Портфолио – форма контроля и оценки достижений в воспитательной системе экипажа.
методическая разработка по теме
Организация совместной работы в экипаже, представление результатов совместной деятельности участников образовательного процесса, развитие навыков аналитической деятельности, отслеживание достижений, выявление проблем и определение путей их решения посредством создания портфолио класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_-_forma_kontrolya_i_ocenki_dostizheniy_v_vospitatelnoy_sisteme_ekipazha.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио – форма контроля и оценки достижений в воспитательной системе экипажа.
Вопрос оценки достижения планируемых результатов в современной школе – один из важных и непростых.
Актуален он и в связи с введением новых образовательных стандартов.
В нашем образовательном учреждении (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области кадетская школа-интернат «Свердловский кадетский корпус им. капитана 1 ранга М.В. Банных» при оценке образовательных результатов по предмету используется как традиционная, так и рейтинговая, балльная и дискрептивная система оценивания. С 2009 года по решению педагогического совета СКК введена такая форма промежуточной аттестации, как переводные экзамены в 5-8-х, 10-х классах, и зачетные недели в конце I и III четверти для учащихся 10 и 11 классов. Существует и такая система оценивания результатов деятельности, как знаки отличия («Ф.Ушаков», «Отличник», «За усердие», «Сова» согласно Положению о символах и атрибутах).
Не все однозначно в системе оценивания учебных результатов обучающихся, но в этом направлении все-таки есть и стандарты, и эталоны, на которые ориентируешься в работе, и варианты оценивания. Новые формы аттестации (ЕГЭ и ГИА – 9) с разработанной критериальной системой тоже помогают в оценивании планируемых результатов учебной деятельности.
Оценить результаты воспитательной системы класса (экипажа в нашем ОУ), образовательного учреждения сложнее. Хочется получить адекватную объективную оценку и привлечь к этой работе всех участников общеобразовательного процесса. Для решения этой задачи в 2007 году в нашем образовательном учреждении стала апробироваться такая форма оценивания воспитательной работы, как портфолио экипажа.
Цель этой работы мы определяем так:
Организация совместной работы в экипаже, представление результатов совместной деятельности участников образовательного процесса, развитие навыков аналитической деятельности, отслеживание достижений, выявление проблем и определение путей их решения.
Портфолио – это не только современная форма оценивания, но и то, что помогает решать педагогические задачи:
- поддерживать высокую мотивацию учащихся;
- поощрять их активность и самостоятельность;
- расширять возможности обучения, воспитания и самообразования, самовоспитания;
- развивать навыки рефлексивной оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
и как результат – способствовать повышению качества образования в целом.
Начало апробации такой формы оценивания воспитательной работы класса (экипажа) в нашем образовательном учреждении относится к 2007 году. Сегодня в этой работе уже имеются определенные традиции, одна из них обязательное публичное представление – защита результатов воспитательной работы (материалов портфолио-папки достижений экипажа за учебный год). Это всегда интересное, яркое, зрелищное мероприятие, которого ждут и учащиеся и педагоги.
На суд жюри и зрителей (педагогов, учащихся СКК, родителей) представляются разные варианты предъявления результатов работы; презентация электронная с комментарием; стихи, песни, фильмы, легенды, сказания о своем экипаже. Творчески подходят педагоги и ребята к презентации экипажных портфолио.
А жюри просматривает материалы, папки и оценивает их, задает вопросы и тем, кто представлял портфолио и другим учащимся экипажа, оценивает коммуникативные умения и другие показатели (Приложение 1 «Протокол защиты портфолио»).
Жюри (экспертная комиссия) для оценивания формируется из участников образовательного процесса: представители администрации СКК, учителя, воспитатели, учащиеся, представители общественности (члены родительских комитетов, шефы, партнеры образовательного учреждения). Определены показатели и критерии защиты портфолио экипажа, структура представления (Приложение 2), номинации, в которых будут отмечены достижения экипажей и отдельных учащихся. Защита проходит по графику (1 день для одной параллели классов-экипажей). После этого – общее подведение итогов, объявление результатов и вручение дипломов.
Может быть, эта работа кому-то покажется не новой. Нам она помогает подвести итоги воспитательной работы за год, проконтролировать выполнение направлений деятельности, увидеть тех, кто учится и работает рядом с тобой, показать свои достижения, «удивиться и порадоваться» успехам других, обозначить проблемы и наметить варианты их решения, определить пути дальнейшего движения, развития воспитательной системы.
В Приложении 3 представлены варианты экипажных портфолио (электронные презентации).
Приложение 1.
