Программа организации деятельности Познавательно-досугового Центра «ВИТА»
материал по теме

Курова Светлана Валерьевна

Представлена программа организации деятельности  Познавательно-досугового Центра «ВИТА»

Местожительства – это сфера организации свободного времени детей, подростков, молодёжи, развития их интересов, трудовой, общественной, культурно-творческой деятельности, сфера идейно-нравственного формирования личности и как никогда остро стоит сегодня проблема усиления воспитательной значимости сферы досуга, свободного времени, деятельности и общения, учащихся по месту жительства.

Являясь своеобразным местом непосредственного соприкосновения педагогических коллективов и широкой общественности с семьёй, местожительство становится тем конкретным звеном, которое заставляет взаимодействовать во внешкольном воспитании различные социальные институты.

Идея программыкомплексная и многопрофильная организация деятельности в микрорайоне для всех категорий населения (не зависимо от возраста) на базе  Познавательно-досугового Центра «ВИТА».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdc_vita.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа организации деятельности

Познавательно досугового Центра «ВИТА»

 Обоснование актуальности

Усиление внимания в современных условиях вопросам работы и воспитания по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах гармоничного развития личности.

В современных условиях развития, организации и реорганизации деятельности внешкольных учреждений,  занятость детей,  подростков, и молодежи в свободное время  входит в число наиболее острых социальных проблем.

Местожительства – это сфера организации свободного времени детей, подростков, молодёжи, развития их интересов, трудовой, общественной, культурно-творческой деятельности, сфера идейно-нравственного формирования личности и как никогда остро стоит сегодня проблема усиления воспитательной значимости сферы досуга, свободного времени, деятельности и общения, учащихся по месту жительства.

Являясь своеобразным местом непосредственного соприкосновения педагогических коллективов и широкой общественности с семьёй, местожительство становится тем конкретным звеном, которое заставляет взаимодействовать во внешкольном воспитании различные социальные институты.

Социальные условия и анализ деятельности ПДЦ «ВИТА»

Познавательно-досуговый Центр «ВИТА» (сокращенно ПДЦ «ВИТА») расположен в  Первомайском районе г. Димитровграда, по адресу ул. Московская, 57.

ПДЦ «ВИТА» находится введении МОУ ДОД Центра дополнительного образования детей.

В микрорайоне, в котором расположен ПДЦ «ВИТА», проживают семьи рабочих и служащих ДААЗа.

В районе, где расположен ПДЦ «ВИТА» находятся 3 общеобразовательные  и 2 начальные школы, детский дом,  общее количество детей школьного возраста около 5000,  детских садов 9  их посещают  1729 детей, не посещающих детские сады около 1500 детей.

В Первомайском районе 2 библиотеки, один кинотеатр «Мелекесс», культурно-развлекательный клуб «Лада-КИТ», зал для занятий танцевальных коллективов, филиал детской художественной школы. Спортивно оздоровительный комплекс и стадион «Торпедо». Три подростковых клуба «Альтаир», «Бригантина», «Перекресток» и ПДЦ «ВИТА».

 Анализ социальной сферы деятельности, который ежегодно проводится ЦДОД, показал, что в Первомайском районе очень узок спектр дополнительных образовательных и культурно-досуговых услуг.

 Анализ анкетирования школьников, педагогов и родителей показал, что есть запрос на организацию деятельности творческих объединений следующей направленности: танцевальное, театральное, шахматы, школа манекенщиц, различные виды спортивно-оздоровительных секций, организация праздничных программ для школ и классов.

Анализ анкетирования родителей дошкольников выявил и потребность в дополнительном образовании именно этой возрастной категории детей. 78 % опрошенных выразили желание, чтобы их дети посещали самые различные студии и творческие объединения:

  1. подготовка к школе - 29 %;
  2. раннее обучение иностранному языку – 25 %;
  3. школа раннего развития – 12 %;
  4. художественная студия – 9 %.

