классный час "Радуга профессий"
классный час (9 класс) по теме

 

Классный час "Радуга профессий"(9класс)

 

Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.

 

Задачи:

Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.

Усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии.

Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.

 

Форма проведения: беседа.

 

Возраст учащихся – 15 лет.

 

Оснащение: оформлена доска: запись темы, стих В.Маяковского; тесты.

 

Ребята, в 9 классе общество требует от Вас профессионального самоопределения, хотя и первоначального.

 

Наш классный час я хотела бы начать строчками стихотворения В.Маяковского для детей, он с очень взрослым смыслом:

 

«У меня растут года

Скоро и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем мне заниматься?»

 

       И действительно, пройдет совсем немного времени и перед Вами встанет нелегкий выбор, от которого, будет зависеть Ваша жизнь. Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы потом пожалеть?

Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают. Что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.

Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим.

 

Например: Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, коммерцией, чтобы прокормить семью.

Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека?

 

(Высказываются 2-3 человека.)

 

В лучшем случае он будет рад, что живет в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принес бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом. На этой почве у него может развиться чувство неудовлетворенности.

Как Вы, считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии?

 

(Высказываются 2-3 человека.): Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы.)

Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна. Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора?

 

На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»: ХОЧУ, МОГУ, НАДО.

Давайте подробнее на них остановимся:

ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.

МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец». Как вы понимаете это высказывание? (Высказываются 2-3 человека.)

(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).

 

Совершенно верно. И согласитесь, что это - счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают. А как это можно назвать одним словом? (Призвание). Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.

Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции. Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.

Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.

НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 50 тыс. профессий. Одни из них очень распространенные – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.

Какие редкие профессии вы знаете? (суфлер, океанолог)

 

Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.

Например, клипмейкер, промоутер, мерчендайзер….

А какие современные профессии вы можете назвать?

Попробуйте объяснить суть работы человека этой профессии. Какими качествами он должен обладать? (если дети затрудняются, учитель предлагает какие-либо определенные профессии и сам объясняет суть работы людей этих профессий)

А кем бы вы хотели стать? Почему?

 

Мы с Вами уже обсудили какими факторами необходимо руководствоваться при выборе профессии.

 

Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А.Климова. Давайте вспомним ее. Я буду давать определения категорий, а вы назовите профессии, которые можно отнести к той или иной категории.

 

Человек – природа - этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог)

 

Человек – техника – люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик)

 

Человек – человек – обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод)

 

Человек – знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ)

 

Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт)

Сегодня мы с вами проведем два теста, чтобы посмотреть, к какому типу профессий вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

Тест №1

Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.

Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист.

Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.

Оптимист:

Работа имеет огромное общественное значение;

Высокая заработная плата;

Встречи с интересными людьми;

Командировки, дающие возможность многое увидеть;

Использование современной техники.

Пессимист:

Трудности, связанные с устройством на работу;

Частые командировки, осложняющие личную жизнь;

Трудности получения образования (наличие печатных работ);

Большая ответственность;

Нервные перегрузки;

Ненормированный рабочий день;

Постоянное общение с людьми.

Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.

Тест №2. Профпригодность

Итак, с выбором мы немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведем тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы...

А) выспаться;

Б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

В) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков ты предпочел бы:

А) удочку, набор для вышивания;

Б) коньки и лыжи;

В) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

А) в одиночку;

Б) с семьей или друзьями;

В) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

А) почувствовал бы полную свободу;

Б) занялся бы поиском выхода или каким - нибудь делом;

В) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх;

5. В свободное время ты любишь:

А) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

Б) рисовать. Читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону,

В) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…

 

Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим количеством людей (продавец, учитель, журналист, психолог - вам не подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лестничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас. Поскольку ваши ответы показывают. Что вы цените тишину, не любите шумных незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты. Встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

 

Если вы чаще ставили галочку возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 баллов, то считайте – вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен.

 

Ну а если в вашем активе от 12 до до 15 баллов, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В Вас огромный потенциал энергии и сил. Которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, в охотничьем хозяйстве или в мастерской.

 

Заключительное слово учителя.

 

Кто-то возможно. Мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о профессии юриста, а тест напророчил карьеру артиста. Не отчаивайтесь, если не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно слушать и быть сдержаннее, И вообще, людям любой профессии необходимо всегда работать над собой и тогда любая мечта станет реальностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВЫЕ ПРОФЕССИИ XXI ВЕКА

Девелопер  - специалист по операциям с недвижимостью, занимается покупкой недвижимости, разработкой проекта (например, строительства здания) и дальнейшей продажей или сдачей в аренду данного объекта. Данная профессия требует глубоких экономических и юридических знаний, а также организаторских способностей.

Джоббер  - специалист-посредник на фондовой бирже. Основные задачи - покупка и продажа акций (за свой счет, в отличие от брокера). Необходимы экономические знания, а также умение рисковать.

Копирайтер - человек, разрабатывающий креатив в рекламе. В задачи копирайтера входят создание концепции рекламной кампании, рекламных текстов, слоганов, пресс-релизов и т.д. Требования к данной профессии - высокий уровень развития творческих способностей, неординарность мышления и хорошие знания языков.

Лоббист - средник между финансовыми, политическими или профессиональными группами и госчиновниками, депутатами. Используя налаженные деловые контакты, он влияет на принятие решений в пользу интересов "своей" группы.Поле деятельности лоббиста велико - от Государственной Думы до органов местной власти, районной управы. В нашей стране этот вид деятельности находится на этапе становления. В США же, например, сегодня только в Конгрессе действуют 15 тысяч лоббистов, объединенных в специализированные конторы и агентства, устанавливающие свои правила игры с властью.

