Конспект занятия "Ключи в мой внутренний мир"
план-конспект урока по теме

 

  Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

конспекта занятия по теме:

        «Ключи в мой внутренний дом»

 

 

 

                                           

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена

Стахановой Е.В.

                                               

 

 

 

 

Сыктывкар

 2008 год

 Тема «Уникальная и неповторимая личность»

          

 

                                     Игра-занятие «Ключи в мой внутренний дом»

 

Формирование позитивной «Я-концепции», что может быть важнее для успешности каждого человека. В жизни бывает очень сложно ребенку, подростку дифференцировать проговаривать свои чувства и ощущения. А пятикласснику в период адаптации важно помочь сформулировать представление о самом себе как о личности, создать условия для конструктивного взаимодействия в коллективе.

Это занятие рассчитано на пятиклассников (возраст – 11 лет).

 

   В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых  ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.

   Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

   Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее.

   Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

    Первый год обучения в гимназии (5 класс) является важнейшим периодом адаптации к условиям и системе обучения в гимназии, от успешности прохождения которого зависит дальнейшее развитие личности воспитанника и его возможность определиться с профессиональным выбором.

      В адаптационный период важно раскрыть и понять сложность ситуации, новизну, нестабильность, а главное, чувство тревожности, которое испытывает ребенок.

      Основной целью гимназии, как общеобразовательного учреждения, является максимальное содействие психическому, физическому и личностному развитию ребенка через создание оптимального, образовательного и воспитательного пространства. Создание этого пространства невозможно без знания ряда трудностей адаптационного периода.

      В условиях обучения в гимназии и проживания в интернате произошло изменение статуса ребенка, а это соответственно повлекло за собой ряд проблем – психологические и физиологические трудности. Первоначальной целью выступает необходимость определить уровень готовности ребенка не просто войти в новую социальную ситуацию, но и быть в ней самодостаточной личностью.

      Итак, адаптационный период в жизни пятиклассника – это тот процесс, вокруг которого строится вся дальнейшая учебно – воспитательная работа. Первоначальной целью выступает необходимость определения уровня готовности ребенка не просто войти в новую социальную ситуацию, но и быть в ней самодостаточной личностью. Для того, чтобы педагогическое взаимодействие с детьми, вновь поступившими в гимназию, было оптимальным, нам представляется важным и значимым решение следующих задач:

1.        изучение индивидуальных психологических и физиологических особенностей каждого ребенка (эту задачу мы решаем посредством анкетирования родителей, заполнения социального паспорта и в процессе индивидуальных бесед с родителями. Мы получаем информацию о ребенке и о его предпочтениях);

2.        выявление уровня эмоционального благополучия каждого воспитанника – пятиклассника;

3.        выявление уровня тревожности;

4.        выявление мотивации к обучению;

5.        удовлетворенность всеми сторонами “новой” жизни.

      Для этого использовались методы анкетирования детей и родителей, наблюдения, социометрических измерений, тестирование мотивации, познавательной активности, тревожности.

   Далее, опираясь на имеющуюся информацию, а также учитывая возрастные психологические и физиологические особенности каждого пятиклассника, работа в группе направлена на сохранение психологического благополучия воспитанников.  С ребятами проводятся игровые занятия, цель которых – помочь адаптироваться к условиям, а также научиться лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах. То есть, необходимо создать “поддерживающую среду” и организовать формирование функций, способствующих дальнейшему развитию.

   На данном возрастном этапе (5 класс) чрезвычайно важно, чтобы у ребенка была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить конкретные знания о себе, а задача педагогов в этот период – помочь подросткам осознать свои изменения и мотивировать их к позитивному самоизменению.       

 

Цель: создание условий для формирования позитивной “Я – концепции”.

 

Задачи:

1.      формировать у ребенка представление о самом себе как о личности;

2.      формировать адекватную самооценку у воспитанников;

3.      учить детей дифференцировать и проговаривать свои чувства и ощущения;

4.      развивать творчество и воображение;

5.      создавать условия для конструктивного взаимодействия в группе.

 

Материалы:

  1. диск с музыкой;
  2. магнитофон;
  3. песочные часы;
  4. шкатулка с зеркальцем;
  5. 1\2 ватмана (по количеству детей);
  6. ключи – подсказки;
  7. спички;
  8. подсвечник;
  9. маркеры;
  10. иголки, булавки;

      11. плакат со значением слова “уникальный”.

