Мастер-класс "Инновационные методы работы с классом"
классный час (7 класс) по теме
Урок-практикум "Оказание первой доврачебной помощи при дорожно-транспортных проишествиях", для учащихся 7-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass1.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24» с. Богуславец
Красноармейского муниципального района
Приморского края
Мастер-класс
«Инновационные методы воспитательной работы с классом»
Урок-практикум
« Оказание первой доврачебной помощи
при дорожно-транспортных происшествиях»
Разработала: учитель биологии и химии Немцева Т.А.
Богуславец, 2013 г
Мастер-класс "Инновационные методы воспитательной работы с классом
Урок-практикум «Оказание первой доврачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях»
Немцева Татьяна Анатольевна, учитель биологии и химии, классный руководитель 7 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мастер-класс проводится для учащихся подросткового возраста. В 7 классе дети уже самостоятельные, мыслящие, умеющие говорить и высказывать свое мнение. Не боятся выступать перед аудиторией. В подборе и организации материала я опиралась на те принципы, которыми руководствуюсь в своей воспитательной деятельности:
- Воспитание – это жизнь рядом и вместе.
- Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими.
- Человеку нужно быть нужным.
- Скажи мне – я забуду.
- Покажи мне – я запомню.
- Позволь мне сделать – я пойму.
- Уважение детского незнания.
- Честность, ответственность, смелость – верные помощники.
- Терпение и труд – способствуют успешной учебе.
- Любовь к детям - ребенок чувствует, когда его любят и уважают, и он всегда ответит взаимностью.
- Никогда не сравнивать детей друг с другом.
- Хвалить за успехи и сочувствовать неудачам.
- Найти время для ребенка, даже когда совсем некогда, выслушать, понять и посоветовать.
- Доверие.
Материал должен быть доступным, понятным, красочным и интересным, чтобы подросток с удовольствием принимал участие в воспитательном мероприятии. Полученные знания без труда применял на практике.
Цель мероприятия: побудить учащихся помогать окружающим в трудных ситуациях, не паниковать, уметь совладать собой, ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, научить оказывать первую помощь при ДТП, способствовать развитию внимания, осторожности. Научить ценить и беречь свое здоровье и здоровье окружающих. Повторить правила безопасного поведения на дорогах, сформировать у учащихся необходимость их соблюдения с целью сохранения собственного здоровья; вычисление тормозного пути автомобиля, скорости, с которой надо переходить дорогу.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки с ситуациями - «ловушками», задачи на карточках, правила дорожного движения, иллюстрации с нарушениями, анкета «Почему необходимо соблюдать правила дорожного движения». Медицинский жгут, бинты, шина медицинская, автомобильная аптечка.
Задачи:
- Совершенствование умения работать с правилами дорожного движения;
- Помочь детям ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, совладать собой.
- Формирование умения анализировать, обобщать, выдвигать и обосновывать собственную точку зрения;
- Развитие ассоциативного воображения;
- Воспитание активной жизненной позиции;
- Воспитание гуманного отношения к окружающим людям;
- Создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородными в жизни.
- Способствовать развитию умения оказывать первую помощь на практике.
Данное мероприятие проводится используя технологию тренинга общения и ролевой игры, состоит из 4-х этапов.
1-й этап актуализации собственных знаний методом “мозгового штурма”. Задачи выявить умение детей работать в группе, умение пользоваться правилами дорожного движения, и дать собственное определение понятия дорожно-транспортное происшествие. Умение слушать инспектора ГИБДД, умение задавать актуальные вопросы по теме классного часа. Чтобы не потерять интерес учащихся, определение дается с помощью метода “синквейн”. Этап закончится рефлексией. Учащиеся оценивают результат своей работы и свое умение дать определение понятию.
2-й этап изучения фактов и сведений методом беседы и ролевой игры “Случай ДТП”. В ходе данного этапа выявится причины ДТП, меры оказания помощи пострадавшему, план действий по оказанию помощи. Ролевая игра позволит каждому учащемуся проанализировать ситуацию, выявить причины и последствия. В ролевой игре применяются звуковые эффекты, что создает реальность случившейся картины. Действующие лица одеты в соответствующие костюмы, это создаст впечатление подлинности сюжета. Итогом этапа будет оценка увиденной ситуации, выявление виновника ДТП.
