Статья по воспитиальной работе"Патриотическое воспитание в образовательной школе"
статья на тему

                                                                                       Закиржонова  Г.Н.

                                                                                                 Альметьевск

                                                                                                 пгт Нижняя Мактама

                                                                                                 СОШ  №1

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

         Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов.

         В условиях современной реальности пришло новое понимание патриотизма как верности высшим нравственным ценностям народа, истоком которых являются духовные традиции предшествующих поколений.

         Что значит быть патриотом? Какой смысл вкладывается в понятия патриотизм, патриотическое и военно-патриотическое воспитание? В настоящее время нет четкости и однозначности в определении этих понятий.

         Толковый словарь В.Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его».

         Итак, патриотизм – это, прежде всего, любовь к Родине, своему Отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Как это можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней?

         Откуда берет начало патриотизм и кто должен воспитывать патриотов? На этот вопрос я и попытаюсь ответить.

         Большая ответственность лежит на школе. На наследии русской и советской литературы мы рассматриваем примеры истинного патриотизма. На уроках русского языка необходимо рассмотреть такие понятия, как гражданственность, честь, достоинство; научить почитать символы государственности.

         С целью военно – патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы я ставлю перед собой следующие задачи:

- заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы;

- формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы;

- потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края посредством краеведческого материала.

         Патриотическое воспитание учащихся многогранно по содержанию, организации и формам, методам и средствам; оно охватывает различные сферы учебной и воспитательной деятельности. Особую роль в процессе воспитания морально – нравственных качеств личности школьника имеет приобщение его к отечественной мировой духовной культуре в процессе литературного образования.

         Изучаемые школьниками художественные  произведения помогают сохранению преемственности поколений, через систему образов показывают все богатство нравственного мира людей, в том числе и их любовь к Родине.

         При изучении на уроках литературы произведений на военную тему я предоставляю учащимся возможность для дискуссии, для сопоставления искусства с жизнью. На мой взгляд, осознание такого качества, как любовь к Родине, при изучении художественных произведений является главным образом прерогативой и результатом индивидуальной работы самого ученика. Роль учителя состоит в целенаправленном педагогическом сопровождении процесса усвоения содержания художественного произведения.

         Но военно – патриотическое воспитание не может ограничиваться лишь изучением  произведений, предусмотренных программой. Одним из важнейших педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания является умелое сочетание урочной и внеурочной деятельности, обеспечение преемственности учебной и внеклассной работы, которую я рассматриваю как органичное продолжение процесса обучения.

         Работа по военно - патриотическому воспитанию ведется круглый год. Это и участие в конкурсах сочинений, и компьютерная презентация, и конкурс рисунков ко Дню Победы.

         Я считаю, что военно- патриотическое  воспитание на уроках литературы неразрывно связано с изучением краеведческого материала, то есть должна быть связь с музеями. Музеи помогают растить патриотов. Они потому и возникают, потому и живут, что нужны. Нужны, поскольку с их помощью можно решить проблемы воспитания. Музеи хранят историю наших предков, отражают культуру, традиции и обычаи.

         У нас в школе  работает Зал Боевой Славы.

image

Он был  создан по инициативе учителей школы с помощью учащихся. Они активно участвовали в сборе материала для музея и оформлении стендов «Наши выпускники - призывники», «Наши папы - защитники Родины», «Выпускники, выполнявшие интернациональный долг», «Погиб, но остался верен присяге». Этот Зал - наша гордость. Каждый учитель - предметник или классный руководитель находит здесь полезную информацию. Зал существует уже много лет, но интерес к нему не ослабевает. У стендов всегда можно увидеть ребят, которые с интересом читают размещенный на них материал. Особый интерес вызывает стенд «Наши папы - защитники Родины». Надо видеть, с какой гордостью рассказывают  дети о своих папах, отслуживших в рядах Вооруженных Сил.

image

        

   Большим достижением нашей школы мы считаем создание школьного краеведческого музея. Все, что есть в музее, собрано силами учителей и учеников. Ребята несли из бабушкиных сундуков вещи, которые могли рассказать о прошлом их малой родины. Необычные предметы, названия которых нам даже не известны, нашли свое место в музее.

image

         Нельзя не сказать о краеведческом музее, расположенном на территории нашего поселка Нижняя Мактама. Здесь хранятся подлинные экспонаты и документы, которые интересны своей историей. Отдельная комната хранит фотографии и письма с фронта наших земляков, военная форма, солдатские принадлежности.

image

         В музее  постоянно  работает  группа  юных  экскурсоводов, которая  проводит  систематические  экскурсии по  разделам  музея, как  для  взрослых, так и для детей.    Боевые  биографии, извещения - «похоронки», письма, благодарности раскрывают величие  подвигов земляков в годы войны. Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной  войны  наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя  Родины, во имя своего народа. Они  были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может   равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне.

 

         Богатый материал, собранный в музее, никого не оставляет равнодушным. Здесь же в музее проходят встречи с ветеранами ВОВ и тыла. Мы уделяем особое внимание воспитанию у учащихся патриотизма, гордости за своих дедов и прадедов, выстоявших в этом тяжелейшем испытании и отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

image

         На территории поселка установлен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мемориальная доска содержит полный список тех, кто отсюда ушел на фронт.  Круглый год ребята ухаживают за обелиском.

         Еще одна форма патриотического воспитания - Уроки мужества, на которых можно посмотреть фильмы  «Офицеры», «Горячий снег», «Блокада», «Спецназ» «9 рота» и другие.

         И в заключение о литературно - музыкальных композициях, без которых не проходит ни один День Победы. Здесь звучат стихи и песни военных лет в исполнении учащихся, показывают отрывки  из драматургии военных лет.

             Таким образом, патриотическое воспитание молодежи является одним из главных направлений. Амузей – это центр патриотического воспитания. Главная цель школьного краеведения - воспитание у каждого школьника любви к Родине, которая начинается с любви к своей малой родине, городу, школе; воспитание у школьников бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремление сохранить их и преумножить.

 

        
 

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_obrazovatelnoy_shkole.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

        Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов.

        В условиях современной реальности пришло новое понимание патриотизма как верности высшим нравственным ценностям народа, истоком которых являются духовные традиции предшествующих поколений.

        Что значит быть патриотом? Какой смысл вкладывается в понятия патриотизм, патриотическое и военно-патриотическое воспитание? В настоящее время нет четкости и однозначности в определении этих понятий.

        Толковый словарь В.Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его».

        Итак, патриотизм – это, прежде всего, любовь к Родине, своему Отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Как это можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней?

        Откуда берет начало патриотизм и кто должен воспитывать патриотов? На этот вопрос я и попытаюсь ответить.

        Большая ответственность лежит на школе. На наследии русской и советской литературы мы рассматриваем примеры истинного патриотизма. На уроках русского языка необходимо рассмотреть такие понятия, как гражданственность, честь, достоинство; научить почитать символы государственности.

        С целью военно – патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы я ставлю перед собой следующие задачи:

- заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы;

- формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы;

- потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края посредством краеведческого материала.

        Патриотическое воспитание учащихся многогранно по содержанию, организации и формам, методам и средствам; оно охватывает различные сферы учебной и воспитательной деятельности. Особую роль в процессе воспитания морально – нравственных качеств личности школьника имеет приобщение его к отечественной мировой духовной культуре в процессе литературного образования.

        Изучаемые школьниками художественные  произведения помогают сохранению преемственности поколений, через систему образов показывают все богатство нравственного мира людей, в том числе и их любовь к Родине.

        При изучении на уроках литературы произведений на военную тему я предоставляю учащимся возможность для дискуссии, для сопоставления искусства с жизнью. На мой взгляд, осознание такого качества, как любовь к Родине, при изучении художественных произведений является главным образом прерогативой и результатом индивидуальной работы самого ученика. Роль учителя состоит в целенаправленном педагогическом сопровождении процесса усвоения содержания художественного произведения.

        Но военно – патриотическое воспитание не может ограничиваться лишь изучением  произведений, предусмотренных программой. Одним из важнейших педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания является умелое сочетание урочной и внеурочной деятельности, обеспечение преемственности учебной и внеклассной работы, которую я рассматриваю как органичное продолжение процесса обучения.

        Работа по военно - патриотическому воспитанию ведется круглый год. Это и участие в конкурсах сочинений, и компьютерная презентация, и конкурс рисунков ко Дню Победы.