90 % опрошенных готовы посещать студии платно, что говорит о необходимости организации, подбора кадров и разработку программ дополнительного школьного и дошкольного образования.

ПДЦ «ВИТА» располагается в девятиэтажном здании общежития, занимает 2 этажа и располагает девятью аудиториями, спортивным и актовым залом, где в  разных творческих объединениях занимаются около 550 детей, подростков, молодежи и взрослых.

В ПДЦ «ВИТА» организована работа:

  1. 37 групп детей, которые обучаются по программам дополнительного образования различного направления деятельности.
  2. 12 групп детей(из них 4 дошкольники), которые обучаются по программам дополнительного образования различного направления деятельности на коммерческой основе,
  3. 5 групп взрослых (родителей), которые занимаются в спортивно-оздоровительных секциях Степ-аэробики и Шейпинга, на коммерческой основе,
  4. 1 группа - «Дамский клуб»  по интересам, на коммерческой основе,

 Работу осуществляют:

  1. 10 педагогов на постоянной основе,
  2. 5 педагогов по совместительству,
  3. 4 педагога и тренера на коммерческой самоокупаемости.

Управление и руководство ПДЦ «ВИТА» осуществляют:        

  1. директор ЦДОД,
  2. заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЦДОД,
  3. методисты ЦДОД,
  4. руководитель ПДЦ «ВИТА» - педагог-организатор,
  5. педагоги дополнительного образования.

Анализ организации деятельности ПДЦ «ВИТА» показал, что:

  1. Основная работа ведется в основном по дополнительным образовательным программам в творческих объединениях.
  2. Имеется недостаток в квалифицированных педагогических кадрах.
  3. Недостаточно внимания уделяется работе по организации культурно-массовой работы как  в ПДЦ «ВИТА», так и в микрорайоне. Досуговая деятельность в основном носит не систематический, а скорее разовый, мероприятийный  характер.
  4. Недостаточно привлечено внимание взрослых (родителей) к участию в деятельности ПДЦ «ВИТА».
  5. Мало уделяется внимания пропаганде здорового образа жизни среди всех слоев населения. Недостаточно широко представлен блок спортивно-оздоровительных мероприятий.
  6. Отсутствует система оказания психолого-педагогической помощи воспитанникам ПДЦ «ВИТА», педагогам школ, родителям.
  7. Недостаточно широк спектр дополнительных образовательных услуг детям дошкольного возраста.

Анализ условий деятельности и социального заказа определил необходимость разработки Программы организации деятельности Познавательно – досугового Центра «ВИТА». Программа определяет стратегическое развитие ПДЦ «ВИТА» на 2008-2009 год,  является одной из составляющих частей Программы развития ЦДОД 2009-2013 год, соответствует приоритетным целям и задачам, обозначенным  в национальном проекте «Образование».  

Идея программы комплексная и многопрофильная организация деятельности в микрорайоне для всех категорий населения (не зависимо от возраста) на базе  Познавательно-досугового Центра «ВИТА».

Исходя из этого, определяются и направления деятельности программы Познавательно-досугового  Центра «ВИТА»:

  1. образовательная,
  2. социально-педагогическая.
  3. спортивно-оздоровительная,
  4. культурно-досуговая,

Все категории населения (не зависимо от возраста) – предмет самого пристального внимания в организации каждого из направлений деятельности по программе. Дети, подростки и  молодежь имеют возможность свободно выбрать занятие из различных видов деятельности, а также свободно переходить от одного вида деятельности к другому, общаться в нескольких коллективах. Занятость детей в коллективах идет параллельно с организацией деятельности для родителей. Участие взрослых (родителей) в этом процессе предполагает их заинтересованность в посещении Центра и приобретении новых знаний, умений, навыков или просто общения по интересам.

Цель программы: 

организация социокультурной работы в микрорайоне со всеми категориями населения (не зависимо от возраста).

