Сценарий классного часа к 9 мая на тему«Боль, которая никогда не пройдет…»
классный час (9 класс) на тему

Цель:

воспитание патриотических чувств у обучающихся, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины..

Форма проведения: внеклассное мероприятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_klassnogo_chasa_k_9_maya_na_temu.docx40.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа к 9 мая на тему«Боль, которая никогда не пройдет…»

Цель:

воспитание патриотических чувств у обучающихся, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины..

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Участники внеклассного мероприятия: обучающиеся 9а класса.

  Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий  себя человек: «Нам многое простит эпоха, отлюбит с нами, отгрустит, но что Россию знаем плохо, того уж, видно, не простит». Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города  области, страны и даже в историю всей Земли.  О них пишут книги, сочиняют стихи, музыку.  Главное же – о них помнят. И эта память не даёт померкнуть далёким  дням и событиям.

   Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего  народа с фашистской Германией.

Сегодня я предлагаю Вам задуматься над тем, что такое человеческая память? Подумайте и через минуту продолжите предложение: «Память - это…».

Обучающиеся через минуту дают свои ответы, каждый выражает свою точку зрения. (Обсуждение 3 мин.).

Учитель: Понятие память можно трактовать по-разному, смотря с какой точки зрения на него смотреть. Историческая память - это то, без чего не может быть человека нравственного, что делает человека гражданином. Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными. О них хочется вспомнить накануне самого замечательного праздника – Дня Победы.  Что мы знаем о войне?! – Немного…

По рассказам бабушек и мам

Знаем, что надежда и тревога

Об руку ходили по домам.

 

Учитель. А, что Вы знаете о ВОВ? (Обсуждение 5 мин.)

Вот уже 67 лет отделяют нас от окончания Второй Мировой войны, однако из памяти человечества никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о захватах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Освенцим и Майданек,  Равенбрюк и Дахау,  Бухенвальд и Треблинка,

Саласпилс.

Это цена победы над фашизмом. Трудно осознать что творили фашисты в лагерях смерти. Разум отказывался понимать, что всё это придумал и создал человек.

Бухенвальд — немецкий концентрационный лагерь, располагавшийся в Тюрингии. Основан в 1937 году. С августа 1945 года — советский спецлагерь для нацистских преступников.

Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключённых инфицировали сыпным тифом, туберкулёзом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней.

 Заболевания перерастали очень быстро в эпидемии из-за скученности в бараках, недостаточной гигиены, плохого питания, а также из-за того, что эти заболевания не лечились.

Американский сенатор Баркли осматривает лагерь после освобождения

Американцы привели в лагерь жителей г. Веймар, большинство из которых заявляло, что ничего не знают об этом лагере, с целью показать им лагерь и происходившее в нём, для возможного будущего свидетельствования на международном процессе.

В начале апреля 1945 г. эсэсовцы вывезли из лагеря несколько тысяч евреев. Однако осуществить массовую эвакуацию заключённых, намеченную на 5 апреля 1945 года, нацистам не удалось. В последние недели существования Бухенвальда здесь возникла подпольная вооружённая организация. Когда 13 апреля 1945 в Бухенвальд вошли американские войска, организация уже контролировала лагерь.

В общей сложности через лагерь прошли около четверти миллиона узников из всех европейских стран. Число жертв составляет около 56 000 человек.

В 1958 году было принято решение об открытии в Бухенвальде национального мемориального комплекса.

На сегодняшний день от бараков остался только выложенный булыжником фундамент, который указывает на место, где были постройки. Около каждого — мемориальная надпись: «Барак № 14. Здесь содержались рома и синти», «Барак № … Здесь содержались подростки», «Барак № … Здесь содержались евреи» и т. д.

Создатели мемориального комплекса «Бухенвальд» сохранили здание крематория. В стены крематория вмонтированы таблички с именами на разных языках: это родственники погибших увековечили их память. Сохранились наблюдательные вышки и колючая проволока в несколько рядов

    Вот здесь был лагерь смерти возведён –

Колючий, нескончаемый забор.

