"Секрет академика Сергия"
методическая разработка (10 класс) по теме

Cавостина Елена Андреевна

внеклассное мероприятие, посвященное 105-летию  со дня рождения С.П.Королева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.p.korolev.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

«СЕКРЕТ АКАДЕМИКА СЕРГИЯ» 

внеклассное мероприятие, посвященное 105-летию

 со дня рождения С.П.Королева

Цели:

  • развивать у учащихся способность полноценно воспринимать  и эмоционально откликаться на увиденное и услышанное, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся;
  • развивать интерес к жизни и научной деятельности ученых;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений естественно-научной литературы;
  • способствовать становлению у детей христианского мировоззрения в свете  креационной науки;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать речевые умения, навыки выразительного чтения, слушания и рассказывания.

(Сл.2)

Он жизнь бы прожил не без проку,

Когда б и раньше был рожден,

Но и ко времени и к сроку

На белый свет явился он…

Не потому, что это к слову,

А потому, что факт таков:

Был век наш нужен Королеву,

А веку – нужен Королев.

Максим Геттуев

(Сл.3)

        ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: В январе 2012 года исполнилось 105 лет со дня рождения Сергея Павловича Королева, ученого с мировым именем, Главного конструктора ракетно-космической системы, одного из основоположников космонавтики.

Наша страна и вся мировая наука в лице академика Сергея Павловича Королева имела ученого, с именем которого навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времен – открытие эры освоения человечеством космического пространства.

Он был крупнейшим конструктором ракетно-космических систем, обеспечивающих завоевание основных этапов исследования космического пространства.

Это первый искусственный спутник Земли – начало космической эры, многие спутники, создавшие новую эпоху в изучении физических свойств космического пространства, первый полет к Луне, облет Луны и фотографирование ее невидимой стороны, космические корабли – спутники и первый в мире полет человека в космос, первый выход человека в свободное космическое пространство. (Сл.4)

УЧЕНИК 1: Будущий конструктор космических кораблей родился 12 января 1907 года (30 декабря по старому стилю)в Житомире  в семье учителя русской словесности Первой  мужской гимназии, Павла Яковлевича Королева. (Сл.6,7,8).

        Воспитывался он в городе Нежине, жил и учился в Одессе. Здесь он получил среднее образование, а также специальности каменщика и кровельщика. В это время он сделал первый шаг в авиацию, начал заниматься в кружке планеристов. (Сл.10, 11).

        

        УЧЕНИК 2: В 1924 – 1926 годах Сергей Павлович окончил два курса Киевского Политехнического института, а затем продолжил образование в Москве(Сл.12) окончил высшее техническое училище имени Баумана и одновременно Московскую школу летчиков.
        Вечернюю учебу в МВТУ он совмещал с работой конструктора в авиационной
 промышленности. В 1929 г. он защитил дипломный проект, руководителем которого был А.Н.Туполев.

        Андрей Николаевич Туполев, вспоминая С.П.Королева, писал: «Он был одним из наиболее способных студентов Московского высшего технического училища, работавших над дипломными проектами под моим руководством. Дипломный проект Королева - небольшой спортивный самолет. Он построен по его чертежам и успешно летал». (Сл.13)

УЧЕНИК 3:  В 1929 г., познакомившись с трудами и идеями К.Э.Циолковского, С.П.Королев принимает решение посвятить жизнь осуществлению этих идей. Позже он говорил: «Одно из ярких воспоминаний в моей жизни — встреча с Константином Эдуардовичем Циолковским. Приехали мы в Калугу утром. В деревянном доме, где в ту пору жил ученый, мы и увиделись с ним. Встретил нас высокого роста старик в темном костюме. Во время беседы он прикладывал к уху рупор из жести, просил говорить не громко.

