Природа глазами бурят
методическая разработка (5 класс) по теме

Новикова Татьяна Анатольевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5 класса с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Международный фестиваль-конкурс

«Экологический фольклор народов мира»

Заочный конкурс методических разработок

Методическая разработка

внеклассного мероприятия для 5 класса

«Природа глазами бурят»

Новиковой Татьяны Анатольевны,

учителя МБОУ «СОШ №3»

г. Ангарска Иркутской области,

контактный телефон 89086510768,

e-mail: noff.tatyana2010@yandex.ru

г. Ангарск

  2012 г.

Природа глазами бурят.

Цель: знакомство с экологическими традициями бурят; приобщение учащихся 5 класса к культуре народов мира; воспитание ценностного отношения к природе; воспитание толерантного отношения к культуре других народов.

Участники: учитель, ведущий (желательно в национальном бурятском костюме), актёры.

Оборудование: мультимедиа для демонстрации презентации, рисунки к бурятским сказкам, фотографии Байкала, а также деревьев и животных, имеющихся на территории Бурятии.

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, где находится страна Баргужин-Тукум? Я открою вам тайну, но не сразу. Сначала угадайте, о каком озере говорится в загадке:

Древен род его в природе,

кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем,

как его мы назовем? (Байкал)

- Да, ребята, это очень древнее, неповторимое, самое глубокое в мире озеро - Байкал. Где находится Байкал? (в России, в Сибири, в Иркутской области, в Бурятии)

- Как называется народ, который заселил берега Байкала? (буряты)

- Действительно, именно буряты пришли в  XIII - XIV веках на смену жившим здесь ранее баргутам, а первые русские поселения появились на берегах Байкала лишь в конце XVII – начале  XVIII веков. Именно эта страна – Бурятия – в древности называлась Баргужин-Тукум, или Ара-Халха. С давних пор буряты поклонялись водной стихии, ведь, согласно их мифам,  «Вода сошла с небес». Каждая река, озеро, лес, гора имели своих «эжинов» (хозяев). «Эжины» оберегают людей и заботятся об их благополучии. Они невидимы, призрачны. Ежегодно люди поклонялись «эжинам» местностей. Летом проводились тайлганы, с целью просьбы у богов, «эжинов», благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избавления от бед, несчастий.  «Эжины» рек и озер живут на дне. Поэтому раньше старались не шуметь у воды, не сбрасывать хозяйственные и бытовые отходы, нечистоты и не проливать кровь (прекрасная традиция, которую нужно всецело поддерживать и сейчас!). Особенно трепетно и трогательно относились к Байкалу. Люди обожествляли его, считали священным и великим морем. На его берегу не произносили грубые слова, не говоря уже о брани, ссоре. Также буряты считали за великий грех селиться вблизи вершин, ключей. Племена, кочевавшие в стране Баргужин-Тукум, были известны их современникам больше как «лесные народы». Под этим понятием попали в поздние летописные хроники предки бурят. «Лесные народы» жили в таежной околобайкальской полосе, что определило их образ жизни и способ ведения хозяйства, основными их занятиями были охота и рыболовство. Охота на крупного зверя давала им пищу, шкуры убитых животных употребляли для покрытия жилищ наподобие чумов. Из шкур шили одежду и обувь. Лесные племена добывали пушных зверей.

Ведущий: Ребята, давайте проверим вашу смекалку. Я буду загадывать бурятские загадки, а вы попытаетесь их отгадать. В бурятском языке загадка называется таабари, отгадка – тайлбари.

- Хондолой дээрээ дэгээтэй. (Нохой.) Со звонким голосом, на крупе крючок. (Собака.). Будуун модондо хонолготой. (Шара шубуун.) Грубый голос имеет, на толстом дереве ночует. (Сова.)

Хоть шуба на мне соболья,

Кто скажет, что я красив?

