"Математический вечер"
методическая разработка по теме

Сокол Екатерина Георгиевна

Математический вечер рассчитан на учащихся 6 - 9 классов и проводится как завершающий этап  "Недели математики".Ведущие вечера - старшеклассники.Но можно его провести и для учащихся 5 классов, если добавить материал, доступный для их понимания.

Девизом вечера можно взять слова  "Математика, являясь самой древней из всех наук, вместе с тем остаётся вечно молодой."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_vecher_v_shkole.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Воскресенского муниципального округа.  Учитель  математики Сокол Е.Г.

Математический вечер в школе.

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учащихся к предмету. Заинтересовать  математикой  дело непростое.   Да к тому же, как сказал Б.Паскаль- «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным.» Сделать наш предмет занимательным помогает внеклассная работа. Математические вечера мало распространены в школе, хотя они- интересное  внеклассное  мероприятие. Основными помощниками учителя при проведении вечера являются старшеклассники: как в подготовке вечера, так и в подборе материала. А это не только прививает любовь к предмету, но и вырабатывает навыки в  исследовательской работе.

Предлагаю вам один из сценариев вечера математики, который мы проводили с ребятами в нашей школе в конце  «Недели математики».

  1. Оформление аудитории.

В зале можно повесить портреты великих математиков, плакаты с изречениями великих людей о математике, математические стенгазеты, гирлянды из математических фигур.

  1. Содержание вечера.

Организационная часть.

Математическая викторина.

Доклад «Гипатия Александрийская».

Художественная часть.

Математические игры.

Подведение итогов, награждение победителей.

Ведущие:

  1. Наш юный друг! Сегодня ты

Пришел вот в этот зал

Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,

Увидеть наш концерт и бал,

Умом своим при всех блеснуть.

Сегодня вспомнишь формулу Герона,

Какую ты не раз писал

Ты вспомнишь так же и Ньютона,

Бином которого познал.

Пусть в памяти твоей

Воскреснет Архимед,

Сраженный за великие творенья,

Пусть вспомнится известный всем Виет,

Открывший формулу для уравненья.

  1. Запомни то, что Гаусс всем сказал-

«Наука математика- царица всех наук»

Не зря поэтому он завещал

Творить в огне трудов и мук.

Пусть ты не станешь Пифагором

Каким хотел стать  может быть

Но будешь ты рабочим, может и ученым

И будешь честно Родине служить.

Творцы великих мыслей и идей,

Какие род людской вынашивал столетья,

Пройдя сквозь бури трудных дней

Переживут теперь столетья.

Безмерна роль в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей.

Пожалуй , трудно нам пришлось бы без Ньютонов,

Каких  дала история до наших дней.

  1. По праву в стихах была воспета

О свойствах корней теорема Виета

Что лучше, скажи, постоянства такого

Умножишь ты корни - и дробь уж готова.

В числителе «С», в знаменателе «а»,

А сумма корней тоже дроби равна.

Хоть с минусом дробь эта, что за беда

В числителе «б», в знаменателе «а»

Х1+х2=-р        х1*х2=q

  1. Р со знаком взяв обратным,

На 2 мы его разделим

И от корня аккуратно

Знаком минус-плюс отделим,

А под корнем, очень кстати,

Половина р в квадрате

Минус  q – и вот решенье

Небольшого уравненья.

Математическая викторина.

  1. Что дороже:  1кг. Гривенников или полкило двугривенных?

(1 кг. одного и того же металла всегда дороже.)

  1. За книгу заплатили 100 рублей и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?

(200 рублей)

  1. Если дома на улице пронумеровать от 1 до 50, то сколько раз встречается цифра 4 ?

(15 раз.)

  1. Какой знак надо поставить между 2 и 3 , чтобы получить число больше 2 , но меньше 3 ?

(запятую)

  1. Конкурс «Таблицу знаю»

Один из учеников начинает считать от1 до 30 .При этом, вместо чисел оканчивающихся на 3 или кратных трем  говорит «Таблицу знаю.»Побеждает тот , кто ни разу не ошибется.

  1. Продолжите бесконечный буквенный ряд: о, д, т, ч, п, ш,…

(с(7),в(8),…)

  1. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду?

(Нет, так как через 72 часа будет ночь.)

  1. Две дюжены умножить на три дюжены. Сколько будет дюжен?

(2*12*3*12=72*12)

  1. Каждая спичка имеет длину 4,5 см.Как из 13 или даже 5 спичек, не ломая их, сложить метр?

Доклад. «Гипатия Александрийская».

