Традиции в системе воспитательной работы МОУ "Ялгинская СОШ"
статья по теме

Юркин Николай Афанасьевич

Общешкольные традиции способствуют сплочению классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. В нашей школе накоплено много очень полезных и добрых традиций, в том числе возникших очень давно и поддерживающихся до настоящего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tradicii_shkoly.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИИ

В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  

МОУ «Ялгинская СОШ»

В толковых словарях разных авторов слово «традиция» означает примерно одно и то же: исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, укоренившийся порядок и т.п. Школьные традиции следует рассматривать как «обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые из одного поколения учащихся к другому».

Школьные традиции – это, прежде всего, такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. Какое-то явление в школе может приобрести традиционный характер только тогда, когда оно получит поддержку школьников, когда они будут беречь и пестовать то, что приняли не по предписанию сверху, а по желанию самого коллектива, если учащиеся гордятся им, если оно носит не разовый, эпизодический характер, а приобрело свою определенную, установившуюся форму. Традиционным признается только такое явление, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер.

Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. Сохранение школьных традиций совершенно невозможно, если новые поколения школьников не поддерживают тех начинаний, которые осуществляли старшие учащиеся. Одним из признаков, которыми характеризуются школьные традиции, является наличие в них установившейся формы, и, как правило, яркой, богатой формы. Молодая, только зарождающаяся традиция на первых порах оказывается не очень интересной со стороны формы, но в дальнейшем она обязательно накопит такие черты, которые украсят её, сделают привлекательной для школьников. Эмоциональное воздействие традиций усиливается благодаря тому, что они увлекают детей не только своим содержанием, но и оригинальной формой. Значимость и необходимость школьных традиций заключается еще и в том, что они отражают социальную направленность учебного заведения. Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал.

К.Д.Ушинский считал, что воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров. Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложены определенные воспитательные цели. Главные из них это общешкольные традиции и традиции первичного коллектива. Общешкольные традиции способствуют сплочению классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. В нашей школе накоплено много очень полезных и добрых традиций, в том числе возникших очень давно и поддерживающихся до настоящего времени.

МОУ «Ялгинская СОШ» свою воспитательную деятельность ведет по следующим направлениям:

  1. Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности, знаниям;
  2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  4. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  5. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ;
  7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

В реализации данных направлении школа за многие годы выработала следующие виды деятельности и формы занятий, которые стали традиционными в школе, т.е. ежегодно повторяются на более высоком уровне и с новым содержанием.

Примерные виды деятельности и формы занятий.

  1. Получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана).
  2. Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин).
  3. Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин).
  4. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам).
  5. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного  участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).
  6. Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.
  7. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).
  8. Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Направления

Формы и методы воспитательной работы

1. Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности, знаниям


Линейка и классные часы. ТЕМА «ДЕНЬ ЗНАНИЙ».

Проверка готовности учеников к школе (внешний вид, «портфель», сменная обувь.)

Беседы-практикумы «Учись учиться», «Кому и зачем нужно учиться в выходные дни», «Учеба и отдых», «Результаты образования», «Чему нужно учиться в школе», «Что такое творческая книжка», «Кружки и факультативы в школе», «Правила поведения учащихся в школе» и т.д.

Классные часы. ТЕМА «ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»

(1. Права и обязанности учащихся. 2. Правила поведения.3. Традиции нашего класса. 4. Как нужно учиться и отдыхать. 5. Кружки и факультативы нашей школы. 6. Творческое портфолио ученика. 7. Проблемы взаимоотношений и их решения. 8. Чему нужно научиться в школьные годы. 9. Что такое самосовершенствование?)

2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Конкурсное движение юных патриотов.

День допризывника: вручение приписных свидетельств.

Участие в городских конкурсах и соревнованиях: конкурс патриотической песни, военизированной эстафете.

Утренники, посвященные Дню Защитника Отечества.

Смотр строя и песни. Приглашение гостей.

День космонавтики. Классные часы, беседы.

Мероприятия посвященные Дню Победы:

  1. Чествование ветеранов ВОВ.
  2. Уроки мужества: «Герои опаленные Войной».
  3. Конкурс рисунков, плакатов, сочинений «Война глазами внуков ветеранов» с последующим размещением на территории п. .Ялга.
  4. «С добрым утром ветеран» - поздравления ветеранов ВОВ.

Участие в городских конкурсах и соревнованиях: «Юный патриот»

Фестиваль детской песни «Когда мои друзья со мной»

Военно-спортивные полевые сборы.

Классные часы. ТЕМА «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ» (1. Российское государство. 2. Государственные праздники. 3. Исторические места нашей республики. 4. Мой родной край. 7. Кто такой патриот. 8. «Отечества достойные сыны»)

Классные часы. ТЕМА «ТРАДИЦИИ НАШЕГО КЛАССА» (1. Когда в классе учиться интересно. 2. Зачем все время учиться? 3. Что такое порядок? 4. Что может быть важнее здоровья? 5. Праздники в нашем классе. 6. Как нужно отдыхать. 7. Музеи, театры и выставки)

Классные часы. ТЕМА «ТРАДИЦИИ НАШЕЙ ШКОЛЫ» (1. Правила поведения в школе. 2. Что делать, если... 3. Студии и кружки. 4. Соревнования и конкурсы. 5. Олимпиады. 6. Праздники. 7. Каникулы).

