Проект по профилактике безнадзорности и правонарушений "Доктор МОМ"
методическая разработка по теме

Этот проект  направлен  на организацию детей  «группы риска» и «трудных подростков» в весеннее – летний период, точнее, чтобы эти дети не совершили правонарушений и не бродили бесцельно по улицам в свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doktor_mom_2.docx974.6 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Малокамалинская основная общеобразовательная школа № 5» Рыбинского района Красноярского края

Проект по профилактике правонарушений и бродяжничества

 

«Доктор МОМ»


(Малокамалинский орден милосердия)

                                  Автор:     Ольга Елисеевна Тоцкая,

                                                                   Заместитель директора по ВР

      Адрес:  663 951, с. Малая Камала ,   Луговая,1         Рыбинского района  Красноярского края.

                                                        Тел. 62 – 3 – 18, email – mkam05@mail.ru

С. Малая Камала

2012

Пояснительная записка.

    Социальный фон воспитания детей в России продолжает оставаться неблагоприятным. Особую тревогу вызывает рост количества детей, употребляющих алкоголь, наркотики, психотропные вещества, растет количество курящих детей.  Большое влияние на подростка оказывает среда, в которой он находится: семья, школа, круг друзей. А это важно, потому что   подростковый возраст является в развитии личности сложным, уязвимым  и определяющим одновременно. Перед педагогами стоит очень нелегкая задача: уберечь ребенка от пагубных пристрастий, от преступления, вовремя протянуть руку помощи, предупредить.

    Профилактической работы в МКОУ «Малокамалинская ООШ № 5» организована на хорошем уровне. 5 лет назад 4 учащихся нашей школы состояли на учете в ПДН, 3 учащихся на внутришкольном учете. Это были в основном учащиеся, проживающие в соседнем поселке Загорск, и все правонарушения совершены в летний период, то есть в каникулы. Сейчас у нас нет состоящих  на внутришкольном учете и на учете в ПДН. Это результат организованной профилактической работы, а также просветительской работы с родителями и занятости детей во внеурочное время. В школе работает физкультурно – спортивный клуб «Парус», где занимаются  70 %  учащихся.  Многие ребята занимаются исследованиями, некоторые участвуют в проектах. Также дети вовлечены  в самоуправление, в  художественную самодеятельность, в объединения дополнительного образования.  На базе школы работают два объединения: «Юные краеведы» и «Юный художник». Очень важно и то, что в школьные дела активно привлекаем родителей.  Коллективное творческое дело – важный момент в профилактике девиантного поведения. Ребенок отвечает не только за себя, но и за товарищей. Он  чувствует надежное плечо педагога, родителя.

     Но у нас есть дети «группы риска» и «трудные подростки». Каждый классный руководитель  разрабатывает план индивидуальной работы с такими детьми и ведет Дневник наблюдений. Работает Совет профилактики. Но  в весенне – летний период этого недостаточно, детей нужно занять различными видами положительной деятельности. В связи с этим был создан проект «Доктор МОМ» (Малокамалинский Орден Милосердия).

Актуальность проекта

   Подростковый  возраст  принято считать опасным, и это действительно так. Именно в этот период дети совершают большее количество правонарушений, увлекаются курением, алкоголем, некоторые пробуют наркотики . За эти пагубные привычки иногда расплачиваются самой высокой ценой – здоровьем, а порой и  жизнью. И чтобы этого не случилось нужно своевременно проводить с ребятами активную профилактическую работу.

    Весна и лето – время, когда подростки совершают большее количество правонарушений. Ребята много времени проводят на улице: кто –то помогает родителям, кто – то «налегает» на учебу, а кто – то , наоборот, садится за мотоцикл, не имея прав, или совершает хулиганские поступки.     Педагоги должны усилить профилактическую работу, а родители – контроль над своими детьми. Этот проект  направлен  на организацию детей  «группы риска» и «трудных подростков» в весеннее – летний период, точнее, чтобы эти дети не совершили правонарушений и не бродили бесцельно по улицам в свободное время.

   

Цель: создание условий для профилактики и предотвращения  правонарушений среди детей «группы риска» и «трудных подростков»

Задачи:

  1. Организовать занятость детей «группы риска» в весенне-летний период;
  2. Вовлечь «трудных» подростков и детей «группы риска» в различные виды положительной деятельности;
  3. Развивать в подростках чувство сострадания, терпимости и доброжелательности через участие в благотворительных делах.

