Досуговая программа "Природный лагерь"
методическая разработка (6 класс) по теме

 Досуговая программа «Природный лагерь» разработана с учетом более чем 15 летнего опыта  педагогов Дома детского творчества «Павловский» (в первые дни июня) реализации концепции непрерывного комплексного эколого-краеведческого образования. Традиционная досуговая программа «Природного лагеря» создает условия для удовлетворения следующих потребностей личности ребенка: в познании окружающего мира, эстетическом и положительном эмоциональном  его восприятии, через общение в коллективе и общении с природой, укрепление здоровья благодаря активному движению, по возможности более длительному, чем в течении учебного года, нахождению на свежем воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosugovaya_progrmma.doc651 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Павловский»

Программа принята на  заседании                                                    УТВЕРЖДАЮ

Педагогического Совета                                Директор ДДТ «Павловский»   протокол   №_________                                                  

дата____________                                                 _________ (О.А. Парамонова)

Досуговая программа 

«Природный лагерь»

Возраст детей 7 – 18 лет

Курчавова Наталья Ивановна,

 Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

Павловск

2009

Пояснительная записка

Досуговая программа «Природный лагерь» разработана с учетом более чем 15 летнего опыта  педагогов Дома детского творчества «Павловский» (в первые дни июня) реализации концепции непрерывного комплексного эколого-краеведческого образования. Традиционная досуговая программа «Природного лагеря» создает условия для удовлетворения следующих потребностей личности ребенка: в познании окружающего мира, эстетическом и положительном эмоциональном  его восприятии, через общение в коллективе и общении с природой, укрепление здоровья благодаря активному движению, по возможности более длительному, чем в течении учебного года, нахождению на свежем воздухе.

Адресную группу досуговой программы составляют школьники,  обучающиеся в творческих объединениях отдела эколого-краеведческого воспитания.

Цель программы: создать условия для  развития мировоззрения и мотивации к познавательной деятельности, путем включения в досуговую программу «Природного ларгея».

Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомство с объектами природного и культурного наследия родного края.
  2. Освоение методов исследовательской и проектной деятельности.
  3. Закрепление, обобщение, систематизация знаний, полученных в ходе освоения программ дополнительного образования по экологической и туристско-краеведческой направленности.
  4. Расширение кругозора.

Воспитательные:

  1. Воспитание патриотических и гражданских качеств личности.
  2. Формирование экологической культуры личности ребенка, ответственного за сохранение природного и культурного наследия.
  3. Способствовать положительному стереотипу поведения в окружающем мире.

Развивающие:

  1. Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности ребенка.
  2. Укрепление физического и эмоционального здоровья.
  3. Развитие коммуникативных качеств обучающихся.

Форма проведения досуговой программы «Природного лагеря» – эколого-краеведческое путешествие, которое включает: экскурсии, практические работы в полевых условиях, игры (в том числе деловые и ролевые, подвижные), создание и защита мини-проектов, исследования, конкурсы, трудовые десанты, творческие встречи.

Программа реализуется через разнообразные формы деятельности такие как:

  1. коллективная, индивидуальная, групповая организация творческой деятельности;
  2. репродуктивная, частично-поисковая, поисковая,  проектная, исследовательская  уровни деятельности (в зависимости от возраста и личностных особенностей участников.

Организаторы  программы: педагоги дополнительного образования и методисты Дома детского творчества.

 Партнеры: представители учреждений образования и культуры Павловска (общеобразовательный школы, ГМЗ «Павловский», краеведческий музей, детская и взрослая библиотека города Павловска), Муниципальный совет, общественные организации и движения (общественная благотворительная эколого-краеведческая  организация «Славянка», межрегиональная общественная молодежная организация «Друзья Балтики» и др.), учреждения образования и культуры Санкт-Петербурга, Ленинградской области (ГМЗ «Гатчина», ДДТ Гатчины, ДДТ Ломоносова, центр доп. образования Петродворцового района, ЭБЦ «Крестовский остров» и др.), музеи Санкт-Петербурга и пригородов.