Имею я тысячный белый табун,

Кто скажет, что я богат? (Мышь)

Удивительно большое тело, а гривы достают до самой земли (Солнце и лучи солнца);          У тибетского ламы пять красных чашек (саранка)

Учитель: В ведении «эжина» тайги находился весь животный и растительный мир тайги. «Эжин» тайги добрый, но не терпящий грязи и беспорядка в лесу. Чтобы не прогневить его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, бережно относиться к растениям.   Образ человека воспринимали схожим со стволом дерева, увенчанного головой-кроной, впитывающего солнечные лучи и тепло. Буряты на зиму раньше не заготовляли дров из живого дерева, а использовали для топлива сухостой и валежник. Кедр, ель, лиственница почитались как «мунхэ-модон» - священные вековые деревья, возле них устраивались обряды и приношения.  Деревья украшались шелковыми и парчовыми лоскутами белого и красного цвета, обозначающими солнце и луну. Прикосновение к дереву сулило здоровье. С древних пор люди, жившие в лесу, ценили дерево, из него  делали лук, стрелы, домашнюю утварь, хозяйственный скарб и сам «дом» — навес, чум, шалаш, юрту. Исконно присущие бурятам лук и стрелы были широко распространены до середины 18 века и являлись единственным видом оружия дальнего боя. Буряты тщательно подбирали материал для древка лука из хорошего леса.

Ведущий: Ребята, давайте представим себя древними охотниками и проверим, насколько мы меткие. (приглашаются трое желающих пострелять из детских игрушечных луков с присосками, напротив установлены мишени). По окончании турнира самый меткий награждается амулетом, стилизованным под когти или зубы животных, либо брелоком из искусственного меха.

Учитель: Перенесемся на миг во времена минувшие, в старинную бурятскую юрту, затерявшуюся в степном пространстве. В ней вечерним теплом веет от очага и от дыханья людей, пришедших в юрту послушать известного в здешних краях сказочника - онтохошина. Он восседает на хойморе - северной стороне юрты, по традиции предназначенной для уважаемых гостей. В степи испокон веков высоко ценилось художественное слово, исполнительское мастерство. Недаром существует народная пословица, которая в переводе звучит примерно так: "Сказочник сидит на почетной подстилке, а певец - на холме". И, не спеша отхлебнув глоток горячего зеленого чая, сказочник так же неторопливо начинает повествование: "Давным-давно это было. Когда океан-море лужицей плескалось, а птица ворон воробушком порхал..." Все сидящие в юрте, затаив дыхание, слушают сказку и мысленно переносятся в необыкновенную действительность, сотворенную богатым воображением онтохошина. Кажется, всё: и тлеющие угли в очаге, и остывающий чай в пиале, и лошади, шумно вздыхающие у коновязи, и звездное-звездное небо, стекающее на землю по склонам пологих холмов,- всё вслушивается в негромкую размеренную речь сказочника-онтохошина. И особенно детишки, присев на корточки, поближе к гостю, не отрывают взгляда от него, запоминают цепкой детской памятью каждое слово и жест необыкновенного рассказчика. Пройдут годы, и кто-нибудь из них, уже став взрослым, сам начнет рассказывать сказки и сочинять новые, и сын его и внук продолжат семейную традицию, чтобы не оборвалась нить времен, чтобы чудесный мир, запечатленный в мудром слове, помогал людям лучше жить, верить в доброе и светлое. Об этом хорошо сказал бурятский поэт Борис Сыренов:

И над юртой восьмистенной золотится луч по скату.

Не спеша старик согбенный нам рассказывает сказку.

Как в семье простой и бедной смелый воин вырастает,

И врагов земли рассветной он бесстрашно побеждает.

Мы сидим, в душе ликуя, всё за правду принимаем.

На всю жизнь свою земную сказку ту запоминаем,

Словно нам она открыла веру в суть добра и света.

Как давно все это было, как чудесно было это.

