Родное слово
классный час (6 класс) по теме

Файт Лариса Викторовна

Классный час "Родное слово" с презентацией. Форма проведения - конкурс. Предназначен для учащихся 6 -7 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Родное слово».

Классный руководитель: Файт Л. В.

Класс: 7а

Цели: 1. Прививать интерес и любовь у учащихся к родному языку.

             2. Формировать бережное отношение  к русскому языку.

Оборудование: проектор, магнитофон, компьютер, плакаты («Ученье горько, да плоды его сладки»,  «Учить – ум точить», «Учись доброму, так и худое на ум не пойдет»). Презентация.

Форма проведения: конкурс.

    Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком. Мы гордимся родным языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства. Это язык науки и культуры.

    Пушкин и Лермонтов. Гоголь и толстой, Достоевский и Есенин… Можно долго еще продолжать этот ряд. Эти великие люди прославили русский язык. Язык наш – великий!

    Все вы скажите, что он непростой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений, тайн.

    Родной язык надо любить как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто.

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева…

Есть слова – словно раны, слова – словно  суд…

Словом можно продать, и предать, и купить…

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

    Да, много слов в русском языке. Многие ученые- языковеды  говорят, что около миллиона. «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий», говорил К. Г. Паустовский.

    Сегодня мы проведем небольшую конкурсную программу, которая поможет лучше узнать наш язык, вспомнить то, что мы уже знаем.

    (Класс делится на 5 команд по открытке: разрезается 5 разных открыток  на несколько частей. Команда состоит из тех человек, которые взяли части одной открытки)

    Итак, каждая команда будет выполнять задания и бороться за звание победителя.

    В чем народная мудрость проявляется ярче всего? Да, вы правы. В пословицах и поговорках.

Первый конкурс.

    А) Перед вами начало и окончания поговорок. Необходимо как можно быстрее  правильно сложить поговорки. Внимание, начали! (Звучит легкая музыка)

   1). Кто много читает,         а)  погоды.

    2). Книгу читать               б) неученье – тьма.

    3). Поздно встанешь         в) тот много знает.

    4). Видит око,                    г) видит издалека.

    5). Всяк кулик                   д) щепки летят.

    6). Знает кошка,                е) мало сделаешь.

    7). Ученье – свет,             ё)да зуб неймет.

    8). Лес рубят -                   ж) чьё мясо съела.

    9). Рыбак рыбака              з) своё болото хвалит.

   10). Ждать у моря                   и) как на крыльях летать

Б) Отгадайте пословицу по словам:

Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит.)

Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом.)

Коса – камень (Нашла коса на камень.)

Дело – мастер (Дело мастера боится.)

Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь.)

Второй конкурс.

    Рассказать вам сказку? На Руси была очень почетна профессия сказителя. А что должно быть в сказке? Сказочная композиция, события, традиционные сказочные формулы, постоянные эпитеты, присказка, концовка. Вот и я попробовала сочинит сказку, но не все у меня получилось, и многие слова пропущены. Ваша задача – дописать сказку. У каждой команды она получится своя.

В некотором ------------ старик -------------три ---------. Но однажды ----------- погоревали----------- решили------------ первый ------------ дорога ----------второй ------------- поле ----------- навстречу ---------- молвит ----------- она ------------дальше ---------сражался ----------- увидел ------------- взобрался ----------- встретил ------------ вернулся  ----------- пир на весь мир.

    Настало время прочесть ваши сказки.( команды читают и оценивают творчество друг друга).

    Вы сами говорили, что русский язык непростой и имеет много тайн. В русском языке есть единственное число, а есть… правильно, постарайтесь к единственному числу написать слово во множественном числе.

Третий конкурс.

Кот -          еда -           река -        цыпленок –

Плот -        день -         мука -        козленок –

Грот -        пень -         слива -        ягненок –

Беда -       лень -         грива -        бочонок –

Рука -        дуга -          диво -          метро –

    Правильно и быстро выполнила задание команда… а мы с вами вспомним про синонимы. Что такое синонимы?  Правильно, это слова близкие по значению, но различные по звучанию.

Четвертый конкурс.

    Всем командам дается по три одинаковых слова, к ним необходимо придумать за определенное время синонимы.

Красивый

Веселый

Плохо

А теперь давайте вспомним, какие буквы бывают в русском языке? Да, гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Пятый конкурс.

    Отгадайте загадки, в которых из гласных только буква «О».

Беспорядочный шум (гомон)

Продукт, из которого делают масло (молоко)

Хищная птица (сокол)

Столярный инструмент (долото)

Лиственное дерево (тополь)

Драгоценный металл (золото)

Съедобный герой русской народной сказки (колобок)

Водоём (болото)

Крупный населенный пункт (город)

Пушной зверек (колонок)

Шестой конкурс.

Задача с буквами. Составьте лестницу из слов. Кто выше построит лестницу?

  И                                               О

  И-л                                            О-м

  И-ра                                          О-да

  И-кра                                        О-рда

 И-згиб                                       О-кунь ….

Седьмой конкурс.

    «Слово спрятано в слове». Из слова  «характеристика» необходимо составить новые слова. (характер, рак, актер….)

Восьмой конкурс.

    Игра «Ералаш». Все строчки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой части записаны слева, а продолжение – справа. Задача команд соединить части так, чтобы получилось стихотворение.

Злой кабан                                               1.сидел на ветке

Пароход                                                    2.томился в клетке

Соловей                                                     3.точил клыки

Дикобраз                                                  4.давал гудки

Кошка                                                        5.физику учила

Маша                                                         6.хвостик свой ловила

Буратино                                                   7.шил себе штаны

Портной                                                    8.все поел блины

Ёж                                                                9.накрыт к обеду был

Чиж                                                            10.усами шевелил

Рак                                                              11.летел под облаками

Стол                                                            12.гонялся за мышами

Чайник                                                       13.прыгал во дворе

Мальчик                                                    14. булькал на костре

(Злой кабан  точил клыки.

Пароход давал гудки.                                            

Соловей   сидел на ветке.

Дикобраз   томился в клетке.

Кошка хвостик свой ловила.

Маша   физику учила.                                                      

Буратино   все поел блины.                                              

Портной   шил себе штаны.                                                

Ёж  гонялся за мышами.                                                              

Чиж  летел под облакам                                                      

Рак  усами шевелил.                                                        

Стол  накрыт к обеду был.                                                          

Чайник  булькал на костре.

Мальчик   прыгал во дворе.)

Это было последнее задание.

    Русский язык – один из самых красивых языков в мире. Но он не прост в изучении. В этом вы сами сегодня убедились. И лучше всего сегодня справилась команда … я поздравляю вас и надеюсь, что познания в области русского языка будут расти, вы будете хорошо знать родной язык. И мне бы хотелось закончить нашу  встречу словами классика русской литературы  К. Г. Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»

Литература:

Классные часы. 9 класс. Составитель Н. И. Еременко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

Уроки знаний. Классные часы. 3-8 классы. Составитель Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружка "Родное слово"

Предлагаемая программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи( устной и письменной), на осуществление практической направленности.    Новизна д...

"Родное слово" - викторина для 9-х классов.

Это мероприятие прививает любовь к родному языку, воспитывает интерес к языку. Можно применять во внеурочных занятиях, я использую его во время "Недели словесности" в школе....

Фрагмент игры «Родное слово»

Фрагмент игры "Родное слово""Замени фразелогизмом"...

План работы кружка "Родное слово"

В этом материале размещены план работы кружка, педагогическое кредо учителя....

Рабочая программа "Родное слово"

Дополнительная общеобразовательная программа «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях и задачах соотносится с Федеральным компонентом государственного образовательног...

рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)

 Рабочая  программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...

Рабочая учебная программа предпрофильного курса «Родное слово» для 9 классов

Программа направлена на развитие интереса учащихся к более глубокому изучению русского языка в профильной школе, представлена двумя модулями: "Секреты орфографии и пунктуации" (углубляет, расширяет и ...