"Слава русскому солдату!"
классный час по теме

Загудаева Татьяна Владимировна

Классный час проводят учащиеся среднего звена для  учащихся начальной школы. Тема Война 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_soldat_210909.doc811 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование городской округ Дзержинский

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ                         «ГИМНАЗИЯ № 4»

Слава русскому солдату

  к 200-летию  войне 1812 года  посвящается  

ВВЕДЕНИЕ

        Приближается юбилей важного события в истории нашей страны: почти 200 лет назад 7-8 сентября 1812 года произошло сражение на Бородинском поле. Оно стало основой  победы Русской армии и русского народа в Отечественной Войне против Наполеона Бонапарта, который  покорил всю Европу и мечтал захватить Россию и весь мир.

Почему и сейчас, много поколений спустя, мы вспоминаем М.И. Кутузова?  Уже почти забыты герои той войны. У нашей страны Великое прошлое. У нас есть, что вспомнить и чем гордиться. Указом Президента Российской Федерации  День Бородинского сражения русской Армии под командованием М.И.Кутузова с французской Армией 8 сентября  1812 года признан «Днем воинской славы России». Данный Указ был подписан 13 марта 1995 года.

Мы хотим рассказать о русском солдате  – защитнике Родины. Традиции современной русской армии уходят корнями в прошлое нашей страны.  На примере солдата 1812 года раскрываются  те качества, которые сделали русского солдата Настоящим героем: его беззаветная любовь к Родине, мужество,  верность воинскому долгу, высокоразвитое чувство товарищества, готовность к самопожертвованию, выносливость, стойкость, чувство справедливости, милосердие к побежденному, ум, смекалку, чувство юмора.

Мы обратимся не только к военным событиям Отечественной войны 1812 года, но и  попытаемся узнаем,  что происходило в этот период на Угрешшкой земле?

 Отечественная война 1812 года, несмотря на людские и материальные потери, дала России приобретения духовные. Она подняла самосознание русского народа, его патриотизм, укрепила веру в свои силы.

           Цель нашей работы: разработать цикл классных часов «Слава русскому солдату» на примере Отечественной войны 1812 года.

           Задачи:

            1. Обратиться к историческим и литературным источникам.

            4. Разработать интерактивныйе классные часы «Слава русскому солдату»

                               Историческая справка

Отечественная война 1812 года — война между Россией и наполеоновской Францией, назревавшая с самого начала XIX века. В 1805 году Россия вновь вошла (в третью по счёту) антифранцузскую коалицию с Англией, Турцией и Австрией. Разгром коалиционных войск под Аустерлицем положил конец этому союзу и поставил Россию в весьма тяжёлое положение. Слава о непобедимости Наполеона гремела по всему свету. Союзники один за другим предавали российского императора Александра I.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия, в состав которой входили войска большинства стран Европы, отчего её прозвали «армией двунадесяти языков», перешла границы России и начала наступление на Москву. Ведение войны с Наполеоном Александр I поручил генералу-фельдмаршалу Барклаю-де-Толли и Багратиону,  а в критический момент, когда русскими войсками был оставлен Смоленск, назначил главнокомандующим генерал-фельдмаршала  М. И. Кутузова.

                             

                                       Бородинская битва

Решающей битвой Отечественной войны 1812 года стало сражение у деревни Бородино (в 110 км к западу от Москвы).  

Кутузов создал боевой порядок, достигавший в глубину 4 километра, и выделил сильные резервы. Замысел Наполеона заключался в том, чтобы, произведя отвлекающую атаку на правом фланге русской армии, нанести главный удар по ее левому флангу, оттеснить русские войска в излучину Москвы-реки, окружить и разгромить их.  

Рано утром 6 сентября (26 августа) завязалась великая Бородинская битва. В течение 6 часов войска под командованием Багратиона отбивали ожесточенные атаки противника на левом фланге. Во время восьмой атаки Багратион был смертельно ранен. Жестокая схватка разгорелась за центр русской позиции - батарею Раевского. Несколько раз батарея переходила из рук в руки. Рейд кавалерии Уварова и Платова во фланг французов на два часа отложил решающую атаку Наполеона на батарею; за это время Кутузов подтянул резервы к центру и на левый фланг.

  Ценой огромных потерь французам удалось захватить батарею Раевского и Багратионовы флеши, но убедившись в невозможности их удержать, к вечеру Наполеон приказал отвести войска к исходным рубежам. Героические действия русских войск и ополченцев на правом фланге сорвали попытки французов выйти на Московскую дорогу.