В бараках серых мучеников стон,

Сквозь ночь – в глаза прожектор бьёт в упор,

И – виселица: «власти» смысл и суть…

«О, не забудь позора тех времён!»

 Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Как будто мы жуки в навозной куче:

Здесь копошимся, здесь живём

Чужое солнце всходит над холмами

Но почему нахмурилось оно?

Не греет, не ласкает нас лучами, -

Безжизненное, бледное пятно…

 Ещё железной хваткою за горло

Фашистская неволя держит нас ,

Но слышу, слышу поступь войска красного

А значит близок избавленья час.

 Пусть палачи с кровавыми глазами,

Сейчас свои заносят  топоры.

Мы знаем, правда всё равно за нами,

Враги ликуют только до поры.

Мне видится тот свет, который будет,

Сквозь мрак тюремный, тот, который есть.

Друзья мои! Израненными пальцами

 Отстукиваю вам свободы весть!

 Я прежде и не думал, не гадал,

Что сердце может рваться на куски.

Такого гнева я в себе не знал,

 Не знал такой любви, такой тоски

 Я вернусь ещё к тебе, Россия,

Чтоб услышать шум твоих лесов,

Чтоб увидеть реки голубые,

Чтоб идти тропой моих отцов

Медицинские эксперименты

Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключённых инфицировали сыпным тифом, туберкулёзом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней. Заболевания перерастали очень быстро в эпидемии из-за скученности в бараках, недостаточной гигиены, плохого питания, а также из-за того, что эти заболевания не лечились.

Кроме того, в лагере с декабря 1943 по октябрь 1944, производились эксперименты по исследованию эффективности различных ядов. В ходе этих экспериментов заключённым в еду тайно добавлялся яд.

Освобождение

В начале апреля 1945 г. эсэсовцы вывезли из лагеря несколько тысяч евреев. Однако осуществить массовую эвакуацию заключённых, намеченную на 5 апреля 1945 года, нацистам не удалось. В последние недели существования Бухенвальда здесь возникла подпольная вооружённая организация. Когда 13 апреля 1945 в Бухенвальд вошли американские войска, организация уже контролировала лагерь. Из 238 380 заключённых, прошедших через Бухенвальд со дня его основания, 56 549 умерли или были убиты.

Американцы привели в лагерь жителей г. Веймар, большинство из которых заявляло, что ничего не знают об этом лагере, с целью показать им лагерь и происходившее в нём, для возможного будущего свидетельствования на международном процессе.

Равенсбрю́к— концентрационный лагерь Третьего рейха, располагавшийся на северо-востоке Германии в 90 км к северу от Берлина .

Существовал с мая 1939 до конца апреля 1945 года.

Был определён как «охраняемый лагерь заключения для женщин». Количество зарегистрированных заключённых за всё время его существования составило более 130 тысяч человек.

Лагерь открылся в мае 1939 года. Концлагерь был окружён рвом и бетонной стеной, опутанной колючей проволокой, по которой пропускался электрический ток. В 1945 году его площадь составила приблизительно 170 га.

В феврале 1943 года в Равенсбрюк привезли 536 советских военнопленных: женщин-врачей, медицинских сестёр и связисток, участвовавших в боях за Крым. Первоначально их блок был отделён ото всех остальных колючей проволокой.

Одна из узниц —депортированная в лагерь в конце 1944 года, так описывает своё прибытие в Равенсбрюк: В Равенсбрюке нас ждал сущий ад.

 У нас отобрали всю одежду. Заставили нас пройти медицинское обследование, и это было… даже слово «стыдно» тут не подходит, потому что в людях, которые его проводили, не было ничего человеческого. Они были хуже, чем животные. Многие из нас были совсем юными девушками, которых ещё никогда не осматривал гинеколог, а они искали, бог его знает, то ли бриллианты, то ли ещё что-то. Нас заставили пройти через это. Такого кресла, как там, я не видела никогда в жизни. Каждая минута там была унижением. 

