Неделя русского языка
занимательные факты по теме

Боздунова Анна Михайловна

План внеклассного меропирятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_russkogo_yazyka_i_literatury.docx252.24 КБ

Предварительный просмотр:

Заочная викторина «В мире книг»

Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.

Юрий Левитанский

Мир книги…

Мир необычайно разнообразный и увлекательный, Мир красоты и мудрости… Как здорово, уютно устроившись с книгой в руках, отправиться в удивительное, полное открытий и незабываемых встреч путешествие!

Что подарил вам этот удивительный, щедрый, безграничный Мир книги? Какими знаниями обогатил вас?

Надеемся, что все вы со временем станете вдумчивыми, мыслящими читателями.

А насколько вы уже внимательны и эрудированны, покажет наша викторина.

Попытайтесь ответить на как можно большее количество вопросов.

Ответы просьба писать на листочках и сдавать своему учителю русского языка и литературы. Не забудьте указать свою фамилию, класс и номер вопроса!

        

 Желаем успехов!

                                                         

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «В МИРЕ КНИГ»


1. Чей это портрет?

 

1) Белолица, черноброва,

    Нраву кроткого такого…

2) Мальчишка лет 10, с выпуклыми веснушками по всему лицу и с двумя ястребиными перьями в рыжих волосах.

3) Продолговатое смуглое лицо; выдающиеся скулы – признак хитрости; челюстные мышцы чрезмерно развитые – неотъемлемый признак, по которому можно сразу определить гасконца.

4) Его темные очки и страшное забинтованное лицо под широкополой шляпой пугали в темноте возвращавшихся домой рабочих.

5) Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

6) Большая скользкая тварь. Черный, как сама темнота, с двумя громадными круглыми бесцветными глазами на узкой физиономии.

7) Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. По виду – лет сорока с лишним. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый.

 

2. Кто так говорит?

 

1) Голубушка, как хороша!

    Ну что за шейка, что за глазки!

2) Я ль, скажи мне, всех милее,

    Всех румяней и белее?

3) Буду служить тебе славно,

    Усердно и очень исправно,

    В год за три щелка тебе по лбу.

4) У меня когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина, всего барана тащи, гусь, всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует.

5) …откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

6) У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю, знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив.

7) Мне завещал отец:

    Во-первых, угождать всем людям без изъятья…

8) Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

9) Вот Капитан Флинт… Я назвал моего попугая Капитаном Флинтом в честь знаменитого пирата…

10) Тогда – не правда ли? -  в пустыне,

      Вдали от суетной молвы,

      Я вам не нравилась…

11) Черт за мертвецом, кот за чертом, бородавки за котом, – тут и дело с концом, все трое долой от меня!

12) Поднимите мне веки…

13) Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…

3. О ком это говорится?

 

1) Он тетивочку шелковеньку натягивал,

    А он стрелочку каленую накладывал,

    То он стрелил в того Соловья-разбойника,

    Ему выбил право око со косицею.

2) Посылает всю свою дружинушку хоробрую,

    Чтобы сошку из земли повыдернули,

    Из омешков земельку повытряхнули,

    Бросили бы сошку за ракитов куст.

3) Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:

    При батюшке три года служит,

    Тот часто без толку сердит,

    А он безмолвием его обезоружит…

4) Сосед наш неуч, сумасбродит,

    Он фармазон; он пьет одно

    Стаканом красное вино…

5) Лгунишка он, картежник, вор.    <…>

    Я от него было и двери на запор;

    Да мастер услужить…

 

4. Кто кому пишет?

 

1). Круглый сирота. Холост. Имею брата, по имени Омар Юсуф, который до июля прошлого на дне Северного Ледовитого океана в медном сосуде.

2). Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить.

3). Государь ты наш, Владимир Алексеевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. <…> С лышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову…

4). Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса…

5). Элессар, Элессар! Где твой гордый народ

   Ныне бремя скитаний и скорби несет?

   Близок час, по дорогам копыта гремят –

   Это с Севера скачет твой Серый отряд.

 

5. Кому снится?

1). Сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.

2). Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что же?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая.

3). А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса…

4). И снова видел я во сне

    Грузинки образ молодой.

