Проект программы «Педагогическое содействие самосовершенствованию личности ребёнка в процессе воспитания»
рабочая программа (8 класс) по теме

Попова Лидия Борисовна

 

 

 

         Программа  рассчитана  на  детей,  воспитывающихся в  детских  домах  семейного  типа,  школах-интернатах,  группах  продлённого  дня.

Данная  Программа  может  быть  использована  в  воспитательной  работе  с  детьми  младшего  школьного  (ГПД),   подросткового,  старшего  возраста (Детский  дом,  школа-интернат).    

         Время  реализации  1  год,  занятия  проводятся  1  раз   в  неделю,  количество  часов – 34.

         Программа  рассчитана  на  детей  из  социально-благополучных  семей, детей-сирот;  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_3.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Институт  повышения квалификации  и  переподготовки  работников  образования  Курганской области

Проект

программы

«Педагогическое  содействие  самосовершенствованию  личности   ребёнка в  процессе  воспитания»

Проект разработали:

Боголюбова О.В. воспитатель ГПД  Далматовской  НОШ

Колотилина О.Ф. воспитатель

Куртамышского  детского дома

Логиновских Г.И. воспитательГПД  Колесниковской ОШ

Попова Л.Б. воспитатель

Куртамышского  детского дома

Салтыкова А.Ф. воспитатель

Куртамышского  детского дома

Старикова О.В. воспитатель

Далматовской СШ-интерната

Научные  руководители:  Уколова А.М.,  доцент кафедры Т и ПО

                                   Бурнатова  Н.П., доцент кафедры педагогики,  КПН

                                           Фролова З.Г., зав. кабинетом интернатных учреждений

Аннотация

        Программа  рассчитана  на  детей,  воспитывающихся в  детских  домах  семейного  типа,  школах-интернатах,  группах  продлённого  дня.

Данная  Программа  может  быть  использована  в  воспитательной  работе  с  детьми  младшего  школьного  (ГПД),   подросткового,  старшего  возраста (Детский  дом,  школа-интернат).    

        Время  реализации  1  год,  занятия  проводятся  1  раз   в  неделю,  количество  часов – 34.

        Программа  рассчитана  на  детей  из  социально-благополучных  семей, детей-сирот;  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей.

Обоснование  и  концептуальные  основы  программы

        

В  течение  десятилетий  в  советской  школе  господствовал  взгляд,  что  воспитание,  как  воздействие  на  человека  извне,  может  в  короткий  срок  переделать  личность  человека.  Не  бралась  в  расчет  и  не  стимулировалась  внутренняя активность  личности,  направленная  на  неё  саму,  не  учитывались  её  потребности  и  способности  к   самореализации,  самосовершенствованию.  А  именно  эти  факторы  современная  гуманистическая  психология  и  педагогика  выдвигают  на  первый  план  в  развитии  личности.

Выпускники  школы  должны  быть  подготовлены  к  новым  общественным, рыночным отношениям.  Они  должны  обладать  самостоятельностью,  предприимчивостью,  быть  нравственно стойкими,  закалёнными,  чтобы  не  допускать  всякого  рода  отклонений,  поддаваясь  соблазнам  окружающей  жизни,  готовыми  к  встрече   с  трудностями  в  условиях  конкурентной  деятельности,  быть  приверженными  здоровому  образу  жизни.

В  связи  с  этим  восстанавливается  значимость  воспитания,  идёт  процесс  его  обновления.  Чтобы  человек  мог  удовлетворить  свои  потребности,  необходимо создать ему соответствующие условия: свободу  воле  проявления,  пространства  творческой  деятельности,  социальный  комфорт.

Школа  сегодня  не  предоставляет  достаточного  пространства  для  удовлетворения всего  диапазона  актуальных  потребностей  ребёнка,  в  том  числе  в  сфере  развития.     Отсюда  вытекают  ряд  проблем:

- Как  удовлетворить и  использовать во благо  потребности  детей,  являющиеся  основой  саморазвития  и  главным  мотивационным  фактором  поведения?    

-   Можно  ли  (а  если  да,  то  как)  влиять  на  внутренние  процессы  саморазвития  и  самосовершенствования,  задавая  им  определённое  педагогическое  целесообразное  направление?  

Повлиять  на  процесс  саморазвития  возможно,  если  наладить  связь  с  внутренним   миром  личности,  то  есть  с  его  Я.