Направления деятельности:

  1. «Уют» - помощь в благоустройстве дворов и приусадебных участков престарелым людям, вдовам ветеранов Великой Отечественной войны, семье, в которой есть ребенок  с ОВЗ.

  1. «Милосердие» - общение с ребенком– инвалидом и оказание его семье посильной помощи,  забота о младших через организацию шефской помощи МБОУ «Малокамалинский детский сад», организация праздников с привлечением детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи престарелым в хозяйственных делах.

  1. «Пока все дома» - активное участие каждого ребенка в домашних делах: помощь родителям, младшим братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам; участие в спортивных соревнованиях детей и родителей, участие в трудовых делах всей семьей.

  1. «По прямой тропинке» -  Профилактическая работа по беспризорности  правонарушениям, употреблению алкоголя, курению (беседы, диспуты, просмотры  видеороликов,  приглашение участкового  для проведения профилактических бесед с родителями и учащимися).

Сроки реализации: апрель–июль 2012

Целевая группа: дети «группы риска»,  «трудные подростки» МКОУ «Малокамалинская основная общеобразовательная школа № 5»

План мероприятий в рамках реализации проекта

№ п\п

Мероприятие

Дата выполнения

Ответственные

1.

Направление «Уют»

  1. Участие в уборке территории вокруг школы;
  2. Участие в уборке территории вокруг памятника;
  3. Участие в уборке территории спортплощадки;
  4. Оказание адресной помощи престарелым людям, труженикам тыла, вдовам ветеранов Великой Отечественной войны в уборке приусадебных участков.

Апрель - май

Руководитель проекта

Тоцкая Ольга Елисеевна,

классные руководители,

 соц. педагог Борисова Елена Васильевна

2.

Направление «Милосердие»

  1. «Наша смена»

(Шефская помощь в организации праздника детском саду «Улыбка» «Выпуск 2012»)

Май

Руководитель проекта

Тоцкая Ольга Елисеевна

  1. «Примите наши поздравления»

(Изготовление открыток,  поздравление тружеников тыла, вдов ветеранов Великой Отечественной войны: Соловьевой В.С., Решетень Л.М., Коваленко В.И., Гребенюк А.Х., Протопоповой Е.Е., Кузьменко В.Т., Черногор П.А.).

Апрель - май

Классные руководители,

руководитель проекта

Тоцкая Ольга Елисеевна,

соц.педагог Борисова Елена Васильевна

  1. «Рука в руке»

(Помощь семье Илькаевой С.А., в которой находится ребенок  с ОВЗ Кутасин Никита в благоустройстве двора).

Май – июнь

Руководитель проекта

Тоцкая Ольга Елисеевна,

классные руководители,

глава администрации Малокамалинского с\совета Белова Л.П.

  1. «Цветик – семицветик» (Оказание помощи детскому саду «Улыбка» в ремонте детской площадки»)

Июнь

Руководитель проекта

Тоцкая Ольга Елисеевна,

Член родительского комитета Данилова Н.А.

  1. «Мы рядом!»

 (Помощь в ремонте оборудования для лагеря «Школа безопасности»)

Апрель - июнь

Учитель физкультуры

Борисов Борис Борисович

  1. «Шаг навстречу» (участие в празднике «Миру – мир!» ко Дню защиты детей с привлечением детей с ОВЗ)

июнь

Руководитель проекта

Тоцкая Ольга Елисеевна,

классные руководители,

соц.педагог Борисова Елена Васильевна

  1. Участие в праздничном концерте, посвященном Дню Победы – «Спасибо деду за победу!»

май

Руководитель проекта

Тоцкая Ольга Елисеевна,

классные руководители,

 соц. педагог Борисова Елена Васильевна,

художественный руководитель ЦКС Хохрякова Галина Павловна

3.

Направление  «Пока все дома»

  1. Соревнования по дворовому футболу с участием родителей

«Веселый мяч»

июль

Руководитель ФСК Борисов Борис Борисович, член родительского комитета  Тимофеев А.В., тренер ДЮСШ Дружинин Л.И.

