Путешествие в Страну Строгих правил
методическая разработка (5 класс) по теме

Ярилова Галина Яковлевна

Форма занятия игра - путешествие. Пол в классе оформляется по типу поля настольной игры. На бумажных ярких кругах написаны названия конкурсов - остановок. Участники игры бросают большой Куб, окрашенный в цвета светофора: жёлтый, зелёный, красный. После каждого броска игроки выполняют 2 задания: одно, согласно выпавшему цвету Куба, а второе, согласно, выпавшему заданию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_strogih_pravil.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в Страну Строгих Правил»

Игра –занятие

по правилам дорожного движения

    Разработала

Педагог С(К)ОШИ 8 вида

 Ярилова Галина Яковлевна

Чусовой 2010 г.

Путешествие в страну Строгих Правил

Цель занятия: через игровую деятельность на эмоциональном уровне закрепить известные детям ПДД и активизировать их мотивацию на дальнейшее овладение умениями БДД.

Целевая группа:

 Работа предназначена для классных руководителей  и воспитателей, работающих  с учащимися 1- 5 классов.

Форма занятия: игра. Пол  в классе оформляется по типу поля настольной игры: на бумажных ярких кругах написаны названия конкурсов. Участники игры бросают Куб, окрашенный в цвета светофора: жёлтый,  зелёный, красный.  После каждого броска  игроки выполняют 2 задания: одно, согласно выпавшему цвету куба, второе,  согласно выпавшему заданию.

Для большей эффективности  игра построена с учетом возрастных особенностей младших школьников, в нее включены занимательные вопросы,  подвижные  конкурсы. Чередование  конкурсов с вопросами  на  знание теоретического материала и беседы, с использованием презентации   помогает добиться поставленных целей.

 Материал помогает отследить уровень знаний школьников и спланировать дальнейшую работу.

 Актуальность:

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35-40%

Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25-30%

Неподчинение сигналам светофора 10-15%

Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара-5-10%

Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Эти вопросы волнуют педагогический коллектив нашей школы, поэтому мы рассматриваем  обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. У педагогов, загруженных подготовкой к урокам, не всегда есть время для организации хорошего воспитательного мероприятия. Поэтому  у педагогов нашей  школы становится доброй традицией готовить совместные мероприятия,  которыми в дальнейшем может воспользоваться каждый  классный руководитель в своём классе. Данная игра – пример совместного  творчества. Я продумывала ход игры, коллеги сделали под неё презентацию.  

Путешествие в Страну Строгих Правил

Орг. момент.

Беседа с учащимися с использованием слайдов презентации.

- Ребята, какие правила вы знаете? Вы их соблюдаете? (Да, правила по математике, русскому языку очень важные, не соблюдая их человек, не сможет считать себя грамотным), но   сегодня мы  отправимся в Страну Строгих правил. Что это за страна и как называются эти правила, вы догадаетесь, посмотрев следующий слайд.

 

-- Посмотрите, как красиво выглядят города с высоты   полета птиц. Огромное количество дорог паутиной окутывают наши города.    Дорога всегда манит, по дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий. И вы их должны знать.

 Автомобиль. Дорога. Пешеход.

Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим. Машины и люди двигаются по улицам, соблюдая правила дорожного движения. Каждый из вас видел дорожные знаки и светофоры. Они помогают водителям и пешеходам двигаться правильно. (слайд)

 А вот что происходит, если не соблюдать эти правила. (слайд)  

Как выдумаете, почему такое случается?

Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах. (слайд)

Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей:  чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих—то самых, самых...

24 тысячи получают ранения. И,- это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Если смотреть на эти цифры в сравнении с Вселенной, то они ничтожно малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слез матерей, родственников, то это огромные цифры.

Кто виноват в их смерти?

Виноваты часто  сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога “отплатила” им за это. Дорога не терпит не послушания и забирает жизни. Причины ДДП.(   слайд )

 Участники дорожного движения

Пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети .

 

  1.Игра “Разрешается – запрещается”

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

-  Играть на  проезжей части дороги…(запрещается)

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом (запрещается)

- Идти толпой по тротуару…(разрешается)

- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

 - Идти по тротуару слева…(запрещается)

 - Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

 

2.Игра «Перейди улицу»

 Педагог показывает разноцветные круги, если показывается зелёный кружок – сигнал игрокам: пройти вперёд

Жёлтый  - игрокам стоять

Красный  шаг назад по игровому полю.

 3.Игра “Составь знак”  

Очень часто подростки - нарушители   портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его.

4. Отгадай кроссворд.

 Загадки к кроссворду:

1)Куда бежит сама не знает

В степи равна, в лесу плутает,

Споткнётся у порога

Что это?   (Дорога)

2)Что за чудо- жёлтый дом

Ребятишек много в нём

Носит обувь из резины

И питается бензином     (Автобус)

 3)Чтоб тебе помочь, дружок,

Путь пройти опасный,

День и ночь горят огни -

Зеленый, желтый, красный.

                                (Светофор)

 

4) Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём.

Только лучше правь рулём.

                                  (Велосипед)

 5) Четыре братца бегут -

Друг друга не догонят.

                                 (Колеса)

6)Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как,

Вам в пути

                      (Дорожный знак).

