Музыкально-поэтическая композиция "И я, двадцатилетний, под пулями стою"
материал по теме

Боровская Елена Анатольевна

Композиция посвящена молодым участникам Великой Отечественной войны, погибшим на полях сражений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-poeticheskaya_kompoziciya.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – поэтическая композиция,

посвященная Великой Победе

«И я двадцатилетний

Под пулями стою»

1..Звучит фонограмма песни «За того парня» (Слова Р.Рождественского, музыка М.Фрадкина).

(Выходит один участник):

        Чтение под фонограмму:

                Я сегодня до зари встану,

                По широкому пройду полю.

                Что-то с памятью моей стало,

                Все, что было не со мной, помню.

        Пение

                Бьют дождинки по щекам впалым;

                Для Вселенной двадцать лет – мало.

                Даже не был я знаком с парнем,

                Обещавшим: «Я вернусь, мама…»

        Припев (или фонограмма, или исполнение)

                А степная  трава пахнет горечью,

                Молодые ветра зелены.

                Просыпаемся мы – и грохочет над полночью

                То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

(Уходит. Занавес раздвигается. На сцене все участники композиции).

2. Давид Самойлов «Сороковые» (1961)

                - Сороковые, роковые.

                Военные и фронтовые,

                Где извещенья похоронные

                И перестуки эшелонные.

                        - Гудят накатанные рельсы.

                        Просторно. Холодно. Высоко.

                        И погорельцы, погорельцы

                        Кочуют с запада к востоку…

                - А это я на полустанке

                в своей замурзанной ушанке,

                Где звездочка не уставная,

                А вырезанная из банки.

                        - Да, это я на белом свете,

                        Худой, веселый и задорный.

                        И у меня табак в кисете,

                        И у меня мундштук наборный.

                И я с девчонкой балагурю.

                И больше  прежнего хромаю,

                И пайку на двое ломаю,

                И все на свете понимаю.

                        - Как это было! Как совпало –

                        Война, беда мечта и юность!

                        И это все в меня запало

                        И лишь потом во мне очнулось.

                - Сороковые, роковые,

                Свинцовые, пороховые…

                Война гуляет по России,

                А мы такие молодые!

(На сцене остаются трое участников.  Один сидит на пеньке и пишет письмо. Два читают, находясь на переднем плане).

3. Михаил Кульчицкий «Мечтатель, фантазер…» (1942)

(Фон –мелодия песни. «Дороги» (баян))

- Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник!

Что? Пуля в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: «Лейтенант звучит - «налейте нам»

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

                 - Война ж совсем не фейерверк,

                а просто трудная работа,

                когда,

                        черна от пота вверх

                 скользит по пахоте пехота.

        Марш!

И глина в гавкающем топоте

до мозга костей промерзших ног

наворачивается на чеботы

весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде

чешуи тяжелых орденов.

        Не до ордена. Была бы Родина

        с ежедневными Бородино.

(Чтецы уходят. Появляется баянист. Садится на пенек  играет «В землянке». Писавший письмо – читает, сначала сидя, затем встает).

4. Иосиф Уткин «Если я не вернусь, дорогая….» (1942)

(Фонограмма «В землянке» (баян) (инсценирование).

- Если я не вернусь, дорогая,

Нежным письмам твоим не внемля,

Не подумай, что это – другая.

Это значит… сырая земля.

        Это значит, дубы – нелюдимы

Надо мной грустят в тишине,

А такую разлуку с любимой

Ты простишь вместе с родиной мне.        

Только вам я всем сердцем и внемлю,

Только вами и счастлив я был:

Лишь тебя и родимую землю

Я всем сердцем, ты знаешь, любил.

        И доколе дубы – нелюдимы

        Надо мной не склонятся, дремля,

        Только ты мне и будешь любимой,

        Только ты да родная земля!

(Чтец и баянист уходят. На сцене другой участник).

5. Марк Лисянский «Огонь» (1943)

(Фон – звуки боя)

- Обрушился огонь орудий,

И целых три часа подряд

Не разговаривали люди

И били пули невпопад.