3-й этап отработки навыка поведения. В ходе ролевой игры учащиеся отрабатывают навыки поведения в конкретных и подобных ситуациях. Отвечают на вопросы анкеты. Учатся оказывать первую помощь (перевязки, остановка кровотечения и т.д.) Классный руководитель делит учащихся на 4 группы.
4-й этап – творческий проект. Группы учащихся получают задание поработать с правилами дорожного движения, со знаками, с различными ситуациями, правильно ответить на вопросы. В данном случае каждая группа получит иллюстрацию с нарушениями, ребятам необходимо найти эти нарушения, ответить правильно. Каждой группе будет выдана ситуация со случаями ДТП, эти ситуации ребята анализируют и на отдельных листах пишут свои ответы. В заключение группы составляют памятки для пешеходов.
Далее классный руководитель подводит итоги, и мероприятие завершается напутственным словом классного руководителя и инспектора ГИБДД.
Данное мероприятие целесообразно проводить в третьей четверти учебного года, так как идет работа в направлении «Правилам дорожного движения – почет и уважение». В моем плане воспитательной работы это начало февраля. В ходе мероприятия совершенствуются умения работать с правилами дорожного движения, со знаками дорожного движения для пешеходов, умения анализировать поступки людей, обобщать и делать собственные выводы, наконец, умения оказывать первую помощь при ДТП, держать себя в руках и не паниковать в чрезвычайных ситуациях. Быть готовыми придти на помощь, не убегать с места происшествия и не боятся давать свидетельские показания.
ХОД УРОКА
Эпиграф
Правила дорожного движения -
не условность, а обязательное
условие сохранения жизни
ВСТУПИЛЬНОЕ СЛОВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
Здравствуйте уважаемые ребята, гости нашей аудитории! Наш классный час мы посвятим правилам дорожного движения.
- Что произойдет, если человек нарушит правила дорожного движения? (произойдет авария, человек может погибнуть и т.д.)
- Если человек попал в аварию, то, что необходимо сделать? (оказать помощь)
- Что будет являться целью нашего классного часа? (постановка детьми цели мероприятия).
Существуют две различные по своим свойствам среды: бытовая и транспортная. Привычки, сформированные в бытовой среде, не всегда приемлемы для транспортной. В бытовой среде вы выбегаете из-за предмета, мешающего обзору, не задумываясь, что за ним. В транспортной среде эта привычка может привести к плачевному результату. Каждый год в нашей стране погибает около 3000 детей. 700 – потому что выбегали впереди стоящего на остановке автобуса, 300 появлялись позади стоящего автобуса, 250 выбегали из-за других стоящих машин, 800- из-за кустов, домов, деревьев, групп пешеходов, 400- из-за приближающейся машины под колеса скрытой ею попутной.
Американский специалист Р. Скилмен подсчитал, что на один «несчастный случай» пешеход совершает 4000 безнаказанных ошибок. При этом лишь 20 наказываются «испугом», остальные 3980 закрепляются в сознании как правильные действия, формулируя ложные привычки. 95% несчастных случаев с детьми происходит в 30 типичных ситуациях - «ловушках», из них 60%-в ситуациях «закрытого обзора».
- Я хочу вам представить нашего гостя инспектора ГИБДД (Ф.И.О.), он познакомит вас со статистикой ДТП, расскажет, кто чаще всего является участником ДТП и познакомит с правилами дорожного движения. (Выступление сотрудника ГИБДД)
Давайте попробуем дать определение дорожно-транспортному происшествию, используя метод синквейн. Это для вас новый метод и я вам сейчас объясню его смысл.
“ПЯТЬ СТРОЧЕК ПО ПРАВИЛАМ (СИНКВЕЙН)”
Слово “синквейн” произошло от французского числительного “пять”. Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам.
1-я строчка — это называние темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение.
2-я строчка — это определение темы в двух прилагательных или причастиях.
3-я строчка — это три глагола, показывающих действие в рамках темы.
4-я строчка — фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к этой теме.
5-я строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Пример:
1-я строчка дорога
2-я строчка длинная, опасная
3-я строчка ходить, ездить, связывать
4-я строчка здесь много разных машин
5-я строчка транспорт
Синквейн
Дорожно-транспортное происшествие
Рефлексия:
Что для вас было трудным при выполнении задания?