 Ведущий: Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления.  Сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. Идеи единства всего живого, родства двух миров — людей и зверей,  относятся к наиболее ранней истории человечества. Орёл (ехэ шубуун) почитался бурятами как родоначальник шаманов и как сын хозяина острова Ольхон. Лебедь (хон шубуун) считалась прародительницей одного из основных этнических подразделений бурят — хори. По бурятским легендам, утки и гуси создали землю, подняв её из-под воды.  Широкое распространение получили культы лесных зверей — волка, оленя, кабана, соболя, зайца, а также медведя. В шаманской традиции бурят медведь считался священным зверем; он воспринимался как существо, превосходящее по магической силе любого шамана. В бурятском языке сохранилось такое выражение: ‘Хара гурооhэн боодоо элюутэй’ ‘Медведь выше полета шамана’. Известно также, что шаманы использовали в своей практике кору с пихты, ствол которой был оцарапан медведем. Такое дерево буряты называют «медведем освященным деревом» (баабгайн онголhон модон).  В бурятской народной медицине широко использовались в качестве лечебных средств медвежья лапа, сало, желчь.

Инсценировка бурятской сказки «Человек медведь». (автор, жена, муж, медведь)

В прошлое, давнее время жил один человек. Каждый день он уходил на охоту, но никогда не приносил домой добычи. Когда муж целыми днями ходил и приходил ни с чем, жена его начала удивляться. «Обманывает меня этот человек, что он охотится», - стала думать она. Однажды, когда муж отправился на охоту, она пошла за ним следом.

Идет она по дороге за мужем, следит за ним. А потом спряталась за бугорок. Смотрит: муж ее подходит к одинокому дереву. Бросил ружье, обежал его три раза против солнца и, превратившись в медведя, убежал в лес.

Жена его сидела до вечера и ждала. Вечером медведь выбежал из леса, обежал то дерево три раза по солнцу и превратился в человека. Поднял он ружье и направился к дому. Жена его прибежала домой раньше мужа и спрашивает как ни в чем не бывало:

- Что сегодня принес?

- Сегодня никого не встретил и ничего не добыл. Только собирал и ел кислицу, - ответил муж.

Назавтра она опять пошла в лес за мужем. Смотрит, муж ее опять подошел к тому же дереву, обежал его три раза и, превратившись в медведя, убежал в лес. Вечером прибежал к дереву, обежал его три раза и, снова превратившись в человека, пошел домой.

И на третий день жена пошла за мужем, а когда он превратился в медведя и убежал в лес, она срубила то дерево. «Как же теперь он превратится в человека?» - подумала она и просидела до вечера.

Вечером медведь выбежал из леса, подбежал к одинокому дереву, смотрит, а оно срублено. Сколько ни бегал медведь вокруг дерева, так и не смог превратиться в человека. Бегал он до темноты, ничего не смог сделать. Тогда с ревом побежал в лес. С тех пор он не возвращался.

Потому медведь и похож на человека (особенно, когда с него шкуру снимут), а мясо и жир его, говорят, служит человеку лекарством.

Учитель:  Страна народных сказок необъятна. Каждая сказка нас чему-то учит, о чем-то заставляет задуматься. Как вы думаете, как эта сказка отражает связь между человеком и природой? (дети высказывают своё мнение, общий итог должен быть однозначным: человек – часть природы)

Ведущий: С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что природа  – это дом, в котором всё находится в гармонии.  Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как  без чистого воздуха, воды,  солнца, животных, даров природы и

т. д. человек обречён на вымирание.  Особенно бережное и трепетное отношение сложилось к Земле-матери, прародительнице всего сущего. Ее тело отождествлялось с земной поверхностью, а все, что на ней живет и растет, воспринималось как ее живые дети. Большим грехом считалось не только копание земли, но даже царапанье почвы. Добывая  клубни и корни лекарственных трав, буряты разравнивали почву, засевали место семенами этих растений. При перекочевке обязательно удаляли остатки кольев из земли, ведь это равнозначно занозе в теле человека, а земля – мать. Почтительное отношение к природе сказалось даже в конструкции традиционной бурятской обуви, в которой носовая часть всегда загнута вверх, чтобы при ходьбе не повредить землю и находящихся в ней живых существ.

Учитель: Итак, ребята, давайте подведём итог всему, о чём мы сегодня говорили. Как вы считаете, каковы главные экологические принципы бурят? (природа – это дом, кров, основа благополучия и богатства, радости и здоровья; человек – частица единой и неделимой природы, на самом верху пирамиды жизни должна быть природа, а не человек).