 

   Ребята, давайте поздороваемся со всеми: “Здравствуйте, уважаемые гости!” Сегодня к нам пришло еще больше гостей, и это не случайно, ведь на предыдущем занятии вы всем  очень понравились. Вы действительно необыкновенные ребята: талантливые, творческие, сообразительные, умные -  в общем, самые – самые! Все уже знают, что вы любите рисовать, я это тоже знаю. А любите ли вы сказки? Но я люблю не только читать, но и сочинять собственные сказки. Хотите послушать?! (Давайте присядем на стулья)

 

 

   В одной сказочной стране, где все происходило со сказочной красотой и необычайностью, жил – был, вернее стоял себе да стоял, Дом. Как все дома в этой стране он был очень чувствителен. Да, да, он очень ранимо воспринимал все то, что с ним происходило. Ведь, как вы уже догадались, дом этот был необычный. Стены у него были невероятно тонкие  и воспринимали даже малейшее дуновение ветра. Крыша была легкой, воздушной и счастливой, а стала она такой потому, что каждый день ее ласкали теплые лучи золотистого солнца.

   Однажды внимание Дома привлек один предмет. Он был похож на блин, но намного больше, а заполнен был водой. Дом не знал, для чего этот предмет был нужен, но понимал, что нужен абсолютно всем, потому что к нему приходили все. “Может быть, это происходит потому, что он был старый и мудрый” – подумал Дом. Ведь все, кто приходят, обязательно кланяются ему и с ним разговаривают, а он им всегда отвечает. И действительно, этот “кто – то” не был одинок. Каждый день с ним играло солнце, перебирая золотыми лучами по его глади, а вода в это время становилась радужно – золотой. Ночью в “него” заглядывали звезды и находили там себе подобных, вода же менялась и превращалась в очень темную. Гордый и молчаливый месяц никогда не забывал навестить и поприветствовать того, кто всегда был гостеприимным. Этого “кого – то” очень любили птицы. Домик был уверен в этом, потому что, поздоровавшись с ним, они всегда ему пели песни, а потом угощались его вкусной и чистой водой. “Этому круглому” и, наверно, очень глубокому все нравилось. Почему Дом решил, что этот предмет глубокий? Да потому, что воды у него хватало для всех и даже не становилось меньше, а наоборот, ее бывало больше, когда в гости приходил дождь. Дом сразу вспомнил свои неприятные ощущения, когда во время дождя, он становился мокрым. А “вот этому круглому” похоже и дождь нравился, потому что “этот круглый” никогда не бывал мокрым, а дождь своими капельками мог играть музыку дождя много часов подряд. “Что же в нем в “этом круглом” такого удивительного?” – подумал Дом и решил тоже его навестить. Как же был удивлен Дом, когда наклонился и увидел…

 

 

-          А хотите продолжить сказку?

(Дом наклонился и увидел…)

(несколько вариантов ответов)

 

Вопросы:

  1. ребята, вы догадались, о ком или о чем шла речь?
  2. Скажите каким было озеро? Какие характерные качества мы можем назвать? (дружелюбное)

 

 

   Ребята, каждая сказка очень поучительна. Вспомните, “Сказка – ложь, да в ней … (намек, добрым молодцам урок). Правильно! (сразу видно самого главного ценителя сказок)

   Как вы считаете, чему нас учит эта сказка? (ответы детей)

 

(быть добрым, внимательным к другим…)

 

А эти качества нужны только сказочным героям? А кому еще? (ответы детей) (всем нам, людям.)

 

 

 

   Вы знаете, что в каждой сказке есть доля правды. Вспомните, сказка – ложь, да в ней …

(намек, добрым молодцам – урок). Правильно.

 

Ребята, как вы считаете, чему нас учит эта сказка? (ответы детей)

 

А как вы думаете, для чего нужно быть внимательным к другим, добрым?

 

Правильно! Для того, чтобы иметь много друзей, быть нужным в обществе, чувствовать себя комфортно, хорошо, радоваться жизни, быть счастливым.

 

Ребята, вы хотите узнать мое продолжение сказки?

 

 

Как же был удивлен Дом, когда наклонился и увидел там что – то квадратное, с окнами и крышей.

 -     Кто это? – спросил Дом, и услышал ответ:

-          Это ты, Дом!

-          Как, разве я такой? Я разве так выгляжу?