Задачи программы:

  1. организовать занятости детей, подростков, молодежи и взрослого населения в свободное время (включая выходные дни и календарные праздники)
  2. организовать обучение  детей по программам дополнительного образования разной направленности,
  3. организовать психлого-педагогическое сопровождение деятельности ПДЦ «ВИТА»,
  4. создать условия для физического развития и организовать пропаганду здорового образа жизни, для различных возрастных категорий населения;
  5. обеспечить организацию свободного времени путем внедрения новых форм  культурно-массовой работы на базе Центра;
  6. организовать социально-педагогическую работу со всеми слоями населения, в том числе и по запросу.

Характеристика деятельности Познавательно досуговогоЦентра

  1. По направленности деятельности Центр «Вита» - познавательно-досуговый,
  2. По профилю деятельности – многопрофильный,
  3. По возрастному признаку – разновозрастной,
  4. По временному фактору – постоянно действующий,
  5. По степени постоянства состава – объединения с постоянным составом и с переменным составом.

Содержание деятельности

Программа реализуется по следующим  направлениям деятельности: образовательная, социально-педагогическая, спортивно-оздоровительная, культурно-досуговая.

Каждое направление деятельности – это относительно самостоятельная подсистема, имеющая свое материально-техническое, кадровое, методическое, финансовое, нормативно-правовое и прочее обеспечение, свою подпрограмму организации деятельности.

  1. Образовательная

Задача: организовать обучение детей по дополнительным образовательным программ разной направленности.

Деятельность по данному направлению осуществляют педагоги дополнительного образования по программам, утвержденным на Методическом совете ЦДОД, апробированным и адаптированным к конкретной возрастной группе. Образовательная деятельность осуществляется в творческих объединениях, действующих на основании «Положения о т/о».

Занятия проводятся по графику учебно-образовательного направления в соответствии с нормами СанПин 2.4.4.1251-03.

        2. Социально-педагогическая

     Задача: организовать социально-педагогическую работу со всеми слоями населения, в том числе и по запросу.

Данное направление деятельности охватывает все категории населения от дошкольников до взрослого населения микрорайона.

Работа проводится в двух направлениях: индивидуальная и групповая.

Индивидуальная работа проводится по запросу. Этого работа кабинета психолога, куда могут обратиться все желающие или индивидуальные занятия по желанию в любом из направлений деятельности.

Групповая работа проводится в группах с  постоянным или переменным составом, все зависит от выбранного направления и программы.

Для дошкольников организуются студии различной направленности: подготовка к школе, развитие речи, изодеятельность, детский театр. Занятия проводятся как в группах, так и индивидуально.

Большое внимание уделяется работе с родителями, используются все виды и формы данной работы.  

3. Спортивно-оздоровительная

Задача: организовать пропаганду здорового образа жизни, через спортивно-оздоровительную работу в секциях для различных слоев населения.

Наличие в ПДЦ «ВИТА» танцевального и спортивного залов дают возможность организации спортивно-оздоровительной работы в различных спортивных секциях для детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Организацию деятельности по данному направлению программы осуществляют профессиональные тренера и педагоги дополнительного образования.

4. Досуговая

Задача: организовать полноценный досуг, через организацию досугово-развлекательной работы на базе Центра.

Данное направление предполагает организацию разнообразных форм проведения культурно-массовых и досуго-развивающих мероприятий:

Организацию деятельности по данному направлению программы осуществляют педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования и привлеченные специалисты.

Предполагаемые результаты

Реализация Программы позволит сформировать единое социокультурное пространство деятельности Познавательно-досугового Центра «ВИТА». Будет создана единая система воспитательно-образовательной деятельности в микрорайоне на базе ПДЦ «ВИТА».

Организация деятельности по программе ПДЦ «ВИТА» предполагает:

  1. Организацию качественного обучения по программам дополнительного образования и расширение спектра предлагаемых дополнительных образовательных программ;
  2. Укрепление здоровья и обеспечение условий для физического развития всех групп населения микрорайона;
  3. Организацию культурно-массовой работы в микрорайоне, в том числе организация нетрадиционных форм организации досуга;
  4. Качественную организацию социально-педагогической работы в микрорайоне со всеми возрастными категориями населения;
  5. Увеличение численности воспитанников посещающих ПДЦ «ВИТА».