7)Что за “зебра” на дороге?

Все стоят, разинув рот.

Ждут, когда мигнет зеленый,

Значит это

                               (Переход).

 8)В школе вы – ученики,

А в театре – зрители,

А в музее, в зоопарке –

Все мы посетители.

А коль на улицу ты вышел,

Знай, приятель, наперед:

Всех названий стал ты выше,

Стал ты сразу…

 (  Пешеход)

9). Пьёт бензин как молоко

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ним.      (Автомобиль)

10)Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

                           (Мотоцикл)

 

5.Автостопом с героями  любимых сказок – игра со зрителями

Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства:

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?

 (В карету)

На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте)

Личный транспорт Бабы – Яги? (Ступа)

На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассеиной?

 На чём ехал Емеля к царю? (На печке)

Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?  (Велосипед)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)

Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?

(Велосипед)

 На чём летал Барон Мюнхгаузен?  (На ядре)

На чём катался Кай?      (На санках)

6.Конкурс – капитанов “Эстафета-водителей”

 Капитаны команд должны преодолеть препятствия (расставленные на полу кегли), ведя детскую машинку на верёвочке.

Условие: кто быстрее и без аварий доберётся до финиша.

 

7.Игра “Велосипедист”

Участвует две команды. У каждой команды игровое поле  3 х 3, разделённое на 9 пронумерованных секторов. Команды по очереди выбирают сектор и получают от ведущего вопросы, касающиеся правил езды на велосипеде. Если дан правильный ответ, то сектор переворачивается, а на обратной стороне поля нарисован велосипедист (т.е. при правильном ответе появляется часть рисунка). Побеждает та команда, которая быстрее на игровом поле соберёт велосипедиста.

Варианты вопросов:

 С какого возраста можно ездить на велосипеде на проезжей части дороги?   (С 14 лет)

 Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой на велосипеде?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                (Тормоза)

На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжей части? (1 м)

Игрокам показывается знак “Велосипедная дорожка”, они должны назвать знак и объяснить, что он означает.

 Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? (Только маленьких детей, при наличии специального дополнительного сиденья).

 Какой знак запрещает движение велосипеда?

 Должен ли велосипедист останавливаться у знака “Проезд без остановки запрещён”? (Да)

 Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой)

 Должен ли велосипедист остановиться на перекрёстке на красные свет, если нет транспортных средств, и он не создаёт аварийную ситуацию? (Да)

 Почему в тёмное время суток на велосипеде можно ехать без включенного фонаря? (Вопрос с подвохом, нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря, даже  на велосипеде).

 8. «Ловкий пешеход»

 

Знаете ли вы, что означают цвета светофора?

Если я скажу зелёный   -  игроки должны топать ногами

Красный     - хлопать и топать одновременно

Жёлтый – приготовься, хлопать в ладоши

 

 

Закрепление:

Помните, дети игра на дороге

каждого может оставить безногим

и покататься, побегать тогда

вам не придётся друзья, никогда

Правил уличных не зная,

Бойкий и весёлый ехал

Мальчик на трамвае из 9 школы

Подкатил к своим воротам

Он без пересадки

И пред самым поворотом

 соскочил с площадки

спрыгнул с ловкостью матроса,

но попал с разгона за передние

колеса заднего вагона

Пострадал он не в атаке,

 не в огне сражений.

Пусть запомнит  школьник  всякий

правила движения  (С.Я.Маршак)

Стихи – загадки

Есть у нас игра для вас,

я начну стихи читать,

я начну, а вы кончайте,

дружно, хором отвечайте

Если ты спешишь в пути

через улицы пройди

там, где весь народ идёт,

где есть надпись переход

2.Как дойдёшь до середины,

А отсюда с половины, помни,

 Таня, Юра, Клава,

Что смотреть надо – направо.

3.Если ты спешишь в пути через улицы пройти

Помните, Петя, Коля и Сева,

 что смотреть надо налево.

4. Если ты спешишь  домой,

Не беги по мостовой

Не цепляйся за трамвай

И другим не разрешай.

5. Ты спешишь на стадион,

Не цепляйся за вагон,

За автобус и за зис

От увечья берегись. 

Подведение итогов игры.

Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах -  показатель культуры человека. Желаю всем безопасных дорог. Будьте воспитаны.  

Литература:

1. Правила дорожного движения. М, 2010

2. Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987

3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М:     Просвещение, 1998

4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД М:2004

5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985

6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика, 1997

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Конспект внеклассного занятия Тема« Путешествие в страну Правил Дорожного Движения»

Разработка классного часа по правилам движения для уч-ся 5-6 класса с исполльзованием музыкального материала....

Путешествие в страну дорожных правил

Цель:повторить правила дорожного движения, дорожные знаки, учить культуре общения в транспорте....

Классный час "Путешествие в страну прав»

формирование представления об основных правовых документах: "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка"; научить применять их в жизни....

Классный час. "Путешествие в страну правил поведения». Для обучающихся 1-4 классов

Классный час "Путешествие в страну правил поведения" разработан для начальной школы с целью профилактики асоциального поведения....

Путешествие в страну правил дорожного движения.

Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»Цель:Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительн...