидерские качества и работа в команде
Быть лидером – значит быть человеком, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения за всю команду. Лидер должен уметь работать в команде, а работа в команде – это умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.
Эмоциональный интеллект
Навыки управления своим эмоциональным интеллектом влияют на работу человека с другими членами группы (например, вместе с одноклассниками готовить какой-либо проект), мотивацию и самоконтроль.
Для развития эмоционального интеллекта можно предложить несколько шагов, самые очевидные из которых – ставить себя на место другого человека (Ваня поступил так, потому что обиделся, когда его вклад в работу не оценили) и называть свои и чужие эмоции (Я чувствую обиду, потому что меня не спросили, хочу ли я заниматься этим, а просто поставили перед фактом). Знания об эмоциональном интеллекте пригодятся классному руководителю, который может столкнуться с необходимостью решать какие-то конфликты.
Стрессоустойчивость
Стрессоустойчивость – это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызывать психические расстройства.
Позитивность
Вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает.
Любознательность
Интеллектуальное любопытство, жажда новых знаний, интерес к окружающему миру и желание получить новые впечатления. Это естественное качество любого ребенка и важно его сохранить.
Навык работы с технологиями
Наряду с гибкими навыками в современной терминологии выделяются и особо востребованные сейчас digital skills – навыки работы с цифровыми ресурсами, умение ориентироваться в технологической среде и использовать преимущества цифровизации.
Конечно, можно отметить, что современные дети более чем свободно чувствуют себя в цифровой среде, для них технологии – неотъемлемая часть жизни. Но чаще всего происходит разделение: учебный процесс строится на основе традиционных методов, а все прелести интернета и технологий остаются за границами школы, потому что используются только для развлечений.
Использование цифровых ресурсов в обучении не только формирует навык работы с технологиями, но и интегрирует их во все сферы жизни. Таким образом нет разрыва между «интересными» занятиями и «скучной» учёбой. Если ребёнок учится, применяя доступные современные технологии, он привыкает к тому, что их можно использовать не только для отдыха.
Как мы видим, говорить о развитии какого-то одного навыка нельзя – все они связаны между собой, поэтому работа идёт по всему комплексу soft skills.
Развитие Soft skills.
Необходимо принимать организационные и методические меры по формированию soft skills в современной российской школе.
При определении целевых установок каждого урока особо учитывать и задачу совершенствования того или иного навыка из soft skills. Безусловно, развитие мягких навыков – привилегия не только учителей технологии. Формирование гибких навыков возможно на любом уроке, ведь речь идёт об освоении не специфических предметных знаний, а тех, которые будут нужны ребёнку вне зависимости от выбранной специальности.
Следует помнить и еще об одном обстоятельстве. От планомерного развития soft skills не только человек становится другим – прогрессивным, творческим, ответственным, интеллигентным, но и общество в целом начинает выглядеть по-иному – цивилизованным, развитым, передовым, зрелым.
Квесты.
Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.
Спортивное ориентирование.
Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.
Настольные игры.
Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».
Спортивные игры.
Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.
Проектная работа в школе.
Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность в школе.
Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.
Образовательные лагеря.
Образовательный лагерь – одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:
Обучение навыкам в той профессиональной сфере, которой посвящён лагерь: физике, математике, программированию, графическому дизайну, журналистике. Оно проходит в форме уроков, лекций, семинаров и практикумов, на которых педагоги делятся своими профессиональными секретами.
Тренировка навыков общения и командной работы. Для этого в образовательном лагере устраиваются специальные тренинги, викторины, турниры по настольным играм, спортивные соревнования.
Курсы и тренинги.
Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.
Пример мероприятия. Шерстяной тимбилдинг.
Проводится для укрепления отношений в коллективе.
Ведущий проводит бриф участников и рассказывает о важности и значимости коммуникации друг с другом. Затем ведущий кидает один из клубков ярких ниток в класс, одному из участников мероприятия. Задача участника перекинуть клубок любому другому участнику, ухватившись за нить. Через несколько секунд клубков становится достаточно много – несколько десятков разноцветных клубочков перемещаются над группой, и уже все участники становятся опутанными одной нитью, и каждое движение чувствует вся группа. Вот она, визуализация связей в коллективе. Для организации шерстяного тимбилдинга можно использовать специальные светящиеся нити и ультрафиолетовые лампы – для большего шоу-эффекта.
С развитием современного общества должно развиваться и образование. Сложенная веками педагогическая система не должна разрушаться, а должна эволюционировать, должны смещаться педагогические акценты. В первую очередь, от учащихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций. Переориентация образования на развитие у детей «гибких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности. Мотивированный человек с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления остаётся, и ещё долгое время будет оставаться, востребованным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Формирование гибких навыков, необходимых выпускнику, для успешного прохождения итоговой аттестации, на уроках математики."
В данной статье я хочу поделиться своими наработками, позволяющими моим выпускникам успешно пройти итоговую аттестацию, не смотря на то, что многие из них совмещают учебу с трудовой деятельность...

Формирование системы гибких навыков (soft skills) в образовательном процессе
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками...
Статья "Потенциал предмета ОДНКНР для формирования "гибких" навыков soft-skills у учащихся 5-х классов средней общеобразовательной школы (методический аспект)
В статье говорится о значении "гибких" навыков при формировании УУД в соответствии с ФГОС нового поколения, о возможностях предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России...
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГИБКИХ НАВЫКОВ SOFT SKILS В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Современный мир - это VUCA (вука)-мир: сложный, постоянно меняющийся и требующий быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации, поэтому сегодня современному учителю нужно адаптиро...

«Формирование читательской грамотности на уроках английского языка, как одного из видов мягких гибких навыков будущего»
Современное развивающееся общество предъявляет высокие требования к специалистам. На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знани...