  1. Праздник «День семьи». Участие в конкурсах.

 ( мероприятие,  организованное  совместно с МУК ЦКС «Малокамалинский СДК)

7 июля

Соц. педагог Борисова Елена Васильевна,

библиотекарь Поддубная Римма Леонидовна,

художественный руководитель ЦКС Хохрякова Галина Павловна

  1. Поездка в спортивный лагерь  на реке Рыбной

июль

Тренер ДЮСШ

Дружинин Леонид Иванович, член родительского комитета  Тимофеев А.В.

  1. «Трудовой десант». Очистка территории близ пруда Куралино – места отдыха малокамалинцев с участием детей и родителей.

июнь

Руководитель проекта

Тоцкая Ольга Елисеевна, глава администрации Малокамалинского с\совета Белова Л.П.

4.

Направление  «По прямой тропинке».

  1. «Об этом важно знать» (профилактическая беседа  участкового РОВД  «Бородинский» Мартыненко Виктора Васильевича с учащимися 6-9 классов)

апрель

Соц. педагог Борисова Елена Васильевна

  1. «Урок права «Проступок, правонарушение и преступление. Что ты об этом знаешь?»

май

Учитель истории, классный руководитель Парфенчук Марина Филипповна, педагог – психолог Нечупей Ольга Павловна

  1. Диспут с презентацией «Преступление и наказание»

май

Уполномоченный по правам человека Легенченко Татьяна Валерьевна

  1. Практикум «Человек в обществе. Достоинства и недостатки человека» (Анализ жизненных ситуаций о поступках людей)

июнь

Соц. педагог Борисова Елена Васильевна,

Преподаватель ОБЖ Легенченко Т.В.

  1. Изучение Морального Кодекса учащегося МКОУ «Малокамалинская основная общеобразовательная школа № 5»

апрель

Руководитель проекта

Тоцкая Ольга Елисеевна

Механизм реализации

   Проект реализуется в течение четырех месяцев. Начало реализации  - время учебного процесса, наиболее оптимальное время для профилактических бесед, диспутов по правовой культуре, так как во внеурочное время наибольший эффект имеют дела практической направленности.  В реализации проекта задействованы субъекты, осуществляющие воспитательную работу в школе: социальный педагог, руководитель физкультурно – спортивного клуба, психолог, классные руководители, уполномоченный по правам человека, а также работники культуры и сельской библиотеки.

  В реализацию проекта будут включены и родители, так как они заинтересованы в том, чтобы их дети не слонялись без цели, а занимались полезными и интересными делами. Родители обеспокоены тем, что в летний период дети находятся дома зачастую без присмотра. А проект предполагает занятость детей не только в апреле – мае, но и в июне – июле. В августе некоторые родители намереваются провести с детьми отпуск вне села, а  некоторые отправят детей в загородные лагеря.

  Основная форма реализации – КТД, коллективное творческое дело. Это и благоустройство дворов престарелых людей, школы, и изготовление подарков для тружеников тыла, и участие в праздниках, и подготовка номеров художественной самодеятельности, и так далее  (согласно плану мероприятий).

    Так как  в летний период у нас в селе активно задействована спортплощадка на территории школы, то в июне и в июле запланировано проведение спортивных игр. Спортплощадку в течение лета посещают и ученики, и выпускники, и молодежь села, и молодые семьи, поэтому участие детей группы риска и подростков в спортивных соревнованиях не будет проблемным.

    По правовой культуре предполагается провести беседы, диспут, практикум. Важно перед летними каникулами детям еще раз напомнить о том, как надо себя вести на улице, в общественных местах,  как общаться с людьми , которые старше, как правильно говорить, не употребляя нецензурную брань.

   Важно учесть, что, находясь в школе, подростки ведут себя более дисциплинировано, соблюдая правила поведения. Вне школы они зачастую проявляют агрессию по отношению и к сверстникам, и к окружающим людям. Это и особенности возраста,  и влияние  семьи, и другие факторы.

Заинтересовать подростков бывает иногда очень непросто.

Ожидаемые  результаты

1.Отсутствие правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними образовательного учреждения.

 Данный результат предполагается получить вследствие активного вовлечения несовершеннолетних в творческую, добровольческую и спортивную деятельность.

