Сотрудничество с родителями
статья по теме

Дутова Татьяна Сергеевна

 

Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная воспитанников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. На протяжении всех лет обучения в начальном звене ставлю перед собой задачу: проводить работу с родителями так, чтобы уходя с собрания, с мероприятия, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем преодолеть многое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_s_roditelyami.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                               

                                                                                    Семья – один из шедевров природы.  

                                                                    Счастье мыслящего человека состоит

                                                                   в том, чтобы вносить как можно больше

                                                                 света и теплоты в существование всех  

                                  окружающих людей.

Д.И. Писарев

Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребёнка, естественная среда ребёнка, где закладываются основы будущей личности.

Семья и школа – родители и учитель – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

 Воспитание – это процесс постоянного творчества, когда педагог применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родитель и педагог являются основными воспитателями школьников. Поэтому эффективность моей воспитательной работы во многом зависит от умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Взаимодействия с родителями я строю на том, что не поучаю их, а советуюсь, размышляю вместе с ними. Мы договариваемся о совместных действиях. При общении с родителями чаще стараюсь использовать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение»… Общаясь с родителями, стараюсь показать, что они мои союзники и я не могу обойтись без их помощи и поддержки.

        Мои воспитанники – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Все они имеют интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности.  На практике убедилась, что самостоятельная игровая, конструктивная, изобразительная деятельность для них не доступна. Навыки самообслуживания слабо развиты, у многих отмечены разнообразные нарушения мелкой моторики. Все психические процессы нарушены. Неумение переключать внимание с одного рода деятельности на другой, быстрая забываемость, нарушение всех мыслительных процессов, наличие сложных форм речевых расстройств, полное отсутствие речевых средств общения. Данная категория детей до недавнего времени была полностью изолирована от общества. Отсутствие целенаправленного воспитания и обучения в семье не давало возможности использовать сохраненные функции для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому применяю новые подходы к организации коррекционно-воспитательного процесса, призванные поднять на качественно новый уровень результативность воспитания и социальной адаптации данной категории детей.

       Мои задачи совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель: объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

       Роль родителей данной категории детей трудно переоценить. Многие родители прилагают большие усилия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представления. Так, в ряде случаев приходится наблюдать, как мама делает за ребенка многое из того, что он может сделать самостоятельно или с небольшой помощью. ( Сергунина Е.М. – собирает портфель, вытирает нос, одевает и обувает Александра (9 лет), Старостина Г.В. заправляет одежду, собирает портфель, Максимова Г.А. собирает портфель, следит за школьными принадлежностями, тетрадями, за вещами и т.д.). Ясно, что такие дети нуждаются в помощи, обучении бытовыми навыками гораздо больше, чем здоровые. Воспитание такого ребенка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребенка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку ребенок из требующего постоянной опеки и ухода существа, самостоятельно обслуживающим себя маленьким человеком и даже в меру своих сил помощником родителей.

       Стараюсь, чтобы родители основное внимание направляли на развитие общей моторики и моторики рук и пальцев; самообслуживание; умение подчиняться взрослым и выполнять простые практические инструкции; умение видеть и различать в окружающем мире предметы и их отдельные свойства, осязать предметы, пользоваться предметами практически, соответственных их назначению; развитие речи детей, развитие элементарных трудовых навыков, положительного отношения к труду, привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим.

        Правильный подход родителей к своему ребенку, не безграничная опека, а спокойная, доброжелательная требовательность, понимание целей и перспектив его воспитания – дает очень хорошие результаты. Контакт ребенка с семьей, родительская любовь и забота, а также расширение контактов вне стен школы (в транспорте, в парках, кино, в общении с людьми), весьма положительно влияют на его развитие, увеличивают его социальный опыт. Тесная связь семьи со школой, где воспитывается ребенок, всех взаимная помощь – важное условие успешности этой работы.

       Содержание сотрудничества воспитателя с родителями включает два основных направления: психолого – педагогическое просвещение родителей и вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

        Психолого – педагогическое просвещение родителей организую с помощью следующих форм работы с семьей: родительские собрания, общешкольные собрания и конференции, индивидуальные и тематические консультации.

Вовлечь родителей в учебно –воспитательный процесс я стараюсь с помощью следующих форм деятельности:

- открытые воспитательские занятия и внеклассные мероприятия,

- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально технической базы класса, участие родителей в работе родительского комитета.

        Большое внимание уделяла и уделяю просвещению родителей учащихся группы, которое способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, умению восприятия собственного ребенка в их глазах. Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание, которое проводится 4-5 раз в учебном году.

         Тематика родительских собраний определяется на основе изучения целей и задач работы воспитателя с родителями и исходя из запросов родителей группы. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. В этом учебном году запланировано провести:

  1. «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка».
  2. «О воспитании трудолюбия у школьников»
  3. «Здоровый образ жизни на примере родителей»
  4. «Влияние внутри семейных отношений на эмоциональное состояние ребенка»
  5. «Роль родителей в профилактике дорожно – транспортного травматизма»

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Также консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации воспитателя. Если я вижу, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.  Индивидуальный контакт с родителями, установление с ними дружеских, доверительных отношений, уважение, оказывают решающее действие на всю дальнейшую работу с семьей.

        В индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье. О беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка.

       Бывают и радости, которыми хочется поделиться с человеком, понимающим и разделяющим их. Кому, как не воспитателю, рассказать, что «вчера впервые Миша самостоятельно сел в автобус и доехал до школы», что «Женя аккуратно убрал свою постель», что «Оксана вымыла посуду», что «избалованная и капризная Вика стала спокойнее и послушнее», что «Ангелина самостоятельно ест». И даже если я знаю, что радость преждевременна и до полного исправления характера ребенка еще далеко, все равно радуюсь вместе с мамой и хвалю ребенка за достигнутые успехи.