  Потеряв при Бородине 58 000 человек, Наполеон не сумел добиться главного - разгрома русской армии. Но и потери русских были страшными - около 38 500 человек. Кутузов приказал отступать к Москве.

                         Совет в Филях, отступление

Под Москвой Кутузов полагал дать новое сражение. Но узнав, что резервы не подготовлены, на военном совете в деревне Фили он принял тяжелое решение - оставить Москву французам. "С потерею Москвы не потеряна еще Россия. Первою обязанностью ставлю себе сохранить армию, сблизиться с теми войсками, которые идут на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю", - сказал Кутузов на совете в Филях.

        14 (2) сентября наполеоновская армия вступила в Москву. Но город был оставлен населением. Ни продовольствия, ни отдыха французы не получили. Москва горела. Огнём было уничтожено до 75% домов, сгорели торговые ряды, лавки, фабрики, пострадал Кремль. Начались грабежи, пьянство. Деморализованная Бородинским сражением армия стремительно разлагалась. Тот, кто считал себя властелином мира, оказался сторожем пепелища. Дважды предлагал Наполеон мир - сначала через начальника Воспитательного дома И.В.Тутолмина, потом - через И.А.Яковлева (отца А.И.Герцена); на третий раз он направил к Кутузову специального посла Ж.А.Лористона с очень выгодными для России условиями. Но мир был отвергнут. Его не принял бы ни государь, ни армия, ни народ.

      Цель Наполеона — полный разгром русской армии — не была достигнута. «Из всех моих сражений, — писал Наполеон впоследствии, — самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»

                                       Народная война

   Нашествие "двунадесяти языков" и героические действия русской армии всколыхнули широчайшие народные массы России, вызвали небывалую энергию народа, пробудили, как сказал В.Г.Белинский, "народное сознание и народную гордость".

  Сразу же после появления неприятельской армии в Литве и Белоруссии зародилось стихийное партизанское движение местных крестьян. Партизаны наносили значительный урон иноземцам, уничтожали вражеских солдат, расстраивали тылы. В самом начале войны французская армия ощущала нехватку продовольствия и фуража. Из-за падежа лошадей французы были вынуждены бросить в Белоруссии 100 пушек.

   В тылу французских войск развернулось партизанское движение. Партизанские отряды Давыдова, Дорохова, Сеславина и др. держали под контролем все дороги, ведущие в Москву. Оторванная от своих тылов, армия Наполеона, фактически запертая в Москве, начала голодать.

                                   Освобождение

Попытки Наполеона заключить мир не имели успеха, Александр I отклонял все переговоры о перемирии. В сложившихся условиях у Наполеона оставался единственный выход: оставить Москву и отступать к западным границам России, чтобы перезимовать там и возобновить борьбу в 1813 году.

7 октября 110-тысячная армия французов вышла из Москвы и двинулась к Калуге. Но Кутузов преградил путь Наполеону у Малоярославца, заставив его отступать по разорённой войной Смоленской дороге, где отступающие подвергались непрерывным ударам казачих отрядов атамана Давыдова и партизан. Отсутствие продовольствия для солдат, фуража для лошадей, начавшиеся холода привели к быстрой деградации французской армии. Обессиленные, обмороженные, питавшиеся павшими лошадями, французы отступали практически не оказывая сопротивления. 16 ноября Наполеон, бросив свою армию на произвол судьбы, переправился через реку Березину и бежал из России.  Впрочем, на западный берег перешло лишь около 9 000 человек. Остальные или погибли, или были взяты в плен. После Березины Наполеон бежал в Париж. На вопрос "В каком положении находится армия?" он ответил: "Армии больше нет". «Великая французская армия» как организованная военная сила перестала существовать.

Урок №1                        «Прошлое и настоящее»

      Сегодня  мы расскажем вам  о солдатах. Не о тех солдатах, которые сейчас в армии служат, а о тех, что двести лет назад, в 1812 году нашу страну от врагов защитили.

Сейчас солдат служит в армии недолго. Отслужит свое время, научится в строю ходить, из автомата стрелять, водить грозную боевую технику или с парашютом прыгать – и домой возвращается. Захочет – учиться пойдет, захочет – женится, детей растить будет.