И, навсегда  оглохнув, птицы,

Бесшумные, спешили прочь.

За ними вслед, сверкнув зарницей,

На запад отступала ночь.

Громада огненного вала

Шла всем стихиям вопреки,

Дубы с корнями вырывала,

Колола скалы на куски.

В пике упали самолеты,

Танк загремел, и наконец,

Безмолвно двинулась пехота

По грудь в воде через Донец.

Артиллеристу жарко стало,

Он сполз к реке на животе

И, пот смахнув рукой усталой,

Припал к воде.

(На сцене впереди 3 человека: две девушки и участник  с гитарой, который  поет. Остальные участники на заднем фоне. Они сначала свободно двигаются, затем встают строго).

        6. Владимир Высоцкий «Песня о звездах» (1964)

        (Фон – гитарная музыка)

                пение

        - Мне этот бой не забыть нипочем –

        Смертью пропитан воздух, -

                чтение

        - А с небосклона бесшумным дождем

        Падали звезды.

                пение

        -Снова упала – и я загадал:

        Выйти живым из боя,-

        Так свою жизнь связал

        С глупой звездою.

        Я уж решил: миновала беда

        И удалось отвертеться,-

                чтение

- С неба свалилась шальная звезда-         на 2-й раз

прямо под сердце.        все поют тихо

        

         пение

- Нам говорили: «Нужна высота!»

и «Не жалеть патроны!»…

Вон покатилась вторая звезда –

Вам на погоны.

        чтение

- Звезд этих в небе – как рыбы в прудах,-

Хватит на всех с лихвою.

        солист

- Если б  не насмерть, ходил бы тогда

Тоже – Героем.

Я бы звезду эту сыну отдал,

Просто – на память….

        чтение

- В небе висит, пропадает звезда –

Некуда падать.

        На привале. (Инсценирование).

7.Василий Лебедев – Кумач.

«Только на фронте» (отрывок) (1943)

(Баян, пение, танец – инсценирование)

- Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

                - После боя сердце просит

                Музыку вдвойне!

-Нынче у нас передышка,

Завтра – вернемся к боям,

Что ж твоей песни не слышно,

Друг наш, походный баян?

                - После боя сердце просит

                Музыки вдвойне!

8. Евгений Долматовский «Эх, как бы дожить бы…»  (отрывок) (1942)

(Баянист запевает. Припев поют все. Парень и девушка приплясывают)

        - Ты ждешь, Лизавета,

        От друга привета,

        Ты не спишь до рассвета,

        Все грустишь обо мне.

  (все) Одержим победу,

        К тебе я приеду        2 раза

        На горячем боевом коне.

(Перепляс – народный, русский).

9. Перепляс – народный.

10. Леонид Решетников «Ночная  атака» (1954)

(Затемнение, свет прожектора, гул, звуки стрельбы…)

        - Прожектор, холодный и резкий,

        Как меч, извлеченный из тьмы,

        Сверкнул над чертой перелеска,

        Помедлил и пал на холмы.

                - И в свете его обнаженном,

                В сиянии дымном, вдали,

                Лежали молчащие склоны

                По краю покатой земли.

                Сверкая росой нестерпимо,

                Белесая, будто мертва,

                За еле струящимся дымом

                Недвижно стояла трава

                Всю ночь, притаившись, молчала.

                Еще не настала пора.

        - И вдруг вдалеке зазвучало

        Протяжно и тихо: «Ура-а-а!»

        Как будто за сопкою дальней

        Вдруг кто-то большой застонал,

        И звук тот глухой и печальный,

        До слуха едва долетал.

        Но ближе, все ближе по полю

        Катился он. И, как игла,

        Щемящая ниточка боли

        Сквозь сердце внезапно прошла…

                - А рядом – с хрипеньем и хрустом –

                Бежали, дыша горячо,

                И сам я летел через бруствер,

                Вперед выдвигая плечо.

                Качалась земля под ногами.

                Моталась луна меж голов.

                Да билось, пульсируя пламя

                На выходах черных стволов.

