Первое посещение библиотечно-информационного центра. Урок-экскурсия.
методическая разработка по теме

 

ТЕМА: ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Цель:ознакомление учащихся с библиотечно-информационным центром, формирование интереса  к книге, познакомить с терминами абонемент, читальный зал.

Задачи:

1.     Дать понятие «библиотека»

2.     Познакомить учащихся с правилами пользования библиотекой.

3.     Познакомить учащихся с правилами пользования книгой.

Категория учащихся: библиотечный урок предназначен для учащихся 1 класса.

Ход мероприятия:

Библиотекарь: Здравствуйте дорогие первоклассники! Совсем недавно вы закончили знакомиться с букварем. Вы научились читать, и теперь звонок зовет вас в библиотеку на первый библиотечный урок.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И прочитать.

Сегодня вы станете читателями библиотеки. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (слово можно записать на доске и в личный словарик). Это слово пришло к нам в русский язык из греческого. Библио - книга, тека - хранилище. Но книги в библиотеке не только хранятся - их выдают для чтения.

В библиотеке имеются следующие отделы: абонемент, читальный зал и книгохранилище.

Абонемент– это то место, где книги выдаются на дом. На некоторое время книга твоя.

Читальный зал- это помещение, где книги на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которыми часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать, -

Фантазировать, мечтать.

Книгохранилище– это помещение, где находятся учебники и малоспрашиваемая литература.

В библиотеке имеются периодические издания: газеты и журналы.

Для того чтобы стать читателями нашей библиотеки, вам ребята необходимо знать  правила пользования библиотекой.

Давайте с ними познакомимся.

Правила пользования библиотекой:

ØВ библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

ØКниги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

ØС библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

ØБиблиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

ØКниги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.

Существуютосновные правила чтения:

ØЧитайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

ØКнигу надо дочитывать до конца.

ØВо время чтения книги рассматривайте рисунки.

ØЕсли встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

ØДома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя.

ØНаиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем случае не лежа, это вредно для зрения, не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении.

ØНужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.

Теперь я хочу вам загадать загадки, слушайте внимательно и постарайтесь дать правильные ответы:

1.     Говорить не говорит,

Слышать не слышит,

А все знает

И нам объясняет. (Книга)

 

2.     Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

 

3.     Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

 

Я загадала вам эти загадки не случайно. Все они посвящены книге,  потому что книги имеют большое значение в жизни человека.

Библиотека - это книжный город. Книги здесь живут в своих домиках-стеллажах. Здесь есть свои улицы (пространство между стеллажами).

Книги в домике живут - каждая семья в своей квартире, но квартира имеет не цифровой, а буквенный знак: А,Б,В... и т.д. Каждая квартира разделена полочным разделителем, за которым стоят книги, фамилии авторов, которых начинаются с данной буквы. Так за буквой А находятся книги Александровой, Алексина, за Б - Барто, Баруздина и т.д. Если книги написали несколько авторов, это сборники рассказов, стихов, и на обложке фамилия автора не указана, книгу необходимо поставить за тот разделитель, буква которого соответствует начальной букве названия книги. Например: сборник «Круглый год» - за разделителем К.

Понятно ребята?

Вот вы, ребята, и познакомились с жителями нашей библиотеки, с правилами пользования библиотекой.

Теперь для вас настало время стать читателями нашей замечательной библиотеки, но для этого вам придется пройти испытания.

Ребята, вы готовы к испытаниям?

 

(Учащиеся проходят в актовый зал, где их встречает Королева Книга).

 

На основной части урока и в актовом зале на театрализованной постановке  используются презентации.

 

Королева Книга:

Вот послушайте рассказ!

Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:

Буква Я...
В строку не встала.
Взбунтовалась буква «Я»:
– Я, – сказала буква «Я», –
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Буква Ф– Фу-ты, ну-ты! – фыркнул «эф»,
От обиды покраснев.

Буква С– Срам! –
Сердито «эс» сказало.

Буква В  - «Вэ» кричит:
– Воображала!

Буква П Проворчало «пэ»:
– Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

Королева Книга: «Я» затопала ногами.

Буква Я
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!

Королева Книга:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы(хором).
– Хорошо!
Идем на спор.

Буква АЕсли сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда,
Стало быть,
Твоя!

Буква Я  – Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А «Я»!

Королева Книга:
Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела –
Написать она сумела
Только:
«Я – я – я – я – я!»

Буква Х
Как зальется буква «ха»:
– Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!

Буква О«О» от смеха покатилось!

Буква А «А» за голову схватилось!

Буква Б «Б» схватилось за живот...