“Да, да, именно так.” – услышал он в ответ, - “Посмотри, какой ты нарядный, стройный и очень красивый. Ты мне очень нравишься. Давай будем с тобой дружить. Меня зовут “Озеро”.

   С той поры прошло много лет, но дружба дома и озера становилась все крепче. Они любили вместе играть и каждый раз Дом узнавал о себе еще что – то новое. А Озеру было приятно раскрывать свои тайны и глубины. (вот так крепла дружба двух совершенно разных героев, а помогла им в этом игра)

 

 

-          Ребята, а вы любите играть?

-          А хотите поиграть?

 

“Отражение в воде” – так называется эта игра.

 

Встаньте, пожалуйста, друг против друга, пошире.

I колонка – отражение II колонки.

 

Представьте,

  1. сегодня у вас очень значимый день – вас будут посвящать в “художники”. С утра вы одели белоснежные рубашечки. Вы все нарядные, красивые. Но во время обеда на вас нечаянно пролили свекольник.   Ваше состояние? Что вы чувствуете? Проиграйте с отражение свои ощущения.

 

(А теперь поменяйтесь. II колонка – отражение I.)

  1. вас разбудили сегодня очень рано. Вы хотите спать.
  2. вы стали победителем конкурса и выиграли приз.

 

Вопросы:

  1. Имя, что ты чувствовал, когда твой партнер смотрел на тебя зло?
  2. Имя, что ты чувствовал, когда твой партнер смотрел на тебя безразлично?
  3. Имя, что ты чувствовал, когда твой партнер тебе улыбнулся?
  4. Имя, что тебе было приятнее делать? (Злиться или улыбаться?) Почему?
  5. Ребята, кто испытывал такое же чувство?

 

Вывод: Да, действительно, наше состояние во многом зависит от того, как себя ведем мы. Обозлившись на другого человека, мы злимся на себя. Улыбаясь другому, мы улыбаемся себе.

 

Ребята, вы хорошо играли, были очень артистичными.

 

Я хочу вам предложить еще одну игру “Волшебное озеро”.

 

Ребята, давайте сядем в круг, на ковер.

 

   Сейчас вы будете с закрытыми глазами передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном озере” вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему. Закройте шкатулку и передайте ее дальше.

 

 

Вопросы:

1.      кого вы увидели в волшебной шкатулке?

2.      каким ты себя увидел?  (красивым, улыбающимся, веселым)

 

(Я бы сказала, единственным, уникальным).

 

3.      как вы понимаете значение слова “уникальный” ? (плакат)

4.      ребята, а как мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности? (ответы детей).

 

 

   Вывод: мы должны относиться к себе и к окружающим бережно, с любовью, с уважением. Дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и к другим с терпимостью. Да, каждый человек уникален и неповторим. Но у каждого из нас есть еще что – то, чем мы отличаемся друг от друга. Это что – то сразу не увидишь, не поймешь. Это наш внутренний мир. Он есть у каждого из нас. Он тоже неповторим и уникален со своими особенностями, фантазиями и образами. (звучит спокойная музыка)

 

   Закройте глаза и постарайтесь представить себе образ своего внутреннего мира в виде дома.

 

У каждого из вас появится свой дом.

 -    какой это дом?

-          большой или маленький?

-          каменный или деревянный?

-          в нем могут быть большие просторные комнаты или небольшие уютные комнатки?

-          какой он, дом твоего внутреннего мира?

-          а что вокруг него, - может быть лес или поле?

-          может быть дом стоит на берегу моря или озера?

-          твой дом окружает забор или каждый может подойти к нему?

 

А теперь попрощайтесь со своим домом и откройте глаза. 

 

Каждый из вас увидел свой дом. Увидели? Какой это дом, вы сможете передать с помощью изобразительных средств, вы ведь художники. На столе вы найдете все необходимое для творчества. За 15 минут схематично изобразите то, что вы увидели.

(время пошло – песочные часы).

 

Здорово! Замечательно! (давайте прикрепим ваши дома, чтобы их было видно)

   Ребята, посмотрите у вас получилась настоящая деревня. Дома такие разные и они действительно отличаются друг от друга. Вот так и люди отличаются. Наряду с отличиями всегда можно найти сходства. Давайте посмотрим, что есть общего у всех домов. (крыша, окна, дверь) Да, действительно, дверь во всех домах закрыта, и это правильно, дверь в дом принято держать закрытой и даже закрывать на ключ.

