Рабочая программа музыкального кружка "До - ми - солька"
рабочая программа на тему

В программе представлена пояснительная записка, программное обеспечение, учебно - тематический план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_do_-_mi_-_solka.docx36.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Музыкальное воспитание в коррекционной школе является неотъемлемой частью единого коррекционно  - воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в эстетическом развитии. Музыка является средством преодоления невротических расстройств, свойственным учащимся специальных учреждений.

           В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Дети приучаются слушать музыку и вникать в её содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от её прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус. 

        Музыкальное воспитание детей также осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах.  Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают  насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

На занятиях кружка у учащихся вырабатывается чувство ответственности за общее дело, понимание  роли     коллективного  труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.

 Воспитание ребенка через музыкальное искусство, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности, а также отсутствие готовых программ по воспитанию музыкальной культуры школьников коррекционных школ обусловили необходимость разработки данной программы.

      Цель программы - развитие навыков ансамблевого и сольного пения,

 обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных           инструментах.

      Задачи программы:

Обучающие: 

- обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для  дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;

-   развивать певческие навыки при пении в ансамбле и вокальном исполнении (дыхание, звукообразование, дикция, строй);

     - формировать у детей потребность общения с высокохудожественными
образцами песенной музыки;

-  учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями.

Воспитательные:

 -  воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыки;

 -  воспитание музыкально развитых школьников;

 -  воспитывать музыкальный вкус;

 - воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до
    конца.

Развивающие:

 - развивать вокально-хоровые навыки, навыки игры на инструментах;

 - развивать музыкальное мышление, память, речь, слуховое восприятие;

 - развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность.

         Направления работы:

  1. знакомство с русскими народными инструментами;
  2. самостоятельное исполнение произведений на русских народных    инструментах;
  3.      работа с  вокальными  ансамблями,  состоящими  из  детей  с  хорошими
    музыкальными данными;
  4.      индивидуальная работа с одаренными в музыкальном отношении детьми;
  5.      работа    с    хоровыми    группами,    которые    организуются     по    мере
    необходимости.

      В основе программы лежат следующие принципы:

  1. творческой направленности;
  2. максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей;  
  3. этического  отношения к личности ребенка;
  4.      конструктивного общения;
  5.      добровольности.

               Отличительной особенностью данной программы является воспитание               музыкальных способностей учащихся коррекционной школы, обучение игре на народных инструментах и  приобщение детей к творческой деятельности

     Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занятий, способствующих развитию и коррекции различных сторон психики ребенка, включая эмоционально-волевую и познавательную сферы. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья занятия в кружке помогают сформировать и развить творческий потенциал, коммуникативные навыки, научиться групповой сплоченности, культуре поведения в социуме.

        В кружке занимаются дети  младшей группы детей (1 – 4 кл.) и старшей группы (5 – 7 кл.). Младшая группа занимается пением и игрой на русских народных инструментах, старшая группа – сольным и ансамблевым пением. Состав групп постоянный на учебный год, набор детей в группы свободный, в каждой группе по 12 человек. Кроме того, проводятся индивидуальные занятия с солистами.

     

  Основной формой работы в музыкальном кружке «До – ми – солька»» являются групповые и индивидуальные занятия по расписанию.

  Общая структура занятия включает следующие разделы:

1. Приветствие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.

2. Распевание настраивает на позитивную деятельность, способствуют формированию единой манеры звукообразования, артикуляции, позволяет активизировать детей, снять эмоциональное напряжение.

3. Основная часть включает в себя технические задачи (заучивание текста песни, разучивание приемов игры на инструментах, работа над фразировкой, дыханием, интонацией ...) и творческие задачи (работа над исполнительским мастерством).

4. Рефлексия занятия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что казалось трудным, что - непонятным...)

          Данная программа задаёт  примерный обьём знаний, умений и навыков,   которыми должны овладеть учащиеся. Требования к знаниям и умениям ни в коем случае не должны быть завышены.Чрезмерность требований  порождает перегрузку и ведёт к угасанию интереса. Эта программа предназначена для того, чтобы осознать ученику степень значимости своего интереса к любимому делу и оценить свои возможности, поэтому интерес и склонность учащегося к занятиям должны всемерно подкрепляться и развиваться.

