Программа ДО кружок ДПИ "Калейдоскоп"
методическая разработка по теме

Бакланова Елена Анатольевна

 

Данная программа направлена на развитие творческих способностей ребёнка, включает в себя следующие виды искусства: скульптуру, дизайн; различные виды декоративно - прикладного искусства, народных промыслов. Знакомство с данными видами искусства происходит в контексте взаимодействия с другими видами искусства, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Использование нестандартных материалов и различных приёмов работ при изготовлении поделок, даёт возможность освоения декоративно - прикладной деятельности.

 

Художественные знания, умения, навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства выразительности - форма, пропорции, цвет, объём, фактура материала, композиция осваиваются учащимися на протяжении всех занятий.

Содержание программы предусматривает развитие изобразительных, художественно -конструкторских способностей, нетрадиционного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью чувствовать не только гармонию, но и создавать её в любой иной жизненной ситуации, в любой сфере деятельности.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do.docx92.59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУЙСКОГО РАЙОНА ТАКСИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Утверждаю:  Директор ТСОШ №1  И.Н.Фалилеева  "'

«29» ^мая   2008 г.

Согласовано: Председатель НМС

Е.В.Скоробач

«27»мая 2008 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Кружок декоративно - прикладного искусства

«КАЛЕЙДОСКОП»

Возраст группы учащихся 10-13 лет

Срок реализации программы - 2 года

Руководитель:

                                                  Бакланова Елена Анатольевна

п. Таксимо 2008 год

Пояснительная записка

Данная программа направлена на развитие творческих способностей ребёнка, включает в себя следующие виды искусства: скульптуру, дизайн; различные виды декоративно - прикладного искусства, народных промыслов. Знакомство с данными видами искусства происходит в контексте взаимодействия с другими видами искусства, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Использование нестандартных материалов и различных приёмов работ при изготовлении поделок, даёт возможность освоения декоративно - прикладной деятельности.

Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы. Освоение художественного наследия помогает осознавать искусство, как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.

Художественные знания, умения, навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства выразительности - форма, пропорции, цвет, объём, фактура материала, композиция осваиваются учащимися на протяжении всех занятий.

Содержание программы предусматривает развитие изобразительных, художественно -конструкторских способностей, нетрадиционного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью чувствовать не только гармонию, но и создавать её в любой иной жизненной ситуации, в любой сфере деятельности.

Актуальность программы

Организация детского досуга одна из важнейших задач школы.

Настоящая программа предлагает детям освоение различных приемов декоративно - прикладного искусства, а также затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру, знакомит детей с русскими народными промыслами и национальным искусством Бурятии.

Обучение в кружке основано на принципах личностно - ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребёнка реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывая возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.

Основные принципы программы

ПРИНЦИП « ОТ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО К ЖИЗНИ»

Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель -духовное развитие личности, т.е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

ПРИНЦИП  ЕДИНСТВА ВОСПРИЯТИЯ И СОЗИДАНИЯ

 

Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Разнообразие видов восприятия и   практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей каждого человека жизни.

РАЗВИТИЕ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Строится на единстве двух его основ:

  1. наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
  2. фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строитьхудожественный образ, выражая своё отношение к реальности.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Духовно - нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира

Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний, что является залогом развития способности сопереживания.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ОБУЧАЮЩИЕ:

Развитие познавательного интереса к декоративно - прикладному искусству. Приобретение навыков работы с различными материалами: бумага, ткань, природные материалы, мех, тестопластика.

Знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования и декоративно - прикладного искусства.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие художественно - образного мышления.

Развитие личностных свойств: самостоятельности, активности, аккуратности,

умение доводить начатое дело до конца.

Формирование потребности в саморазвитии

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Программа кружка рассчитана на 2 года обучения, включает в себя знакомство с новыми видами деятельности и видами творчества. Занятия проводятся с группой детей среднего школьного возраста владеющими базисными знаниями и умениями, требуемые данной программой.

Процесс обучения на занятиях характеризуют:

  1. Сотворчество руководителя и ребёнка
  2. Диалогичность
  3. Четкость поставленных задач и вариативность их решения
  4. Освоение  традиций      художественной      культуры      и импровизационный поиск значимых смыслов.

На занятиях кружка важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности. Программа предусматривает чередование занятий индивидуально практического творчества и занятий коллективной творческой деятельности.

Необходимо постоянно уделять внимание и время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности и оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, опыт творческого общения.

Постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями, многообразие видов деятельности и форм работы стимулирует интерес детей к занятиям в кружка и является необходимым условием формирования личности ребенка.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе кружка. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей на основе собеседований.

Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря постоянному контакту с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний, что дает возможность использовать метод личной диагностики результатов. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и реагировать на свои ошибки и просчеты.

Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов. Результаты, которых дают возможность оценить качество усвоенных знаний и умений, приобретенных за период занятий в кружке.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате обучения в кружке в течение двух лет по программе среднего и углубленного уровня обучения предполагается, что дети получат следующие знания и умения:

  1. Владение способами декоративного оформления изделий;
  2. Владение основными навыками работы с инструментами и
    приспособлениями при обработке различных материалов;
  3. Расширение кругозора в области истории, окружающего мира,
    народного творчества и национальных традиций;
  4. Применение в работе шаблона;
  5. Составление композиции;
  6. Самостоятельно работать над авторским творческим
    проектом.

1 год обучения

В процессе обучения в течение 1 года предполагается, что дети получат следующие знания и умения:

  1. Ознакомятся с первичными знаниями композиции;
  2. Овладеют основными приемами работы с разными материалами;
  3. Научатся последовательно вести работу: замысел - эскиз - выбор нужного материала – способы изготовления - готовое изделие;
  4. Научатся работать с разными материалами;
  5. Познакомятся с видами работ из разных материалов;
  6. Научатся моделировать.

№ п/п

Темы раздела

Кол-во часов

Содержание Основные термины

Методы обучения

Средства обучения

Требования к ЗУНам

Прак-тич.

Терет.

Всего

и понятия

1

Вводное занятие

2

2

Ознакомление с тематикой кружка

Беседа

2

Сбор природного материала

4

4

Экскурсия наблюдение

Изготовление изделий из природного материала

42

3

Панно «Осень»

5

1

6

Композиция. Способы декорирования. Использование разных природных материалов при изготовлении панно.

Наглядный Творческий Частично -Поисковый Самостоятельный Беседа

Картон, оконная замазка, веточки, крупы (гречка, овес, пшено), стеки

Знание Т.Б при работе с режущими инструментами. Умение пользоваться инструментами.

4

Оберёг

2

1

3

Краткая историческая справка, использования оберегов

Наглядный Творческий Частично -Поисковый Самостоятельный Беседа

Природные материалы, кисти, краски. Наглядные пособия

Умение правильно подобрать цвет

5

Панно «Букет»

4

1

5

Искусство составления зимних букетов

Наглядный Творческий Частично -Поисковый Самостоятельный Беседа

Сухоцветы, клей, кисти, различная крупа

6

Панно «Лето»

3

1

4

Совершенствование

Творческий

Природные

Знание основ

приёмов работы с

Частично -

материалы,

композиции,

разными материалами.

Поисковый

сухоцветы,

последовательности

Самостоятельный

бечевка,

выполнения

Беседа

различная крупа.

изделия.

7

Панно «Зима»

4

1

5

Совершенствование

Наглядный

Крупа, стеки,

приёмов работы с

Творческий

замазка

разными материалами

Частично -

Поисковый

Самостоятельный

Беседа

8

Панно «Птица»

5

1

6

Птица - символ

Наглядный

Образцы работ

счастья и

Творческий

народного

благополучия в

Частично -

творчества с

культуре славянских

Поисковый

использованием

народов

Самостоятельный

образа птицы,

Беседа

крупа, стеки,

замазка

9

Новогодний - сувенир

4

1

5

Знакомство с

Наглядный

Образцы

Знание Т.Б при

подарок

разнообразными

Творческий

новогодних

работе с режущими

предметами

Частично -

сувениров,

инструментами.

новогодней тематики

Поисковый

шаблоны

Умение

Самостоятельный

пользоваться

Беседа

инструментами

10

Обработка изделий -

2

2

Зачем используют

Наглядный

лакирование.

лак? Лак - средство

Творческий

защиты и декора

Частично -

изделий. Беседа

Поисковый

Самостоятельный

11

Панно на свободную

5

1

6

Закрепление

Наглядный

Знание Т.Б при

тему

полученных знаний и

Творческий

работе с режущими

умений

Частично -

инструментами.

Поисковый

Умение

Самостоятельный

пользоваться

Беседа

инструментами

Работа с разными

54

материалами

12

Работа с глиной.