Королева Книга: Буква «Я»
Сперва крепилась,
А потом как заревет:

Буква Я – Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю».

Буква Ю
– Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Королева Книга:
Буква «Я»
Всегда была всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы «Я»!

(Все участники инсценировки расходятся, а Буква «Я» подходит к Королеве Книге и взволновано говорит).

Буква Я
Я знаю, я знаю, я слышала все.
Я – якорь на яхте в реке Лимпопо.

Королева Книга:

Постой, не волнуйся и так не спеши,
Ты нам по порядку все расскажи.

Буква ЯНа яхте пиратской я в море плыла,
Я слышала все, я все поняла.
Там был ужасный и злой Бармалей.
Он Азбуку хочет отнять у детей.
Он буквы решил у ребят утащить
И в страшной реке Лимпопо утопить.
В зал вбегают Бармалей и Пираты.

БармалейКто тут вспомнил Бармалея?
Я ужасный Бармалей.
Никого не пожалею,
Даже маленьких детей.

Пираты
Больно умные вы стали,
Не боится нас никто,
Чтоб вы книжки не читали –
Все буквы сбросим в Лимпопо.

Буква Я
Как же так? Да разве ж можно
Нас всех взять и утопить?
Ведь без нас на свете просто
Невозможно будет жить!

Бармалей
Ерунда! Я вот, представьте,
Не читаю, не пишу,
И без букв противных ваших
Я прекрасно проживу.
Баста! Хватит говорить!
Мой приказ – всех утопить!

(Пираты хватают буквы, то есть ребят, участвующих в сценке  и уводят с собой. Буква «Я» прячется среди ребят).

Буква Я
Ну нет! Такому не бывать!
Надо буквы выручать!
Только как в огромном море
Их нам с вами отыскать?
Ой, я одна не справлюсь!

(Входит Почтальон Печкин).

Печкин
Телеграмма! Телеграмма! (Читает.)
Срочно! Срочно! Помогите!
От погибели спасите!
Помогите нам, ребята,
Мы на острове Пиратов.
Плыть к нам очень нелегко
Вдоль по речке Лимпопо.
Ждет вас много испытаний,
Ждет немало вас заданий,
Чтоб вы нас смогли найти,
Высылаем план пути.
(На экране появляется слайд с изображением карты).
Коль не справитесь за час,
Бармалей утопит нас.

Королева Книга

Ну что, друзья, поможем буквам?
Ну тогда смелей вперед!
(Показывает на карте, куда надо плыть.)
Впереди пролив Загадок
Нас по плану с вами ждет.

(Звучит музыка или шум ветра, плеск волн. Входит Вопросительный знак).

Я в проливе Загадок
Рад вас видеть, рад вам всем.
Вам задам сто тыщ вопросов:
Кто? Откуда? И зачем?
Да, загадывать загадки
Я, друзья, большой мастак.
Вы меня узнали, братцы?
Вопросительный я знак.
Что стряслось? Беда какая?
Я помочь готов всегда.

Буква Я
Бармалей украл все буквы,
Наша помощь им нужна.
Вопросительный знак
Знаю я, что вам поможет.
Вы должны с собою взять
Что-то важное, такое...
Не могу я вам сказать.
Я вам должен буду только
Лишь загадки загадать.
Ну а вы в ответ мне букву
Будете должны назвать.
Буквы в слово соберутся,
Без которого в пути,
Дети вряд ли обойдутся,
Чтоб товарища спасти.


(Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.)

(Отгадывание букв сопровождается показом на экране).


Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.

Дети. Буква «Р»

Вопросительный знак
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет.

Дети. Буква «Ж».

Вопросительный знакС этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем.

Дети.Буква «Д»

Вопросительный знак
Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь...

Дети.Букву «У».

Вопросительный знак.
Буква эта знаменита –
Стоит в начале алфавита.

Дети.Буква «А».

Вопросительный знак
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.

Дети.Буква «Б».

Вопросительный знак.
Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.


(Дети собирают из отгаданных букв и читают на экране слово «Дружба»).

Вопросительный знак.Получилось слово «дружба».
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.

Королева Книга:

Что ж, за помощь вам спасибо,
Мы же дальше поплывем.(Показывает на карте.)
Дальше остров необычный
Буквоешки мы найдем.

Буква Я.
Что за остров необычный?
Кто же это буквы ест?

(Выходит Буква, вся перевязанная бинтами).

