Внеурочная деятельность учащихся, как повышение мотивации к выбору профиля биолого – экологической направленности
материал по теме

 

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_i_ekologiya-_vystuplenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность учащихся, как повышение мотивации к выбору профиля биолого – экологической направленности

                                                       Початкова Татьяна Дмитриевна

                                            МОУ – СОШ р. п. Пушкино

                                                                   Советского района Саратовской области

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

укрепления российской государственности;

развития в России гражданского общества;

повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательных учреждений.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

 Традиционно в школе проводятся предметные недели по экологии, олимпиады. Имена наших победителей известны не только в районе, но далеко за пределами нашего района. В школе 6 учащихся  Губернаторских стипендиатов. Ежегодно в школе проводятся экологические мероприятия. Результат: выставки экологических газет, плакатов, рисунков.

Одной из наиболее эффективных форм является деятельность детей в различных экологических проектах - внутришкольных и внешкольных, координируемых департаментом образования.

Так в рамках внешкольной работы учащиеся нашей  школы принимают участие во многих акциях и экологических проектах, таких как « Чистодвор», "Поможем водоему", "Уют", "Ёжик", «Мы против СПИДа», «Самый зеленый класс», «Здоровый дух в здоровом теле», операции "Помоги птицам", которые направлены на развитие и становление личности через пробуждение в душах детей добрых чувств, воспитание ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения.

На базе нашей школы проходят областные и районные семинары, тематика которых  - экологическое воспитание. Учащиеся нашей школы, являются членами Всероссийского общества охраны природы.

         Стартовым моментом осуществления этой работы стала реализация проекта «Зеленая Аллея Памяти» с использованием методического пособия  «Экологический дневник школьника», авторами которого являются Морозова Е. Е., Буланая М. В., Исаева О. А., Тимофеева А. Г. Участие в проекте способствовало формированию у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к природе, к своему отечеству, к общественной жизни.

Учащиеся нашей школы  выступают на конференциях.
Опираясь на колоссальный труд организаторов и участников "Экологической тропы" наши преподаватели экологии совместно с детьми претворили в жизнь ещё один мини-проект "В защиту первоцветов". Большое внимание в школе уделяется так же организации школьных кружков и факультативов ("Юный эколог", "Охрана окружающей среды",   "Комнатное цветоводство", программы которых направлены на раскрытие творческих способностей детей на основе взаимодействия с природой; активизацию их познавательной деятельности в процессе экскурсий и лабораторных занятий; на развитие коммуникативных способностей и навыков практической и исследовательской деятельности учащихся. Участники кружка "Юный эколог"создали серию видеорепортажей по экологической проблематике: "Открытые источники и подземные воды  памятник природы".

Ежегодно в рамках недели "Экологии", которая традиционно проводится в  сентябре и апреле, организуются разнообразные экологические и интеллектуальные игры и викторины, конкурсы рисунков и стенгазет на экологическую тему, организуются экскурсии в музей Экологического Центра г. Саратова.  Создаются лекторские группы из старшеклассников для работы с младшими учащимися. Организованно проходит благоустройство школьной  территории и пришкольного участка. Проводятся интегрированные уроки, преподаватели разных дисциплин включают в свои уроки экологические пятиминутки.

В 2002 году на базе нашей школы основан кукольный экологический  театр «ПОИСК»  познание окружающего, играя с куклами,  который посещают учащиеся 3-11 классов. Руководители театра учитель английского языка Петриченко Т.А., Початкова Т. Д. учитель биологии и экологии.  Работа планируется таким образом, что учащиеся,   играя с куклами,  развивают навыки коммуникационной деятельности. Приготавливают самостоятельно декорации к спектаклям, проводят массовые мероприятия в школе и дошкольном учреждении.

В результате, появляется устойчивый интерес к предметам, повышается качество знаний.

Учащиеся 7-11 классов входят в объединение « ЭКОЛАНГ», которое создано на основе интеграции предмета экология и английского языка,  и работает  по следующим направлениям:

• Работа театра «ПОИСК»

• Заседание объединения

• Экскурсии по экологической тропе

• Пропаганда экологической культуры

• Участие в конференциях разного уровня

• Участие в олимпиадах разного уровня

• Проведение акций

• Выпуск еженедельника «Экологический вестник»

• Подготовка и защита проектов

Результатом работы этого объединения является: повышение интереса к предмету, положительная динамика качества знаний, увеличение количества учащихся, участвующих в олимпиадах разного уровня (школьных, муниципальных). На протяжении 5 лет учащиеся выбирают химико-биологический профиль.

«Человек, который понимает природу , благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел душевный университет»      Л. Леонов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении химии

В статье рассмотрены вопросы организации исследовательской и проектной деятельности в рамках внеклассной работы.Приведены примеры выполненных работ учащихся, описана классификация и принципы организац...

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.

В статье сделан обзор  условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...

"Повышение мотивации к изучению татарского языка в учебной и внеурочной деятельности учащихся"

quot;Повышение мотивации к изучению татарского языка в учебной и внеурочной деятельности учащихся"...