Классные часы. ТЕМА «НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ» (1. Для чего народам традиции? 2. Мордовские народные традиции. 3. Русские народные традиции. 4. Традиции других народов России. 5. Традиции народов мира. 6. Религиозные праздники).

Классные часы «Моя семья» (1-11 классы).

Беседы с учащимися 9-11 классов с целью предупреждения правонарушений (по линии РОВД).

Классные часы «Конвенция о правах ребенка» (1-11 классы).

Классные часы, посвященные Дню конституции Республики Мордовия и Государственной символики.

Беседы по темам: « Обязанности учащихся», «Способы защиты прав учащихся», «Правила поведения учащихся в школе»,

День правовых знаний «Губительная сигарета» (5-11 классы).

Проведение акции «Мир без наркотиков»

Всемирный день борьбе со СПИДом (1 декабря).

Встреча с сотрудниками ГИБДД

Организация работы Комиссии по профилактике правонарушений.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Дежурство по школе, в столовой.

Проведение субботников по благоустройству школьного двора.

Операция «Уют» (по благоустройству классных комнат).

Уборка урожая на пришкольном участке и школьном поле (сентябрь, октябрь).

Операция «Фантик» (на лучшую поделку из фантиков).

Работа в библиотеке «Книжкина больница».

Организация пришкольного лагеря труда и отдыха «Колосок».

Открытие лагерной смены лагеря «Солнышко».

Классные часы ТЕМА «ТВОРЧЕСТВО И ПРОФЕССИЯ» (1. Творцы и потребители. 2. Как найти свой талант? 3. Плата за жизнь. Что такое цель жизни? 4. Встреча с чудом. 5. Лестница на вершину. Жизненные планы. 6. Умение работать. Как экономится время. 7. Искусство совмещать несовместимое. 8. Как нужно отстаивать свои убеждения. 9. Нужна ли человеку профессия? Секреты освоения профессии. 10. Как найти работу, стать миллионером и что делать с миллионами?).

4. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Декада профилактики ДТП:

1.Классные часы: «Мой безопасный маршрут».

2.Конкурс «Безопасное колесо»

3.Встреча с сотрудниками ГБДД.

Участие в Республиканской антинаркотической акции «Без наркотиков».

Работа спортивных секций.

Общешкольные, городские и республиканские спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу.

Проведение Дней здоровья.

Участие в акциях «Лыжня России», «Кросс нации» и др.

Профосмотр учащихся школы (фельдшер школы).

Акция общества «Красный крест» «Здоровый образ жизни».

Участие в городских соревнованиях по настольному теннису.

«Папа, мама, я – спортивная семья».

Инструктаж по охране труда, технике безопасности.

Детская акция в рисунках «За безопасность дорожного движения». (Оформление выставки).

Профилактическая операция: «Внимание, дети гололед на улице!».

Профилактическая операция «Внимание, дети, на летнем отдыхе!»

Классные часы. ТЕМА «ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ» (1. Правила поведения на улицах и в общественных местах. 2. Предупреждение конфликтов в школе. 3. Конфликтные ситуации в семье. 4. Правила безопасности на водоемах. 5. Вечерняя прогулка. 6. Развлечения и путешествия. 7. Опасности в своей квартире и самозащита. 8. «От тюрьмы и от сумы не зарекайся»)

Классные часы. ТЕМА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» (1. Душа обязана трудиться. Любимое творческое дело. 2. Умение управлять собой. 3. «Жить мы будем...» Системы оздоровления организма. 4. «Без кайфа жизни нет»? Табак, алкоголь. 5. «Банан большой и круглый» (наркотики). 6. Кушайте на здоровье! Системы питания.7. Гармония тела.)

5. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Еженедельный анализ индивидуального поведения учащихся в соответствии с правилами поведения в школе.

Классные часы по темам:

ТЕМА «НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ» (1. Нравственные заповеди Библии, нравственные нормы и поведения людей. 2. Как стать честным? 3. Справедливое отношение к себе и другим. 4. Уважение старших и друзей. 5. Правила доверия.6. Что такое взаимопомощь? Как помочь самому себе? 7. Искусство милосердия. 8. Человеческая порядочность. 9. Что значит быть принципиальным?).

ТЕМА «ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ» (1. Добро и зло. 2. Добрые и злые дела. Милосердие. 3. Что такое родительская доброта? 4. Добрые отношения с друзьями. 5. Как сделать людей добрее? 6. Театр и доброта. 7. А зачем нам театр?)

ТЕМА «СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СОЧУВСТВИЕ» (1. Что такое справедливость и сочувствие? 2. Справедливые и несправедливые поступки. 3. Справедливые отношения в семье. 4. Традиции школы и справедливость. 5. Справедливые отношения с друзьями. Что значит посочувствовать другу? 6. Справедливость на улице и в общественных местах. 7. Справедливость и сочувствие в кино.)