Особенностью программы можно считать временные условия – первые две недели июня, кроме выходных и общегосударственных праздничных выходных дней.

Участники реализации и условия. Участником досуговой программы «Природный лагерь» может стать любой обучающийся в творческом объединении туристско-краеведческой или эколого-биологической направленности Дома детского творчества «Павловский», прошедших инструктаж по технике безопасности. Родителям необходимо заполнить заявление на имя директора учреждения и принести медицинскую справку с указанием физической группы здоровья ребенка.

Как варианты участия в программе обучающиеся, в зависимости от года обучения и образовательной программы по которой они занимаются в учреждении дополнительного образования, уровня подготовки, до могут:  

  1. проходить «Природного лагеря» в рамках программы могут идти по индивидуальному образовательному маршруту, собирать и обрабатывать материалы полевой практики  и экскурсий в рамках своего исследования;
  2. разработать и реализовать краткосрочный проект (исследовательский, социальный, творческий) во время прохождения «Природного лагеря»;
  3. творчески фиксировать результаты по каждому тематическому дню лагеря.

Соответственно, в зависимости от доли участия ребенка в данной досуговой программе, будет достигнут тот или иной  измеримый ожидаемый результат в виде продукта деятельности участников: выполнена практическая часть исследовательской работы, разработан и реализован социальный, исследовательский, творческий проект, составлен дневник «Природного лагеря», оформлены рисунки, сочинения, отзывы, викторины, презентации, фотографии и др.

Ожидаемый педагогический результат, соответствует задачам досугой программы «Природный лагерь»:

Используемое оборудование и материалы для проведения «Природного лагеря»:

  1. для работы в полевых условиях: цифровая лаборатория «Архимед» с набором датчиков, планшеты, блокноты,  карандаши, ручки, линейки, компасы, лупы, чашки Петри, определители флоры и фауны, карты, карты-схемы, путеводители;
  2. для обработки данных и выполнения творческий отчетов: ватман, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы.

Особенное внимание следует уделить организации «Природного лагеря»:

1.Этап «Подготовительный»: проводится в апреле-начале мая:

  1. сбор и рассмотрение предложений участников творческих объединений и педагогов по составлению программы лагеря;
  2. собеседование с будущими участниками и их родителей о режиме участия в досуговой программе;
  3. уточнение программы (время экскурсий, практик, трудовых десантов, встреч и т.д.), составление маршрута и способа передвижения, распространение программы, сбор заявлений  и медицинских допусков от родителей, собеседование по организационным вопросам.

        2. Этап  «Основной». Проведение лагеря, соответственно теме и программе на данный год.

3. Этап «Заключительный». Обработка материалов собранных в «Природном лагере», презентация и защита творческой, исследовательской, проектной работы, обсуждение.

Примерное планирование содержания:

С 1  по 15 июня  2007 года Дом детского творчества «Павловский» проводит IX традиционный эколого-краеведческий Природный лагерь. Ежедневно участники смогут посетить и узнать об уникальных и интересных местах  Санкт-Петербурга и пригородов.  

План Природного лагеря.

дата

программа

1.06

Открытие Природного лагеря в ДДТ, торжественная и организационная часть, игра, чай

4.06

Однодневный поход в Лисино-Корпус, Музей леса, конеферма

5.06

День защиты окружающей среды, трудовой десант на Трельяжной лестнице, экскурсия в Павловский парк/музей.

6.06

День рождения А.С.Пушкина

1группа Всеволожск – Приютино

2 группа Город Пушкин, Лицейский садик, Александровский парк.

7.06

Петергоф, парк, музей

8.06

Красное село, Воронья гора – 1 группа

Прогулка по парадному Санкт-Петербургу – 2 группа

11.06

Гатчина, парк, музей истории города

13.06

Река Поповка, однодневный поход

14.06

Острова города. 1,2 гр.

Елагин остров, Елагин дворец, Крестовский остров, биолого-экологический центр.

