Час общения
методическая разработка (6 класс) по теме

Групповая игра с целью формирования у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других; ознакомления с основными правилами общения; формирования положительных нравственных оценок таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развития умения слушать, понимать, сопереживать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_obshcheniya.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №7

ст.Ессентукской Предгорного района

провела кл.рук. 6а класса

Аджигабулова Г.Б.

2012 г.

Цели: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; ознакомить с основными правилами общения; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Форма: групповая игра.

 Оборудование:

а) приготовить альбомные листы (по количеству экипажей).

На каждом листе написать: «Путевой лист»;

б) приготовить квадраты (по количеству экипажей) из бумаги разного цвета, разрезать их на 4 произвольные части(4 участника в экипаже).

Оформление класса

 На перемене перед классным часом нужно расставить парты, чтобы дети могли сидеть по 4 человека лицом друг к другу. На каждый стол положить по 1 тетрадному листку бумаги.

 На перемене перед классным часом на доске записать положительные человеческие качества.

                             Качества, которые украшают человека

Умный

Любознательный

Эрудированный

 Равносторонний

Мудрый

Рассудительный

Толковый

Трудолюбивый

Старательный

Добрый

Мягкий

Деликатный

Тактичный

Вежливый

Воспитанный

Интеллигентный

Душевный

Сердечный

Отзывчивый

Честный

Прямой

Искренний

Справедливый

Надежный товарищ

Бескорыстный

(не жадный)

Скромный

Веселый

Красивый

Милый

Симпатичный

Аккуратный

 

 

План классного часа

  1. Интерактивная беседа на тему « Общение».
  2. Мини - лекция «Золотые правила общения».
  3. Игра «Тайна третьей планеты»:

а) «Экипаж». Формирование групп.

б) Планета «Содружество». Поиск общих признаков.

в) Планета открытий. Поиск положительных качеств.

г) Планета «Бумеранг».

  1. Подведение итогов (рефлексия).

                         Ход классного часа

1. Интерактивная беседа на тему «Общение»

Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению.

 - Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?

Примерные ответы детей:

 - Дома мы общаемся с членами своей семьи.

 - Мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями.

 - Потом мы будем работать, будем общаться с людьми на работе.

 - Даже старые люди, которые уже не ходят на работу, ходят в магазин, на рынок, вызывают врача, общаются с работниками ЖЭКов.

 - Даже если мы окажемся в кабине космического корабля, мы будем общаться по радио с Центром управления полетом.

Классный руководитель. Да, вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному. Ссора, драка, ругань – это ведь тоже общение. Нравится ли вам такое общение?

Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично?

Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнему»?

Примерные ответы детей:

 - Применять его таким, какой он есть.

 - Найти в нем что-то хорошее.

 - Простить ему какие-то недостатки.

 - Пожалеть его.

 - Сочувствовать ему.

 2. Мини-лекция «Золотые правила общения»

Классный руководитель. Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.

Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». В этой книге автор дает простые правила:

 - как понравиться окружающим;

 - как стать популярным;

 - как заставить людей выполнять твои желания.

Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует – значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.

Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.

Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки?

Этих правил всего 2. И вытекают они из Евангелия.

Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».

Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».

Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты».

3. Игра «Тайна третьей планеты»

Цель: найти объединяющие признаки и выявить положительные качества у сверстников; научиться ставить себя на место другого человека.

«Экипаж». Формирование групп

Классный руководитель. Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 400 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 8 (красный, белый, синий, желтый, коричневый, лиловый, зеленый и оранжевый).

Классный руководитель. А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле.

Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего космического корабля, нужно собрать квадрат из тех деталей, которые вы вытянули из коробки.

                Планета «Содружество». Поиск общих признаков.

Классный руководитель.  Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета – Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу – найти что-то общее для всех 4 членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не сможем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.

Ну что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких?

А кто нашел больше 5 признаков?

Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.

Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.

Планета открытий. Поиск положительных качеств.

Классный руководитель. А вот и вторая планета - Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах нашей команды? Или откроете что-то свое?

Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.

Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика напишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача – найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать.

                Примерный вид таблички на путевом листе

Таня Иванова

Игорь Сидоров

Ира Смирнова

Умная

Честный

Искренняя

Классный руководитель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей еще что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по 1 положительному качеству.

Когда путевой листок вернется к своему экипажу, каждый обнаружит в своей личной колонке столько прекрасных качеств, найденных вашими товарищами на Планете открытий, сколько экипажей.

Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг».

        Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого

Классный руководитель. Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но при чем здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать.

Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам дается 1 минута.

Фраза для первого экипажа: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…» Что же вспомнил этот древний ученик?

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.

Классный руководитель. Второй экипаж, слушайте вашу фразу: «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.

Классный руководитель.  Третий экипаж, ваша фраза: «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.

Классный руководитель.  Четвертый экипаж, послушайте вашу фразу: «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.

Классный руководитель.  А теперь фраза для пятого экипажа: «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.

 Классный руководитель.  Шестому экипажу достаётся такая фраза: «Ночью у бабушки сильно болела голова, ей нужно было уснуть, а за окном ребята включили магнитофон на полную громкость. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже громко кричал во дворе, не думая о других людях.

 Классный руководитель. Фраза для седьмого экипажа: «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже портил еду в столовой, не думая о том, что кто-то останется голодным.

Классный руководитель. Восьмой экипаж, угадайте окончание такой фразы: «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ: Я вспомнил, что тоже для смеха прятал чужие вещи.

Классный руководитель. Девятый экипаж, ваша фраза: «Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

 Классный руководитель. Десятый экипаж, ваша фраза: «Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой.

 Классный руководитель. Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы вернуться, нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание – дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золотое правило нарушил этот древний ученик?

Примерные ответы детей:

 - На этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.

 - Все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей.

 - Этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими людьми так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Классный руководитель. Ну вот мы и разгадали тайну третьей планеты, и нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы здесь никого не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.

4. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Землю. Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?

Примерные ответы детей:

 - Мне очень понравилось находить хорошее в людях.

 - Мне понравилось находить общее у нас, таких разных.

 - Мне запомнилось, как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывая стертые фразы.

 - Мне кажется, теперь я буду смотреть на людей другими глазами.

 - Мне кажется, мы стали немножко добрее друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

«Элементы общения. Общение с аудиторией»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....