План-конспект урока в 6 классе коррекционной школы по предмету "Труд(технология)". Тема: "Фартук"
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Дьячек Анна Васильевна

Познакомить обучающихся с назначением и технологией изготовления фартука; создать условия для расширения представлений о качествах и свойствах предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ТРУД(ТЕХНОЛОГИЯ) В 6-Б КЛАССЕ
Тема: ФАРТУК

Цели: познакомить обучающихся с назначением и технологией изготовления фартука; создать условия для расширения представлений о качествах и свойствах предметов.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование навыков определения и снятия мерок для пошива фартука; развитие внимания и самоконтроля, навыков работы с инструкциями, по плану.

Личностные:

- воспитание самостоятельности, трудолюбия, аккуратности и культуры труда; обогащение словарного запаса; коррекция речи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, таблица «Снятие мерок», манекен, готовые изделия, инструкционные карты, рабочие коробки.

Подготовительная работа: проверить оборудование, настроить электронное приложение, подготовить наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, организовать работу дежурных.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.

Игра «Черный ящик»

Учитель. Перед вами черный ящик. Вам предстоит узнать, что в нем находится. Я буду рассказывать об этом предмете, а вы попытайтесь по словесному описанию догадаться, что это за предмет, и назвать его.

Вопросы к обучающимся.

1. Он необходим для получения выкройки. Для его построения надо снять мерки и произвести расчет. (Чертеж.)

2. Этими инструментами пользуются для проведения кривых линий. С их помощью строят прямые углы. (Лекала.)

3. Этими инструментами пользуются для проведения прямых линий. С их помощью строят прямые углы. (Линейка, угольник.)

4. Он играет важную роль в выполнении чертежа. Может быть мягким и твердым. Его нужно затачивать перед работой. (Карандаш.)

5. Он используется для удаления ненужных линий. (Ластик.)

6. При подготовке ее к раскрою нужно подписать название деталей, поставить размеры припусков на обработку срезов, обозначить места сгибов ткани, указать направление долевой нити. (Выкройка.)

7. Перед раскроем ее нужно декатировать. Проверить ее качество. Определить лицевую и изнаночную стороны. (Ткань.)

8. Данными из этой таблицы пользуются при построении чертежа конструкции, чтобы одежда была удобной в носке и достаточно свободной. (Таблица прибавок на свободное облегание.)

Учитель. Вы уже знаете, что в швейном деле очень важно соблюдать последовательность действий и не торопиться. Имея определенный багаж знаний, умений и навыков, вы можете приступать к изготовлению швейных изделий. Тема урока: «Фартук».

3. Изучение нового материала.

Учитель. «Фартук» в словаре Т. Ф. Ефремовой – предмет одежды, надеваемый для предохранения передней части платья от загрязнения, а также с защитной целью; передник. К какому виду одежды относится фартук? (Ответы обучающихся.)

– Фартук (или передник) – широко распространенная с древних времен и до наших дней часть одежды. За время своего длительного существования вид фартука почти не изменился. История его начинается в Древнем Египте. Египетские мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались подобием фартука – примитивной драпировкой, которая прикреплялась спереди к поясу из узкой полоски кожи или сплетенных тростниковых стеблей.

С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Он превратился в кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправля-емым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Интересно, что фартук был одним из символов императорской власти в Византии! Назывались они тогда таблионами, изготавливались из драгоценной парчовой ткани и пришивались к императорскому плащу.

Куда более скромные фартуки стали неотъемлемой частью одежды западноевропейских женщин в Средние века. А с развитием мануфактуры широкое развитие получили рабочие фартуки.

В далеком прошлом в России фартук считался не просто предметом одежды для женщин, а ее украшением. Девушки на выданье носили белые фартуки с красивыми орнаментами. Фартук считался истинным символом плодородия, его использовали в различных церемониях и носили все представительницы слабого пола. Мамы носили своих маленьких детей завернутыми в фартук – это считалось хорошей приметой и пожеланием долгой и счастливой жизни.

В день свадьбы на пороге нового дома новобрачных расстилали передник, пройти по нему символизировало успех и процветание. Перед посевом пшеницы фартук заполняли зерном и завязывали по углам – для будущего богатого урожая.

Сегодня фартук тоже не утратил своего значения. Где сегодня применяются фартуки? (Ответы обучающихся.)

– Фартук используется нами во время выполнения домашней работы, входит в комплект рабочей одежды представителей многих профессий. Существует предположение, что фартук перестаёт существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой и производственной одежды во времена Первой мировой войны. Многие женщины в то время должны были выполнять мужскую работу мастера, механика и т. п., поэтому из «одежды горничных» фартук превратился в рабочую женскую одежду. (Рассказ с демонстрацией.)

– Обычные кухонные фартуки бывают с нагрудником и без него, из бязи, набивного ситца или других тканей – репса, чесучи, сатина. Главное требование к ним – кухонные фартуки должны нравиться своим хозяйкам, иметь опрятный вид и защищать их одежду.