   Ребята, посмотрите, на этой стене висят ключи. Возможно, вы увидите, что какой – то из них очень похож на ключ от вашего дома. А может кто – то выберет себе ключ, который чем - то понравился, показался наиболее интересным.

   Возьмите себе ключи. Пусть они помогут вам открыть дверцу своего дома и рассказать какой он, ваш дом внутреннего мира. (на ключах вопросы – подсказки)

(ответы – рассказы детей) Ребята, кто готов открыть свою дверцу и рассказать о своем доме внутреннего мира? (тот, кто рассказывает, может подойти к своему дому)

 

Ребята, действительно, как сильно отличаются ваши дома, не только внешне, по рисункам, но и вашим рассказам. Мы смогли увидеть и услышать их особенности, их неповторимость.

 

-          А трудно ли было представить вам дом своего внутреннего мира?

-          Если трудно, то почему?

-          Что мешало?

-          Какие чувства вы испытывали, находясь в этом доме? (ответы)

 

Мы с вами увидели 8 домов. И эти дома имеют свою ценность – каждый из них ценен прежде всего для их хозяев. Я хочу пожелать вам, ребята, чтоб ваши дома смогли выдержать любые стихийные бедствия и природные явления. Чтоб из года в год они становились еще краше, неповторимей, уникальней. Ключ оставьте себе на память. Постарайтесь его сохранить, может быть в трудные минуты жизни он вам поможет.

 

В каждом доме есть очаг, - это то, что согревает, дает тепло, уют, уверенность. Когда смотришь на огонь, кажется, что в жизни тебе все по плечу, что у тебя все получится, все сможешь преодолеть.

 

Ребята, давайте сядем на ковер и образуем снова наш круг. Сядем так, чтобы чувствовать плечи тех, кто сидит рядом. Каждый из вас сейчас проговорит пожелание.

 

Рефлексия: “Я желаю себе и своему дому” (свеча по кругу)

 

Постарайтесь не повторяться в своих высказываниях.

 

Итак,

- я желаю себе быть чуткой;

-я желаю своему дому быть надежным;

- ( высказывания детей)

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-zanyatie_klyuchi_v_moy_vnutrenniy_dom.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»

Методическая разработка

конспекта занятия по теме:

        «Ключи в мой внутренний дом»

                                           

                 

Работа выполнена

Стахановой Е.В.

                                               

Сыктывкар

 2008 год

 Тема «Уникальная и неповторимая личность»

           

                                     Игра-занятие «Ключи в мой внутренний дом»

Формирование позитивной «Я-концепции», что может быть важнее для успешности каждого человека. В жизни бывает очень сложно ребенку, подростку дифференцировать проговаривать свои чувства и ощущения. А пятикласснику в период адаптации важно помочь сформулировать представление о самом себе как о личности, создать условия для конструктивного взаимодействия в коллективе.

Это занятие рассчитано на пятиклассников (возраст – 11 лет).

   В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых  ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.

   Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

   Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее.

   Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

    Первый год обучения в гимназии (5 класс) является важнейшим периодом адаптации к условиям и системе обучения в гимназии, от успешности прохождения которого зависит дальнейшее развитие личности воспитанника и его возможность определиться с профессиональным выбором.

      В адаптационный период важно раскрыть и понять сложность ситуации, новизну, нестабильность, а главное, чувство тревожности, которое испытывает ребенок.

      Основной целью гимназии, как общеобразовательного учреждения, является максимальное содействие психическому, физическому и личностному развитию ребенка через создание оптимального, образовательного и воспитательного пространства. Создание этого пространства невозможно без знания ряда трудностей адаптационного периода.

      В условиях обучения в гимназии и проживания в интернате произошло изменение статуса ребенка, а это соответственно повлекло за собой ряд проблем – психологические и физиологические трудности. Первоначальной целью выступает необходимость определить уровень готовности ребенка не просто войти в новую социальную ситуацию, но и быть в ней самодостаточной личностью.

      Итак, адаптационный период в жизни пятиклассника – это тот процесс, вокруг которого строится вся дальнейшая учебно – воспитательная работа. Первоначальной целью выступает необходимость определения уровня готовности ребенка не просто войти в новую социальную ситуацию, но и быть в ней самодостаточной личностью. Для того, чтобы педагогическое взаимодействие с детьми, вновь поступившими в гимназию, было оптимальным, нам представляется важным и значимым решение следующих задач:

изучение индивидуальных психологических и физиологических особенностей каждого ребенка (эту задачу мы решаем посредством анкетирования родителей, заполнения социального паспорта и в процессе индивидуальных бесед с родителями. Мы получаем информацию о ребенке и о его предпочтениях);

выявление уровня эмоционального благополучия каждого воспитанника – пятиклассника;

выявление уровня тревожности;

выявление мотивации к обучению;

удовлетворенность всеми сторонами “новой” жизни.