11. Анатолий Софронов «Мы не спали четыре ночи…» (1941)

        - Мы не спали четыре ночи,

        Пыль съедала нас до нутра,

        Ночь казалась нам дня короче.

        Мы не видели серебра,

        Что рассыпано в поднебесье…

                - Только знали мы пыль дорог,

                Только знали мы: сколько весит

                Сердце каждого, кто залег

                За стволами в лесу, за пнями.

                Потемнело ли, рассвело –

                Только знали мы: сколько  с нами

                Было, выбыло и прошло.

        - Мы не спали четыре ночи,

        Не смыкали багровых глаз…

        А теперь средь болотных кочек

        Мы уснули всего на час.

                - Слышим: в небе летят бомбовозы,

                То не наши – мы узнаем.

                Слышим: тихо шумят березы –

                Это наши, мы здесь уснем …

12. Николай Старшинов «Ракет зеленые огни» (1944)

        - Ракет зеленые огни

        По бледным лицам полоснули.

        Пониже голову пригни

        И, как шальной, не лезь под пули.

                - Приказ: «Вперед!»

                Команда «Встать!»

                Опять товарища бужу я.

                А кто-то звал родную мать,

                А кто-то вспоминал чужую,

        - Когда, нарушив забытье,

        Орудия заголосили,

        Никто не крикнул: «За Россию!...»

                - А шли и гибли за нее.

13. (Фонограмма песни в исполнении Михаила Гулько «Эта рота …»

(Участники композиции бесшумно выполняют движения. Пантомима: шутят,         грустят, зашивают одежду, скручивают папиросу и т.п., затем на  втором куплете строятся в одну шеренгу. Сделав шаг вперед, каждый  участник чеканным шагом уходит за кулисы. Музыка  застывает. Слышна другая мелодия. Выходит девочка с букетом, возлагает букет и уходит. Выходят         участники композиции). 

13. Михаил Луконин «Обелиск» (отрывок) (1963)

(Фон – мелодия «Адажио» Альбиони)

        Вы думаете – нет меня, что я не с вами?

        Ты, мама, плачешь обо мне.

        А вы грустите.

        Вы говорите обо мне, звеня словами.

        А если и забыли вы…

        Тогда простите.

        Да. Это было все со мной, я помню, было.

        Тяжелой пулей, разрывной меня подмыло.

        Но на поверхности земной я здесь упрямо.

        Я только не хожу домой.

        Прости мне, мама ….

15. Семен Гудзенко «Мое поколение» (отрывок) (1945)

- Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

        - Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

        Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

        тот поймет эту правду,-

        она к нам в окопы и щели приходила поспорить

        ворчливым, охрипшим баском.

- Пусть живые запомнят и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-

        - Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

        подымались в атаку и рвали над  Бугом мосты.

        Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

        Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

(Фонограмма припева песни «За того парня»).

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-поэтический час "Стрежневская осень"

Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. У каждого художника слова своя палитра....

Музыкально-поэтический час "Вышла из войны"

Данный урок знакомит  учащихся с творчеством поэтессы  Ресенчук М.А., с основными темами ее поэзии, воспитывает способность воспринимать прекрасное через поэзию, воспитывает любовь к родному...

Николай Шелепи - чувашский народный поэт (музыкально-поэтическая композиция)

У каждого народа своя история, язык и литература. Есть и были творческие личности, перед которыми мы преклоняем. головы. Среди известных чувашских поэтов таким почестям достоин Николай Полоруссов-Шеле...

Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"

Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...

Музыкально - поэтические композиции к праздникам.

Здесь представлены композиции,в которых использованы стихи и песни в исполнении учащихся нашего хора....

"Цветы мне нежно улыбались". Музыкально - поэтический вечер.

На музыкально - поэтическом вечере учащиеся познакомятся с музыкальными произведениями, легендами, стихами о цветах....

Музыкально-поэтическая композиция "Звезда Пушкина, звезда Тукая!"

Данный урок является обобщающе-повторительным.  Цель: воспитывать у учащихся высокую нравственность, эстетические вкусы, возбудить в душах детей любовь к жизни, к родной земле,...