Буква.
Это грозный Буквоешка –
Всех он съест в один присест.
Обглодал он все словечки,
Не оставил ничего
И теперь сидит на печке,
Вы не трогайте его.
Может быть, смельчак найдется
Наши буквы починить?
А иначе очень трудно
Будет вам по морю плыть.
Надо буквы дописать,
Чтобы фразу прочитать.


(На экране не написана часть букв в фразе: Удачи  вам ребята! Счастливого пути! )

(Ребята отгадывают  фразу: «Удачи вам, ребята! Счастливого пути!»)

Вот спасибо вам, ребята,
Навели вы здесь порядок.
И за это я вам дарю волшебную палочку.

Если палочкой волшебной
К злым пиратам прикоснетесь,
Победит добро, как в сказке,
Ну а вы домой вернетесь.

Королева Книга

Надо нам поторопиться,

Времени осталось мало.

Нам до острова Пиратов

Остается так немного.

 Ждут нас буквы с нетерпеньем,
Отправляемся в дорогу.

(Выходят Пираты и ведут с собой связанные буквы. Пираты танцуют).

Бармалей
Ну что ж, друзья мои, пираты,
Пора нам к делу приступить.
Не забыли? Мы хотели
Эти буквы утопить!

Я ужасный Бармалей!
Ненавижу я детей
Дружных и активных,
Добреньких, противных.
Вы зачем сюда приплыли?
Что вы здесь у нас забыли?

Буква Я
Буквы наши отпускайте,
Вы их мучить перестаньте.
Если буквы вы бы знали,
Книжки б разные читали.

Бармалей
Не нужны нам ваши книжки.
Все девчонки и мальчишки
Скоро буквы позабудут –
И пиратами все будут.

Королева Книга

Нам без палочки волшебной,
Видно, тут не обойтись.
Ну-ка, Бармалей, сейчас же
Ты хорошим становись!

(Дотрагивается до Бармалея).

Бармалей
Я... хорошим, добрым буду,
Буду книжки я читать.
А мальчишек и девчонок
Я не буду обижать.

Королева Книга

Ну что же, зло мы победили,
Спасли все буквы, и теперь
В огромном океане Знаний
Для вас всегда открыта дверь.

Буквы

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

 

Кто детских книжек не читал,

Считай полжизни потерял,

Друзей прекрасных не узнал.

А ты читал? А ты читал?

 

Со сказкой вы не расставайтесь,

Детьми подольше оставайтесь.

Ведь взрослым вовсе не понять,

Как можно взять и полетать?

 

А Мэри Поппинс, Питер Пен

Летать научат вас.

А добрый Карлсон - супермен

Поддержат в трудный час.

 

А ты с Алисой подружись,

И сказка оживет.

Войдет с улыбкой в твою жизнь

Смешной чеширский кот.

 

Кто этих книжек не читал,

Не все потеряно – вперед!

Приходи скорей! Приводи друзей!

Вместе почитаем! Всех вас приглашаем!

Печкин:Ребята, прежде чем стать активным читателями, вы должны произнести слова клятвы.

Клятва:

1.     На книге не писать, не рисовать. Клянемся!

2.     Брать книгу чистыми руками. Клянемся!

3.     Не загибать углы страниц. Клянемся!

4.     Пользоваться закладками. Кленемся!

5.     Придерживаясь этих правил, ты сбережешь свои книги в хорошем сосотоянии.

Королева Книга:Обещаете бережно относиться к книгам?

Все:Обещаем!

Королева Книга:Обещаете стать активным читателями нашей библиотеки?

Все:Обещаем!

Королева Книга:Примите от всех нас наилучшие пожелания! Желаем вам успеха!

(Все участники и дети поют песню «Страна Читалия»).

По окончании мероприятия каждому первокласснику торжественно вручаются памятные открытки.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Программа развития библиотечно-информационного центра

Программа развития библиотечно-информационного центра...

Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА

В данной  программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления  дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях ...

Первое посещение библиотеки «Путешествие в чудесный Книгоград»

Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге, знакомство с правилами обращения с книгой. дать понятие «библиотека», познакомить учащихся с правилами пользования библиотекой, познакомит...

Программа курса для обучающихся средней школы "Основы библиотечно-информационной грамотности"

Программа курса для обучающихся средней школы «Основы библиотечно-информационной грамотности»...

Социальное партнерство МАДОУ города Нижневартовска ДС №29 "Ёлочка" с МБУ "Библиотечно-информационная система" городской библиотекой №3

Современные дети все чаще проводят время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взя...

Урок-экскурсия по центру города Белгорода

В статье рассказывается о проведении урока-экскурсии по историческому центру Белгорода, показаны этапы проведения пешеходной экскурсии с учениками 8 и 9 классов....