      Для этого использовались методы анкетирования детей и родителей, наблюдения, социометрических измерений, тестирование мотивации, познавательной активности, тревожности.

   Далее, опираясь на имеющуюся информацию, а также учитывая возрастные психологические и физиологические особенности каждого пятиклассника, работа в группе направлена на сохранение психологического благополучия воспитанников.  С ребятами проводятся игровые занятия, цель которых – помочь адаптироваться к условиям, а также научиться лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах. То есть, необходимо создать “поддерживающую среду” и организовать формирование функций, способствующих дальнейшему развитию.

   На данном возрастном этапе (5 класс) чрезвычайно важно, чтобы у ребенка была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить конкретные знания о себе, а задача педагогов в этот период – помочь подросткам осознать свои изменения и мотивировать их к позитивному самоизменению.        

Цель: создание условий для формирования позитивной “Я – концепции”.

Задачи:

формировать у ребенка представление о самом себе как о личности;

формировать адекватную самооценку у воспитанников;

учить детей дифференцировать и проговаривать свои чувства и ощущения;

развивать творчество и воображение;

создавать условия для конструктивного взаимодействия в группе.

Материалы:

диск с музыкой;

магнитофон;

песочные часы;

шкатулка с зеркальцем;

1\2 ватмана (по количеству детей);

ключи – подсказки;

спички;

подсвечник;

маркеры;

иголки, булавки;

      11. плакат со значением слова “уникальный”.

   Ребята, давайте поздороваемся со всеми: “Здравствуйте, уважаемые гости!” Сегодня к нам пришло еще больше гостей, и это не случайно, ведь на предыдущем занятии вы всем  очень понравились. Вы действительно необыкновенные ребята: талантливые, творческие, сообразительные, умные -  в общем, самые – самые! Все уже знают, что вы любите рисовать, я это тоже знаю. А любите ли вы сказки? Но я люблю не только читать, но и сочинять собственные сказки. Хотите послушать?! (Давайте присядем на стулья)

   В одной сказочной стране, где все происходило со сказочной красотой и необычайностью, жил – был, вернее стоял себе да стоял, Дом. Как все дома в этой стране он был очень чувствителен. Да, да, он очень ранимо воспринимал все то, что с ним происходило. Ведь, как вы уже догадались, дом этот был необычный. Стены у него были невероятно тонкие  и воспринимали даже малейшее дуновение ветра. Крыша была легкой, воздушной и счастливой, а стала она такой потому, что каждый день ее ласкали теплые лучи золотистого солнца.

   Однажды внимание Дома привлек один предмет. Он был похож на блин, но намного больше, а заполнен был водой. Дом не знал, для чего этот предмет был нужен, но понимал, что нужен абсолютно всем, потому что к нему приходили все. “Может быть, это происходит потому, что он был старый и мудрый” – подумал Дом. Ведь все, кто приходят, обязательно кланяются ему и с ним разговаривают, а он им всегда отвечает. И действительно, этот “кто – то” не был одинок. Каждый день с ним играло солнце, перебирая золотыми лучами по его глади, а вода в это время становилась радужно – золотой. Ночью в “него” заглядывали звезды и находили там себе подобных, вода же менялась и превращалась в очень темную. Гордый и молчаливый месяц никогда не забывал навестить и поприветствовать того, кто всегда был гостеприимным. Этого “кого – то” очень любили птицы. Домик был уверен в этом, потому что, поздоровавшись с ним, они всегда ему пели песни, а потом угощались его вкусной и чистой водой. “Этому круглому” и, наверно, очень глубокому все нравилось. Почему Дом решил, что этот предмет глубокий? Да потому, что воды у него хватало для всех и даже не становилось меньше, а наоборот, ее бывало больше, когда в гости приходил дождь. Дом сразу вспомнил свои неприятные ощущения, когда во время дождя, он становился мокрым. А “вот этому круглому” похоже и дождь нравился, потому что “этот круглый” никогда не бывал мокрым, а дождь своими капельками мог играть музыку дождя много часов подряд. “Что же в нем в “этом круглом” такого удивительного?” – подумал Дом и решил тоже его навестить. Как же был удивлен Дом, когда наклонился и увидел…

А хотите продолжить сказку?