Протокол результатов представления экипажных портфолио
Оформление портфолио | Структура портфолио | Представление (защита) портфолио |
аккуратность оформления проявляется во всех документах 3б | проявляется частично 1 б | не проявляется 0 б | портрет экипажа 0-3 | учебные достижения 0-3 | творческая деятельность 0-3 | военно-спортивная жизнь 0-3 | наши добрые дела 0-3 | другие (доп. отдел) 0-3 | лаконичность, соблюдение регламента выступления 0-3 7-10 мин. | соответствие сообщения заявленной теме, целям и задачам 0-3 | структурированность и логичность выступления 0-3 | культура, грамотная речь 0-3 | наличие и целесообразность использования наглядности, уровень ее представления -3 | культура дискуссии, умение понять собеседника и убедительно ответить на вопрос (не более 5 вопросов) 0-3 5-7 мин. | Внешний вид учащихся, представление экипажа, в соответствии с военной составляющей 0-2 | Особое мнение эксперта до 4 баллов с формулировкой «За что?» |
Приложение 2.
Структура портфолио экипажа
- «Визитная карточка педагогов».
Информация о воспитателе и классном руководителе:
- должность;
- стаж работы ( в т.ч. педагогический);
- категория, разряд;
- грамоты, благодарности, поощрения, (свидетельства достижений);
- увлечения, интересы;
- другое (по желанию).
- Портрет экипажа:
- общая фотография (наше фото, как мы росли и взрослели);
- характеристика экипажа;
- актив экипажа;
- наша деятельность в этом учебном году (тема, цель, задачи, планируемый результат).
- Учебные достижения:
- образовательный рейтинг;
- качественный состав экипажа;
- участие в олимпиадах, интеллектуальных играх, учебно-исследовательской деятельности.
- Творческая деятельность:
- кружки;
- праздники, конкурсы.
- Военно-спортивная жизнь:
- секции;
- участие в спортивных мероприятиях различных уровней;
- участие в парадах, военно-спортивных лагерях и других мероприятиях.
- Наши добрые дела:
- социальные проекты.
- Другое (связанное с целью воспитательной работы в экипаже):
0 – показатель отсутствует;
1 – показатель проявляется;
2 – показатель представлен на качественном уровне;
3 – показатель представлен на творческом (инновационном) уровне.
Показатель военной составляющей (одежда, рапорт, выправка, строевая слаженность, дисциплина, обращение):
0 – нарушение формы одежды, сдачи рапорта;
1 – незначительные по форме одежды и сдаче рапорта (единичны);
2 – замечания по форме одежды и сдаче рапорта отсутствуют.
Общие требования к защите портфолио:
- Цель воспитательной работы экипажа на этот год (указать на ее преемственность, соотносимость с целью в предыдущие годы); в каких документах портфолио отражена.
- Задачи (их преемственность с задачами в предыдущие годы); их выполнение (зафиксированный результат, где, в чем отражен + ссылка на документы портфолио):
- в учебной деятельности;
- в воспитательной работе (выбранных формах ее ведения);
- в творческой деятельности;
- в военно-спортивной жизни;
- в социальных проектах.
- Документы, материалы (умения, компетенции и др.), свидетельствующие о результатах, о достижении поставленной цели, выполнении поставленных задач.
- Динамика достижений (в сравнении с результатами прошлого года).
- Перспективы, планы на новый учебный период, основанные на выявленных противоречиях и проблемах этого года (пути дальнейшего движения, развития воспитательной системы).
Приложение 3.
Электронные презентации портфолио экипажей, представленные на защиту.
Елена Вадимовна Хлынова,
заместитель директора по УР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Активные формы контроля и оценки знаний учащихся"
Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора (толковый словарь Ожегова)...
«Использование ИКТ - технологий, ЭОР и Интернет-ресурсов при контроле и оценке достижений учащихся по биологии».
Цель: показать возможности использования информационных технологий на уроке биологии для повышения качества знаний учащихся и их оценке.Задачи: -...
Портфолио как форма контроля и оценки достижений учащихся
Портфель достижений – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.Портфель достижений явл...
Презентация "Формы контроля и оценки знаний на уроке ИЗО в 5 классе с учетом требований ФГОС "
В презентации дается классификация способов контроля и оценки знаний учащихся, а т.ж представлен вариант итоговой тестовой работы за курс 5 класса по программе Е.А.Ермолинской...
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики как эффективная форма контроля и оценки. Обобщение педагогического опыта
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями ...
Опыт по отработке форм контроля и системы требований технологических, организационно-содержательных основ проектно-исследовательской деятельности для объективной и достоверной оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО; ООП СОО
Описание опыта организации проектно-исследовательской деятельности, апробоции критериеа оценивания проектов ....
Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"
Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"...