Лагерный распорядок

Подъём в лагере был в четыре часа утра.

Заключённые, получив по ½ кружки холодного кофе без хлеба, выстраивались на улице для переклички.

 Поверка длилась 2-3 часа; в дождливые дни весной и осенью, а также в морозные дни зимой поверки умышленно удлинялись. После этого заключённые отправлялись на работу, которая длилась 12-14 часов.

В дневную смену заключённым предоставлялся 30-минутный перерыв для приёма «пищи». Им выдавали по пол-литра воды с брюквой или картофельными очистками.

 В ночную смену перерыва не было, пищу выдавали только после возвращения с работы.

После дневной смены, узники выстраивались на вечернюю поверку, которая длилась более двух часов, затем получали кофе и 200 гр. хлеба.

По различным оценкам, в концентрационном лагере Равенсбрюк скончались от 50 000 до 92 000 человек. Главными причинами смерти являлись недоедание, изнуряющий труд, очень плохие санитарно-гигиенические условия, вызванные размещением узников в количестве, многократно превосходившем допустимое и систематические грубые издевательства над узниками со стороны штата лагеря.

Способы умерщвления узников лагеря

Два раза в месяц производился отбор заключённых подлежащих уничтожению. Узников, признанных неспособными к работе, ликвидировали выстрелом в затылок.

 Каждый день в лагере убивали до 50 человек. Так, например, с марта по апрель 1942 года около 1600 «отсортированных» женщин-узниц Равенсбрюка были уничтожены в газовых камерах.

С августа 1942 и начало 1943 года был произведён массовый расстрел польской аристократии, жён старших офицеров и офицеров генерального штаба. Было расстреляно 700 человек.

В рамках так называемой «акции 14f13» в Равенсбрюке имело место массовое уничтожение заключённых. В 1943—1944 годах многие узники погибли от инъекции фенолинина. 

Осенью 1943 года для концлагеря был построен крематорий. Пепел сбрасывался в озеро Шведтзее.

Освобождение лагеря

30 апреля 1945 года соединениями Советской Армии было освобождены около 3 000 больных женщин, а также обслуживающий медицинский персонал из числа заключённых в концлагере Равенсбрюк. До 3 мая 1945 года соединениями 2-го Белорусского фронта были освобождены заключённые внешних лагерей Равенсбрюка.

Процессы над военными преступниками

В 19461948 годах в Гамбурге состоялись первые процессы против служащих персонала СС концлагеря Равенсбрюк. Было вынесено 16 смертных приговоров.

В 1973 году правительство США выдало в Германию для суда за военные преступления бывшую тюремную надзирательницу подлагеря Равенсбрюка Гентин Гермину Браунштайнер .

Она была выслежена известным «охотником за нацистами» Симоном Визенталем.

В 2006 году власти США депортировали в Германию бывшую надзирательницу концлагеря Равенсбрюк 84-летнюю Эльфриду Ринкель, проживавшую с 1959 года в Сан-Франциско

Мемориал

В 1959 году по распоряжению правительства ГДР на небольшой части территории бывшего лагеря был создан «Национальный мемориальный комплекс Равенсбрюк». 

С 1994 года здесь демонстрируется вторая выставка под названием «Женщины из Равенсбрюка», рассказывающая о биографиях 27-ми женщин.

В 1995 году открылась ещё одна выставка «Я приветствую вас как свободный человек», знакомящая с документами и фотографиями периода освобождения в 1945 году.

В октябре 2004 года открылась новая постоянная выставка «„В свите СС“ — надзирательницы в женском концлагере Равенсбрюк». Она экспонируется в одном из восьми уцелевших бывших общежитий женского персонала охраны СС.