- Было ли вам интересно?
- Что вы испытывали при составлении синквейна?
- Как вы считаете, удалось ли вам дать определение дорожно-транспортному происшествию?
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
- Давайте с вами назовем причины ДТП (слайд 1)
- Что нужно делать, чтобы не попасть в ДТП?
- Как вы думаете, когда появились правила дорожного движения? Сейчас вы прослушаете небольшое сообщение об истории возникновения правил дорожного движения (слайд 2)
Выступление ученицы с сообщением «История появления правил дорожного движения» (приложение 1).
Классный руководитель:
- Как вы думаете, в связи изменились правила дорожного движения? (слайд 4)
- Давайте сейчас представим, что мы стали свидетелями ДТП (звучит резко затормаживающий автомобиль, удар и далее ребята показывают сценку) Приложение 2.
Классный руководитель:
- Давайте с вами проанализируем увиденное событие.
- Кто виноват в дорожно-транспортном происшествии? (высказывания детей).
- Есть ли вина у пострадавшего? (высказывания детей).
- Что вы запомнили, просмотрев эту сценку?
- Что сделали бы вы, оказавшись на месте происшествия? Как бы вы предотвратили несчастный случай, и можно ли было его предотвратить?
Далее проводится анкетирование «Почему необходимо соблюдать правила дорожного движения». (Приложение 3).
- Кто помог пострадавшему?
- Какая помощь ему была оказана? (осмотрели, вызвали скорую помощь, привели в сознание).
- Давайте спросим у инспектора ГИБДД о мерах наказания виновника ДТП (ребята задают вопросы инспектору, по просмотренной сценке).
- Очень часто первую помощь приходится оказывать водителям, и поэтому обязательным требованием при прохождении технического осмотра является наличие медицинской аптечки и огнетушителя. (Слайд 9, состав автомобильной аптечки).
- Сейчас мы разделимся на 4 группы, каждая группа получит задание. В течение 5 минут вам надо выполнить задание и защитить ответ. Все необходимое для выполнения этого задания вы возьмете на столе.
Классный руководитель раздает группам задания разного уровня, по одному заданию на каждую группу (приложение 4). Затем каждая группа демонстрирует выполнение задания.
Классный руководитель:
- С первым заданием вы справились. Переходим ко второму заданию, называется «Творческий проект». Каждой группе я раздам по одной ситуации, одной иллюстрации с нарушениями правил дорожного движения, вам необходимо письменно ответить на вопросы (Приложение 5). Посмотрите на слайд 10 – какие знаки помогут регулировать движение пешехода? Напишите номера правильных знаков (приложение 5). И в заключение вам надо составить памятку для пешехода (приложение 6).
Заключительное слово классного руководителя:
Вот и подошел к концу наш классный час.
Рефлексия
- Что вы поняли на этом уроке?
- Что вы знали, а что для вас было впервые?
- Что для вас было интересным?
- Как вы считаете, удалось ли участникам отразить сущность проблемы?
- Расскажите ли вы родителям о классном часе? Что именно?
Помните, ребята!
Дорога может быть опасной.
Соблюдайте правила дорожного движения.
Берегите себя, свою жизнь и жизнь окружающих вас людей. В этом вам помогут памятки (раздает памятки учащимся)
Всем огромное спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Инновационные методы работы на логопедических занятиях"
в данной статье кратко описан опыт экспериментальной работы "Воспитание ЗКР на логопедических занятиях посредством методов сказкотерапии"...
Инновационные методы работы над словарными словами в классах «Особый ребенок»
Словарная работа это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, цель которой - сделать процесс усвоения словарных слов боле эффективным. Предложенная работа поможет к...
Инновационные методы работы на уроках иностранного языка
Целью данной работы считаю выявление возможностей современных педагогических интерактивных технологий, как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучен...
Текст выступления учителя русского языка и литературы Расова В.А. по внедрению инновационных методов работы.
Современный учитель в своей профессиональной деятельности обязан использовать новые методы и приёмы преподавания. Метод "критического мышления" - один из них. Уже несколько лет я занимаюсь изучением д...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В работе поднимается вопрос использования подкастов на уроках английского языка....
Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре
Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...
"Инновационные методы работы"
Материалы в помощь педагогу...