В  самой  науке  о  человеке  субъективный  подход  стал  занимать   всё  более  значимое  место.  Психологов,  педагогов,  философов  всё  больше  интересуют  вопросы:

-  Как  человек  строит  себя?

-  Чем  обусловлен  выбор  жизненных  целей?

Идея  субъективности  затрагивается  С.Л. Рубинштейном,                      Б.Г.  Ананьевым,  А.Н. Леонтьевым  и  другими.

Уже  Л.С. Выготский  в  своей  педагогической  психологии  в  1926  году  отметил,  что  человека  воспитывать  нельзя.  Он  воспитывает  себя  сам,  а  окружающие  представляют  лишь  материал,  который  может  потребоваться  человеку  для  построения  своей  личности.

Наш  опыт  работы  показал,  что  в  наших   образовательных  учреждениях  у  воспитанников  слабо  сформированы  или  отсутствуют  мотивы  самопознания,  саморазвития.

Утилитарные,  житейские  интересы  преобладают  над  познавательными  и  общекультурными  интересами.  Отсутствуют  ценностные  ориентации.  Не  развиты  социально-коммуникативные  качества:  интеллектуальные,  эмоционально-волевые,  поведенческие.

Часто  отсутствуют  нормы  морали  и  нравственности,  принятые  в  обществе.  Наблюдается  склонность  к  ассоциативному  поведению.

Поэтому  необходимо  серьёзное  и  пристальное  внимание  уделить  изучению  особенностей  личности  ребёнка,  системе  осознаваемых  и  неосознаваемых  представлений  личности  о  самой  себе,  т. е  Я – концепции.

Отсюда  вытекает  проблема:  

- Как  создать  и  поддерживать  положительную  Я – концепцию  у  воспитанника?

Решение  этой  проблемы  в  образовательном  учреждении  заключается  в  применении личностно ориентированной  педагогики,  личностного  и  индивидуального  подходов  к  ребёнку,  построение  системы  сотрудничество  педагогов,  воспитателей.  Поэтому  актуальной  для  нашей   программы  мы  считаем  тему:  «Педагогическое  содействие  самосовершенствованию  личности  ребёнка  в  процессе  воспитания».

Цель:

Создание  условий  для  развития  мотивации  на  самосовершенствование,  на  осознанное  и  целенаправленное  улучшение  личностью  самой  себя.

Задачи:   

  1. Содействовать  осознанию  личностью  ребёнка  целей,  задач  и  возможностей  своего  развития  и  саморазвития.
  2. Способствовать  организации  опыта  самостоятельной  и  творческой  деятельности  учащихся,  сопровождаемой  удовлетворением  разнообразных  потребностей  самосовершенствования.
  3. Формировать  у  воспитанника  качеств  творчески  думающей,  активно  действующей  и  легко  адаптирующейся  личности,  которые  требуются  в новых  социально-экономических  условиях.

Основные  направления  реализации  программы:

Блок № 1. Познай  себя  (самопознание)

Блок № 2.  Сделай себя  сам  (самовоспитание)

     Блок № 3. Утверждай  себя  (самоутверждение)

     Блок № 4. Найди  себя  (самоопределение)

                                         Блок  №  1:   «Познай  себя»

Задачи:

  1. Ознакомить  с понятиями:  личность,  индивидуальность,  развитие,  самопознание,  самосознание,  самосовершенствование;
  2. Педагогически  пробудить  к  самопознанию,  формировать  мотивы  самопознания;
  3. Выявить  интересы,  склонности  и  личностные  качества  воспитанника;
  4. Ознакомить  с понятиями:  личность,  индивидуальность,  развитие,  самопознание,  самосознание,  самосовершенствование;
  5. Сформировать  правильное,  адекватное  отношение  к  себе,  самооценку;
  6. Подвести  к  осознанию  необходимости  и  постановке  целей  самосовершенствования.

Содержание:

  1. Личность.  Человек  как  индивид  и  как  личность.  Физическое  и  психическое  содействие  человека.  Роль  личности  в  собственном  развитии.

(Составление  карты  самооценки.    Упражнение  «Я  среди  людей».  «Я - личность».  «Я  познаю  себя  и  других».  Тематическое  рисование  «Я  особенный».  Беседа  «Кто  я  и  как  я  выгляжу?»  Диагностический  тренинг  «Тропинка  к  своему  Я».  Диагностика  «Шкала  детской  Я -  Концепции». Экскурсия «Человек  в  природе  и  его  здоровье».Рисуночный  тест  «Дом,  дерево,  человек»).