ТЕМА «ВЕЖЛИВОСТЬ И СКРОМНОСТЬ» (1. Что такое вежливость и скромность? 2. Вежливость и хамство. 3. Скромность и хвастливость. 4. Вежливые отношения в семье. 5. Вежливость на уроках и переменах. 6. Вежливость на улице и в общественных местах)

ТЕМА «УВАЖЕНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ДРУЖБА» (1. Что такое уважение, взаимопомощь, дружба? 2. Уважение, безразличие, бойкот. 3. Кому и как помогать? 4. Дружба и вражда. 5. Как нужно дружить?)

ТЕМА «ПОРЯДОЧНОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ» (1. Что такое порядочность и честность. 2. Порядочность и непорядочность. 3. Честность и ложь. 4. Порядочность и честность в классе. 5. Что такое порядочная семья. 6. Как стать порядочным человеком?)

ТЕМА «СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» (1. Моя семья. 2. Взаимоотношения с родителями. 3. Семейные традиции. 4. Потребление и творчество в семейной жизни. 5. Семейные традиции и профессия. 6. Основные проблемы семейных отношений. 7 Бюджет семьи. Как экономить деньги? 8. История любви. Как сохранить любовь? 9. Планирование семьи. Как нужно любить детей?

ТЕМА «ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ» (1. Права и обязанности учащихся. 2. Правила поведения. 3. Традиции нашего класса.4. Как нужно учиться и отдыхать.5. Кружки и факультативы нашей школы. 5. Творческая книжка ученика.7. Проблемы взаимоотношений и их решения.8. Чему нужно научиться в школьные годы. 9. Что такое самосовершенствование?).

6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

1.Общешкольный конкурс стенгазет и рисунков на тему «Сохраним планету голубой и зеленой» (1-11 классы).

2. Классные часы:

«Наша планета в экологической опасности»

«Вода – чудо, которое надо беречь» (1-11 классы)

«Как человек влияет на окружающую среду»(1-11 классы) «Зеленые растения – наши помощники» (1-4, 5-7 классы)

3. Экологический месячник.

Школьные конкурсы и соревнования: рисунков, плакатов «Помогите спасти землю!».

Классные часы «Твой вклад в оздоровление окружающей среды!».

Сбор и сдача макулатуры.

4.Организация и проведение экскурсии

7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Подготовка и проведение праздничных концертов.

Беседы по правилам дорожного движения.

Посещение театров, кинотеатров в г. Саранск.

«Царство королевы Книги» (праздник для первоклассников).

Международный день школьной библиотеки (24 октября).

Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

Экскурсии в музеи.

Мероприятие «Цветы нашей школы».

Участие в конкурсе чтецов «Прекрасное далеко».

Участие в городских конкурсах: «Музыкальный снегопад».

День Св. Валентина (оформление газет почта, открытки, радиопередача, конкурс «Валентин и Валентина».

Классные часы. ТЕМА «СЛАГАЕМЫЕ КУЛЬТУРЫ» (1. Личный каталог художественной литературы. 2. Исторические места нашего края. 3. Музеи, выставки, галереи. 4. Музыкальная культура. 5. Что нового в кино? 6. Газета, журнал, телевизор. 7. Храм искусства - театр. 8. Гражданское самоопределение. 9. Верить или не верить? Современные церкви и секты.)

Таким образом, в системе воспитательной работы школы имеются важные традиции, помогающие выделить какие-то  этапы школьной жизни:

1.  Проведение  торжественной линейки, посвященной «Дню знаний».

2. Проведение   «Праздника урожая» (в октябре).

3. Туристская тропа. ( сентябрь – октябрь).

4.«День учителя»

5. Проведение научного месячника. Это проведение внутришкольных предметных олимпиад, научно-практической конференции «Вавиловские чтения», круглых столов по педагогическим проблемам и т.д.

6. Участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, форумах и других конкурсах, проводимых на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

7.Профилактика правонарушений (октябрь – ноябрь).

8. «День матери»

9. Проведение предметных декад, где учителя делятся своими наработками   со своими коллегами.

10.  «Алло, мы ищем таланты» (январь).

11. Дни здоровья (декабрь – февраль).

12. Проведение военно-патриотической декады, которая заканчивается проведением смотра строя и песни.

13.День допризывника: вручение приписных свидетельств.

14. Проведение акции «Чистая территория школы»;

15.  «Вахта памяти» в рамках подготовки и проведения дня Победы;

16. Последний звонок,  посвященный  окончанию учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы Томниковой М.В.

Система работы была презентована на школьном МО классных руководителей 2010 году...

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

Разрешение конфликтных ситуаций в системе воспитательной работы в школе как путь к успеху

Решение конфликтных ситуациях в специальной коррекционной школе на примерах классов 8 вида (Презентация)...

Система воспитательной работы по программе "Экология души"

В воспитательном процессе важно сохранение единства воспитательных и образовательных целей школы. Поэтому моя воспитательная система согласуется  с общим направлением шко...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...