5). И снится ей всё, что в пустыне далекой,

    В том крае, где солнца восход,

    Одна и грустна на утесе горючем

    Прекрасная пальма растет.

 

6. Кто автор этого стихотворения?

 

1). Отговорила роща золотая

    Березовым веселым языком…

2). Ты плачешь? Послушай: далеко на озере Чад

    Изысканный бродит жираф

3). Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора…

4). Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты…

5). Я встретил – и всё былое

    В отжившем сердце ожило…

6). Царю небесный!

    Спаси меня

    От куртки тесной,

    Как от огня.

 

7. «Крылатые слова».

Откуда они и кто их автор?

 

1). Да, были люди в наше время…

2). И вечный бой! Покой нам только снится.

3). Умом Россию не понять…

4). А поворотись-ка, сынку!

5). Не вынесла душа поэта…

6). Служить бы рад, прислуживаться тошно.

7). Быть можно дельным человеком

     И думать о красе ногтей.

8). Над кем смеетесь? – над собой смеетесь.

9). Счастливые часов не наблюдают.

10). Утром деньги – вечером стулья.

11). Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

12). Гений и злодейство – две вещи несовместные.

13). Бороться и искать, найти и не сдаваться!

14). Один за всех, и все за одного!

ОТВЕТЫ

НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «В МИРЕ КНИГ»

 

1. Чей это портрет?

1) Царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

2) Вождь Краснокожих

3) Д’Артаньян

4) Человек-невидимка

5) Пугачев (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

6) Горлум (Толкиен «Властелин колец»)

7) Воланд (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

2. Кто так говорит?

1) Лисица (Крылов «Ворона и лисица»)

2) Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

3) Балда

4) Собакевич

5) Базаров

6) Печорин

7) Молчалин

8) Ляпкин-Тяпкин

9) Пират Джон Сильвер (Стивенсон «Остров сокровищ»)

10) Татьяна ларина

11) Гек Финн

12) Вий

13) Дед из «Детства» М.Горького

3. О ком это говорится?

1) Об Илье муромце

2) О Вольге Святославовиче

3) о Молчалине

4) об Онегине

5) о Загорецком

 

4. Кто кому пишет?

1) Хоттабыч

2) Владимир Дубровский Марии Троекуровой

3) Орина Егоровна Бузырева Владимиру Дубровскому

4) Хлестаков Тряпичкину

5) Галадриель Арагорну

5. Кому что снится?

1) Городничему

2) Петру Гриневу

3) Катерине кабановой

4) Мцыри

5)Сосне из стихотворения Лермонтова

6. Кто автор этого стихотворения?

1) С.Есенин

2) Н.Гумилев

3) Ф.И.Тютчев

4) А.С.Пушкин

5) Ф.И.Тютчев

6) М.Ю.Лермонтов

7. «Крылатые слова».

Откуда они и кто их автор?1) Лермонтов «Бородино»2) Блок «На поле Куликовом»

3) Тютчев

4) Гоголь «Тарас Бульба»

5) Лермонтов «Смерть поэта»

6) Грибоедов

7) Пушкин «Евгений Онегин»

8) Гоголь «Ревизор»

9) Грибоедов

10) Ильф, Петров «12 стульев»

11) Экзюпери «Маленький принц»

12) Пушкин «Моцарт и Сальери»

13) Каверин «Два капитана»

14) Дюма «Три мушкетера»

                                             

                          Заочная викторина «Знатоки русского языка», 9 класс

1.Замените заимствованные слова русскими синонимичными:

Инкогнито-                                           Коалиция-

Меценат-                                              корпорация-                            

Референдум-                                       суверенитет-

Филантропия-                                     тезис-

Статус-кво-                                           полемика-

Регресс-                                                стимуляция-

Инфляция-                                           аргумент-

Кворум-                                                стереотип-

Бонус-                                                   стимуляция-

2.Определите, какой частью речи  и  какими членами предложения  являются

выделенные слова.

На улице было тепло (…). Она тепло улыбалась малышу (…).

Весна принесла с собой тепло и надежды (..). Мне тепло (…).

 

3.Когда мы так говорим?

          Под горячую руку, войти в положение, хоть трава не расти, правая рука, битый час,

 стреляный воробей, белая ворона, семимильными шагами, проба пера, ума палата,

брать на мушку.