- Чему учат нас обычаи бурят, их фольклор? (на примере бурятских традиций, обычаев, сказок, загадок, игр мы поняли, что древняя культура бурятского народа способствовала возникновению «щадящих», «дружественных» отношений с окружающей природой, благодаря чему сохранились многие виды растений и животных,  а также пониманию хрупкости экологической среды)

- Что нужно сделать для решения современных экологических проблем? (нужно вернуться к экологическим традициям, которые есть не только у бурят, но также и у других народов, ведь цель у всех жителей земли-матери одна: сохранение самой высшей ценности на земле – живой природы).      

- Да, ребята, человек живет не только ради будущего, он живет сейчас, и, следовательно, каждое мгновение его жизни должно быть наполнено осознанием неповторимости этого мгновения. Такое мироощущение обязывает человека быть ответственным за все, с чем он имеет дело, настраивает его на бережное отношение к окружающему миру и к себе. Поэтому на сегодняшний день самой ошибочной является попытка подчинения природы человеку. Развитие человеческого общества может быть успешным только при уважительном отношении к природе. Нашим выводам созвучно стихотворение бурятского поэта Дамба Зодбич Жалсараева:

Спросили старца — что такое счастье?

Он бороды потрогал остриё

И, головой качая в знак согласья,

Сказал: «Оно у каждого своё.

Но есть и счастье общее, которым

Ты тоже должен обладать сполна —

Любовь к народу и к родным просторам!

Без них мы все, как без корней сосна,

Как ствол без веток, как без листьев ветка —

И счастье на порог не ступит твой!

Люби народ и землю беззаветно

И будь любим народом и землей!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИРОДА ГЛАЗАМИ БУРЯТ Выполнила: Новикова Татьяна Анатольевна, учитель МБОУ «СОШ №3» г. Ангарска Иркутской области

Слайд 2

Древен род его в природе, кличут озером в народе, Волны моря плещут в нем, как его мы назовем?

Слайд 3

Байкал находится в центре Азиатского континента на границе Иркутской области и Республики Бурятия в Российской Федерации . (вид из космоса)

Слайд 4

Бурятия в древности называлась Баргужин-Тукум

Слайд 5

С давних пор буряты поклонялись водной стихии

Слайд 6

Лесные племена добывали пушных зверей

Слайд 9

Кедр, лиственница, ель почитались как « мунхэ-модон » - священные вековые деревья

Слайд 10

Лук и стрелы являлись единственным видом оружия дальнего боя

Слайд 11

Сказочник неторопливо начинает повествование

Слайд 12

Родство двух миров — людей и зверей

Слайд 14

В шаманской традиции бурят медведь считался священным зверем

Слайд 15

Традиционная бурятская обувь

Слайд 16

Развитие человеческого общества может быть успешным только при уважительном отношении к природе.

Слайд 17

Земля на всех одна!

Слайд 18

Береги природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Природа глазами души"

Программа по нравственному воспитанию учащихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с элементами экологической грамотности...

Родная природа глазами поэтов 20 века

Этот урок-беседа знакомит (обзорно) учащихся с жизнью и творчеством А.Блока и С. Есенина и продолжает обучение анализу лирических произведений....

Методичка "Природа глазами детей"

Сборник стихов  учащихся 5х  классов  иллюстрирует один из методов работы учителя  биологии общеобразовательного учреждения с применением  межпредметных связей в процессе обуч...

Природа глазами музыканта, художника, поэта

Фрагмент интегрировааного урока,где красками, звуками, словами раскрывается чудесный образ пробуждения природы...

Мир природы глазами ребенка (на материале повести Ч.Айтматова «Белый пароход»)

Исследовательская работа ученицы 5 класса по повести Ч.Айтматова "Белый пароход". Цель данной работы – показать красоту природы, ее способность к возрождению и самосохранению, бер...

Природа глазами детей

Внеклассное мероприятие по биологии...

МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ

Доклад по экологическому         воспитанию  детей     с отклонениями в развитии:...