5

1

6

История народного

Наглядный

Образцы

«Дымковская игрушка»

промысла.

Творческий

изделий, глина,

Самостоятельный

стеки

Беседа

13

Вьшуклая аппликация

5

1

6

Приемы выпуклой

Наглядный

Образцы

Знание Т.Б при

аппликации

Творческий

изделий, клей,

работе с режущими

Самостоятельный

цв. бумага,

инструментами.

Беседа

кисти, ножницы

Умение

пользоваться

инструментами

14

Сувенир-карандашница

5

1

6

Декоративное

Наглядный

Образцы

оформление изделий

Творческий

готовых изделий

объёмных форм

Частично -

Краски, кисти,

Поисковый

бумага,

Самостоятельный

природный

Беседа

материал

15

Пасхальный сувенир -

7

1

8

Пасхальные символы

Наглядный

Яичная

Умение подбирать

Подвеска

Работа с тканью

Творческий

скорлупа, ткань,

цветовую гамму,

Частично —

бисер, цветные

работать с тканью

Поисковый

нитки, клей.

Самостоятельный

Беседа

16

Панно с пасхальным сюжетом

5

1

6

Работа с разными материалами

Природный материал, крупа, стеки, краски, кисти

17

Объёмные куклы из конусов и цилиндров

5

1

6

История развития куклы

Творческий Частично -Поисковый Самостоятельный Беседа

Картон, ткань, краски, нитки, ножницы.

Знание Т.Б при работе с режущими инструментами. Умение пользоваться инструментами

18

Коллаж из бумаги

5

1

6

Коллаж. Техника и приёмы изготовления

Наглядный Творческий Частично -Поисковый Самостоятельный Беседа

Картон, бумага, цветные журнальные •иллюстрации, клей.

19

Аппликация из ваты на бархатной бумаге

3

1

4

Свойства бархатной бумаги

Творческий Самостоятельный

Вата, бархатная бумага.

Знание Т.Б при работе с режущими инструментами.

20

Аппликация из распущенного трикотажа

3

1

4

Своеобразие аппликации из трикотажных нитей

Творческий Самостоятельный

Трикотажные нитки, клей, ножницы

Умение пользоваться инструментами

21

Итоговое занятие

2

2

Анализ проделанной работы

ВСЕГО:

108

2 год обучения   ЦЕЛИ:

  1. Знакомство с новым видом творчества - тестопластикой, лепка изделий из экологически чистого материала с
    использованием природного материала.
  2. Расширять знания о композиции, формообразовании.
  3. Научатся решать вопросы конструирования и изготовления изделий из различных материалов.
  4. Научатся видеть красоту материалов, форм, при создании авторских проектов.

н/п

Темы раздела

]

Сол - во часов

Содержание Основные

Методы обучения

Средства обучения

Требования к ЗУНам

Прак тич.

Терет

Всег о

термины и понятия

1

Вводное занятие

2

2

Ознакомление с тематикой кружка

Беседа

2

Знакомство с тестоспластикой. Материалы. Общие этапы изготовления и обработки изделий

1

1

2

Тестопластика Стеки

• Беседа.

Показ приемов лепки.

Тесто. Стеки. Демонстрация готовых изделий.

Умение пользоваться инструментом

3

Окрашивание теста. Сушка изделий.

1

1

2

Беседа

4

Изготовление мелких орнаментальных деталей.

2

2

Орнамент. Значение элементов орнамента.

Беседа. Показ.

5

Как сделать соленое тесто цветным.

1

1

2

Искусственные красители

Беседа

Тесто. Искусственные красители

6

Цветы. Нарциссы. Роза. Ромашка. Василек.

1

1

2

Орнамент. Значение элементов орнамента.

Беседа. Показ приемов Лепки

Тесто. Стеки. Наглядный материал.

7

Цветы. Бутон. Гвоздика. Тюльпан. Фиалка.

1

1

2

Натуральные красители.

Беседа. Новые приемы лепки цветов.

Тесто. Натуральные красители.

8.

Цветы. Лилии. Листочки. Составление композиции «Букет»

1

1

2

Ознакомление с приёмами лепки цветов

Беседа. Показ цветочных панно.

Тесто. Стеки.

Знания Т.Б, с режущими инструментами.

9.

Композиция «Букет». Работа над панно.

1

1

2

Беседа

Тесто. Стеки.

10.

Композиция «Букет» -раскрашивание.