Двести лет назад уходил крестьянский сын на службу совсем молодым, а возвращался седым, старым. За двадцать пять лет службы, где только не бывал солдат; и в больших городах, и в царском дворце, и в далеких царствах - государствах. Разных врагов побеждал, разным людям помогал, и везде, где побывал, добрую память о себе оставил. Мужественным, смелым, отважным и ловким, одним словом, бравым был русский солдат.  Армия для солдата становилась родным домом. Уважали русского солдата за честность и справедливость, за доброту и ум, за смелость и стойкость в бою, а еще за то, что русский солдат никогда не бросал в бою товарищей и больше своей жизни любил свою Родину – Россию.

В это время наша страна была сильным и могучим государством. Ее называли «Держава», русские люди были мирными и не стремились завоевывать чужие страны, а русский солдат был защитником своей Родины, или Отечества – земли отцов и дедов.

        В это же время в далекой стране под названием Франция, правил Наполеон Бонапарт. Он мечтал завоевать весь мир и называл себя императором. Огромная армия, которой командовал Наполеон, завоевала много разных стран: Германию, Италию, Польшу и другие. «Я буду господином мира, - говорил Наполеон, - остается одна Россия, но я раздавлю ее».

         В июне 1812 года огромное французское войско Наполеона перешло пограничную реку Неман и напало на Россию.  Главнокомандующим русской армией был  назначен Михаил Илларионович Кутузов.  Ему было тогда семьдесят лет, пятьдесят пять из которых он был офицером русской армии. Кутузова уважали офицеры, любили солдаты. Вся русская армия с радостью узнала о назначении нового главнокомандующего. «Приехал Кутузов бить французов» - говорили солдаты.

         В русской армии в ту пору было почти в три раза меньше солдат, и хотя они были  храбрые и отважные,  им пришлось отступать от границ. Но,  даже отступая, русские солдаты ни одного метра своей земли не отдавали врагу без боя.

         По словам Наполеона, «..это было львиное отступление».

Вы хотите узнать, почему Наполеон так говорил о русских солдатах?

        Чтобы узнать прочитаем с вами рассказ С. Алексеева «Африка» (приложение №1).

Вопросы к рассказу:

     •   Кто командовал французской армией?

Чего хотел Наполеон?

Почему русская армия отступала?

Почему Наполеон назвал русских солдат «львами», а их отступление «львиным»?

Как вы думаете, что помогало русскому солдату воевать, какие качества нашего солдата вы знаете?

                   

            О СОЛДАТЕ, МУНДИРЕ И ОРУЖИИ

           Теперь давайте посмотрим на изображение солдата 21 века, который защищает нашу Родину сейчас и на солдата, который защищал нашу Родину раньше (приложение № )  

-Чем отличаются внешний вид солдата 21 и 19 века? (разная одежда, цвет одежды, разное оружие и т.д.)

-Что общего у них? (обязательно оружие)

-А как вы думаете, современный солдат обладает теми же качествами характера, о которых мы говорили  или что-то изменилось?

Давайте посмотрим на изображение  русского солдата  века 19.

Это солдат гренадер  (приложение № )            

Беседа с детьми:

  - Одет солдат в мундир, за спиной – ранец, где хранились самые нужные для солдата вещи.

      -Как вы думаете, что это за вещи?

(Это – чистая рубаха, нитки с иголкой, шило и нитка-дратва (сапоги чинить), вакс – помаду, запасной кремень для пистолета,  кусок мыла и ржаные сухари);

       -Как называется головной убор у гренадера?

(Кивер. Вообще кивер был для солдата не только головным убором. В кивере, кроме султана солдаты могли хранить деньги, ложку, гребешок, щеточку для усов, нитки и иголки. )

      - Куда идет солдат, изображенный на рисунке?

(Этот солдат идет на парад).

  Практическая работа:

 Раскрашивание изображения солдата – гренадера  19 века.

 

                 

Приложение

«АФРИКА»             С.Алексеев

Французы шли из Смоленска на Москву. Группа солдат во главе с молодым лейтенантом продвигалась вдоль днепровского берега. И вдруг из-за береговой кручи, из-за кустов  послышались выстрелы.

Один, второй, третий...

Без промаха бьют свинцовые пули. Что ни выстрел — французом меньше.

Приказал лейтенант остановить продвижение. Прижались солдаты к земле, открыли ответный огонь.

«Видать, значительный отряд,— соображает лейтенант.— Рота, а может быть, и больше. Надо попросить подмогу».

Явилась подмога. Прислали и пушку.