15.06

Закрытие природного лагеря, обмен впечатлениями, аттракционы.

         


 С 1  по 13 июня  2008 года Дом детского творчества «Павловский» проводит X традиционный эколого-краеведческий Природный лагерь. Ежедневно участники смогут познакомиться с природным и культурным наследием Санкт- Петербурга и его окрестностей.  

План  Природного лагеря.

дата

Программа

1.06

Вс.

Открытие Природного лагеря в ДДТ праздник «День защиты детей», организационная часть, игры, конкурсы, чай.

2.06

Пн

Однодневный поход к геологическому памятнику природы обнажения на р.Поповка. Туристская эстафета.

3.06

Вт.

Юнтоловский заказник – памятник природы федерального значения.

4.06

Ср.

1 гр.Экскурсия в Вырицу, дом музей Ефремова, экскурсия по Вырице, пикник на  берегу р.Оредеж

6. .06

Чт.

1гр. Суйда (домик станционного смотрителя, Рождествено парк, усадьба Набоковых, пикник у источника)

2 гр. Город Пушкин, Лицейский садик, Александровский парк.

5.6

Пт.

День защиты окружающей среды, трудовой десант на Трельяжной лестнице, экскурсия в Павловский парк/музей (Собственный садик)

09.06

Пн.

Музейный день.

Острова города. 1,2 гр.

Елагин остров, Елагин дворец, Крестовский остров, биолого-экологический центр.

10.06

Пн.

Красное село, Воронья гора – 1 гр.

Прогулка по парадному Санкт-Петербургу

11.06

Вт.

Закрытие Природного лагеря,


С 1  по 15 июня  2009 года Дом детского творчества «Павловский» проводит XII традиционный эколого-краеведческий Природный лагерь. В этом году участники смогут совершить удивительные открытия,  познакомятся с интересными людьми, памятниками природы и истории нашего края.

Примерный план Природного лагеря.

дата

Программа

1.06

Пн.

Открытие Природного лагеря в ДДТ праздник «День защиты детей», организационная часть, игры, конкурсы, чай.

2.06

Вт

Горный музей Политехнического университета

3.06

Ср.

Музей Петербургского быта

Ленинградский зоопарк

4.06

Чт

Пеший однодневный поход: геологический памятник природы - река Поповка

5. 06

Пт

День защиты окружающей среды, трудовой десант на Трельяжной лестнице, экскурсия в Собственный садик Павловского парка

6.06.

Сб.

Пушкин: Лицейский садик (День рождения поэта); экскурсия в музей художника П.П.Чистякова

Многодневный выезд в Гатчинский район (8. 06-11.06)

8.06

Пн.

Кюрлевские карьеры (Гатчинский район) – памятник природы возвращение в Рождественно на продолжение похода

906

Вт.

Рождественно-Батово (усадьба Рылеева)

10.06

Ср.

Рождественно музей-усадьба Набоковых, пещеры

11.06

Чт.

Рождественно -  Сиверская (экскурсия по поселку)

15 .06 Пн.

Закрытие лагеря.

Праздник, чаепитие.


С 1  по 15 июня  2010 года Дом детского творчества «Павловский» проводит XIII традиционный эколого-краеведческий Природный лагерь. Ежедневно участники смогут познакомиться с природным и культурным наследием Санкт- Петербурга и его окрестностей.  

дата

Программа

31.05

Пн.

Открытие Природного лагеря в ДДТ праздник

Практикум на природе. Организационная часть.

1.06

Вт

Праздничная программа «День защиты детей», концерт, игры, конкурсы, чай.  

2.06

Ср.

 Автобусная экскурсия в Извару – усадьбу Рериха.

3.06

Чт

Пеший  однодневный поход: геологический памятник природы - река Поповка

4. 06

Пт

День защиты окружающей среды, трудовой десант на Трельяжной лестнице. Экскурсия в Собственный садик Павловского парка

7.06.

Пн.

Экспедиция Лебяжье – природный заказник побережье. Музей боевой славы средней школы поселка Лебяжье.