        Беседа была не длинной, но обстоятельной. Минут за тридцать он изложил нам существо своих взглядов. Не ручаюсь за точность сказанного, но запомнилась одна фраза, когда я с присущей молодости горячностью заявил, что отныне моя цель - пробиться к звездам. Циолковский улыбнулся: «Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Оно потребует знания, настойчивости, воли и многих лет, может, целую жизнь».

        Константин Эдуардович потряс тогда нас своей верой в возможность космоплавания. Я ушел от него с одной мыслью — строить ракеты и лететь на них. Всем смыслом моей жизни стало одно — пробиться к звездам». (Сл.14)

        УЧЕНИК 4: В сентябре 1932 г. группа энтузиастов ракетостроения была оформлена в Группу изучения реактивного движения (ГИРД) как организацию при бюро воздушной техники Центрального совета Осавиахима. В июле 1932 г. ее возглавил С.П.Королев, он же стал руководить техническим советом ГИРДа.

        Уже в это время проявились незаурядный организаторский талант Сергея Павловича, его неиссякаемая энергия, огромный энтузиазм, отличная инженерная подготовка, замечательные способности конструктора. Сергей Павлович ведет большую работу по пропаганде ракетной техники. Его мысли устремлены в будущее. «Будет то время, когда первый земной корабль впервые покинет Землю. Пусть мы не доживем до этого, пусть нам суждено копошиться глубоко внизу — все равно только на этой почве будут возможны успехи» Эти мысли нашли развитие в книге Сергея Павловича «Ракетный полет в стратосферу», вышедшей в 1934 г. Свою книгу С. П. Королев послал К. Э. Циолковскому.

        И вот 17 августа 1933 г. на полигоне в Нахабино под Москвой сотрудниками ГИРДа была запущена созданная под руководством С.П.Королева по проекту М.К.Тихонравова ракета 09 — первая ракета на гибридном топливе. Двигатель работал на жидком кислороде (подаваемом в камеру давлением собственных паров) и отвержденном бензине.  (Сл.15).

        УЧЕНИК 5: Вся дальнейшая биография Сергея Павловича Королева неотделима от истории ракетно – космической техники, от истории родной страны. И он не избежал участи многих выдающихся людей того времени–был репрессирован.

…После расстрела маршала Советского Союза М.М. Тухачевского и группы видных военачальников летом 1937 года некоторые сотрудники научно – исследовательского института, в котором работал С.П. Королев, были арестованы по обвинению: «участники троцкистской вредительской организации». Сам Сергей Павлович более года находился под секретным надзором, затем был исключен из рядов ВКП(б) и понижен в должности, а 27 июля 1938 года, после аварии во время стендового испытания ракеты, – арестован. Через два месяца Военная коллегия Верховного суда СССР осудила С.П. Королева на 10 лет лишения свободы, с ограничением в правах на 5 лет и конфискацией личного имущества. Местом отбывания наказания была определена Колыма.

После неоднократных обращений С.П. Королева, его матери и депутатов Верховного Совета СССР, знаменитых летчиков В.С. Гризодубовой и М.М. Громова приговор по делу был отменен, а особое совещание при НКВД СССР 10 июля 1940 г. осудило его «всего» на 8 лет исправительно – трудового лагеря, заменив ярлык «члена антисоветской контрреволюционной организации» на «вредителя в области военной техники». Довольно странно звучит сейчас такое обвинение в адрес известного всему миру конструктора космических кораблей. Но тогда…

УЧЕНИК 1: Осенью 1940 года мера наказания была пересмотрена, и на основании личного заявления с просьбой использовать его по специальности, С.П. Королева переводят в Центральное конструкторское бюро – спецподразделение НКВД. Там, под руководством А.Н. Туполева, который сам находился за тюремной решеткой в стенах ЦКБ, уже полным ходом велись серьезные разработки нового поколения летательных аппаратов с реактивными двигателями.
         Четыре года находился С.П. Королев в этом закрытом конструкторском бюро, или “шарашке”, как называли ее сами заключенные и конструкторы. “Шарашки” были изобретением Берии. Сюда считали за счастье попасть заключенные в темнице ГУЛАГа, измотанные морально и физически инженеры, технологи, конструкторы, ученые.