       Следующая форма работы с родителями это посещение семей. Основная цель посещения – знакомство с домашней обстановкой, в которой живет воспитанник (изучаю семейные обстоятельства и жилищно – бытовые условия).             Посещение семьи ученика помогает лучше изучить ее влияние на ребенка, узнать сильные и слабые стороны семейного воспитания, знакомство с семьей помогает глубже проникнуть во внутренний мир детей.

      Родители активно участвуют в учебно- воспитательном процессе. Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. Выборы родительского комитета осуществляют общим голосованием родителей группы. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов, организации в группе мероприятий, вопросы организации дежурства (уборки класса). Родительский комитет группы привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.  В прошлом учебном году были совместно проведены мероприятия: «Краски осени», «Мамин день», «Новый год», «8 Марта». Мероприятия проходят интересно, родители устраивают чаепитие. Дети и родители получают  положительный заряд эмоций, устремленность в будущем (развитие проблемы семейного воспитания в следующих годах обучения и воспитания).        

          Можно утверждать, что воспитанники группы и родители живут интересной, творческой, интенсивной жизнью. Предлагаемые воспитательские мероприятия позволили сделать воспитательную среду группы более гуманной, положение ребенка – более защищенным и комфортным, детский опыт более социальным и созидательным.

                Родители посещают воспитательские занятия и самоподготовку. Их интересует, как дети ведут себя на занятиях, как работают, чем занимаются. Родители посетили ряд коррекционно - воспитательских занятий:  «Радуга настроений», «Разноцветное путешествие», «Цветик – семицветик», «Увлекательная неделька», «Зимние забавы».

Знакомясь с системой воспитательских занятий, родители в свою очередь тоже прививают детям умение находить удовольствие и отдых в разнообразной деятельности.

          Родители оказывают помощь в поддержании чистоты в помещении класса. В нашем классе проводится ежедневная уборка. А родители охотно берутся за проведение 2-3 генеральных уборок в течение года (моют парты, стены, шкафы, окна, заклеивают рамы).

          Родители оказывают помощь в ремонте класса (оклейка стен обоями, покраска парт и стен и т.д.). Класс стал очень красивым и уютным. Мои родители также помогают в сборе необходимого материала для занятий (различных коробочек, приносят нам проволоку, катушки, шнурки, тесьму, разнообразную бумагу, целлофан, семена растений и т.д.). Все это используется в нашей работе.

В классе создана «Игротека». Родителями были приобретены игрушки, лото, мозаики, пирамидки, игры, лего, пазлы. Также родители оказывают помощь в сборе и оформлении поисковых заданий «О чем рассказала фотография в семейном альбоме»,  «Знакомство с улицами города», «Лекарственные растения Тамбовской области», «Ветеран живет рядом».

           Родители являются главными союзниками, помощниками в  моей работе. Я пытаюсь сплотить детей и родителей в единый дружный коллектив, создаю своеобразную школьную семью, в которой все переживают друг за друга. Выстраиваю свои отношения с родителями так, чтобы они не стеснялись обращаться ко мне за помощью, были уверены в том, что всегда найдут поддержку и понимание.

   Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной. Родители моих учеников – инициаторы многих интересных дел. Общие дела сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания.

          Систематическая работа в группе, семье, общение со сверстниками дает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Задуматься над своими поступками и по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что «должно стать главным результатом воспитания».

       Привлекая родителей к участию в воспитательной работе в группе, обращаю внимание на поощрение самых активных. Формы поощрения родителей самые разнообразные – это и благодарственные письма, изготовление сувениров самими учащимися, концерты и т.д.

Настоящий педагог – мастер похвалы. А доброе слово – великое слово. Оно рождает энергию, желание сделать больше, стать лучше. Взрослые люди нуждаются в одобрении.

В заключение считаю важным подчеркнуть ещё раз одну непреложную истину: в своей воспитательной работе с семьёй, с родителями воспитатель лишь в том случае достигнет поставленных целей, если его собственное отношение к детям будет для них тем образцом, к которому им захочется приблизиться. Любое совместное с детьми и родителями дело воспитатель должен использовать для того, чтобы показать родителям, как строить общение с ребёнком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития; как регулировать взаимодействие детей в естественно складывающихся группах, считаясь с их уже возникшими привязанностями и предпочтениями, учитывая и поддерживая организаторские способности естественных вожаков, поднимая престиж отвергаемых детей; как разрешать конфликтные ситуации, не унижая детей и не оскорбляя их достоинства; как, наконец, ненавязчиво моделировать, строить взаимоотношения детей с тем, чтобы каждый научился соотносить свои действия с действиями других, прошёл хорошую школу товарищества и взаимопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.

Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимос...

Программа сотрудничества с родителями "Взлётная полоса"

Программа сотрудничества с родителями (законными представителями) в создании воспитательной среды семьи и школы (8-9 класс)...

Открытый урок, как форма сотрудничества детей, родителей и педагога

Урок по изучению расположения нот на грифе гитаре...

сотрудничество с родителями

данная статья помогает родителям понять ребёнка и преодолеть трудности подросткового возраста...

Сотрудничество с родителями

Работа с родителями...

Сотрудничество с родителями, как метод комплексного воздействия на ребенка.

Сотрудничество с родителями,как метод комплексного воздействия на ребенка....