Форд Красная горка: защитные фортификационные сооружения 1908 года.

8.06 Вт.

Пушкин.
Экскурсия по городу. Музей художника Чистякова (интерактивная игра). Александрова дача.

9.06

Ср.

Автобусная экскурсия город Выборг, парк Монрепо. Музей – крепость, посещение смотровой башни. Экологический центр.

10.06

Чт.

Московский парк победы – памятное место обороны Ленинграда.

Урок мужества в музее «Книга блокадного города».

 11.06

Пт

Закрытие лагеря: обработка данных, оформление и представление заданий.


С 1  по 16 июня  2011 года Дом детского творчества «Павловский» проводит XIV традиционный эколого-краеведческий Природный лагерь. Ежедневно участники смогут познакомиться с природным и культурным наследием Санкт- Петербурга и его окрестностей.  

дата

программа

1.06

Ср.

Открытие Природного лагеря в ДДТ. На Дне защиты детей у нас гостях выездной зоопарк, организационная часть, игры,  конкурсы, чай.

2.06

Чт

Экскурсия в интерактивный музей «Вселенная воды»

Смольный собор, Таврический сад.

3.06

Пт.

Трудовой десант на Трельяжной лестнице к Дню защиты окружающей среды.  Посещение выставки Павловского дворца музея.

6.06

Пн.

Пушкинский день.

Лицей.

Музей-дача Китаевой.

7. .06

Вт.

Автобусная экскурсия по Стрельне.

Путевой дворец Петра I.

8.06

Ср.

Ботанический сад и музей Ботанического сада.

9.06

Чт.

Поселок Тярлево: история  и природа. Пешеходная экскурсия.

10.06

Пн.

Однодневный поход в п.Поселок, река Оредеж.

Комплексное исследование, туристские навыки.

14.06

Вт.

Город Всеволожск. Краеведческий музей.

Музей кошки.

Парк в Приютино.

15.06

Ср.

Институт растениеводства им. Вавилова

16.06

Чт.

 Встреча с волонтерами межрегиональной молодежной организации «Дети Балтики» - уроки Балтийского моря, игровая тренинговая программа. Закрытие лагеря.


Оборудование для проведения наблюдений, исследований и практических работ в лабораторных условиях.

  1. Микроскопы.
  2. Препараты фиксированные.
  3. Бинокуляр.
  4. Покровные стекла.
  5. Предметные стекла.
  6. Препаровальные иглы.
  7. Скальтель.
  8. Пипетки.
  9. Ножницы.
  1. Спиртовки.
  2. Красители (зеленка, фукацин, йод и др.).
  3. Промакательная бумага.
  4. Лупа.
  5. Чашки петри.
  6. Аптечка.

Оборудование для наблюдений и исследований в полевых условиях.

  1. Планшеты.
  2. Блокноты.
  3. Карандаши.
  4. Линейки.
  5. Ручки.
  6. Лупы.
  7. Компас.
  8. Бинокль.
  9. Полевая лаборатория "Пчелка -У".
  1. Фотоаппарат.
  2. Диктофон.

12.        Набор для исследования живых организмов: чашка-петри,   пинцет, предметные   стекла,   покровные   стекла, пипетки, склянки, пробирки и т.д.

13.        Ведерки.
14.  Сачки.

  1. Секундомер.
  2. Карты, планы местности исследований.
  3. Аптечка.

Литература обязательная для педагогов.

1. Яхонтов А. А. ЗООЛОГИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. М: Просвещение, 1985.

2. Мальчевский А.С. ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ, Л.: ЛГУ, 1981,

3. Райков Б.Е. ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ, М.: "ТОПИКАН", 1994

4. Жирнов Л.В. РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ЖИВОТНЫЕ СССР, М. - Лесная щюмышленность, 1978

5. Рыков Н.А. ЗООЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ, М., Просвещение, 1981

6. Погодина Л.В. ОСНОВЫ ФЕНОЛОГИИ, СПб., Правительство ЛО, 1996

7. Джуди А. Браус. Инвайнроментальное образование в школе. М.: Просвещение, 1999.