        УЧЕНИК 2: Под руководством А. Н. Туполева Сергей Павлович принимал активное участие в разработке и в организации серийного производства фронтового бомбардировщика ТУ-2, трудился над созданием перспективных двигателей, предложил проект авиационной ракетной установки…
         По представлению НКВД СССР и Президиума Верховного Совета СССР, 27 июля 1944 года С. П. Королев был освобожден из заключения. Но шла война, и освобожденные специалисты не могли разъехаться по домам, да и сами себя не считали они вправе прекратить исследования, не доведя их до конца.

        Сергей Павлович работал, не думая о себе. Ему не хватало рабочего времени. Он прихватывал и выходные. Его все называли неугомонным. На замечания, что так, не жалея себя, нельзя работать, Королев отвечал: «Разве можно работать с прохладцей, жалеть себя, когда Родина в опасности? Надо отдавать все силы, все, до последней капли крови».


        
УЧЕНИК 3: Через месяц после окончания войны С. П. Королев был награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”. Так правительство оценило его вклад в Победу. Но Сергей Павлович трудился не ради наград – просто не мог не делать того, к чему был Богом призван.
        В августе 1945 года С. П. Королева отозвали в Москву. Начинался новый этап в жизни и творчестве конструктора. А о своей реабилитации он узнал лишь в апреле 1957 года, когда Военная коллегия Верховного Суда СССР определением от 18 апреля 1957 года отменила постановление Особого Совещания при НКВД СССР от 20 июля 1940 года “за отсутствием состава преступления”.
(Сл. 16)


        
УЧЕНИК 4: В послевоенные годы С.П. Королеву удалось осуществить ряд разработок для оборонных нужд государства. Так, под его руководством в период с 1947 по 1957 год были созданы комплексы боевых ракет, в 1956 году – испытана и принята на вооружение стратегическая баллистическая ракета с ядерным боевым зарядом. Это оружие сыграло не последнюю роль как сдерживающий фактор, препятствовавший возникновению третьей мировой войны. Боеспособная ракета со смертоносным зарядом ни разу не была выстрелена против противника – именно в этом и состояла сила создавших ее людей. И не благодаря ли их самоотверженным трудам сохранились на лице Земли прекрасные русские города, залечившие раны Великой Отечественной войны и не превратившиеся в выжженные радиоактивные пустыни, подобно трагически погибшим Хиросиме и Нагасаки. Люди создали оружие, чтобы никогда не воспользоваться им – и не оттого ли вновь ныне расцветают русские города диковинными маковками церквей, зеленью парков и садов, наполненных звонкими голосами детей.


        
УЧЕНИК 5: И годы «холодной войны» – не потому ли в свое время сменились эпохой мирного сосуществования двух цивилизаций, что те, кто стоял у истоков создания наших боевых ракет, твердо держались заветов Святых отцов, известных русским воинам еще со времен Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, воспринятых от богатырей – иноков Пересвета, Осляби и неисчислимых сонмов отважных богатырей святорусских (сказанное, как увидим позднее, подтверждается и личным примером С.П. Королева). Все это нужно, очень нужно помнить нам сейчас, когда, поняв бессмысленность смертоносной атомной войны, человечество оказалось совершенно беспомощным перед лицом нового, еще более разрушительного оружия – информационного, которое тем и опасно, что направлено, прежде всего, против бессмертной души человека. И потому всегда нам надо держать в сердце и уме предупреждающие слова Спасителя: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12:4,5). (Сл.17)

        УЧЕНИК 1: Начало космической эры в истории человечества знаменует собой подготовка и запуск под руководством С.П.Королева 4 октября 1957 г. на орбиту вокруг Земли первого в мире советского искусственного спутника. Это шарообразное тело просуществовало как спутник Земли около 92 суток, пройдя путь в космосе почти 60 млн. км и выполнив ряд важных исследовательских задач.