  1. Самопознание  как  основа  самосовершенствования.  Знания  о  людях,  живущих  вокруг  тебя,  как  одно  из  условий  познания  себя.

Серия  диагностических  методик.  Практикум  «Смотреть  на  мир  глазами  другого».  Опросник  «Что  значит  познать  себя?»  (По  А. И.  Красило).  Опросник  Спилберга).

  1. Качества  личности:  школа  «Кто  Я?».  

а)  эмоции  и  чувства;

б)  внимание,  его  особенности;

в)  память  и  его  значение;

г) знания  как  характеристика  личности,   качества  знаний;

д)  мышление;

е)  способности  личности;

ж) черты  нравственного  человека: доброта,  честность,  правдивость,  совестливость,  благородство,  порядочность,  полезность  даяний.  Честь  и   достоинство;

з)  характер,  черты  характера

(Опрос  «Что  значит  познать  себя»  Практикум  «Разные  мысли  обо  мне»  Сюжетно-ролевые  игры.  Игра  «В  кругу  друзей».  Беседы  на  тему  «Общение,  Этикет»).

Ожидаемые  результаты:

  1. Иметь  представления  о  понятиях:  правдивость,  совестливость,  благородство,  порядочность  и  их  значение  в  жизни  общества;
  2. Оценивать  собственное  «Я»;
  3. Осознавать  цели,  задачи  и  возможности  своего развития  и  саморазвития.

 Блок  № 2  :   «Сделай  себя  сам»

  1. Ознакомить  с  понятиями:  самовоспитание,  воля,  самоконтроль,  самообладание,  самовоздержание;
  2. Формировать  мотивы  самовоспитания;
  3. Помочь  ребёнку  овладеть  приёмами  самовоспитаниями,  методами  работы  над  собой;
  4. Формировать  первичные  навыки  самовоспитания.
  5. Пробудить  в  ребёнке  веру  в  свои  силы,  в  возможность  стать  лучше;

Содержание:

  1. Понятие  о  процессах  воспитания  и  самовоспитания.
  1. Роль  и  возможности  самовоспитания  в  развитии  личности.  
  2. Основные  направления    самовоспитания:  нравственное,  эстетическое,  трудовое,  умственное   и  физическое.

(Практикум:  «Слезами  горю  не  поможешь».  Детский  апперцептивный  тест  (САТ).  Спортивно-массовые  мероприятия:  Игра  «Сильные,  ловкие,  смелые»,  «Весёлые  старты»,  туристические  походы,  слёты»).

  1. Нравственное  самовоспитание.  Основные  понятия  нравственности:  добро,   зло,  справедливость,  долг,  ответственность,  милосердие,  великодушие, стыд, совесть, счастье, свобода.  Баланс  «могу-хочу-надо».

(Практикум:  «Сотрудничество  лучше  конфликта».  Игра:  «В  стране  злой  и  доброй  волшебницы»  Тесты. Практические  дела:  «Протяни  руку  помощи».  Беседа:  «Легко  ли  быть  добрым»  и  др. )

  1. Программа  самовоспитания.  Условия,  средства   и   организация самовоспитания. Планирование  работы  над  собой.  Личный  образ  жизни.  Правила  самовоспитания  и  девизы,  стиль  жизни,  режим,  традиции,  упражнения.

(Диспут:  «Откровение  души».  Мини  сочинение  «Расскажи  мне  о себе».  Беседы  по  культуре  речи.  Тесты:  «Ты  и  люди  вокруг  себя» )

  1. Методы  самовоспитания.

а)  самоконтроль,  самоотчёт.  Режим  дня  и  его  роль  в  организации самовоспитания.

б)  самоубеждение.  Диалог  с  собой  как  способ  осознания  себя.  Выработка  привычек,  привитие  способностей,  самовоспитания  культуры  общения.

в)  самоактивизация:  самопоощрение,  самонаказание,  самостимуляция,  самоободрение.

г)    самообладание:  самоприказ,  самоуспокоение,  самоприучание,  самовнушение.  Выработка  хороших  привычек.

д)  самовоздержание:  самоограничение,  избавление  от  вредных  привычек.

Ожидаемые  результаты:

  1. Иметь  представления  о понятиях:  воля,  самоконтроль,  самовоздержания,  самообладание;
  2. Проявлять  нравственные    качества:   добро,  помощь  людям,  милосердие;
  3. Уметь  организовать  свой  режим  дня;
  4. Давать  оценку  своим  поступкам  и  поступкам   своих  товарищей.