—        Пушка, огонь!

Грянула пушка. Пронеслось ядро по кустам, прошипело, волчком закружилось по круче. Второе ядро врезалось в старую иву.  Качнулась… рухнула ива.

—        Ура!— закричали французы.

Стреляют солдаты. Бьёт, не смолкая, пушка. Идёт настоящий бой.

—        Целься сюда!— подаёт команду лейтенант. — Целься сюда! Левее, правее, ещё правее...

Стреляют французы, а не знают того, что у Днепра в ивняке всего-навсего один русский солдат находится. Перебегает солдат от куста к кусту, от ивы к иве, стреляет из разных мест — вот и кажется со стороны, что целый отряд сражается.

До самого вечера шла перестрелка.  Наконец русский солдат умолк.

—        Франции    виват!    Императору    слава! — закричали французы.

Доложил лейтенант начальству, что одержал он большую победу, уложил целую роту русских солдат.

Утром к этому месту прибыл сам генерал. Интересно ему взглянуть на побитых русских. Двинулись французы  к берегу Днепра, под старые ивы. Идёт лейтенант, сердце стучит. Думает:  «Человек пятьдесят русских побил. Нет, сто». Ждёт он наград за усердие.

—        Там рота, целая рота легла,— докладывает генералу.

Вышли они к Днепру, идут по крутому берегу. Идут, да только русских не видно. Обошли берег и в одну и в другую сторону — всего один русский солдат лежит. Приник он к земле, словно в атаку бежать собрался.

—        Ну, где же ваша рота?— обратился генерал к лейтенанту.

—        Тут они, тут они были. Видать, разбежались...
Усмехнулся генерал.

М-да —     Вот она, ваша рота,— и показал  рукой на русского героя.

В тот же день о подвиге русского солдата доложили Наполеону.

Один?— переспросил  император.— С ружьём  против роты солдат и пушки?

Так точно, ваше величество.

Лев, лев...— произнёс Наполеон.  Потом повысил голос и почти закричал:— Все они львы. Львы, а не люди. Не Россия – Африка.

                                                                                                 

                                                                                                  Приложение №

                            ГРЕНАДЕР

1 – кивер из толстой кожи, в суконном чехле,

предохранял от ранений в голову.

                        

2 – султан из – украшение из заячьего меха высотой

 17,6 см. Султаны одевали  только на смотры или парады.

В повседневной службе, перед боем султан снимали и укладывали внутрь кивера.

3 – погон – из сукна, на металлических пластинах,              

 защита от сабельного удара; цвет погона и цифра                

обозначали полк.

4 – мундир из темно-зеленого сукна.

 

5 – ранцевые ремни – из кожи, которую чистили мелом;                

6 - брюки из белого сукна ранец из кожи.

7 – ружье, заряжалось из ствола, за один заряд

делало 1 выстрел, при невозможности перезарядить

 ружье в бою использовали штык

8 – штык – металлическое колющее оружие, крепилось

к стволу ружья. В штыковом бою русскому солдату не было равных                            

9 – ранцевые ремни – из кожи, которую чистили мелом; ранец из кожи

10 – сапоги

11 – пуговицы

                                                     

                         

                                              

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образ русского солдата - победителя" А.Т. Твардовский "Василий Теркин"

Открытый урок "Образ русского солдата - победителя " А.Т. Твардовский   "Василий Теркин"  Цели урока:1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войн...

Игра-соревнование"Слава русской старине! Слава нашей стороне!"

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов  во время проведения декады истории в школе. Способствует закреплению и обобщению знаний по истории России в 9-15 в.в....

Сценарий "Слава тебе, солдат!"

Данное мероприятие можно проводить в День Победы, 23 февраля, 22 июня....

Урока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»

СценарийУрока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»,посвященного освобождению города Горячий Ключ от фашистских захватчиков...

Слава тебе, русский солдат!

Патриотическое воспитание- один из важнейших элементов воспитания будущего поколения страны....

«Слава русской старине»: быт и нравы русских людей XVII века. Урок-проект по курсу Истории России в 7 классе.

Конспект и презентация урока-проекта по Истории России в 7 классе. Дидактические материалы....

Устный журнал «Слава русскому языку!» Внеклассное мероприятие по родному русскому языку.

Устный журнал  «Слава русскому языку!»Внеклассное мероприятие по родному русскому языку в рамках предметной недели для учащихся 6-8 классов...