               ЧТЕЦ:

Преодолев земное притяженье,

Ракета от Земли оторвалась…

И не было счастливее мгновенья –

Здесь новая эпоха началась.

Ступень… Вторая… Третья отделилась,

Сгорая в атмосфере без следа…

А над Землей внезапно появилась

Стремительно летящая звезда.

И человечество застыло в изумленье:

Летящий в небе серебристый шар –

Рук человеческих великое творенье –

Был послан от Земли Вселенной в дар.

        УЧЕНИК 2: Королев в то время был мало кому известен. И его поздравляли всего несколько человек, но они крепко пожали ему руку от имени всего человечества.  Надежный мост с Земли в космос  был перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!

УЧЕНИК 1:  И главный конструктор принимает новые решения,  продолжает новые испытания. Вслед за первым спутником последовал второй, который был выведен на орбиту 3 ноября 1957 года.

 

УЧЕНИК 2:  Под руководством С.П.Королева и с его участием были созданы пилотируемые космические корабли, на которых впервые в истории человечества были осуществлены полет человека в космос и выход человека в открытый космос.

        УЧЕНИК 1:  Для Сергея Павловича и Королева и всех  людей нашей страны звездным стал день 12 апреля 1961 г ., когда Юрий Гагарин совершил полет на корабле-спутнике «Восток-1». (Сл.18, 19).

        ЧТЕЦ:

Обычным шумом улица полна.

Идет весна. Рабочий день в разгаре.

И из Вселенной радиоволна

Приносит имя русское: Гагарин.

Оно во все врывается края,

Во все сердца, как ласточка, взлетает.

И мать-земля, дыханье затая,

Полет героя-сына наблюдает.

И день обычный праздником цветет,

Вся жизнь отныне - сказочный полет,

Гигантский шаг космического века.

С победой, люди! Поздравляю вас!

Свершилось! Пробил долгожданный час!

Рванулось к звездам сердце человека!

К.Вышеславский

        УЧЕНИК  2:  Это апрельское утро навечно объединило  имена главного конструктора Сергея Павловича Королева и первого космонавта Вселенной Юрия Алексеевича Гагарина.

УЧЕНИК 1:  С борта корабля «Восход» Алексей Леонов самым первым из людей вышел в открытый космос (1965). (Сл.21) Все это известно было когда-то каждому мальчишке, и многие из них сегодня стали крупными учеными и инженерами, работающими в области космонавтики. (Сл.22).


        
УЧЕНИК 2: Ракетно-космические системы С.П. Королёва позволили впервые в мире осуществить запуск искусственного спутника Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, облёт и фотографирование обратной стороны Луны и мягкую посадку на неё, с передачей на Землю панорамы лунной поверхности. (Сл.23, 24). И при создании этих систем ярко проявился талант Сергея Павловича как ученого и руководителя, умеющего принимать правильные решения даже в условиях недостаточной информированности, и, самое главное, умеющего брать на себя всю ответственность за принятые решения. Вот только один из таких эпизодов. Однажды, на Совете конструкторов зашел спор о конструкции аппарата, спускаемого на поверхность Луны. Многие сомневались в успехе дела, считая, что при посадке аппарат просто утонет в многометровом слое лунной пыли. Долгим спорам не было видно конца. И вот обратились к Сергею Павловичу. Он внимательно выслушал всех и тотчас же сказал: «Поверхность Луны считать твердой!». А всю ответственность в случае, если принятое решение окажется неправильным, Главный конструктор взял на себя. После этого сомнения ученых совершенно исчезли. … И когда аппарат благополучно прилунился, все облегченно вздохнули: поверхность Луны, действительно оказалась твердой. Что это, как ни свидетельство не только  о даре научного предвидения. Интересно, что точка зрения Королева совпала с данными креационной науки, доказывающей несостоятельность представлений о том, что возраст Луны составляет миллионы лет.  