В последнее время распространены специальные, рекламные и подарочные фартуки. На фартуках многие фирмы размещают рекламу, логотипы, слоганы и изображения на любой вкус. Не редкость подарочные фартуки с именами и забавными надписями.

У вас тоже есть возможность иметь эксклюзивный фартук собственного производства. Изготовить его вы сможете на уроках швейного дела. Работать будем по плану. (Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.)

План работы по изготовлению фартука на поясе

1. Снять мерки.

2. Построить чертеж.

3. Подготовить выкройку к раскрою.

4. Раскроить детали фартука.

5. Выполнить работы по пошиву и отделке изделия.

Учитель. Рассмотрите, как выглядят готовые фартуки.

Рассматривание образцов.

– Из каких деталей состоит фартук на поясе? (Ответы обучающихся.)

– Фартук на поясе состоит из 2 деталей: нижней части и пояса. Какую форму имеют эти детали? (Ответы обучающихся.)

– Приступим к выполнению первого пункта нашего плана. Как он звучит? (Ответы обучающихся.)

– Исходными данными для построения чертежа служат мерки, основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Для построения чертежа фартука на поясе нам понадобятся следующие мерки:

Ст – полуобхват талии;

Сб – полуобхват бедер;

Ди – длина изделия.

Работу по снятию мерок следует выполнять в парах.

Физкультминутка

   Ежедневно по утрам

    Заниматься надо нам.

    Мы с доски не сводим глаз

    И учитель учит нас.

    Руки в стороны поставим,

    Правой левую достанем

    А потом наоборот,

    Будет вправо поворот.

    Раз – хлопок, два – хлопок,

    Повернись еще разок!

    Раз, два, три, четыре,

    Плечи выше, руки шире!

    Опускаем руки вниз

    И за парту вновь садись!

4. Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа фартука на поясе».

Инструкционная карта 39
«Снятие мерок для построения чертежа фартука на поясе»

Оборудование: рабочие коробки, тесьма для фиксирования линии талии, чертежные принадлежности, тетради.

Ход работы

1. Подготовьте таблицу для записи снимаемых мерок:


п/п

Название мерки

Обозначение мерки

Значение, см

1

Полуобхват талии

Ст

2

Полуобхват бедер

Сб

3

Длина нижней части фартука

Ди

2. Зафиксируйте линию талии тесьмой или поясом.

3. Снимите мерки, результат запишите в таблицу.

4. Проверьте правильность выполненных измерений.

Учитель. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Подумайте, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся вам для работы. (Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.)

– Какие действия необходимо выполнить? (Ответы обучающихся, подготовка рабочего места. Демонстрация выполнения операций учителем.)

– Что еще нужно знать, чтобы правильно снять мерки?

Ответы обучающихся. Повторение правил снятия мерок.

Правила снятия мерок:

1. Стоять прямо с опущенными руками.

2. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.

3. Мерки снимают по правой стороне.

4. Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью.

5. Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

Выполнение работы обучающимися. Текущий инструктаж.

Проверка правильности выполнения работы.

5. Закрепление нового материала.

Работа в тетради: запись плана изготовления фартука на поясе.

Вопросы к обучающимся:

1. Какие мерки с фигуры человека снимают для построения чертежа фартука на поясе?

2. Какие инструменты используются при снятии мерок?

3. Что определяет мерка Ст?

4. Какие правила следует выполнять при снятии мерок?

5. Почему мерки нужно снимать по правой стороне туловища?

6. Почему мерки От и Об при записи делят пополам?

7. Почему снимать мерки нужно друг с друга, а не самостоятельно?

6. Подведение итогов. Оценка работы обучающихся.

Учитель. С незапамятных времен фартук – наш незаменимый помощник. Мир фартуков многообразен – их используют и дома, и на работе, они присутствуют в национальных костюмах, в форменной одежде, фартуки бывают специальные, подарочные, на любой вкус. Современные фартуки сочетают в себе последние тенденции моды. Они удобны, красивы, надёжно защищают одежду от специфических воздействий внешней среды. Чтобы ваш фартук полностью отвечал вашим потребностям, его можно сшить самостоятельно.

Как и изготовление любого швейного изделия, изготовление фартука предполагает определенный порядок действий – план работы. Последовательное выполнение пунктов плана обеспечит эффективность работы, поможет избежать непродуманных действий и ошибок, влекущих за собой переделывание, потери времени и сил. Сегодня вы выполнили 1-й пункт плана работы по пошиву фартука на поясе: сняли мерки для построения чертежа.

Оценка работы обучающихся на уроке.

7. Домашнее задание. 

Изучить теоретический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект урока (5 класс коррекционной школы) "Род имён существительных)

Цель: 1. Дать понятие о роде имён существительных.            2. Развивать и коррегировать речь, мышление на основе различных упражнений....

Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида.

Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида....