Классный час в игровой форме "Права ребенка" для 9-11 классов
методическая разработка по теме

Яковлева Людмила Леонидовна

Материал можно использовать как для внеклассной работы, так и на уроках обществознания в любом классе как дополнение, при повторении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_rebyonka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

классный час в игровой форме «права ребёнка»

(9 - 11 классы)

Цель: повторить с учащимися основные возрастные вехи в жиз ни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обя занности.

Условия игры. В ней участвуют две команды. Готовятся кар точки с указанными в тексте заданиями.

Игра состоит из трёх частей. Первая часть - разминка. Вторая часть — конкурс на выявление знаний о правовом статусе ребёнка. Во просы также размещаются на карточках. Затем предлагается решить проблемные ситуации. Третья часть игры - блиц-турнир.

Эксперты - обучающиеся, с которыми предварительно отрабо тали материал, подводят итоги работы.

Ход игры

Разминка

Командам раздаются карточки с правовыми понятиями и да тами, связанные с принятием соответствующих документов. Необ ходимо дать определения всех понятий и назвать события, связан ные с датами. За каждое правильное определение команда получа ет 1 балл.

Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. По господствующим в современном мире представлениям, они носят ес тественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека - один из основных признаков граждан ского общества и правового государства. Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культур ные, экологические.

Декларация - документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные

принципы.

Конвенция - международное соглашение по какому-либо соци альному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Свобода мысли и совести - одно из основных личных прав че ловека; означает прежде всего свободу индивидуума от любого идео логического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода мысли и совести значи тельно шире по объему, чем свобода вероисповедания, т.к., во-первых, включает свободу придерживаться и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. Свобода мысли и совести является абсолютным правом че ловека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29, а свобода со вести - в ст. 28.

Дискриминация — ограничение или лишение прав людей по на циональным, религиозным, политическим или иным мотивам.

Геноцид - уничтожение отдельных групп населения (и целых народов) по расовым, национальным, религиозным, политическим или

иным мотивам.

1959 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации

прав ребёнка.

1989 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о

правах ребёнка.

Конкурс «Правовой статус ребёнка»

Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изме нениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ре бёнка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает два набора карточек: 1) основные возрастные вехи в жизни ребёнка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за пять минут должны соотнести два этих набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс - 10 баллов.

1-й набор (8 карточек) - основные возрастные вехи в жизни ре бёнка: а) с рождения; б) 6 лет; в) 10 лет; г) 14 лет; д) 15 лет; е) 16 лет;

ж) 17 лет; з) 18 лет.

2-й набор (36 карточек) - приобретаемые права и обязанности,

возникновение ответственности.

1.   Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.

  1. Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт
    (выдаётся приписное свидетельство).
  2. Несёт уголовную ответственность за любые преступления.

4.        Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке (через комиссию по делам несовершенно летних), за некоторые правонарушения (например, хулиганство) несёт административную ответственность в общем порядке.

5.        Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокра щённая рабочая неделя -36 часов).

  1. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в
    присутствии инструктора.
  2. Имеет право управлять мопедом, при езде на дорогах.
  3. Может быть членом кооператива, акционерного общества.
  1. Может быть объявлен в установленном законом порядке полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается трудовой деятельностью.
  1. Имеет право на получение паспорта.
  1. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов ме стного самоуправления при наличии уважительных причин.
  2. Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия.
  1. Может быть исключён из школы за нарушения.
  1. Подлежит имущественной ответственности по заключён ным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
  2. Подлежит уголовной ответственности за некоторые престу пления (убийство, разбой, кража, вымогательство).
  3. Может вступать в молодёжные общественные объединения.
  4. Имеет право управлять велосипедом по дорогам при дви жении на велосипеде.    
  1. Допускается поступление на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
  2. Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.

20.  Может осуществлять права автора, охраняемого результата своей интеллектуальной деятельности.

  1. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком,
    стипендией, иными доходами.
  2. Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки. / •
  3. Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).
  4. Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ
    вместе с родителями.

25. Законом субъекта Федерации было разрешено вступление в брак в виде исключения с учётом особых обстоятельств (при этом на ступает полная дееспособность).

  1. Может вступать в детские общественные объединения.
  2. Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

28.  Вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

  1. Выражает своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
  2. Даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей.
  1. Даёт согласие на изменение имени или фамилии.
  2. Вправе заключать мелкие бытовые сделки.
  3. Вправе посещать школу.
  1. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих ро дителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
  1. Имеет право на имя, отчество и фамилию.
  2. Приобретает право на гражданство.


Конкурс «Правовой выбор»

Командам предлагается сделать правовой выбор в жизненных ситуациях.

1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начина ют оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.

Каковы ваши дальнейшие действия?

2. Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить занятие в школе, и вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать.

Как вы поступите в данной ситуации?

Конкурс «Блиц»

Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ начис ляется] балл.

  1. Конвенция о правах ребёнка принята в 1959 г.? (нет)
  2. Декларация о правах ребёнка провозглашена в 1989 г.? (нет)
  3. Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка? (да)
  4. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком признаётся
    лицо, достигшее 16 лет? (нет)
  5. Брачный возраст в РФ наступает с 18 лет? (да)
  6. Право избирать в органы государственной власти гражданин
    РФ приобретает с 16 лет? (нет)
  7. Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (да)
  8. Может ли несовершеннолетний подвергнуться администра тивному аресту? (нет)
  9. Может ли быть несовершеннолетний арестован в случае со вершения преступления? (да).

Конкурс «Точка зрения»

Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку (Н.В. Шелгунов, журна лист).

«Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжёлые годы, по скольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко мо жет иметь настоящего друга, а ещё реже свободу» (И. Кант, философ).

Какая точка зрения вам ближе и почему? На рассуждения даёт ся 5 минут.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа для учащихся 1х классов "Welcome to English"

Внеклассное мероприятие в рамках недели английского языка призвано заинтересовать первоклассников новым предметом "Английский язык", который они начнут изучать во 2м классе....

Классный час в игровой форме "Посеешь привычку - пожнешь характер"

Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным привычкам....

"Идем по городу". Правила этикета. Классный час в игровой форме.

Занятие поможет детям усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения....

Классный час в игровой форме: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.

Цель: формирование знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни....

Классные часы в игровой форме

Существует множество сайтов с идеями для проведения интересных классных часов на тему "День Святого Валентина", "Мждународный женский день", "День защитника Отечества"......

Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....