Математический вечер
классный час (геометрия, 8 класс) по теме

Сценарий классного часа "Математический вечер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy__vecher1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Математический  вечер.

                                                                                                                                                                         

История  открытия.                                                                                                                                        

О  простом и сложном

Об истинном и ложном

Правдивые истории

Серьезные шутливые

Про опыты начальные

И про умы пытливые

Хотим Вам рассказать,

Первая история о древнегреческом математике, авторе первого трактата под названием «Начала», Евклиде (жившем в 3 в. до н. э.)

А: Там где с морем

     Сливается Нил

     В древнем жарком краю пирамид

     Математик греческий жил

     Многознающи мудрый Евклид,

                                                                                                             

А2: Геометрию он изучал,

       Геометрии он обучал,

       Написал он великий труд

       Эту книгу «Начала» зовут,

А1: Чтоб попасть к нему в ученики

       И постигнуть мудрость старика,

       Морем плыли,

       Шли из далека...

А2: А вопросы были нелегки:

Е:- Что есть точка?

А2: Вопрошал Евклид,

      Взглядом обводя своих гостей,

Архелай: Точка – это то, в чем нет частей.

А2: Архелай кудрявый говорит,

Е:- Правильно ответил,

     Молодец!

   - Ну, а в чем же линии секрет?

Архелай:- Есть длина, а ширины в ней нет!

Е:- Снова в точку,

    - Я б хотел узнать,

      Для чего ученым хочешь стать?

      Ведь дороги к знаньям непросты!

Архелай:- Я богатым стать хочу, как ты!

                  Я слыхал: наука -это клад!

                  Я уверен: ты, Евклид, богат!

А2: Две монеты достает мудрец,

       Их берет растерянный юнец,

Е:- Все, ступай!

А2: Ученый говорит,-

Е: Ты теперь богаче чем Евклид,

А1:Теплый ветер вдруг подул сильней

      Пальмы закачал на берегу,

Е: Кто поделит круг на пять частей?

А1: Архилок поднялся:

Архилок: Я смогу!

А1:Осветило солнце светлый лик,

      Циркуль, сжав уверенно в руке,

      Круг он ловко делит на песке,

      Головой кивнул ему старик:

Е:- Хорошо!

А1: Потом спросил Евклид:

Е:- А тебя к науке что манит?-

А1: Юношу погладил по плечу,

Архилок:- Знаменитым стать, как ты, хочу,

                  Слышу всюду: «Как умен Евклид!»

                  Значит, славу знание сулит!

А1: Взял Евклид, заточенный тростник:  

       Пишет на папирусе старик,

     «Люди! Он умней, чем я, Евклид»,

Е:- На, иди! Теперь ты знаменит!

А1: Ну, а третий думает о чем?

       Что-то чертит, чем – то увлечен,

Е:- Что ты чертишь?

Архимед:- Линии черчу, Теорему доказать хочу,

                   но другим путем, не как Евклид,-

А1: Слезы на глазах у старика:

     Он нашел себе ученика,

Е:- Кто же ты?

А1: И слышит он в ответ:

Архимед:- Я из Сиракуз, Я - Архимед,

 

       

 Вторая история о древнегреческом математике, механике,

Военном инженере Архимеде (жившем в 287-212 гг.до н. э.)

         

                         Закон     Архимеда.

 

А: Жил в Сиракузах мудрец  Архимед,

     Был другом царя Гиерона,

     Какой для царя самый важный предмет?

     Вы все догадались: корона!

 

     Захотелось Гиерону сделать новую корону,

     Золота отмерил строго,

     Взял не мало и не много,-

     Сколько нужно, в самый раз,

     Ювелиру дал наказ,

     Через месяц Гиерону ювелир принес корону,

      И царю узнать охота : честно ль сделана работа?

 Ц: Вот корона, Архимед, золотая или нет?  

 

А: И задумался ученый:

    Как узнать состав короны?

    И однажды, в ванне моясь,

    Погрузился он по пояс,

    На пол вылилась вода: догадался он тогда,

    И помчался к Гиерону, не обут и не одет…

А:- Эврика! Раскрыл секрет!

    Пусть весы сюда несут и с собой большой сосуд,

    На весы кладем корону и теперь, такой же ровно,

    Ищем слиток золотой,

    Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу,

    Гиерон! Смотри сюда-

    В чаше поднялась вода!

    Ставлю черточку по краю,

    А корону вынимаю,

    В воду золото опустим,

    В воду золото допустим…

    Поднялась опять вода, Метку ставлю я,

Ц: Куда?

А:   Ну, конечно же, по краю,

Ц: - Ничего не понимаю,  

       Лишь две черточки я вижу,

       Эта выше, эта - ниже,

       Но какой же вывод главный?

А:  Равный вес, Объем – не равный!

      Понимаешь, Гиерон, я сейчас открыл закон,

      Тот закон совсем простой: -Тело вытеснит…

Ц:- Постой!

      Говоришь: объем не равный?