Логистик - специалист, занимающийся оптимизацией поставок и перевозок сырья, товара, средств производства. Задачи логистика - разработка схемы товародвижения, поставок, расчет наиболее экономичных путей, координация основных подразделений. Главное требование - аналитические способности, оперативность мышления, также приветствуются коммуникабельность, самостоятельность, мобильность

Медиа-байер. В обязанности медиа-байера входит работа со средствами массовой информации. Он занимается закупкой рекламных площадей в газетах или эфирного времени на радио и TV. Как правило, несколько медиа-байеров подчиняются медиа-планеру (в рекламном или PR агентстве) или начальнику рекламного отдела (в крупной компании). Как правило, медиа-байер имеет более узкую специализацию, нежели медиа-планер.

Мерчендайзер  - специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Контроль расположения товара на полках, поддержка имиджа товара, контроль рекламы и цен на товар - все это основные задачи мерчендайзера. Основные требования к профессии - коммуникабельность, работоспособность, презентабельная внешность, обучаемость. Желателен опыт работы, знание английского языка и наличие водительских прав.

Промоутер. Еще лет пять-семь назад о них никто ничего не слышал. Теперь это одна из самых популярных "студенческих" профессий, правда с дискриминацией по половому признаку - в основном берут девушек.

Стать промоутером непросто. В рекламных агентствах выстаиваются очереди из претенденток - эта работа не мешает занятиям, прилично оплачивается. Профессиональные перспективы для будущих бакалавров и магистров здесь отсутствуют, зато можно научиться другим вещам, таким же важным, как базовое образование. Например, свободно общаться с людьми самого разного типа и возраста, освоить азы рекламы и маркетинга, которые сегодня пригодятся практически в любой профессии. Все видели симпатичных девушек в ярких майках и бейсболках с логотипами известных фирм, угощающих прохожих, посетителей магазинов и кафе сигаретами, печеньем и шоколадом; раздающих образцы новых видов косметики и предметов гигиены. Это и есть промоутеры, или, на профессиональном слэнге - промо- девушки. Промо-девушка работает 3-4 дня в неделю, по 4-6 часов в день. Оплата почасовая, за неделю получается 800-1000 руб. Кто может стать промоутером?

Сомелье. Почти в каждом номере нашей газеты в разделе "Ресторанный бизнес" публикуются объявления о подготовке СОМЕЛЬЕ. Так кто же он такой, СОМЕЛЬЕ? Знаток вин.

Сомелье - слово французское, адекватного перевода на русский нет, потому что ни в одном другом языке мира такого понятия просто не существует. Однако объяснить, что оно означает, можно. Вот как определяет его Жорж Пертюизе, президент Союза сомелье Франции: "Сомелье - это человек, ответственный за напитки в ресторане, дающий советы по выбору вин и напитков, сервирующий их или следящий за их подачей клиенту вплоть до момента, когда тот покидает зал".

Одна из главных обязанностей сомелье - формирование винной карты (перечень имеющихся напитков). Содержание винной карты ни в коем случае не должно расходиться с содержанием винного погреба, запасы которого необходимо регулярно пополнять.

Безусловно, сомелье должен знать многое. Первые представители этой профессии появились в Москве три года назад. Именно тогда владельцы ресторанов (с большими винными погребами) поняли необходимость в специалистах такого рода. Первые сомелье, по сути, были самоучками. Сомелье отвечает за хранение вин в винном погребе, поддерживает для каждого из напитков необходимую температуру и определенный режим влажности и порой в ресторане с большой винной картой он один знает, где находится та или иная бутылка. Ведь это - его царство, его вотчина, в которой он - полноправный хозяин. Поэтому постоянное присутствие сомелье в заведении просто необходимо - ни больничных, ни отлучек "по личным вопросам". Где этому научиться?

Трейдер. Trader- торговец (англ.). Трейдер в самом общем смысле этого слова, - крупный торговец, посредник между производителем (владельцем) и покупателем.

Хед-хантер(Head-hunter) - Охотник за головами (англ.). Хед-хантер также ведет предварительные переговоры с клиентом по поводу условий работы и оплаты труда. Заказы на хед-хантинг встречаются гораздо реже и оплачиваются значительно выше, чем заказы на подбор персонала. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое классное мероприятие "Профессия, которую мы выбираем – автомеханик". (Проведено в рамках «Фестиваля профессий»)

Каждый год мы проводим в училище "Фестиваль профессий ". Он включает открытые уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы газет, презентаций , рефератов в группах "Автомехаников". Хочу поз...

Классный час "Профессия: выбираем вместе!"

Классный час предназначен для учащихся 8-11 классов. Данная разработка  поможет рассказать о мире современных профессий, способах и мотивах выбора профессий, способах влияния на профессию и типич...

Сотрудничество со школой: Классный час "Профессия - учитель-логопед".

В данной статье раскрыто сотрудничество со школой: проведение классного часа "Профессия - учитель-логопед"....

классный час "Профессии сегодняшнего дня"

Классный час «Профессии сегодняшнего дня»Важно не кем быть, а каким быть.Далеко не каждый станет ученым, Писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем дел...

Классный час: "Профессии, которые мы выбираем". Презентация к классному часу: "Профессии".

Классный час был разработан для учащихся 9 - х классов и вызвал большой интерес. В 16 лет ученики начинаются задумываться над выбором своей будущей профессии.  В презентации рассказывается о проф...

Классный час "Профессии будущего"

Классный час для учеников 10-11 классов...