2. Воспитание осознанного ценностного отношения к своему здоровью, воспитание негативного отношения к пагубным привычкам: алкоголю, курению, наркотикам, психотропным веществам.

Результат может рассматриваться в перспективе, если кроме данного проекта в дальнейшем будут реализованы другие проекты, направленные на здоровьесбережение. Что касается конкретного проекта, то в момент реализации предполагается отсутствие у учащихся вышеперечисленных привычек.

3.Укрепление содружества между школой и родителями, между родителями и детьми.

Родители и школа обоюдно заинтересованы в том, чтобы дети не нарушали законы, не приобретали вредные привычки,  а приобретали опыт общения, коллективного дела, что поможет им адаптироваться в современном обществе.

4.Информированность несовершеннолетних детей по вопросам права.

В рамках реализации запланированы мероприятия, способствующие повышению правовой культуры учащихся.

5.Укрепление  нравственных качеств, таких как: сочувствие, сострадательность, трудолюбие, уважительное отношение к людям старшего поколения.

Милосердие, добродушие – качества , которые нужно воспитывать в детях с самого раннего детства. К сожалению, у некоторых ребят либо  агрессивное отношение к окружающим, либо вовсе равнодушное. Проект предполагает «разбудить» в ребятах  добродушие, сострадание, и такому результату способствует участие ребят в добровольной помощи престарелым людям, детям с ОВЗ, помощь младшим.

Достигнутые результаты.

1.Благодаря реализации проекта, вследствие активного вовлечения несовершеннолетних в творческую, добровольческую и спортивную деятельность  в  весенне – летний период  не было совершено ни одного правонарушения. 

2. Вследствие профилактических мер по воспитанию негативного отношения к пагубным привычкам: алкоголю, курению, наркотикам, психотропным веществам среди детей группы риска и трудных подростков нет ребят с вредными привычками. Мало того, ребята выступили с инициативой провести акцию за чистоту русского языка, чтобы  избавиться от бранных  и нецензурных слов.

3.В ходе реализации проекта укрепились отношения между родителями и школой. Родители активно участвовали и в спортивных соревнованиях, и даже предложили  помощь в сооружении беговой дорожки на спортивной площадке. Особенно интересным было мероприятие «Моя спортивная семья». Конечно, больших усилий  стоило собрать всех вместе, но после праздника все дружно сказали: «Давайте встречаться чаще!» Дети увидели своих родителей совсем с другой стороны: их папы и мамы играли и веселились как дети.

4.Очень полезными были беседы с детьми по вопросам права.

Выяснилось, что правовая  культура учащихся на низком уровне. Но надо отметить, ребята с интересом знакомились, а где –то  и углубили свои знания о Законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Конвенция ООН о правах ребенка.

 

5.В процессе реализации проекта ребята сделали много добрых дел.

Они оказали шефскую  помощь в организации праздника «А у нас сегодня выпускной!»: оформили спортивный зал, участвовали в сценарии.

Поздравили  тружеников тыла, вдов ветеранов Великой Отечественной войны с днем Победы, сделав своими руками подарки и открытки. Помогли семье Илькаевых,  где есть ребенок  - инвалид: очистили  территорию двора и приусадебного участка от мусора. Оказали  помощь  детскому саду «Улыбка» в ремонте детской площадки: покрасили  качели и лавочки.

Помогли  в ремонте оборудования для лагеря «Школа безопасности: подремонтировали деревянные столики, подштопали палатки.

Приняли  активное  участие в праздничном концерте, посвященном Дню Победы – «Спасибо деду за победу!»

Список детей «группы риска» и «трудных подростков».

МКОУ «Малокамалинская основная общеобразовательная школа № 5»,

задействованных в реализации проекта «Доктор МОМ»

№ п\п

ФИО учащегося

Дата рождения

класс

1.

Грон Данил Евгеньевич

22.07.2002

3

2.

Марчук Денис Николаевич

22.06.2001

4

3.

Чертков Максим Сергеевич

22.11.2001

4

4.

Зырянов Андрей Глебович

13.05.1999

6

5.

Липатникова Юлия Валентиновна

06.05.1999

5

6.

Шатырев Виталий Александрович

18.07.1998

7

7.