      Мастер мой мошенник явный!

      За фальшивую корону он ответит по закону!

      Ну а ты, за разгадку получишь дары!

 

                         Гибель Архимеда.

 

Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен…

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом,

 

Чертил мыслитель с вдохновеньем,

Сдавил лишь сердце тяжкий груз:

«Ужель гореть моим твореньям

Среди развалин Сиракуз?»

И думал Архимед: «Поникну ль

Я головой на смех врагу?»

Рукою твердой взял он циркуль,

Провел последнюю дугу,

Уж пыль клубилась над дорогой,

То в рабство путь, в ярмо цепей,

«Убей меня, но лишь не трогай,

 О, варвар, этих чертежей!»

 

Прошли столетий вереницы.

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит!

 

История третья.

Николай Иванович Лобачевский(1792-1856г.)

Русский ученый, один из создателей неевклидовой геометрии.

И стояла геометрия Евклида,

Как египетское чудо-пирамида.

Строже выдумать строенья невозможно,

Лишь одна была в ней глыба ненадежна.

Аксиома называлась «Параллели».

Разгадать ее загадку не сумели.

И подумал Лобачевский:

«Но ведь связана с природой аксиома!

Мы природу понимаем по земному.

Во Вселенной расстоянья неземные,

Могут действовать законы там иные!

Да, конечно, да!

Доказывать бесцельно!

Параллельные  пойдут не параллельно!

Там, где звездный мир раскинулся без края,-

Аксиома параллелей там другая!

Параллельна геометрия Евклида.

Есть еще одна-

Совсем другого вида».

Смотрел он долго в зимнее окно:

Горели звезды в небе над Казанью.

Вселенная была с ним заодно-

Открылся чистый купол мирозданья.

И звезды в вышине огнем горели,

Твердя: не параллельны параллели.

А математика отправили в отставку.

Забытый  всеми, быстро угасал,

Ослеп, но труд упрямо диктовал,

Внося то добавленье, то поправку.

 О чем он думал в свой последний час?

Быть может, о пространствах беспредельных,

Где нет привычных  людям параллельных,

Иль думал он о будущем, о нас?

И физика в дальнейшем подтвердила:

Теория его не миф, не сон.

Луч света не прямой.

Вблизи светила

Он силой тяготенья искривлен.

История четвертая. 

Альберт Эйнштейн(1879-1955)

Немецкий ученый, создатель теории относительности.

                          БЕРЛИН 1910г.

Новая теория в газетах и журналах,

Хвалят все. Понимают мало.

«Нет, это поразительно!»

Мир просто восхищен:

«Все в мире относительно!-

С каких это времен?»

«Часы в бегущем поезде

Чуть замедляют ход!»

«Все весит меньше в холоде,

В тепле наоборот.»

«А если ты со скоростью

Помчишься световой,

Все постареют в скорости,

А ты все молодой!»

ГАЗЕТЧИК: Теория Эйнштейна! Новейшая самая.

Покупайте газету! Господин с дамою!

ДАМА: Ах, Эйнштейн! Это умопомрачительно!!!

ГОСПОДИН: Не знаю! Не знаю! Все относительно.

ДАМА: Если мчаться быстрее света,

Вернешься в прошлое, правда ли это?

ГОСПОДИН: А что там, в прошлом?

ДАМА: Мой дорогой!

Я бы стала опять молодой!

ГОСПОДИН: А я бы еще сидел без наследства…

Куда бы от этой физики деться?

ГАЗЕТЧИК: От старой науки не осталось и следа.

Покупайте газету, эй, господа!

1-й ГОСПОДИН: Смотрите! Энергия связана с массой…

Ешьте  больше булки и масла…                                

Если хотите быть энергичным.

Эта формула очень логична!

2-й ГОСПОДИН: Он пишет, если лететь по прямой,

Вернешься прямо к себе домой.

Мне это трудно проверить на деле.

Из дома попробуй уйти на неделю.

ГАЗЕТЧИК: Новая теория в газетах и журналах,

Читают все. Понимают мало…

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математический вечер для старшеклассников

Каждый из нас тренирует свои руки, ноги, брюшной пресс, чтобы выглядеть сильным, стройным и красивым. И разумеется, что еще с большим усердием надо тренировать то, что дает нам людям превосходство над...

Сценарий математического вечера

Внеклассное мероприятие...

"Математический вечер"

Математический вечер рассчитан на учащихся 6 - 9 классов и проводится как завершающий этап  "Недели математики".Ведущие вечера - старшеклассники.Но можно его провести и для учащихся 5 классо...

Математический вечер

Внеклассное мероприятие...

Математический вечер

Математический вечер «Пускай мы Пифагорами не станем? А вдруг!»...

Неделя математики в школе. Математический вечер «Геометрический съезд» в 7 и 8 классах

Повторение свойств  геометрических фигур. Знакомство с разными гипотезами возникновения  арабских цифр ( в том числе гипотеза А.С.Пушкина). Изготовление Листа Мёбиуса....