Оценка результативности

Критерии результативности работы ПДЦ «ВИТА» по программе:

Качественные показатели:

  1. востребованность деятельности Центра,
  2. большой охват подростков и детей (до 3000 человек),

Показатели социальной адаптации личности:

  1. снижение риска асоциальных явлений в микрорайоне,
  2. повышение уровня социальной успешности каждого воспитанника ПДЦ «ВИТА».

Показатели социального развития личности: 

  1. по динамике уровня развития личности (не умел-научился, не знал - узнал),
  2. по возможности отследить качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, акции, походы, мероприятия и др.).

Показатели общественного мнения:

  1. популярность ПДЦ «ВИТА» в микрорайоне, городе и заинтересованность социальных партнеров, общественных и  бизнес-структур;
  2. отклик в средствах массовой информации.

Технологические показатели:

  1. улучшение МТБ,
  2. качественный уровень проведения отдельных мероприятий,
  3. четкость и эффективность в управлении организацией деятельности ПДЦ «ВИТА».

Кадровый состав

  1. Руководитель- педагог организатор – руководит работой ПДЦ «ВИТА», контролирует работу всех кураторов направлений, набор групп, рекламу.
  2. Методисты ЦДОД – организуют методическое сопровождение образовательного процесса и деятельности ПДЦ «ВИТА» курируют работу по программам дополнительного образования.
  3. Психолог – организует психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, оказывает консультативную помощь педагогам и жителям микрорайона.
  4. Педагоги дополнительного образования, педагоги школ и другие привлеченные специалисты – разрабатывают программы дополнительного образования по своему направлению деятельности, проводят занятия, организуют воспитательную работу в творческих объединениях, следят за сохранностью контингента, организуют деятельность в сфере свободного времени всех категорий населения (не зависимо от возраста) микрорайона, организуют рекламную деятельность по популяризации деятельности и привлечению в  ПДЦ «ВИТА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы ресурсного центра по принципу: "как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц."

«Каждый день встречает школа нас, Как домой иду в знакомый класс, В школе ждут меня друзья Школа ты моя семья. Здесь все мне рады,  точно знаю я» Создание оптимальных педагогических условий, п...

Организация занятий в центре дополнительного образования (на примере кружка «Нитяная графика»)

Практическая значимость данной работы заключается в применении предлагаемых элементов теории и методики организации кружковых занятий по изонити в центре дополнительного образ...

методические рекомендации по организации работы пресс-центра

правила работы пресс-центра  основые рекомендации по организации его деятельности...

Создание условий для социальных проб и творческой самореализации учащихся через организацию детского «Пресс-центра»

Создание условий для социальных проб и творческой самореализации учащихся через  организацию детского «Пресс-центра» в МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсма...

Авторская программа "Организация оздоровительно образовательных мероприятий в период летних каникул" УЛУСНЫЙ ЛАГЕРЬ «САЙДЫС» (ЦЕНТР КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ)

Наше государство осознало необходимость целей, ориентированных на личность и ее саморазвитие. Одной из основных задач социально-культурного становления детей и подростков в современном обществе являет...

Организация совместной деятельности Центра культуры «Китеж» и семьи на примере программы семейного клуба «Берегиня».

Сегодня возрождение и собирание положительных  семейных  традиций, организация обмена положительным опытом  семейного  воспитания является самой актуальной задачей не только нашего...

Инновационная программа «Организация социального партнерства» МБОУ «Средняя школа № 1» и СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» по адаптации обучающихся с ОВЗ. Территория НАДЕЖДЫ».

Инновационная программа«Организация социального партнерства»МБОУ «Средняя школа № 1» и СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» по адаптации обучающихся с ОВЗ. Территория НАДЕЖДЫ». ...