4.Расставь правильно знаки препинания.

        Уж сколько раз твердили  миру  что лесть гнусна вредна но только все не впрок и

в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Крылов.)  

      При Владимире прозванным в народе Красным Солнышком было время долгого

  мира спокойно трудился земледелец  не страшась кочевников. (А.Толстой.)

     5.Определите происхождение и лексическое значение фразеологизмов.

При царе Горохе, кануть в Лета, провалиться в тартарары, казанская сирота, пиррова победа,

 ахиллесова пята.

7.Расставьте правильно ударение.

          Ободрить, жалюзи, немота, договор, щавель, звонит, ирис, загодя, издревле, звонят,  

       квашение, рефлексия, коллаж,  красивее,  партер, звонишь, километр, столяр, досуг,    

        обеспечение,  творог,  каучук, усугубить, ходатайство, агент, баловать, каталог.

 

8.Составьте аннотацию к словарю С.И.Ожегова.

СДАТЬ  ответы:   11 марта

              Заочная викторина «Знатоки русского языка», 8класс

1.Замените заимствованные слова русскими синонимичными:

        Коалиция-

Корпорация-

Суверенитет-

      Стереотип-

Фрагмент-

Аргумент-

Тезис-

      Бонус-

      Стимуляция-

Полемика-

3.Когда мы так говорим?

Ободрать как липку, задрать нос, выдрать с корнем, на скорую руку, ума палата,

Содрать семь шкур,  белая ворона.

4.Расставь правильно знаки препинания.

Скользя по утреннему снегу мой друг предадимся бегу нетерпеливого  коня.(Пушкин.)

 Стою один среди равнины голой  а журавлей относит ветром вдаль и полон дум

о юности веселой но ничего в прошедшем  мне не жаль. (Есенин.)

5.Определите происхождение и лексическое значение фразеологизмов.

Кричать во всю Ивановскую, Троянский конь, вавилонское столпотворение, рожки да ножки,

прометеев огонь, филькина грамота,  поднять на щит.

7.Расставь ударение.

Красивее, жалюзи, договор, творог, партер, звонит, квартал, каталог, звонят, баловать,

агент,  колледж,

СДАТЬ ответы:  11марта

                       

                                  НЕДЕЛЯ  РУССКОГО  ЯЗЫКА-2010

                               «Т А Й Н Ы   Р У С С К О Г О   Я З Ы К А»

 День научного стиля     

                1 февраля  :  4,5,6,7класс – Игра-путешествие по станциям «Знатоки русского языка

5 февраля:  8,9 класс – Заочная викторина «Знатоки русского языка»

 День разговорного стиля   

 2 февраля -     Конкурс на лучшую иллюстрацию  изученных произведений. Защита.

  8 февраля-      Конкурс рисунка «Я, школа и друзья!» (гуашь или акварель).Защита.          

                 

День официально - делового стиля

3февраля  -  "Страна Словария". Интеллектуальная игра –КВН для 7-8 кл.

 День художественного стиля 

                  «П Р О Б А    П Е Р А» 

4 февраля-        Конкурс сочинений:

                                                     4,5класс «Мои бабушка и дедушка. Что я знаю о них?»

                                           

 9 февраля  - Литературный конкурс (стихотворение, эссе) на тему: «Мы достойные внуки Великой Победы» к 65-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

                                           Среди учащихся    6,7,8,9,10,11классов,

Использовать  в сочинении фото, рисунки. Создание презентации.

                           

5 февраля  -          Заочная викторина « В мире книг».

День публицистического стиля

                       -4,5 кл. - газета  «Поэты о войне»

   10 февраля -     К 150-летию со дня рождения А.П.Чехова

                              Конкурс рукописной книги на тему: «Рассказы А.П.Чехова»

                             Условия подачи материала: -миниатюрная книга-отзыв

                                                                     - размер не более 80×100  (менее допускается)

    Для учащихся 6-11кл.:      -оформить отрывок из произведения

                                              -тексты и рисунки должны выполнены рукой автора

                       Лучшая работа будет выслана на Всероссийский конкурс в г. Москва.

