Портфолио – форма контроля и оценки достижений в воспитательной системе экипажа.
методическая разработка по теме

Валерий Иванович Данченко

Организация совместной работы в экипаже, представление результатов совместной деятельности участников образовательного процесса, развитие навыков аналитической деятельности, отслеживание достижений, выявление проблем и определение путей их решения посредством создания портфолио класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфолио – форма контроля и оценки достижений в воспитательной системе экипажа.

        Вопрос оценки достижения планируемых результатов в современной школе – один из важных и непростых.

        Актуален он и в связи с введением новых образовательных стандартов.

        В нашем образовательном учреждении (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области кадетская школа-интернат «Свердловский кадетский корпус им. капитана 1 ранга М.В. Банных» при оценке образовательных результатов по предмету используется как традиционная, так и рейтинговая, балльная и дискрептивная система оценивания. С 2009 года по решению педагогического совета СКК введена такая форма промежуточной аттестации, как переводные экзамены в 5-8-х, 10-х классах, и зачетные недели в конце I и III четверти для учащихся 10 и 11 классов. Существует и такая система оценивания результатов деятельности, как знаки отличия («Ф.Ушаков», «Отличник», «За усердие», «Сова» согласно Положению о символах и атрибутах).

Не все однозначно в системе оценивания учебных результатов обучающихся, но в этом направлении все-таки есть и стандарты, и эталоны, на которые ориентируешься в работе, и варианты оценивания. Новые формы аттестации (ЕГЭ и ГИА – 9) с разработанной критериальной системой тоже помогают в оценивании планируемых результатов учебной деятельности.

Оценить результаты воспитательной системы класса (экипажа в нашем ОУ), образовательного учреждения сложнее. Хочется получить адекватную объективную оценку и привлечь к этой работе всех участников общеобразовательного процесса. Для решения этой задачи в 2007 году в нашем образовательном учреждении стала апробироваться такая форма оценивания воспитательной работы, как портфолио экипажа.

Цель этой работы мы определяем так:

Организация совместной работы в экипаже, представление результатов совместной деятельности участников образовательного процесса, развитие навыков аналитической деятельности, отслеживание достижений, выявление проблем и определение путей их решения.

Портфолио – это  не только современная форма оценивания, но и то, что помогает решать педагогические задачи:

- поддерживать высокую мотивацию учащихся;

- поощрять их активность и самостоятельность;

- расширять возможности обучения, воспитания и самообразования, самовоспитания;

- развивать навыки рефлексивной оценочной деятельности учащихся;

- формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

и как результат – способствовать повышению качества образования в целом.

Начало апробации такой формы оценивания воспитательной работы класса (экипажа) в нашем образовательном учреждении относится к 2007 году. Сегодня в этой работе уже имеются определенные традиции, одна из них обязательное публичное представление – защита результатов воспитательной работы (материалов портфолио-папки достижений экипажа за учебный год). Это всегда интересное, яркое, зрелищное мероприятие, которого ждут и учащиеся и педагоги.

На суд жюри и зрителей (педагогов, учащихся СКК, родителей) представляются разные варианты предъявления результатов работы; презентация электронная с комментарием; стихи, песни, фильмы, легенды, сказания о своем экипаже. Творчески подходят педагоги и ребята к презентации экипажных портфолио.

А жюри просматривает материалы, папки и оценивает их, задает вопросы и тем, кто представлял портфолио и другим учащимся экипажа, оценивает коммуникативные умения и другие показатели (Приложение 1 «Протокол защиты портфолио»).

Жюри (экспертная комиссия) для оценивания формируется из участников образовательного процесса: представители администрации СКК, учителя, воспитатели, учащиеся, представители общественности (члены родительских комитетов, шефы, партнеры образовательного учреждения). Определены показатели и критерии защиты портфолио экипажа, структура представления (Приложение 2), номинации, в которых будут отмечены достижения экипажей и отдельных учащихся. Защита проходит по графику (1 день для одной параллели классов-экипажей). После этого – общее подведение итогов, объявление результатов и вручение дипломов.

Может быть, эта работа кому-то покажется не новой. Нам она помогает подвести итоги воспитательной работы за год, проконтролировать выполнение направлений деятельности, увидеть тех, кто учится и работает рядом с тобой, показать свои достижения, «удивиться и порадоваться» успехам других, обозначить проблемы и наметить варианты их решения, определить пути дальнейшего движения, развития воспитательной системы.

В Приложении 3 представлены варианты экипажных портфолио (электронные презентации).

Приложение 1.