        УЧИТЕЛЬ: Хотя большинство людей не знают этого, но одной из причин, по которой было потрачено много денег на отправку космического корабля на Луну, явилось желание посмотреть, насколько толстым слоем пыли она покрыта.

        В течение длительного времени эволюционисты полагали, что Земля и Луна имеют одинаковый возраст, равный миллиардам лет. Будь это правдой, Луна сейчас была бы покрыта слоем пыли толщиной в 30-100км!

При скорости 0,00075-0,001 сантиметра в год за 5-10 миллиардов лет образовался бы слой пыли толщиной 30-100км. В связи с этим специалисты НАСА опасались отправлять людей на Луну. При посадке они могли бы погрузиться в пыль и вскоре задохнуться! Поэтому сначала отправили на Луну беспилотный аппарат. С его помощью было сделано неожиданное открытие: на Луне почти нет пыли. Несмотря на это, с приближением марта 1970 года, даты запуска космического корабля «Аполлон - 11», проблема лунной пыли все больше беспокоила Нейла Армстронга. Его пугала мысль, что корабль при посадке уйдет в слои пыли,  и они вместе с Эдвином Олдрином погибнут. (Сл.24-1) Но поскольку Луна молода, у них не возникло проблем. На лунной поверхности сейчас не более 5-7,5 см пыли! Это и следовало ожидать, если возраст Луны составляет 6-8 тысяч лет.

        По данным исследований, только 1/60 часть слоя пыли имеет внешнее, космическое, происхождение. Это подтверждается и проведенными совсем недавно измерениями скорости накопления пыли на Луне. Результаты противоречат предположению о старости Луны. (Сл.25)


        УЧЕНИК 3: С. П. Королёв внёс также большой вклад в создание космических аппаратов серии «Электрон» и «Зонд», с помощью которых исследовалось космическое пространство.
Королев являлся конструктором собственно ракет, космических станций и кораблей. Много внимания уделял С.П.Королев и вопросам создания ракетных двигателей, систем управления, наземного стартового и командно-измерительного комплексов, подбора и подготовки космонавтов. «В мировой науке и технике нет другого такого деятеля, с именем которого столь же неразрывно были бы связаны действительно все великие основополагающие свершения первого десятилетия космической эры человечества, как с именем С.П.Королева».
(Сл.26)

В канун 1966 года Сергей Павлович писал: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли!». (Сл.27)

        УЧЕНИК 4: Талант ученого-исследователя и неиссякаемая энергия, прекрасная инженерная интуиция, большая творческая смелость при решении сложнейших научных и технических проблем сочетались у С.П. Королёва с блестящими организаторскими способностями и высокими душевными качествами. Он воспитал многих талантливых ученых и инженеров, составляющих сегодня славу отечественной космонавтики. (Сл.28) 
        Корреспондент В. Губарев спросил как-то у конструкторов, инженеров, ставших космонавтами: «Что в характере Главного конструктора привлекало больше всего.

         Вот их ответы:

        «Он был беспредельно предан своему делу» (дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко);

        «Смелые идеи увлекали Королева. У него удивительное конструкторское чутье: из множества вариантов он всегда выбирал наилучший» (Герой Советского Союза К.П.Феоктистов),

        «Он был великим мечтателем, устремлялся мыслью в будущее» (Герой Советского Союза Валерий Кубасов);

        «Королев — колоссальный человек, сгусток ума, силы и энергии. Ему сразу веришь. С ним не хочется расставаться», — так характеризовал Сергея Павловича летчик-космонавт Евгений Хрунов. (Сл.29)


        УЧЕНИК 5: Сергей Павлович Королев умер 14 января 1966 г, похоронен на Красной площади возле Кремлёвской стены. В память о дважды Герое Социалистического труда, лауреате Ленинской премии академике С.П. Королёве в Житомире в августе 1970 года был открыт мемориальный дом-музей, а в апреле 1971 года – воздвигнут памятник на площади, названной его именем. Позже, по специальному проекту, возле дома-музея был возведен уникальный музей космонавтики. Также имя Королева присвоено крупнейшему образованию на обратной стороне Луны.