  Блок  №3 :   «Утверждай  себя»

Задачи:  

  1. Ознакомление  с  понятиями:  самоутверждение,  достоинство,  честь,  авторитет,  лидерство.
  2. Формирование  уважения  к  себе,  чувства  собственного  достоинства.
  3. Формирование  эмоционально  положительной  Я – Концепции:  Я  нравлюсь,  способен,  значу.
  4. Составление  индивидуальной  программы  коррекции  своих  качеств  в  различных  сферах  самоутверждения.

Содержание:

  1. Потребности  личности  в  самовыражении,  самоутверждении,  самозащищённости,  возрастные  и  индивидуальные  особенности.   Я – концепция  личности  и  механизм  самоутверждения.

Основные  сферы  самоутверждения  личности:  социальная,  полоролевая,  деловая,  творческая,  духовно-нравственная.

(Шкала  самовосприятия  «Я  Концепция  личности»)

  1. Социальное  самоутверждение  личности  в   общественном  признании.  Способы  самоутверждения  в  коллективе.  Правила  поведения  в  компании.

      (Беседа-практикум:  «Учимся  жить  вместе  «Я»  и  «Мы»».  Игра  «Ассоциация».  Рисуночный  тест  Фрустрации  Розенцвейга.  Практикум  по  составлению  программы).

  1. Отношения  мальчиков  и  девочек.  Половая  идентификация.

 (классный  час  для  девочек  «Твоя  комната».  Настоящий  мальчишка,  какой  он?  Клуб  «Хозяюшка»,  «Рукодельница»  беседы:  «О  сыновьем  долге»,  «Мальчик  и  девочка»  )

  1. Самоутверждение  и  творчество.  Задатки,  способности,  талант,  условия  их  развития.  Способности – основной  инструмент  самовыражения  и  самоутверждения  личности.

     (Кружки  по  интересам.  Конкурсы.    Викторины.)

  1. Самоутверждение  в  нравственной  сфере.  Честность,  порядочность,  обязательность,  ответственность,  самостоятельность  и  независимость  как  черты  личности,  способствующие  самоутверждению  в  обществе  и  в  своём  собственном  мнении.  Самооценка  своих  нравственных  качеств,  самоутверждение  в  себе  Человека.

(Осознание  сильных  и  слабых  сторон  личности.  Обучение  самопринятию  (по  Моралову) )

  1. Индивидуальная  программа.

Ожидаемые  результаты:

  1. Иметь  представления  о  понятиях:  достоинство,  честь,  авторитет,  лидерство;
  2. Высказывать  и  отстаивать  свою  точку  зрения  в  различных  жизненных  ситуациях;
  3. Составлять  индивидуальные  программы  коррекции  своих  качеств  в  разных  сферах  самоутверждения;
  4. Участвовать  в  самостоятельной  творческой  деятельности.

 Блок  № 4 :   «Найди  себя»

Задачи:  

  1. Ознакомить  с  понятиями:  самоопределения,  самореализация,  профессия,  профессиональная  карьера.
  2. Помочь  воспитаннику  в   профориентационном  самоопределении  на  разных  этапах
  3. Составить  индивидуальную  программу  самоопределения  в  различных  сферах  своей  жизнедеятельности.  

Составить  программу  на  профессиональную карьеру

 

Содержание:

  1. Самоопределение:  желания,  мечты,  выбор.  «Могу»,  «Хочу»,  «Надо».

        (Проективные  тесты-рисунки.  Набор  упражнений,  тренингов,       дидактических  игр)

  1. Проффесиональное  самоопределение.  Мир  профессий.  Требования  профессии  к  человеку.  Профессиональные  интересы  и  склонности.  Роль  самовоспитания  в  выборе  профессии.  Подготовка  себя  к  трудовой  деятельности,  пути  приобретения  профессии.

    (Диагностические  методики: «Техника  самоменеджмента.» Экскурсия  в  центр  занятости,  на  предприятия.  Встреча  с      интересными  людьми.  Пресс-конференция  «Защита  профессий»)

  1. Личностное  самоопределение.  Полоролевое  поведение.  Любовь.  Дружба.  Выбор  друзей.

(Классный  час «О  дружбе».  Диагностика:  рисуночный  тест  «Кинетический  рисунок  семьи»)

  1. Мир  духовности.  Отношение  к  общечеловеческим  ценностям.

  (Цикл  бесед:  о  добре,  совести,  любви,  долге,  трудолюбии.)

  1. Мир  досуговых  занятий.  Использование  свободного  времени.  Выбор  досуговых  занятий,  хобби.  

(Выставка  рисунков,  конкурсы,  викторины,  кружки  по  интересам,  Клуб  выходного  дня.  

  1. Жизненные  планы.  Человек  и  судьба.  Степени  взросления.

(Беседа-практикум:  «Моя  дорога  к  Себе  и  к  Другим»)

 

Ожидаемые  результаты:

  1. Уметь  оценивать  свою  жизнедеятельность  и  явления  социальной  жизни  с  позиции  нравственных  категорий;
  2. Соизмерять  свои  возможности  с  реальностью:  «Я - хочу»,  «Я - могу»;
  3. Составлять  программу  самоопределения  в  различных  сферах  своей  жизнедеятельности  и  профессиональном  самоопределении.

Ресурсное  обеспечение  программы

        Успешность  работы,  направленной   на  достижение  целей  Программы  и  решение  возникающих  проблем,  обеспечивается  совместными  усилиями  администрации;  методсовета  и  всего  педколлектива;  психолого-педагогической  службы.

        Сметные  расходы  на  проводимые  программные  мероприятия – за  счёт  внебюджетных,  спонсорских  поступлений  и  средств  имеющихся  на  счёте  учреждения.

Наличие  в  образовательном  учреждении  комнаты  психологической  разгрузки

Список  используемых  источников:

  1. Бондаревский В.Б.  «Беседы  о  самовоспитании»., Москва «Просвещение»  1976 г.
  2. Гришин Д.Н.,  Колдунов Я. И.  «Руководство самовоспитанием школьников»., Москва «Просвещение».,  1975 г.
  3. Гуревич К.М., Борисова Е.М. «Введение в психодиагностику»
  4. Изотов  А.В. «Как стать лучше?» Йошкар-Ола Марийское книжное издательство., 1991 г.
  5. Ковалёв А.Г. «Самовоспитание школьников»., Просвещение. Москва 1967г.
  6. Кочетов А.И. «Как заниматься самовоспитанием».,  Минск., «Вышэйшая школа» 1985 г.
  7. Кочетов А.И. «Мастерство самовоспитания»., Минск., 1992г.
  8. Маралов  В. Г.  «Основы  самопознания  и  саморазвития»  Москва.,  2002г.
  9. Мнацаканян Л.И.  «Личность  и  оценочные  способности  старшеклассников».,  Москва «Просвещение».,  1991 г.
  10.  Немов Р.С. «Психология»
  11.  Овчарова Р.В. «Практическая психология образования»
  12.  Орлов Ю.М. «Самопознание и самовоспитание характера»., Москва., «Просвещение» 1987 г.
  13.  Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., «Воспитание личности в коллективе»., Москва., 2001 г.
  14.  Рувинский Л.И.,  Арет А.Я.  «Самовоспитание  школьников»., Москва. «Педагогика» 1976 г.
  15.  Селевко  Г.К.  «Руководство по  организации самовоспитания          школьников». Народное образование., 2000г.
  16.  Селевко Г.К., Селевко А.Г. «Социально – воспитательные технологии»., Москва., «Народное образование»., 2002 г.
  17.  Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. «Общая педагогика»., Москва 2003 г. 
  18.  Возрастная и педагогическая психология., Под редакцией Гамцо М.В., Матюханой М.В., Михальчик Т.С., Москва., 1994 г.
  19.  Сборник авторских программ дополнительного образования детей. «Народное образование»., Москва., 2002 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Права ребёнка в семье»

Социальный проект «Права ребёнка в семье» проводился с 6.12-9.12. 2010 г.  На первом этапе шла подготовительная работа. Учащиеся 5-7 кл. изучали нормативные документы по правам ребёнка в семье. Н...

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Научно-исследовательский проект ученика "Роль колыбельных песен в жизни и духовном развитии ребёнка"

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и обр...

проект "Развиваем речь ребёнка вместе"

проект по работе сродителями...

Реализация федерального проекта "Успех каждого ребёнка"

Реализация проекта направлена на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей....

Включение в работу дополнительного образования детей с ОВЗ в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка»

Как показывает практика, трудности в обучении рисованию и лепки действительно актуальны. У детей часто слабо развита мелкая моторика, пространственная ориентировка, которые в первую очередь необходимы...