2

2

Приемы лепки цветов. Композиция.

Показ приемов Раскрашивания

Тесто. Стеки. Карандаши.

11.

Фрукты. Яблоки. Груши.- объемные и плоские формы.

1

1

2

Показ образцов. Беседа. Самостоятельный

Готовые цветы. Солома. Ветки. Клей. Ножницы.

12.

Ягоды. Клубника. Черника. Листочки

1

1

2

Цветовая гамма.

Показ приемов лепки.

Гуашь. Кисти.

13. 14.

Аквариумные рыбки

Морские звезды. Водоросли.

1 1

1

1

         

Объем. Оттиск узора

Виды и формы аквариумных рыбок

Беседа творческий частично-поисковый Показ приемов лепки. Беседа.

Тесто. Стеки. Тесто. Стеки.

15.

Раскрашивание и

2

2

Беседа, показ

Тесто. Стеки.

лакирование

Ткань с различной

элементов

структурой

Плетения

16.

Панно «Подводный

2

2

Защита изделий из

Беседа

Бесцветный лак,

мир»

теста

Творческий

гуашь, кисти

Частично-

поисковый

17.

Изготовление

1

1

2

клей, кисти,

Знание ТБ при

элементов для

цв. нитки,

работе с

оберегов «Веничек»,

ракушки,

лакокрасочными

«Домовушка»

ножницы

материалами

18.

Изготовление основы

1

1

2

Оберег.

Шпагат, ножницы,

для панно

картон, клей

19

Изготовление оберегов.

2

2

Беседа. Показ

Основы, готовые

знание ТБ при

.лакирование готовых

образцов

детали, клей,

работе с

изделий.

кисти, ткань,

режущими

природный

инструментами.

материал

20.

Изготовление

3

1

4

Бурятский

беседа

Наглядность,

бурмжняово орнамента

народный

Тесто, стеки

орнамент.

21.

изготовление панно на

7

1

8

Знакомство с

беседа

Тесто, ткань,

знание ТБ при

сюжет народной

устным народным

творческий

природный

работе с

бурятской сказки

творчеством

частично-

материал, клей,

режущими

бурят

поисковый

Ножницы, мех

инструментами.

22.

Изготовление деталей

3

1

4

Дизайн

Беседа, частино-

тесто, стеки, ткань

Техника

к панно «Моя семья»

поисковый,

выполнения

наблюдение

последователь-

ности работ.

23.

Панно «Моя семья»

2

2

Дизайн

беседа, творческий,

Основы, готовые

Знание ТБ при

наглядный,

детали, клей,

работе с

частично-

кисти, ткань,

лакокрасочными

поисковый

природный

материалами

материал

24.

Подвески с

2

2

Жанровые

беседа, творческий,

Тесто, стеки.

Техника

Канринками

картинки

наглядный,

Проволока

выполнения

частично-

последователь-

поисковый

ности работ.

25

Пчелка. Ваза с

2

2

Цвет, колорит.

беседа, творческий,

тесто, стеки, тюль,

Знание ТБ при

пчелками для

наглядный,

леска

работе с

сухоцветов.

частично-

лакокрасочными

поисковый,

материалами

самостоятельный

26

Ежи и гусеницы.

3

4

беседа, творчес-

тесто, стеки,

Техника

Панно «Веселые ежи»

кий, наглядный*

природный

выполнения

частично-

материал

последователь-

поисковый

ности работ.

27

Гномики

3

1

4

Мимика, как

беседа

тесто, стеки

Знание ТБ при

средство

творческий

работе с

выражения

частично-

лакокрасочными

характера

поисковый

материалами

28

Белоснежка,- работа с

3

1

4

История создания

тесто, стеки, ткань,

Техника

разными материалами

куклы.

природный

выполнения

материал

последователь-

ности работ.

29

Панно «Белоснежка и

3

1

4

Продолжение

беседа, творчес-

тесто, стеки, ткань

Техника

семь гномов»

работы над темой

кий, наглядный,

выполнения

куклы.

частично-

последователь-

поисковый

ности работ.

Умение работать

с тканью

30

Божья коровка

2

1

2

Приемы лепки

беседа, творчес-

Готовые детали

Составить эскиз

насекомых

кий, наглядный,

Клей, кисти,

панно. Работа над

частично-

ткань, природные

изготовлением

поисковый,

материалы

панно

самостоятельный

31

Мышки на сыре

4

4

Приемы лепки

беседа, творчес-

тесто, стеки

объемных деталей

кий, наглядный,

частично-

поисковый

-.'■,

32

Как спасти работу если

1

1

2

Способы

беседа, творчес-

тесто, стеки, ткан

Техника

она треснула

маскировки

кий, наглядный,

выполнения

трещин.