        УЧЕНИК 1: О Сергее Павловиче Королёве написано сотни книг, тысячи статей. Но недавно стало известно еще об одной замечательной черте нашего великого земляка: все эти годы он свято хранил православную веру, тайно занимался благотворительностью и помогал нуждающимся священникам. Вот как об этом рассказывает монахиня Силуана (повествование ее было ранее опубликовано А. Трофимовым в одном из московских журналов). (Сл.30)


        
УЧЕНИК 2:  «В пятидесятые годы в Пюхтицком монастыре бедность была ужасная — прожить на монастырском питании было немыслимо. Ели картошку с грибной подливкой. Хлеба совсем не было. Почти всем что-то присылали — мне присылать было некому, но Божия Матерь хранила. Я в то время заведовала гостиницей. (Сл.31)

        Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнатку, поговорила с ним ласково, принесла поесть — все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю — все больше изумляется. Наконец разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты. “Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается, когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом — нужно опять на работу, и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам”.

        Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, чтобы, если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил тогда с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите ему.

        Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игуменьи. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: “Вы к кому?” Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: “Вас ждут”. Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора — особняк. Звоню. Открыл хозяин, тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том «Добротолюбия», в углу – шкаф с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры — киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: “Здесь пять”. Я думала, что пятьсот рублей, а оказалось, что пять тысяч рублей. Какая это была помощь для нас!

        Прошло много времени. И вот снова приезжает мой знакомый (а это был академик Королев). Сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: “Вы знаете, я благодаря вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором вы говорили. Я ему сразу, по приезде в Москву, послал тысячу рублей и пригласил приехать ко мне. Он приехал, так благодарил, говорил, что был в отчаянии, так голодали с женой — хотел даже бросить приход. Потом всегда, когда приезжал в Москву, останавливался у нас и жил”.


        
УЧЕНИК 3: На этом, к сожалению, рассказ матушки Силуаны обрывается, и мы не знаем доподлинно, кто был тот бедствующий священник, ставший другом и духовником академика Сергея Павловича Королева. Но нам известно теперь самое главное – Сергей Павлович был глубоко верующим человеком, и вера его была деятельной, а не мертвой. И не потому ли стал Главный конструктор сегодня нашим национальным героем: академика Королева знают все – от мальчишек, мечтающих о космических странствиях, до седых старцев, исходивших все свои земные пути. И знают его и любят простые люди – не только и не столько за научные достижения (они неспециалисту малопонятны), но, прежде всего, – за доброе и щедрое сердце, светлый деятельный ум, пронизанный лучами «Добротолюбия».


   
УЧЕНИК 4: Мы не знаем также и того, как Сергей Павлович пришел к вере. Можно лишь предположить, что Господь в годы испытаний и заточения послал ему пастырей добрых, за правду гонимых, и они зажгли в сердце ученого тихий свет искренней веры – ведь сердце его, по самой природе своей, было к этому давно готово.

        УЧЕНИК 5: Алексей Архипович Леонов (летчик-космонавт) впоследствии сказал: «Нам запрещали верить, но относиться друг к другу по-христиански нам никто запретить не мог. Как тут не вспомнить С.П.Королева. Известно, что он долгое время был в заключении. Сколько ему там пришлось вынести, какие страдания выпали на его долю! Но он простил своих врагов, не озлобился. Это очень по-христиански». (Сл.32)

                     
        