          В результате занятий по данной программе учащиеся должны знать и   уметь: 

  1. различать тембры отдельных музыкальных инструментов (ударных, струнных, духовых, клавишных);
  2. играть индивидуально и в ансамбле на музыкальных инструментах простейшие мелодические импровизации, мелодически и гармонически озвучивать стихи;
  3. выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов. Понимать дирижёрские жесты. Уметь петь тихо и громко, легато и стаккато, с различными эмоционально-смысловыми оттенками в голосе, владеть тембром голоса; 
  4. знать и понимать термины: солист, оркестр, дуэт, хор, ансамбль;
  5. петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном     инструменте;
  6.  умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  7. усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;  
  8. участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство;
  9. понимать ответственность за правильное исполнение в   ансамбле.

           Методы оценки результативности программы:

  1. посещаемость;                                                
  2. фиксация занятий в рабочем журнале;                                            
  3. отслеживание результатов (наблюдение, диагностика);            
  4. практический результат.

                                 

            Способы определения результативности программы:

  1. игра на 2-х и 3-х ложках;
  2. игра на русских народных инструментах с пением и движением;
  3. самостоятельное исполнение разученных песен;
  4. использование полученных вокальных навыков при работе с новым репертуаром;
  5. развитие позитивных качеств личности ребенка: уверенность в себе,
    доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, умение держаться на сцене.

 Формой подведения итогов реализации данной программы являются:

  1. зачетное занятие;
  1. конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива;
  2. участие в календарных и тематических школьных праздниках;
  3. участие в районном конкурсе «Нолинские звездочки»;
  4. отчетный концерт.


Учебно – тематический план

I полугодие

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

I.

Работа младшей группы

1.

Подготовка  к  Дню пожилых людей,

 празднику «Учитель, наш поклон тебе!»

14

5,6,12,13,19,20, 26, 27 сентября

2.

 Освоение игры техники на ложках

10,5

3,4,10,11,17,18 октября

3.

Подготовка к празднику «Осень – рыжая подружка»

7

24,25. октября; 7,8, ноября

4.

Подготовка  к  Дню Матери

7

14,15,21,22 ноября

5.

Совершенствование техники игры на

ложках и других  народных музыкальных инструментах

7

28,29 ноября

5,6 декабря

6.

Подготовка к Новому году

7

12,13,19,20 декабря

II.

Работа старшей группы

1.

Подготовка  к  Дню пожилых людей,

празднику «Учитель, наш поклон тебе!»

14

7,8,14,15,21,22,28,29 сентября

2.

Ознакомление с основными музыкально-выразительными средствами                (мелодия, гармония, лад)

14

5,6,12,13,19,20,26,27 октября

3.

 «Серьезная» и «легкая» музыка

7

9, 10, 16, 17 ноября

4.

Подготовка  к  Дню Матери

3,5

23,24 ноября

5.

Работа с фонограммой 

7

30,1,7,8 декабря

6.

Подготовка к Новому году

7

15,16,22,23 декабря

III

Индивидуальная работа

1.

Звукообразование и звуковедение

8

9,16,23,30 сентября

2.

Дикция, артикуляция, слово

6

7,14,21 октября

3.

Подготовка к празднику «Осень – рыжая подружка»

4

28,11 ноября

4.

Подготовка  к  Дню Матери

4

18,25 ноября

5.

Формирование качества звука. Интонация.

8

2,9,16,23дек.

II полугодие

I.

Работа младшей группы

1.

Освоение техники игры на трех ложках

14

11,12,18,19,

25, 26 января

1,2,февраля

2.

 Инсценировки по мотивам сказки

 К. Чуковского «Муха – Цокотуха» с игрой на музыкальных инструментах

14

8,9,15,16,22,29 февраля 1,7 марта

3.

Игра ансамблем. Игра и танец

9

14,15,21,22 марта

5 апреля

4.

Развитие исполнительского мастерства

12,5

11,12,18,19,

25,26 апреля, 2 мая

5.

Подготовка к выпускному вечеру в 4 классе «Начальная школа - пора золотая»

12,5

3,10,16,17,2324, 30 мая

II.

Работа старшей группы

1.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

14

11,12,18,19,

25,26 января

1,2 февраля

2.

Подготовка концертных номеров к  конкурсу «Мы – нолинские ребята» и «Мисс нолинчанка»

14

8,9,15,16,22,29 февраля

1,7 марта

3.

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация.

9

14,15,21,22

марта, 5 апр.

4.

Подготовка  к празднику «С днем нашей славы,

с днем Победы!»

14

11,12,18,19,

25,26 апреля

2,3 мая

5.