(Дом наклонился и увидел…)

(несколько вариантов ответов)

Вопросы:

ребята, вы догадались, о ком или о чем шла речь?

Скажите каким было озеро? Какие характерные качества мы можем назвать? (дружелюбное)

   Ребята, каждая сказка очень поучительна. Вспомните, “Сказка – ложь, да в ней … (намек, добрым молодцам урок). Правильно! (сразу видно самого главного ценителя сказок)

   Как вы считаете, чему нас учит эта сказка? (ответы детей)

(быть добрым, внимательным к другим…)

А эти качества нужны только сказочным героям? А кому еще? (ответы детей) (всем нам, людям.)

   Вы знаете, что в каждой сказке есть доля правды. Вспомните, сказка – ложь, да в ней …

(намек, добрым молодцам – урок). Правильно.

Ребята, как вы считаете, чему нас учит эта сказка? (ответы детей)

А как вы думаете, для чего нужно быть внимательным к другим, добрым?

Правильно! Для того, чтобы иметь много друзей, быть нужным в обществе, чувствовать себя комфортно, хорошо, радоваться жизни, быть счастливым.

Ребята, вы хотите узнать мое продолжение сказки?

Как же был удивлен Дом, когда наклонился и увидел там что – то квадратное, с окнами и крышей.

 -     Кто это? – спросил Дом, и услышал ответ:

Это ты, Дом!

Как, разве я такой? Я разве так выгляжу?

“Да, да, именно так.” – услышал он в ответ, - “Посмотри, какой ты нарядный, стройный и очень красивый. Ты мне очень нравишься. Давай будем с тобой дружить. Меня зовут “Озеро”.

   С той поры прошло много лет, но дружба дома и озера становилась все крепче. Они любили вместе играть и каждый раз Дом узнавал о себе еще что – то новое. А Озеру было приятно раскрывать свои тайны и глубины. (вот так крепла дружба двух совершенно разных героев, а помогла им в этом игра)

Ребята, а вы любите играть?

А хотите поиграть?

“Отражение в воде” – так называется эта игра.

Встаньте, пожалуйста, друг против друга, пошире.

I колонка – отражение II колонки.

Представьте,

сегодня у вас очень значимый день – вас будут посвящать в “художники”. С утра вы одели белоснежные рубашечки. Вы все нарядные, красивые. Но во время обеда на вас нечаянно пролили свекольник.   Ваше состояние? Что вы чувствуете? Проиграйте с отражение свои ощущения.

(А теперь поменяйтесь. II колонка – отражение I.)

вас разбудили сегодня очень рано. Вы хотите спать.

вы стали победителем конкурса и выиграли приз.

Вопросы:

Имя, что ты чувствовал, когда твой партнер смотрел на тебя зло?

Имя, что ты чувствовал, когда твой партнер смотрел на тебя безразлично?

Имя, что ты чувствовал, когда твой партнер тебе улыбнулся?

Имя, что тебе было приятнее делать? (Злиться или улыбаться?) Почему?

Ребята, кто испытывал такое же чувство?

Вывод: Да, действительно, наше состояние во многом зависит от того, как себя ведем мы. Обозлившись на другого человека, мы злимся на себя. Улыбаясь другому, мы улыбаемся себе.

Ребята, вы хорошо играли, были очень артистичными.

Я хочу вам предложить еще одну игру “Волшебное озеро”.

Ребята, давайте сядем в круг, на ковер.

   Сейчас вы будете с закрытыми глазами передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном озере” вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему. Закройте шкатулку и передайте ее дальше.

Вопросы:

кого вы увидели в волшебной шкатулке?

каким ты себя увидел?  (красивым, улыбающимся, веселым)

(Я бы сказала, единственным, уникальным).

как вы понимаете значение слова “уникальный” ? (плакат)

ребята, а как мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности? (ответы детей).

   Вывод: мы должны относиться к себе и к окружающим бережно, с любовью, с уважением. Дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и к другим с терпимостью. Да, каждый человек уникален и неповторим. Но у каждого из нас есть еще что – то, чем мы отличаемся друг от друга. Это что – то сразу не увидишь, не поймешь. Это наш внутренний мир. Он есть у каждого из нас. Он тоже неповторим и уникален со своими особенностями, фантазиями и образами. (звучит спокойная музыка)

   Закройте глаза и постарайтесь представить себе образ своего внутреннего мира в виде дома.