УЧЕНИК 1: Академика Сергея Павловича Королева сегодня нет среди живых. Но для нас, живущих в эпоху интенсивнейшего научно – технического прогресса, Сергей Павлович оставил прекрасный, достойный подражания пример служения людям – как человек, инженер, ученый и руководитель. В день совершеннолетия своей дочери он написал ей: «Всегда люби наш народ и землю, на которой ты выросла». Он очень любил свою Родину, трудился во имя ее, всегда помнил о ней. Ведь даже одна описанная выше грань в его трудовой биографии заставляет сегодня нас крепко призадуматься: когда Сергей Павловича освободили из заключения, он не посчитал нужным уезжать куда – либо, чтобы не пострадали исследования, направленные на укрепление обороны страны. И такое было в порядке вещей тогда – жить и понимать, что за твоей спиной – Родина, которую надо хранить и защищать, как любимую невинную невесту, как обессилевшую в непосильных трудах престарелую матушку. И так поступали в те годы миллионы наших соотечественников. И скажем больше, если бы они не поступали так тогда, наша страна не смогла бы выстоять, победить и остаться самой собою после целого ряда невиданных потрясений: революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны. (Сл.33)


        
УЧЕНИК 2: А теперь спросим себя: что же мы, ныне живущие, можем сказать о своем служении  Родине как данном нам Богом послушании, если мы фактически отказываемся от него, когда нас даже никто не преследует и в тюрьмы не сажает? Можем ли мы сейчас учиться, трудиться (не для себя, а для Родины) с таким же воодушевлением и подъемом, с таким же напряжением всех жизненных сил, как трудились люди прежде? Увы, пока еще – не можем! А это значит, что таланты, данные Богом, мы зарываем в песок, подобно евангельскому скупому.


        
УЧЕНИК 3: И вот перед нами – пример жизни Сергея Павловича Королева. Жизни самоотверженной и бесстрашной, без остатка посвященной тому делу, на которое он был Богом призван. Пусть же соприкосновение с этой великой судьбой не пройдет для нас бесследно – но помоги нам Господи, чтобы завтра мы уже не могли жить, как вчера, растерянно, вяло и уныло, но осознали свой особый путь как православного народа, и, без сомнений и промедлений, приступили к исполнению тех добрых дел человеческих, которые должны мы совершить – для этого и живем на Земле.
        И теперь, под новым углом зрения перелистывая страницы жизни Сергея Павловича Королева, мы с радостью и уверенностью еще и еще раз можем сказать, что Богом дано человеку право научиться строить космические корабли, управлять освобождением колоссальных энергий и взаимопроникновением информационных полей, а от нас требуется лишь правильно понимать это и не использовать во зло то, что дано нам во благо.
(Сл.34)



        
УЧЕНИК 4:  …Открытая лучезарная улыбка, ясный, исполненный веры взгляд, – таким остается в нашей памяти образ академика Сергея Павловича Королева. Он при жизни не был почти никому известен, кроме узкого круга специалистов – его «засекречивали» как хранителя особо важных государственных секретов. А после смерти в несколько дней стал он человеком - легендой – люди старшего поколения хорошо помнят эти дни светлого траура о нем.

        УЧЕНИК 5: Но теперь мы, наконец-то, знаем, что самый главный «секрет академика Сергия» был в твердой и искренней вере, в неудержимом желании весь свой талант употребить на служение Богу и людям. Наш замечательный соотечественник явился, воистину, тем человеком, о котором сказано в прекрасном певческом слове псалма: (Сл.34-1) «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.» (Пс. 1, 3)

        ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Преданность делу, необычный талант ученого и конструктора, горячая вера в свои идеи и выдающиеся организаторские способности академика Королева сыграли большую роль в решении сложнейших научных и технических задач, стоявших на пути развития ракетной и космической техники.

        Он обладал громадным даром и смелостью  научного  и технического предвидения, и это способствовало претворению в жизнь сложнейших научно-технических  замыслов.

        С.П.Королев отдал всю свою жизнь беззаветному служению своей Родине, развитию передовой науки и техники нашей страны.

        Его могучий талант, неиссякаемая энергия и горячее сердце вызывали глубоко уважение у всех, кто го знал, кто с ним работал.