частично-

последователь-

Шпаклевка.

поисковый,

ности работ.

33

Рамочки из теста

4

4

Декор

наглядный,

масса для

частично-        •

шпатлевки

поисковый

изделий

34

Изготовление

2

2

объем

самостоятельный

тесто, стеки,

Техника

Нирсхганлж.

творческий

природный

выполнения

материал

последователь-

ности работ.

35

Корова.

2

2

4

объем

беседа, творчес-

тесто, стеки, бисер.

Техника

кий, наглядный,

выполнения

частично-

последователь-

поисковый

ности работ.

36

Овечка с налепными

3

1

4

Изготовление

беседа, творчес-

тесто, стеки

Знание ТБ при

узорами. Изготовление

панно на основе из

кий, наглядный,

работе с

панно

теста

частично-

лакокрасочными

поисковый

материалами

37

Овечка на лугу, панно

4

4

лепка животного в

беседа, наглядный,

Тесто, стеки

Техника

различных позах

частично-

выполнения

-

поисковый

последовательност

и работ.

38

Деревья

7

1

8

разнообразные

беседа, творческий,

Тесто, стеки

Техника

приемы приёмы

наглядный,

выполнения

лепки кроны

частично-

последователь-

поисковый

ности работ.

39

Раскрашивание и

2

2

беседа, творческий,

стеки, ткань

лакирование изделий

наглядный,

-

частично-

поисковый

40

Изготовление панно

4

4

беседа, творческий,

тесто, стеки,

Техника

наглядный,

природный

выполнения

частично-

материал

последователь-

поисковый

ности работ.

41

Кошки

3

1

4

лепка выпуклых

беседа, творческий,

тесто, стеки,

Техника

фигур

наглядный,

природный

выполнения

частично-

материал

последователь-

поисковый      t

ности работ.

42

Изготовление панно

4

4

беседа, творческий,

тесто, стеки,

Техника

наглядный,

природный

выполнения

частично-

материал

последователь-

поисковый

ности работ.

43

Натюрморт со шляпой

4

1

5

натюрморт

беседа, творческий,

тесто, стеки,

наглядный,

природный

частично-

материал

поисковый

44

Куклы объемные

5

6

беседа, творчес-

тесто, стеки,

Знание ТБ при

кий, наглядный,

природный

работе с

частично-

материал

лакокрасочными

поисковый

материалами

45

Подведение итогов

2

2

Анализ

беседа

года

проделанной

работы

ВСЕГО:

108

Литература:

  1. Т.Н.Проснякова. «Уроки мастерства». «Просвещение», 2005.
  2. Т.С.Мудрак, О.С.Паятелева. «Игрушки из ниток». «Эскиз», 2005.
  3. И.А.Лыкова. «Поделки из природного материала». «Эскиз», 2004.
  4. Л.В.Грушина. «Интересное и прекрасное своими руками».
    «Фаэтон», 2007.
  5. П.Н.Перов. «Коллаж - художественное моделирование».
    «Просвещение», 2006.
  6. Г.Чаянов. «Соленое тесто». «Эскиз», 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка Кружок «Фэнтази»

Вместо предисловия.Однажды мы выиграли проект для  общежития училища, прихожу в казначейство на согласование по смете девушка в окошечке спрашивает: "А зачем вам натольные игры? :))))  у вас...

Примерная рабочая программа "Вокальный кружок"начального и общего образования

Программа «Вокальный ансамбль» посвящена развитию интереса к во-кальному исполнительскому искусству и овладению техники исполнения. Актуальность программы заключается в стимулировании творческой актив...

Рабочая программа Химический кружок: «Занимательная химия»

Программа кружка рассчитанная на  учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расшир...

Дополнительная образовательная программа "Актерский кружок "Творчество"

Рабочая программа дополнительной образовательной программы  " актерского кружка Творчество"...

Рабочая программа анимационный кружок «Оживляй-ка»

Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития вследствие органического поражения головного мозга требует большого педагогического мастерства, особых методов, искусных технологий...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Химический кружок «Похимичим?!»»

Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Химический кружок «Похимичим?!»» » предназначена для учащихся 14-16 лет.Цели...