Злодеяния фашистов не знали границ. Ими были организованны детские лагеря. Наиболее печальную известность получил лагерь Саласпилс.

 Здесь над детьми издевались, проводили всевозможные опыты, систематически выкачивали кровь… Их заставляли работать по 20 часов, возить на лямках повозки с трупами умерших в крематории.

Дети напоминали подбитых птенцов. В глазах – испуг. Маленькие старички…

Глумление фашистов над детством не имело границ. Гитлеровцы расстреляли, удушили, сожгли и заживо закопали в землю свыше 100 тыс. детей. Это было сознательное истребление самого дорогого, что есть у людей-детей.

В Польше есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. Наверное, не только материнское сердце – само небо и земля разрывались от ужаса.

Что есть у нас дороже наших детей?

 Что есть дороже у любого народа?

       У любой матери? У любого отца?

       А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды.

 Убивает тех, кто родился

      И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир

Са́ласпилс— лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии, предназначенный для массового уничтожения людей. В нём содержались советские военнопленные, а также евреи из Чехии, Австрии и Германии. Он также стал центральным лагерем для всех восточных оккупированных территорий. Находился в 18 километрах от Риги с октября 1941 года до конца лета 1944 года 

Лагерь был обнесён колючей проволокой в два ряда и имел площадь 30 гектаров. Узники помещались по 350—500 человек в бараках, рассчитанных на 300 человек.

Суточный рацион состоял из 150—300 граммов хлеба, смешанного наполовину с опилками, и чашки супа из овощных отходов.

С матерями-узницами в лагере дети находились недолго. Немцы выгоняли всех из бараков и отбирали детей. От горя некоторые матери сходили с ума.

Только в марте 1943 года сразу пригнали 20 тысяч советских граждан вместе с детьми. Эсэсовцы сразу же отбирали детей у родителей.

Происходили ужасные сцены. Матери детей не отдавали, немцы и латышские полицаи буквально вырывали детей из их рук… Грудных младенцев и детей до 5 лет помещали в отдельный барак, где они умирали в массовом порядке. Только за один год таким образом погибло более трёх тысяч детей. 

Детей грудных и в возрасте до 6 лет помещали в этом лагере в отдельный барак, там они массами умирали и заболевали корью. Больных корью сразу уносили в так называемую больницу лагеря, где сразу купали в воде, чего нельзя делать при этой болезни. От этого дети через 2—3 дня умирали. Они синели, корь шла внутрь организма. Таким путем в Саласпилсском лагере немцами было умерщвлено детей в возрасте до 5 лет более трёх тысяч — это в течение 1942—1943 гг.

Прибытие в лагерь:

Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5—6 суток. Выжившие после этой процедуры заболевшие дети (как и все больные заключенные) могли быть подвергнуты отравлению (мышьяком).

Детей, начиная с грудного возраста, держали в отдельных бараках, делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети погибали от поноса. Давали детям отравленную кашу и кофе. От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день. Охрана лагеря каждый день выносила из детского барака в больших корзинах окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сжигались за оградой лагеря или сбрасывались в выгребные ямы и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

Методы «трудового воспитания»

За удовлетворительную работу раз в неделю наказывали десятью ударами по голой спине, за плохую — десятью ударами ежедневно. Оценка «очень плохо» означала смерть через повешение.
Пока ещё люди не были слишком истощёнными, редко бывали даже телесные наказания. Понемногу положение менялось. Тяжёлая работа, сильные морозы, плохая одежда, голод делали своё. Скоро многие заключённые едва держались на ногах, шли на работу шатаясь. Вытаскивая бревна из воды, люди падали и там же оставались. Их безжалостно пристреливали
. 

Комендант лагеря Краузе занимался следующими развлечениями: когда у него было плохое настроение, он садился на окно своего кабинета и стрелял в проходивших заключенных. Так в 1944 году им была застрелена заключенная  Тоня Федорова из Москвы. 