               

 День подведения итогов Недели русского языка- 11-12 февраля              

             

           

Уважаемые учащиеся 5 класса,  Вы приглашаетесь для участия в  НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Вам необходимо:

1.выпустить газету «Поэты о войне»

2.Каждому:- написать сочинение «Мои бабушка и дедушки. Что я знаю о них?»

                  -  сочинить стихотворение.

                   -вспомнить пословицы и поговорки, загадки.

                    -подготовить иллюстрацию на изученное литературное произведение.

3.1февраля-Игра-путешествие»Знатоки русского языка»

4.Участвовать в заочной  викторине.

(Смотри план работы на 2 этаже, стенд у кабинета русского языка.)

                                                   ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

         НЕДЕЛЯ    РУССКОГО      ЯЗЫКА

                                                                  30ноября-11декабря 2011г.

    НОМИНАЦИЯ «Школьная грамотность»

      5,6 класс – пятница – 3декабря

        7-11 класс  - вторник -30ноября

 

НОМИНАЦИЯ «Лексика»

  Альбом «Твоё имя» -6 декабря

 Игра «Умники и умницы» 5-7класс – четверг - 2 декабря

НОМИНАЦИЯ «Голос  лиры вдохновенной»

  Конкурс чтецов. 1-11 класс  - 8 декабря

  Литературная гостиная: «Я- грамотей, Я- стихотворец» - 8-9-10класс –

   6 декабря

НОМИНАЦИЯ «Публицистика»

Альманах «Учёные-лингвисты»: 7класс -  Д.Н. Ушаков

             6 декабря                              8класс – С.И.Ожегов

                                                             9класс -    В.И.Даль

«Писатели – юбиляры»: 10класс -  А.П.Чехов (150 лет со дня рождения)

              6 декабря              11 класс – С.А.Есенин ( 115 лет со дня рождения)

НОМИНАЦИЯ «Синтаксис и пунктуация»

Игра – путешествие в страну Синтаксиса и Пунктуации - 5-7класс – 7декабря

День подведения итогов Недели русского языка и литературы – 10-11декабря

       

      НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                4марта – 15марта 2013 год

4 марта – Открытие – приглашение.

                          Лингвистическая разминка,5-9класс

5марта  – КВН  «Страна Словария» (5,6 классы)

 6 марта  – Лингвистический интеллектуальный марафон,6кл.

11 марта  – Литературная гостиная «В гостях у Н.В.Гоголя»:

  1.  9класс-презентация «Слово о писателе»
  2.  8класс - сцены из   комедии «Ревизор»
  3. 7класс – викторина «Знаешь ли ты?»

 12 марта  - Игра «Вообразилия»( 5,6классы)

                          (организаторы - 7-9кл.)

                       

13 марта– Конкурс газет «Писатели и поэты Южного Урала»

  1. П.Бажов.Сказы  ,  5класс
  2. А.Б.Горская,6класс
  3. Б.А.Ручьев,7класс
  4. А.Г.Кухтурский. Поэт-земляк., 8класс
  5. К.В.Скворцов,9класс

14 марта – Подведение итогов заочной викторины «В мире книг»

               -   Подведение итогов заочной викторины «Знатоки

                  русского языка»(8,9класс)

1 5 марта - Картинная галерея «По страницам любимых книг»

КРОССВОРД

1.  Р

2.    Е

3.   М

 4. А

 5.  Р

6.   К

 7.  А

     Е

   

    В

      Е

     Т

     Л

     Д

     Р

    Н

     Н

      З

     И

      Й

    Р

      Р

     М

     Р

      А

     Ц

     Я

1.Комедия Н.В.Гоголя.

2.Фамилия поэта.

3.Троп(слова переносного значения)

4.Краткое крылатое выражение.

5. Человек, который любит вести длинные рассуждения нравоучительного характера.

6.Навысшая точка напряжения в сюжете произведения.

7.Имя сына Тараса Бульбы.

«Найди произведения Н.В.Гоголя»

1.

«Майская ночь»

2.

«Заколдованное место»

3.

«Вий»

4.

«Тарас Бульба»

5.

«Ночь перед Рождеством»

6.

«Дубровский»

7.

«Левша»

8.

«Шинель»

9.

«Мертвые души»

10.

«Сорочинская ярмарка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели Русского языка

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием  информационных технологий...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...