Карты пригородов Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Литература обязательная для участников.

1.Верзилин Н.М. По следам Робинзона, М., Просвещение, 1994

2. Красная книга Ленинградской области.//СПб.: ГУ. 1999. 1,2,3 том

      3. Пригороды СПб. Вопросы и ответы. - СПб.:"Паритет", 2001

Литература дополнительная.

По экологии:

  1. Груздева H.B. Окружающий мир: Мироздание: Интегративное учебное пособие. - С-Пб:1995.-184с,
  2. Смирнов ЮЛ Популярная энциклопедия растений, Спб, «Мимэкспресс», 1997
  3. Валягина - Малютина Е.Т. Деревья и кустарники, Спб, Спецлитература, 1998
  4. Хрипкова А.Г. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - 5, М., Просвещение, 1996
  5. Петров В.В. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР НАШЕЙ РОДИНЫ, М.,
    Просвещение, 1991
  6. Смирнов Ю.Л ПОПУЛЯРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РАСТЕНИЙ, СПб, "Мимэкспресс", 1997
  7. Валягина - Малютина Е.Т, ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ, СПб,
    спецдитература, 1998
  8.  Джуди А. Браус. Инвайнроментальное образование в школе. М.: Просвещение, 1999.

По краеведению:

  1. Ермолаева Г.Н. Чудесный город. - СПБ,: "Спц лит", 1995
  2. Путешествие с Архивариусом.  СПб: "Спец. лит", 1998
  3. Пушкинская тетрадь. "Волшебные места, где я живу душой…". - СПб.:"ПРАвда", 1998
  4. Синдановский Н.А. Словарь петербуржца. - СПБ "Паритет", 2002
  5. Шиф Л. Путешествие по Петербургу с Аликом с Гусариком. - СПб.:" Сройлеспечать", 1996
  6. Ященко О."В начале жизни школу помню я". - Спб.:"Мир и семья", 1997
  7. Януш Б.В. Неизвестные Павловск.. Историко-краеведческий очерк. Ч 1, 2 +СПб.: "Континент", 1997


ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкеты участникам природного лагеря.

1.    Природный лагерь для Тебя – это …__________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Какие экскурсии и поездки Тебе наиболее запомнились? Почему?_________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3. Что больше всего Тебя удивило?________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. А что огорчило?______________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Чтобы Ты предложил на следующий год (варианты новых поездок, экскурсий)?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


СТРАНИЧКА  ДНЕВНИКА

ЮНОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА

                                                           Дата путешествия: _________________

                                                           Место путешествия  ________________

Состояние погоды:

  1.                          - ясно  

                               осадки:

                               ветер:

Моя эмблема                              

Содержание наблюдений,  собранный материал::

                                                       ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись ______________________

Число, месяц, год ____________________

Я ……………………………………

ОТПРАВЛЯЮСЬ  (КУДА?  ЗАЧЕМ?  С  КЕМ?)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Лучше всего я умею ………………………………………………………………………………………………………………………

Я хочу научиться …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Я знаю, что я смогу ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Для этого мне нужно ……………………………………

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………...

ПОДОРОЖНАЯ  ГРАМОТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность

Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...

Сценарий мероприятия в летнем пришкольном лагере "Здравствуй, лагерь-сказка"

Сценарий мероприятия для летнего пришкольного лагеря. Квест-игра по русским сказкам....

Досуговая программа деятельности летнего оздоровительного лагеря "Радуга" с дневным пребыванием детей

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, при...

Программа лагеря дневного пребывания «Лагерь актива»

Содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию обучающихся с помощью определенной системы знаний, умений, нав...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

Статья на тему: «Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

Статья на тему:«Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через  организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дне...

Оздоровление одаренных детей посредством спортивно-досуговых мероприятий в загородном оздоровительном лагере

Оздоровление одаренных детей посредством спртивно-досуговых  мероприятий в загородном оздоровительном лагере...