Способы убийства людей

Нанесение смертельных травм тупыми твёрдыми предметами;

Голод, который в короткий срок вызывал истощение и приводил к смерти.

Наряду с этим, немало жизней унесли инфекционные заболевания;

Отравление больных детей и взрослых мышьяком

Впрыскивание различных веществ (в основном — детям);

Проведение операции без обезболивания (в том числе по ампутации конечностей);

Частое выкачивание крови вплоть до наступления смерти (только детей)

Применение огнестрельного оружия и массовые расстрелы;

Пытки;

Смерть от рваных ран, нанесённых собаками охраны, которая натравливала их на узников;

Тяжёлый изнуряющий бесполезный труд (перенос земли с места на место), сопровождаемый избиениями;

Тяжёлый физический труд, дополнительно сопровождаемый взятием крови (каждый раз до состояния обморока);

Казнь через повешение;

  1. Смерть в душегубках — специальных газовых камерах, установленных в автомашинах («Газенвагенах»);
  2. Закапывание заживо в землю (показания узников, что подтверждается заключением судебно-медицинских экспертов от 12 декабря 1944 года);
  3. Убийство путём раздробления голов прикладами — способ, прямо предписанный инструкцией по лагерю  для убийства детей «в целях экономии боеприпасов».

Мы об одном просим тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.

Мы не хотим, чтобы были забыты товарищи, которые погибли честно, мужественно защищаясь. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобно изваянию, высеченному из камня.
К концу войны, в 1945 году на территории одной только Германии насчитывалось более 80 концлагерей, в которых содержалось 850 тыс. узников. А сколько лагерей выстроили гитлеровцы в завоеванных им странах – Польше, Австрии, Чехословакии, Югославии...

  1. Акт об истреблении немецко-фашистскими захватчиками на территории Латвийской ССР 35 000 советских детей.
  2. …Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников.
  3. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-ти-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5–6 суток. Страшный час для детей и матерей в лагере наступает тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывают малюток от несчастных матерей…
  4. …Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишённых даже примитивного ухода.
    За грудными младенцами присматривают 5–8 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.
  5. Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи – детоубийцы с докторскими дипломами больным детям делают инъекции – впрыскивают разнообразные жидкости, вводят в прямую кишку мочу, заставляют принимать во внутрь разные средства…
  6. 5 мая 1945 г

Фашистские застенки убили 11 миллионов жизней, в глубокой скорби склоняем мы головы перед жертвами фашистского варварства почтим минутой молчания всех погибших замученных, расстрелянных, сожженных, заживо погребенных  в концентрационных лагерях людей.

Минута молчания

Минута молчания...
Склонитесь и молод, и стар
В честь тех, кто за счастье,
Что жизнь ради жизни отдал.

Летнее небо над нами
Горечью пахнет полынь,
Черными колоколами
Стонет бездонная синь.
Стонет земною печалью
Тех, чьи сердца не стучат.
Даже в минуту молчания
Колокола не молчат.

Звенят колокола... Их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:
«Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма!».

Звучит Бухенвальдский набат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Сценарий классного часа"Край ,в котором я живу"

Сценарий  классного часа разроботан для учащихся  пятого класса ,направлен на    воспитание любви к родному Приморскому краю,чувства гордости за уникальную природу  и бер...

Конспект классного часа на тему: «МИР ПРОФЕССИЙ: ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ»

Классный час по профориентации для учащихся 9 класса....

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА В 8 КЛАССЕ «СТРАНА, В КОТОРОЙ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЖИТЬ»

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА в 8 классе«СТРАНА, В КОТОРОЙ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЖИТЬ»Учитель: Танделова З. А....

Сценарий классного часа к 9 мая на тему«Боль, которая никогда не пройдет…»

Сценарий классного часа к 9 мая на тему«Боль, которая никогда не пройдет…»...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Сценарий классного часа по профориентации по теме «Пути успеха- или профессия, которую я выбираю!»

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить о...