        Я считаю, что военно- патриотическое  воспитание на уроках литературы неразрывно связано с изучением краеведческого материала, то есть должна быть связь с музеями. Музеи помогают растить патриотов. Они потому и возникают, потому и живут, что нужны. Нужны, поскольку с их помощью можно решить проблемы воспитания. Музеи хранят историю наших предков, отражают культуру, традиции и обычаи.

        У нас в школе  работает Зал Боевой Славы.

Он был  создан по инициативе учителей школы с помощью учащихся. Они активно участвовали в сборе материала для музея и оформлении стендов «Наши выпускники - призывники», «Наши папы - защитники Родины», «Выпускники, выполнявшие интернациональный долг», «Погиб, но остался верен присяге». Этот Зал - наша гордость. Каждый учитель - предметник или классный руководитель находит здесь полезную информацию. Зал существует уже много лет, но интерес к нему не ослабевает. У стендов всегда можно увидеть ребят, которые с интересом читают размещенный на них материал. Особый интерес вызывает стенд «Наши папы - защитники Родины». Надо видеть, с какой гордостью рассказывают  дети о своих папах, отслуживших в рядах Вооруженных Сил.

   Большим достижением нашей школы мы считаем создание школьного краеведческого музея. Все, что есть в музее, собрано силами учителей и учеников. Ребята несли из бабушкиных сундуков вещи, которые могли рассказать о прошлом их малой родины. Необычные предметы, названия которых нам даже не известны, нашли свое место в музее.

        Нельзя не сказать о краеведческом музее, расположенном на территории нашего поселка Нижняя Мактама. Здесь хранятся подлинные экспонаты и документы, которые интересны своей историей. Отдельная комната хранит фотографии и письма с фронта наших земляков, военная форма, солдатские принадлежности.

        В музее  постоянно  работает  группа  юных  экскурсоводов, которая  проводит  систематические  экскурсии по  разделам  музея, как  для  взрослых, так и для детей.    Боевые  биографии, извещения - «похоронки», письма, благодарности раскрывают величие  подвигов земляков в годы войны. Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной  войны  наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя  Родины, во имя своего народа. Они  были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может   равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне.

        Богатый материал, собранный в музее, никого не оставляет равнодушным. Здесь же в музее проходят встречи с ветеранами ВОВ и тыла. Мы уделяем особое внимание воспитанию у учащихся патриотизма, гордости за своих дедов и прадедов, выстоявших в этом тяжелейшем испытании и отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

        На территории поселка установлен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мемориальная доска содержит полный список тех, кто отсюда ушел на фронт.  Круглый год ребята ухаживают за обелиском.

        Еще одна форма патриотического воспитания - Уроки мужества, на которых можно посмотреть фильмы  «Офицеры», «Горячий снег», «Блокада», «Спецназ» «9 рота» и другие.

        И в заключение о литературно - музыкальных композициях, без которых не проходит ни один День Победы. Здесь звучат стихи и песни военных лет в исполнении учащихся, показывают отрывки  из драматургии военных лет.

             Таким образом, патриотическое воспитание молодежи является одним из главных направлений. А музей – это центр патриотического воспитания. Главная цель школьного краеведения - воспитание у каждого школьника любви к Родине, которая начинается с любви к своей малой родине, городу, школе; воспитание у школьников бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремление сохранить их и преумножить.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "За честь школы" (из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе)

Эссе представляет собой описание опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе МБОУ "Идрицкая средняя общеобразовательная школа"....

Статья "Военно-патриотическое воспитание обучающихся в школе"

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине,...

тезисы по исследовательской работе «Патриотическое воспитание в основной школе»

Цель работы :Выявить педагогические условия и проблемы патриотического воспитания подростков, разработать и апробировать проект «Я – гражданин России»               ...

Статья "Патриотическое воспитание в образовательном пространстве школы"

Данный текст является выступлением на педагогическом совете "Патриотическое воспитание"....

Статья "Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном пространстве"

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью создания и деятельности школьного ...

статья "Система гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях".

Примерная программа патриотического воспитания в образовательныхз организациях. Тематическое планирование. расчитана на возрастную категорию 13-17 лет. Можно использовать в сочетанием с другими програ...