Шкабера Дарья Сергеевна

05.10.1998

7 С

8.

Шкабера Лилия Сергеевна

24.11.2001

4 С

9.

Шкабера Сергей Сергеевич

19.01.2003

2 С

10.

Липатников Александр Валентинович

16.01.1998

8

11.

Якутов Александр Глебович

21.04.1997

8

12.

Забродин Кирилл Сергеевич

23.05.1999

7

13.

 Вепрова Надежда Геннадьевна

18.08.1999

6

14.

Калинин Аким Геннадьевич

08.02.1998

8

Приложение 1

Моральный Кодекс школьника

МКОУ «Малокамалинская основная общеобразовательная школа №5».

Дорогой друг! Всегда и везде помни о нормах нравственности!

Люби людей, если хочешь, чтобы люди любили тебя!

I раздел « Я – среди других людей».

  1.  я осознаю, что я Человек и ценен этим;
  2. не осуждаю чужие ошибки, ведь сам могу ошибаться;
  3. уважаю чужое мнение, выслушиваю его до конца, не перебивая;
  4. не говорю о других плохо;
  5.  понимаю, что дар слова бесценен, дорожу родным языком;
  6. не засоряю родной язык грубыми, бранными словами, так как это  безнравственно;
  7. помогаю слабым и беззащитным;
  8. не оставляю товарища в беде;
  9. уважаю и  почитаю мать и отца, ведь они дали мне жизнь;
  10. уважаю старших, помогаю слабым, как подобает истинному гражданину;
  11. всегда помню, что учеба – мой главный труд, от этого зависит мое будущее;
  12. сам стремлюсь к намеченной цели, а не за счет других людей.

II раздел « Я – носитель разума».

  1. я знаю, что есть граница между тем, что мне  хочется, и тем, что можно;
  2. не совершаю безумных действий;
  3. предвижу последствия своих действий;
  4. несу ответственность за все, что совершаю;
  5. замечаю и приветствую любое проявление добра и милосердия;
  6. не уничтожаю без смысла ни одно живое существо;
  7. помню, что каждый мой поступок отражается на окружающих мне людях.

III раздел «Я – дитя природы и ее господин».

  1. люблю окружающий мир: радуюсь земле, небу, солнцу, воде…
  2. не обижаю животных;
  3. несу ответственность за свои деяния по отношению к природе;
  4. общаюсь с природой, ведь она источник здоровья и жизни;
  5. не использую дары природы без надобности;
  6. поступаю так, чтобы окружающий мир стал богаче, красивее, разнообразнее;
  7. всегда помню, что природа – наша мать, а мы ее дети, и мы обязаны ее беречь.

IV раздел « Я – гражданин и патриот своей Родины».

  1. я горжусь тем, что я родился в России;
  2. я помню, что ее благосостояние и престиж во многом зависят от подрастающего поколения;
  3. я люблю родной русский язык и никому не позволю коверкать его;
  4. уважаю традиции и обычаи своего народа;
  5. изучаю и знаю историю своей страны, своей малой родины;
  6. помню и почитаю тех, кто боролся и не пощадил своей жизни ради нашей жизни и свободы.

Приложение 2

ФОТОЛЕТОПИСЬ   НАШИХ  ДЕЛ

Операция  «Милосердие»

Операция  «Милосердие»

Операция «Уют»

Спорт как альтернатива пагубным привычкам. Велокросс.

Спорт как альтернатива пагубным привычкам.  Кросс «Салют, Победа!»

Концерт  «Спасибо деду за Победу!»

Спортивный праздник «День семьи»

Спортивный праздник «День семьи». Конкурс «Кузнечик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....

ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Описание проекта 1Название проекта:«Мы помним. Улицы героев города Чебоксары»2Краткое описание основных проблем, на решение которых направлен проектОбеспечить занятость детей в свобод...

Проект "Профилактика безнадзорности и правонарушений детей, их социальная реабилитация"

Цель: совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений и других форм девиантного поведения несовершеннолетних....

Порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несоверше-их по временному помещению в спец.учреж-я и мед.организации безнадзорных детей, нужда-хся в соц. реаби-ции и детей, находящ-ся в обстановке угрозы жизни

Порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по временному помещению в специализированные учреждения и медицинские организации безнадзо...