Подготовка к выпускному балу

7

10,16,17,23,

24,30 мая

III

Индивидуальная работа

1.

Подготовка к районному конкурсу детского творчества «Нолинские звездочки»

8

13,20,27 января,

3 февраля

2.

Подготовка к 8 Марта и 23 февраля

10

10,17,24

февраля

2, 9 марта

3.

Навыки работы с микрофоном

8

16,23 марта, 6,13 апреля

4.

Развитие вокально – хоровых навыков

6

20,27апреля 4 мая

5.

Подготовка к выпускному вечеру, балу

8

11,18,25  мая

Методическое обеспечение программы

   Программа  рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в каждой группе кружка должна составлять не менее 10 -12 человек. Годовой курс программы рассчитан на 303 часа (9 ч. в неделю). Младшая группа  формируется из детей в возрасте от 8 до11 лет, старшая – от 12 до 15 лет.

   В процессе занятий используются различные формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные, практические занятия; беседы, просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет, дисков; экскурсии; организация фотовыставок; концертная деятельность. 

     Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях:

 - словесный (знакомство детей с новой песней музыкальный руководитель начинает с беседы);

 - наглядно – слуховой (по ходу беседы исполняет фрагменты песни);

 - стимулирующий метод (сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей);

 - метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами);

- объяснительно - иллюстративный (объяснение, художественное слово, использование фольклора);

 - репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

 - исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);

 - метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности). 

       Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей школьников. 

     Охрана здоровья и жизни детей.

          Забота о здоровье детей - важная задача педагога. Учитывая состояние физического и психического развития детей с ограниченными возможностями, педагог чередует на занятиях  нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. С первых же знаний педагог начинает прививать учащимся навыки личной гигиены. Вокальные  занятия следует проводить в помещениях с хорошей акустикой и вентиляцией. При приёме в ансамбль необходимо учитывать возрастные изменения голосового аппарата; внимательного и бережного отношения к своему голосу; о важности режима речи и пения (особенно в период мутации) как у мальчиков, так и у девочек. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования, правильное пение, несомненно, является средством охраны голоса.

    Для реализации программы необходимо техническое оснащение занятий:       

  1. музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);
  2. музыкальный центр, телевизор;
  3. аудиокассеты, диски;
  4. народные музыкальные инструменты;
  5. музыкальная литература, распечатки нот.

     Дидактический материал:

  1.  аудиокассеты, диски;
  2.  народные музыкальные инструменты;

 - музыкальная литература, распечатки нот;

 - папка «Музыкальные инструменты»;

 - дидактические игры.

Литература

  1. С. Миловская  « Некоторые особенности музыкального воспитания
    умственно отсталых школьников»
  2. Г. Шанских « Музыка как средство коррекционной работы. Искусство в школе» 2003 г.
  3. Т. Струве « Музыка всегда с тобой» 1995 г.
  4. 4. Г. Науменко « Русское народное детское музыкальное творчество»,            Москва,    «Просвещение» 1988 г.
  5. Е. Крылатов « Прекрасное далёко», Москва « Советский композитор», 1988 г.
  6. « Споём мы дружно песню», Москва, « Просвещение» 1979г.
  7. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
  8. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в     детском саду», 1990 г.
  9. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы» 1998 г.
  10.  Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.
  11.  Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г.
  12. Ф. Такун «Наша школьная страна. Песенник» 2001.
  13. В. Модель «Буратино. Песенник для детей» М. 1988.
  14. А. Широков «Русские народные песни» М. 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыкальные фантазии"

Образовательная программа художественно-эстетического года расчитана на 2 года обучения....

Рабочая программа музыкальной школы, фортепианного отделения. Музицирование. Аккомпанемент 8 класс.

Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, позн...

рабочая программа музыкального кружка

Рабочая программа предлагается для занятий с учащимися основной школы. Расчитана на 34 учебных часа....

Рабочая программа "Музыкальное исполнительство" скрипка

Рабочая программ по скрипке на 8 лет обучения. Написана по ФГТ...

Рабочая программа "Музыкальный Петербург"

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой во внеурочной деятельности. Дети проявляют творческое начало в размышлени...

Образовательная (рабочая) программа «Музыкальный инструмент. Скрипка» для учащихся 1-7 классов художественно-эстетической направленности.

Образовательная (рабочая) программа «Музыкальный инструмент. Скрипка» для учащихся 1-7 классов художественно-эстетической направленности (Рецензия заслуженного учителя РФ, преподавателя ГОУ «Сургутски...

Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...