Гипатия Александрийская - последняя  представительница  древнегреческой  философии и математики. Гипатия была женщиной  необыкновенной красоты и ума.  Её отец –  Теок  Александрийский – крупный учёный –математик. Образование Гипатия получила под руководством своего отца, принадлежавшего к числу  учёных  Александрийской  школы. Гипатия , помимо математики ,занималась также философией и астрономией. Её сочинения до нас не дошли. Но хорошо известно , что Гипатия  написала  обстоятельные  комментарии по теории  конических сечений  Аполония  Перского  и на алгебраические сочинения  Диофанта Александрийского. Кроме того, ею составлен ряд  работ по философии и астрономии. В 410 г. Гипатия  была приглашена читать лекции в знаменитую Александрийскую школу. Она  заняла кафедру философии , одну из ведущих кафедр школы. Лекции она читала при большом  стечении слушателей. Слава о ней разнеслась далеко за пределы  Александрии. Свои лекции Гипатия обычно начинала  с изложения избранных вопросов математики , затем переходила к её приложениям и другим наукам. На поклон к женщине-философу и математику со всех концов Римской империи стекались учёные, чтобы приобщиться к источнику красоты и ума. Поэты слагали о ней стихи. Ясно, что  эта растущая в народе популярность язычницы Гипатии не нравилась церковникам, и они задумали уничтожить её. Им не стоило  большого труда натравить на неё монахов. Скоро представился  и подходящий случай. Поводом послужила насильственная смерть одного из христиан города. Убийца не был известен. Церковники дали понять монахам, что убийство совершено язычниками, а вдохновительницей его являлась Гипатия. Этого  было вполне достаточно, чтобы  спровоцировать фанатичную толпу на самосуд. Разъярённая  толпа с гиком негодования бросилась к дому, где жила Гипатия. Но там её не оказалось. Тогда убийцы расположились у дверей дома и стали ждать её возвращения. Скоро к дому подкатила колесница с ничего не подозревавшей  Гипатией. Толпа с рёвом набросилась на неё. Сорвала её с колесницы и поволокла в церковь. Там, под сенью распятого Христа , изодрав в клочья всю одежду, несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Затем тело мученицы волочили по улицам Александрии. Когда порыв бешенства немного утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре. Чтобы замести кровавые следы гнусного злодеяния, представители церкви позднее придумали версию, что Гипатия умерла от рук язычников, что церковь в её смерти совершенно невинна. Для большей убедительности Гипатию объявили «святой» и стали  называть «святой великомученицей Екатериной». С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была её последней представительницей.

5 ведущий.

О, как мучительно тяжел

Был путь науки нашей

Был ученик несчастный зол,

Сердилися папаши.

Теперь все ужасы прошли

Придуман калькулятор

О, школьник, где бы ни был ты

Отныне не робей.

Вещица эта так мала

Возьми и спрячь в кармане

Но с нею стала жизнь мила,

Не то, что было ране.

Поэма о нуле.

Когда- то многие считали

Что нуль не значит ничего

И, как ни странно, полагали

Что нуль совсем ни есть ничто

Но на оси средь прочих чисел

Он все же место получил

И все действительные числа

На два разряда разделил.

Нуль ни в один из них не входит

Он сам составил чисел класс.

О всех его особых свойствах

Мы поведем сейчас рассказ

Коль нуль к числу ты прибавляешь,

Иль отнимаешь ты его

В ответе тотчас получаешь

Опять  то  самое число.

Попав как множитель средь чисел,

Он сводит мигом все на нет

И потому  в произведенье,

Один за всех несет ответ.

А относительно деленья

Во- первых, нужно помнить то,

Что уж давно в научном мире

Делить на нуль запрещено.

Причина всем ведь очевидна,

А состоит причина в том,

Что смысла нет в таком деленье,

Противоречье в нем самом.

И впрямь, какое из известных

Число за частное нам взять

Когда с нулем в произведенье

Все числа нуль лишь могут дать.

«а» в нулевой- есть единица,

Так все условились считать,

Но глубоко бы тот ошибся,

Кто б это вздумал доказать.

«Квадрат и треугольник»

(автор Литцман)

Жили- были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший - квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя их все четыре!»

Но квадрат ответил : «Брат,

Я же старше, я – квадрат.»

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя , сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратным,

А проснешься без углов!»

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет квадрата,

Онемел, стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

Математические игры, задачи,  вопросы.

  1. Из одной точки вылетели три ласточки. Когда они будут в одной плоскости?

(всегда)

  1. 5землекопов за 5 часов работы выкапывают ров длиной 5 метров. Сколько потребуется землекопов, чтобы вырыть такой же глубины ров длиной 100 метров за 100 часов?

(5 землекопов)

  1. Какое число превращается в бесконечность без всяких математических действий? (8)
  2. Может ли число диагоналей многоугольника равняться числу его сторон? (пятиугольник)
  3. Двое подошли к реке, у берега стояла лодка, которая могла вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться? (гребцы подошли к разным берегам)
  4. Алюминевая кастрюля наполнена до краёв водой. Как отлить ровно половину воды, не пользуясь ни какими подручными средствами?
  5. В двух карманах имеется поровну денег. Из левого в правый переложили 1 руб.

На сколько рублей в правом кармане стало больше , чем в левом? (на 2 руб.)

Демонстрация фокусов. Награждение победителей.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математический вечер для старшеклассников

Каждый из нас тренирует свои руки, ноги, брюшной пресс, чтобы выглядеть сильным, стройным и красивым. И разумеется, что еще с большим усердием надо тренировать то, что дает нам людям превосходство над...

Сценарий математического вечера

Внеклассное мероприятие...

Математический вечер

Сценарий классного часа "Математический вечер"...

Математический вечер

Внеклассное мероприятие...

Математический вечер

Математический вечер «Пускай мы Пифагорами не станем? А вдруг!»...

Неделя математики в школе. Математический вечер «Геометрический съезд» в 7 и 8 классах

Повторение свойств  геометрических фигур. Знакомство с разными гипотезами возникновения  арабских цифр ( в том числе гипотеза А.С.Пушкина). Изготовление Листа Мёбиуса....