Протокол результатов представления экипажных портфолио

Оформление портфолио

Структура портфолио

Представление (защита) портфолио

аккуратность оформления проявляется во всех документах 3б

проявляется частично   1 б

не проявляется  0 б

портрет экипажа  0-3

учебные достижения    0-3

творческая деятельность 0-3

военно-спортивная жизнь 0-3

наши добрые дела 0-3            

другие (доп. отдел) 0-3  

лаконичность, соблюдение регламента выступления

0-3   7-10 мин.

соответствие  сообщения заявленной теме, целям и задачам   0-3

структурированность и логичность выступления 0-3

культура, грамотная речь 0-3

наличие и целесообразность использования наглядности, уровень ее представления -3

культура дискуссии, умение понять собеседника и убедительно ответить на вопрос  (не более 5 вопросов) 0-3  5-7 мин.

Внешний вид учащихся, представление экипажа, в соответствии с военной составляющей 0-2

Особое мнение эксперта до 4 баллов с формулировкой «За что?»
















Приложение 2.

Структура портфолио экипажа

  1. «Визитная карточка педагогов».

Информация о воспитателе и классном руководителе:

- должность;

- стаж работы ( в т.ч. педагогический);

- категория, разряд;

- грамоты, благодарности, поощрения, (свидетельства достижений);

- увлечения, интересы;

- другое (по желанию).

  1. Портрет экипажа:

-  общая фотография (наше фото, как мы росли и взрослели);

- характеристика экипажа;

- актив экипажа;

- наша деятельность в этом учебном году (тема, цель, задачи, планируемый результат).

  1. Учебные достижения:

- образовательный рейтинг;

- качественный состав экипажа;

- участие в олимпиадах, интеллектуальных играх, учебно-исследовательской деятельности.

  1. Творческая деятельность:

- кружки;

- праздники, конкурсы.

  1. Военно-спортивная жизнь:

- секции;

- участие в спортивных мероприятиях различных уровней;

- участие в парадах, военно-спортивных лагерях и других мероприятиях.

  1. Наши добрые дела:

- социальные проекты.

  1. Другое (связанное с целью воспитательной работы в экипаже):

0 – показатель отсутствует;

1 – показатель проявляется;

2 – показатель представлен на качественном уровне;

3 – показатель представлен на творческом (инновационном) уровне.

Показатель военной составляющей (одежда, рапорт, выправка, строевая слаженность, дисциплина, обращение):

0 – нарушение формы одежды, сдачи рапорта;

1 – незначительные по форме одежды и сдаче рапорта (единичны);

2 – замечания по форме одежды и сдаче рапорта отсутствуют.

Общие требования к защите портфолио:

  1. Цель воспитательной работы экипажа на этот год (указать на ее преемственность,  соотносимость с целью в предыдущие годы); в каких документах портфолио отражена.

  1. Задачи (их преемственность с задачами в предыдущие годы); их выполнение (зафиксированный результат, где, в чем отражен + ссылка на документы портфолио):

- в учебной деятельности;

- в воспитательной работе (выбранных формах ее ведения);

- в творческой деятельности;

- в военно-спортивной жизни;

- в социальных проектах.

  1. Документы, материалы (умения, компетенции и др.), свидетельствующие о результатах, о достижении поставленной цели, выполнении поставленных задач.

  1. Динамика достижений (в сравнении с результатами прошлого года).

  1. Перспективы, планы на новый учебный период, основанные на выявленных противоречиях и проблемах этого года (пути дальнейшего движения, развития воспитательной системы).

Приложение 3.

Электронные презентации  портфолио экипажей, представленные на защиту.

Елена Вадимовна  Хлынова,

заместитель директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Активные формы контроля и оценки знаний учащихся"

Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора (толковый словарь Ожегова)...

«Использование ИКТ - технологий, ЭОР и Интернет-ресурсов при контроле и оценке достижений учащихся по биологии».

Цель: показать  возможности использования информационных технологий на уроке биологии для  повышения качества знаний учащихся и их оценке.Задачи: -...

Портфолио как форма контроля и оценки достижений учащихся

Портфель достижений – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.Портфель достижений явл...

Презентация "Формы контроля и оценки знаний на уроке ИЗО в 5 классе с учетом требований ФГОС "

В презентации дается классификация способов контроля и оценки знаний учащихся, а т.ж представлен вариант итоговой тестовой работы за курс 5 класса по программе Е.А.Ермолинской...

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики как эффективная форма контроля и оценки. Обобщение педагогического опыта

         Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями ...

Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"

Презентация к выступлению на педсовете: "Активные формы контроля и оценки знаний обучающихся"...