У каждого из вас появится свой дом.

 -    какой это дом?

большой или маленький?

каменный или деревянный?

в нем могут быть большие просторные комнаты или небольшие уютные комнатки?

какой он, дом твоего внутреннего мира?

а что вокруг него, - может быть лес или поле?

может быть дом стоит на берегу моря или озера?

твой дом окружает забор или каждый может подойти к нему?

А теперь попрощайтесь со своим домом и откройте глаза.  

Каждый из вас увидел свой дом. Увидели? Какой это дом, вы сможете передать с помощью изобразительных средств, вы ведь художники. На столе вы найдете все необходимое для творчества. За 15 минут схематично изобразите то, что вы увидели.

(время пошло – песочные часы).

Здорово! Замечательно! (давайте прикрепим ваши дома, чтобы их было видно)

   Ребята, посмотрите у вас получилась настоящая деревня. Дома такие разные и они действительно отличаются друг от друга. Вот так и люди отличаются. Наряду с отличиями всегда можно найти сходства. Давайте посмотрим, что есть общего у всех домов. (крыша, окна, дверь) Да, действительно, дверь во всех домах закрыта, и это правильно, дверь в дом принято держать закрытой и даже закрывать на ключ.

   Ребята, посмотрите, на этой стене висят ключи. Возможно, вы увидите, что какой – то из них очень похож на ключ от вашего дома. А может кто – то выберет себе ключ, который чем - то понравился, показался наиболее интересным.

   Возьмите себе ключи. Пусть они помогут вам открыть дверцу своего дома и рассказать какой он, ваш дом внутреннего мира. (на ключах вопросы – подсказки)

(ответы – рассказы детей) Ребята, кто готов открыть свою дверцу и рассказать о своем доме внутреннего мира? (тот, кто рассказывает, может подойти к своему дому)

Ребята, действительно, как сильно отличаются ваши дома, не только внешне, по рисункам, но и вашим рассказам. Мы смогли увидеть и услышать их особенности, их неповторимость.

А трудно ли было представить вам дом своего внутреннего мира?

Если трудно, то почему?

Что мешало?

Какие чувства вы испытывали, находясь в этом доме? (ответы)

Мы с вами увидели 8 домов. И эти дома имеют свою ценность – каждый из них ценен прежде всего для их хозяев. Я хочу пожелать вам, ребята, чтоб ваши дома смогли выдержать любые стихийные бедствия и природные явления. Чтоб из года в год они становились еще краше, неповторимей, уникальней. Ключ оставьте себе на память. Постарайтесь его сохранить, может быть в трудные минуты жизни он вам поможет.

В каждом доме есть очаг, - это то, что согревает, дает тепло, уют, уверенность. Когда смотришь на огонь, кажется, что в жизни тебе все по плечу, что у тебя все получится, все сможешь преодолеть.

Ребята, давайте сядем на ковер и образуем снова наш круг. Сядем так, чтобы чувствовать плечи тех, кто сидит рядом. Каждый из вас сейчас проговорит пожелание.

Рефлексия: “Я желаю себе и своему дому” (свеча по кругу)

Постарайтесь не повторяться в своих высказываниях.

Итак,

- я желаю себе быть чуткой;

-я желаю своему дому быть надежным;

- ( высказывания детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Философия человека. Внутренний мир и социализация. Самопознание» для 11 класса

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «Философия  человека. Внутренний мир и социализация. Самопознание» в 11 классе МОУ «Колыбельская СОШ» Лискинского района Воронежской области....

Конспект урока по теме:"Внутренние воды и водные ресурсы" 8 класс

Урок разработан с использованием электронно образовательных ресурсов....

конспект урока 7 класс "Внутреннее строение земноводных"(кейс-метод)

Конспект урока по теме "Внутреннее строение земноводный" в рамках кейс-метода...

Конспект урока "Климат и внутренние воды Мостовского района."

Данный конспект урока может использоваться при ведении регионального компонента в 8 классе....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ «КРИЗИС ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ САМОДЕРЖАВИЯ В 70-80 ГГ.», 8 КЛАСС

Учебный материал включает план-конспект урока, театрализованную вставку в него и презентацию....

Конспект урока по теме "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса

Конспект урока "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса...