Ролевая игра "Семья - семь Я"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Вахонина Галина Алексеевна

 

Сценарий ролевой игры "Семья - семь Я", предназначенной для учащихся 7 - 8 классов; цель мероприятия -  внушение основополагающего значения семьи в жизни человека;

воспитание культуры общения; развитие навыков коллективной деятельности; пробуждение и развитие творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolevaya_igra_semya_-_sem_ya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вахонина Г. А. Ролевая игра «Семья - семь Я»

Сценарий ролевой игры

для учащихся среднего звена

«Семья – семь Я»

Цель: внушение основополагающего значения семьи в жизни человека;

воспитание культуры общения; развитие навыков коллективной деятельности; пробуждение и развитие творческих способностей.

Оборудование: заставка на экране – эмблема Года семьи; видеофильм «Наши мамы»; «знаки симпатии» в виде картонных цветов для команд-участников; номера классной печатной газеты на семейную тему.

Эпиграф: Счастье в том, чтобы быть полезным сегодня братьям и сёстрам, папе и маме, завтра – товарищу, послезавтра – Родине.

Из книги Анастасовой Л. П., Ивановой Н. В., Ижевского П. В. «Человек. Культура. Здоровье». М., «Просвещение», 1998

Ход игры:

I. Представление гостей, которым предлагается оценить игру участников: после каждого этапа опустить в вазу «знаки симпатии» в виде цветов, соответствующих «фамилиям» команд, – ромашки, васильки, лютики, колокольчики.

II. Вступительное слово ведущего.

«Семья для каждого из нас много значит, потому что мы рождаемся в семье, жить и умирать тоже должны в семье. А человек без родных – несчастливый человек. Давно, несколько веков назад, великий английский поэт Уильям Шекспир написал:

Прислушайся, как дружественно струны

Вступают в строй и голос подают, –

Как будто мать, отец и отрок юный

В счастливом единении поют.

Нам говорит согласье струн в концерте,

Что одинокий путь подобен смерти.

Каждая семья имеет свою биографию. В каждой семье складываются особые традиции, обычаи, есть любимые вещи, книги, фильмы, блюда, своя лексика (словечки, прозвища, ласкательные имена) и ещё много всего, из чего создаётся целый семейный мир.

Сегодня мы попробуем воспроизвести разные модели семьи, посмотрим, как могут складываться отношения между её членами. И при этом будем учиться культуре общения. Каждый должен для себя сделать вывод о том, как следует беречь свою семью».

III. Ролевая игра.

1 этап: «Знакомство»

Класс предварительно разделён на 4 «семьи»: Ромашкины, Лютиковы, Васильковы, Колокольчиковы. Каждая «семья» выполняла домашнее задание: надо было распределить роли членов семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, дети или как-то иначе), дать имена, придумать характеристику «семьи», традиции и т.п. и, по возможности используя элементы костюмирования, театрализации и другие способы, представить свою «семью».

Степень участия, фантазия, артистичность, коллективизм членов «семей» оцениваются «знаками симпатии».

2 этап: «Фото для семейного альбома»

Разыгрывается ситуация «У фотографа». Каждая «семья» располагается для «семейной» фотографии. Здесь оценивается коммуникативная способность ребят, умение каждого определить своё место.

Производится фотографирование. Во время очередных конкурсов фото переносятся в компьютер, затем проецируются на экран. Наиболее удачные фотографии оцениваются «знаками симпатии».

3 этап: «Семейные сказки»

Слово ведущего:

«2008 год объявлен не только Годом семьи, но и Голом семейного чтения. И вот что нам рекомендует семья Черных из Мурманской области:

Если у ребёнка слёзы и капризы,

Не берите, мамы, в помощь телевизор.

Сын не разберётся, что там, на экране,

И добрей и лучше от него не станет.

И не упустите в этой жизни мига:

Покажите детям, что такое книга.

Наверное, в каждой семье есть любимые книги. И обязательно это сказки, которые с детства воспитывают каждого человека».

Проводится конкурс сказок.

А) Вписать в полученной карточке с текстом из известной сказки недостающие фразы.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший …………………..(умный был детина),

Средний сын ………………..(и так и сяк),

Младший ………………….(вовсе был дурак).

Какая сказка так начинается? (П. П. Ершов, «Конёк-горбунок»)

Б) Перечислить членов семьи царя Салтана в пушкинской сказке о царе Салтане. (Царь Салтан, сын его Гвидон, царица, невестка царевна Лебедь, сёстры царицы – ткачиха с поварихой, мать Салтана баба Бабариха)

В) Назвать имена поросят в английской народной сказке о трёх поросятах и указать, кто какой дом строил. (Ниф-Ниф построил дом из соломы, Нуф-Нуф – из прутьев, Наф-Наф – из камней и глины)

Г) Назвать членов компании бременских музыкантов в сказке братьев Гримм – тоже своеобразная семья, музыкальная. (Осёл, пёс, кот, петух)

Д) Сказать, каких девиц, из каких семей взяли себе в жёны три сына царя в русской народной сказке о царевне-лягушке. (Старший сын – из боярской семьи, средний – из купеческой, а Иван-царевич – лягушку, Василису Премудрую)

Е) Вспомнить слова из песенки лисы в русской народной сказке Петушок – золотой гребешок»:

Петушок, птушок,

Золотой гребешок,

…………………..(Маслена головушка),

…………………..(Шёлкова бородушка),

…………………...(Выгляни в окошко),

……………………(Дам тебе горошку).

4 этап: «Семейная колыбельная»

Разыгрывается ситуация «Ребёнок не может заснуть».Каждая «семья» коллективно исполняет полготовленную заранее колыбельную песню для капризного «ребёнка».

5 этап: «Поздравление с юбилеем»

Каждая «семья» выбирает в качестве юбиляра одного из своих членов, сочиняет поздравление и пожелания, придумывает подарок. Оригинальные поздравления и подарки оцениваются «знаками симпатии».

6 этап: «Первая скрипка в оркестре»

Слово ведущего:

«Сегодня мы услышали, как Шекспир сравнивал  счастливую семью с оркестром. В каждом оркестре есть дирижёр, есть исполнители и обязательно есть первая скрипка, которая выводит основную, главную мелодию. А в семье, как вы думаете, кто играет роль первой скрипки? Конечно, мама.

В языке есть разные семейные слова, но сред них одно из важнейших – мама. Замечательная метафора живёт в сознании многих поколений людей: матушка Русь, Родина-мать (а мы её дети – дочери и сыновья), ещё говорят «мать сыра земля».

Давайте сейчас вспомним о наших мамах, которые задают тон отношений в семье».

Демонстрация видеофильма «Наши мамы».

IV. Финал.

«Знаки симпатии», полученные каждой «семьёй», наклеиваются на заготовленную картонную основу, таким образом составляются «букеты», которые определяют наиболее успешно справившиеся  со своими ролями команды.

Слово ведущего:

«Сегодня мы учились общению в семье. И это очень важно! Пусть семьи ненастоящие. Но наш класс – тоже семья, которая состоит из товарищей. Обратите внимание на эпиграф к нашей игре (прочитать)».

Каждый гость и участник игры получает в подарок номер классной печатной газеты «Фантазёры» на тему «Семейные истории».

Литература

1. Анастасова Л. П., Иванова Н. В., Ижевский П. В. Человек. Культура. Здоровье. М., «Просвещение», 1998

2. Барышникова С.В. Трудный выбор классного  руководителя. Санкт – Петербург, «Каро», 2003.

3. Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. М., «Педагогический поиск», 2000.

4. Кульневич С. В. Воспитательная работа в средней школе. Воронеж, «Учитель», 2001

«Семейные сказки»

А) Вписать в полученной карточке с текстом из известной сказки недостающие фразы.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший ………………………………..,

Средний сын …………………………...,

Младший ………………………………..

Какая сказка так начинается?

Б) Перечислить членов семьи царя Салтана в пушкинской сказке о царе Салтане.

В) Назвать имена поросят в английской народной сказке о трёх поросятах и указать, кто какой дом строил.

Г) Назвать членов компании бременских музыкантов в сказке братьев Гримм – тоже своеобразная семья, музыкальная.

Д) Сказать, каких девиц, из каких семей взяли себе в жёны три сына царя в русской народной сказке о царевне-лягушке.

Е) Вспомнить слова из песенки лисы в русской народной сказке Петушок – золотой гребешок»:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

…………………..,

…………………..,

…………………...,

…………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролево-игровой проект Тема: Потребительский бюджет семьи.

Целепологвние: Научиться основам потребительского поведения при создании семейного бюджетаУчитель: Иванова Татьяна ГеннадьевнаМОУ Заовражская СОШ...

«Влияние сюжетно-ролевых игр на выстраивание диалога в семье и школе»

«Влияние сюжетно-ролевых игр на выстраивание диалога в семье и школе»Сегодня я хочу затронуть проблему детской агрессии и представить технологию полихудожественной композиции для повышения актив...

Урок-ролевая игра "Рождество в немецкой семье" для 6 класса

На уроке каждый учащийся получает определённую роль (дедушка, ребёнок, папа, мама, продавец на рождественском рынке и т.д.). В соответствии со своей ролью учащийся ведёт себя на уроке, выполняя разные...

Сюжетно-ролевая игра "Моя семья"

В наши дни, когда институт семьи переживает серьезнейший кризис, как никогда актуальна мотивация детей и подростков на социально значимые семейные ценности.Традиции семьи и функциональные роли в семье...

Сюжетно-ролевая игра "Семья встречает гостей"

Все ходят друг к другу в гости, это интересное и полезное мероприятие. А вот кто наиболее гостепреимен, талантлив и умен - покажет данная  сюжетно-ролевая игра...

Конспект руководства сюжетно- ролевой игрой «Семья» в старшей группе.

Конспект руководства сюжетно- ролевой игрой «Семья» в старшей группе....

Сценарий ролевой игры "Семь мудрецов или семь правил высокоэффективных людей"

Ролевая игра предназначена для учащихся любого возраста....


 

Комментарии

Вахонина Галина Алексеевна

Сценарий ролевой игры "Семья - семь Я", предназначенной для учащихся 7 - 8 классов; цель мероприятия - внушение основополагающего значения семьи в жизни человека;

воспитание культуры общения; развитие навыков коллективной деятельности; пробуждение и развитие творческих способностей.