        Академик С.П.Королев принадлежит к числу тех замечательных ученых нашей страны, которые внесли огромный вклад в развитие мировой культуры и науки.


                                                                          ПРИМЕЧАНИЯ:

1.Монахиня Силуана, в миру Надежда Андреевна Соболева, родилась в 1899 году в Москве. После революции жила в эмиграции, участвовала в возрождении церковной жизни в Париже, вела переписку с преподобным Силуаном Афонским (+ 1938). После второй мировой войны Надежда Андреевна вернулась на Родину, приняла монашеский постриг с именем Силуана, стала насельницей Пюхтицкого монастыря. Скончалась 9 октября 1979 года.

2. Пюхтицкий Свято – Успенский женский монастырь находится на горке Пюхтицы близ города Куремеэ и недалеко от города Тарту (Эстония). В двадцати километрах от Пюхтиц, на льду Чудского озера, в 1242 году одержал свою знаменитую победу святой благоверный князь Александр Невский. Летом 2006 года монастырю исполнилось 115 лет.

ЛИТЕРАТУРА:

1.   Боханов Е. Первая межконтинентальная // Красная звезда. — 1979.— 18 ноября.

  1. Голованов Я.К. Королев. М., «Молодая гвардия», 1972 - 256с.
  2. Губарев В. Зодчий ракет и кораблей // Правда. 1982. — 12 января.
  3. Звездный путь. /Сост.: М.И.Герасимова, А.Г.Иванов. – М.:Политиздат, 1986. - 351с.

5.    Космонавтика. — М.: Советская энциклопедия, 1968.

6.   Леонов А. Иконы в космосе //Фома, 2006 №4 с.72-76.

      7.    Марков Ю. Я полечу, мама // Комсомольская правда. — 1981.—7 марта.

8.   Пастухов М. Ярче любой звезды // Огонек. — 1987. — № 49.

9.  Раушенбах Б., Бирюкова Ю. С.П.Королев — основоположник практической космонавтики. — М.: Наука, 1974

10. Романов А.П. Конструктор космических кораблей. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1976. - 190 с.

11.  Романов А. С.П.Королев. ЖЗЛ. — М.; Молодая гвардия, 1990.

12.  Ребров М. Удельный импульс // Красная звезда. — 1989. — 26 августа.

        13.  Старостин А. Адмирал Вселенной. — М.: Молодая гвардия, 1973.

 14.  Степанов Г. Дело всей жизни// Литературная газета. — 1975.— 1 октября.

         15. Феррелл В. Время против эволюции: Почему возраст Вселенной – не миллионы лет? – М.: Русскiй Хронографъ, 2003. - 128с.

          16.  Холодный Л. Земная трасса ракеты. — М.; Политиздат, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий академика В. М. Монахова при проектировании учебного процесса по математике в 7- 9 классах

В связи с переходом на компетентностно – ориентированное образование перед многими педагогами встала задача поиска инновационных технологий, способствующих качественному усвоению материала, формирован...

Проект урока математики по теме "Правильные многоугольники" по технологии УДЕ академика П.М. Эрдниева

Данный урок разработан по технологии укрупнения дидактических единиц академика П.М. Эрдниева в серии " Многое об одном". Применение данной технологии на этапе обобщения и закрепления теоретической час...

Рабочая программа по математике 5 класс под редакцией академика РАН В.В.Козлова и академика РАО А.А.Никитина.

Математика является важным элементом общей человеческой культуры и в значительной мере является одним из видов искусства. Математика имеет свои законы развития и может применяться в различных сферах ч...

Технологические карты по теме "Таблицы,диаграммы" к учебнику математики 5 класса под редакцией академика РАН В.В Козлова и академика РАО А.А.Никитина Москва "Русское слово"

Необходимость выполнения заданий, связанных с анализом информации, представленной в различной форме (таблиц, графиков, диаграмм), т.к. многие ученики не умеют интерпретировать количественную информаци...

Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»

Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...

Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник

В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...