Главные вкладки

    Поэтическая композиция "Сказки цветного детства"
    материал на тему

    Боровская Елена Анатольевна

    В композиции использованы стихотворения русских поэтов XX века: Николая Рубцова, Владимира Набокова, Ксении Некрасовой, Михаила Вишнякова, Геннадия Головатого -  о деревенском детстве, родном крае, русской природе...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poeticheskaya_kompoziciya.docx24.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Поэтическая композиция

    «Сказки цветного детства»

    Цель:

    1. познакомить со стихотворениями русских поэтов о деревенском детстве, о родном крае;
    2. развивать навыки выразительного чтения, актёрского мастерства;
    3. воспитывать уважение к русской поэзии, любовь к родному краю.

    Участники композиции: учащиеся 3-11 классов (7 человек)

    Композиция звучит на фоне музыки

    1.

    Юноша 1:

    - Там, где косят пырей косари,

    Под хрустальною твердью небес,

    Где поют от зари до зари

    Неизбывное речка и лес…

    Девушка:

     - Где ночами кричит коростель,

    И торжественно светит луна,

    И из свежего сена постель

    Обещаний и тайны полна…

    Юноша 2:

     - Там живут – не кляня, не моля,

    Как отава, любя бытиё,

    Непришедшая старость моя

    И прошедшее детство моё.

                                    Г. Головатый

    2.      

    Девушка:

    Вдалеке

    Там бушуют травы выше головы.

    В зелени отавы золото листвы.

    Поднимают небо гуси высоко.

    Ах, как с чёрным хлебом вкусно молоко!

    И земля большая под моей спиной.

    И слепящим шаром солнце надо мной.

    А вокруг отавы столько синевы!

    Там бушуют травы выше головы.

                                    Г. Головатый

    3.

    Юноша 2:

    Маленькая родина моя!

    С лужами по улицам – посёлок.

    Под окном – картошка да подсолнух –

    В море огорода – как маяк…

                                    Г. Головатый

    4.

              Память

    Юноша 1:

    - Старик на завалинке

    Под солнышком греется.

    В зарослях лебеды –

    Таинственно, как в лесу…

    Девушка:

    - Вечером в жёлтых сумерках

    Стадо идёт по улице –

    Утробно мычат коровы,

    Требуя тёплого пойла

    И жалуясь на усталость…

    Юноша 2:

    - Ритмично звенит подойник

    Под струйками молока –

    И звёзды с новогодней ёлки

    Кто-то приклеил к небу…

    Юноша1:

    - Словно было это вчера.

    Словно снилось мне это!

                            Г. Головатый

    5.        

    Девушка:

    Весна

    Босоногая роща

    Выплеснула руками

    И разогнала грачей из гнёзд.

    И природа,

    По последнему слову техники,

    Тонколиственные приборы

    Расставила у берёз

    А прохожий сказал о них,

    Низко склоняясь:

                    «Тише, пожалуйста, -

                                    Это подснежники…»

                            К. Некрасова

    6.        

    (На скамейке сидит дед. Возле него трое детей: 1 девочка и 2 мальчика)

    Из детства

    Девочка:

    - Я полоскала небо в речке

    И на новой лыковой верёвке

    Развесила его сушиться.

    Мальчик 1:

    - А потом мы овечьи шубы

    С отцовской спины надели

    И сели в телегу,

    И с плугом

    Поехали в поле сеять.

    Мальчик 2:

    - Один ноги свесил с телеги

    И взбалтывал воздух, как сливки,

    А глаза другого глядели

    В тележьи щели.

    А колёса на оси,

    Как петушьи очи, вертелись.

    Девочка:

    - Ну, а я посреди телеги,

    Как в деревянной сказке сидела.

                            К. Некрасова

    7.        

    Мальчик 2:

    Изба

    В доме бабушки моей

    Печка русская – медведицей,

    С ярко-красною душой –

    Помогает людям жить:

    Хлебы печь,

    Да щи варить,

    Да за печкой

    И на печке

    Сказки милые таить.

                    К. Некрасова

    8.        

    Дед:

    Перо

    Зелёненьким юрким внучатам

    Наказывал леший в бору:

    «По чёрным ветвям,  по зубчатым,

    Жар-птица порхнёт ввечеру;

    Поймайте её, лешенёчки,

    И клетку из лунных лучей

    Возьмите у ключницы-ночки,

    Да так, чтоб не видел Кощей.

    Далече от чащи брусничной

    Умчите добычу свою,

    Найдите вы домик кирпичный

    В заморском, туманном краю.

    Оставьте её на пороге:

    Там кроткий изгнанник живёт,

    Любил он лесные дороги

    И вольный зелёный народ».

    Так дедушка леший на ели

    Шушукал, и вот ввечеру,

    Как струны, стволы зазвенели

    И что-то мелькнуло в бору.

    Маячило, било, блестело.

    Заохал, нахохлился дед…

    Родимые,  знать, улетела

    Жар-птица из пёстрых тенет…

                            В. Набоков

    9

    Девушка:

    - …Был крупный дождь. Лазурь и шире и живей.

    Уж полдень. Рощицы берёзовой опушка

    И солнце мокрое.

                            Задумчиво кукушка

    Считает золото, что капает с ветвей,

    И рада сырости пятнистая лягушка,

    И тонет в капельке уродик-муравей,

    И скромно гриб стоит, как толстый человечек,

    Под красным зонтиком, и зыблется везде

    Под плачущей листвой сеть огненных колечек,

    А в плачущей траве – серебряной звезде

    Ромашки – молится неистово кузнечик;

    И по небу скользя, как будто по воде,

    Блистает облако…

                                    В. Набоков

    10.                Русская осень

    Девочка:

    - За картошкой к бабушке ходили мы,

    Вышли, а на улице теплынь…

    Мальчик 1:

    - День, роняя лист осенний,

    Обнажая замыслы растений,

    Чистый и высокий –

    Встал перед людьми.

    Мальчик 2:

    - Всякий раз я вижу эти травы,

    Ели эти и стволы берёз.

    Почему смотреть не устаёшь –

    Миг и час и жизнь

    Одно и то ж!..

    Дед:

    - О, какие тайны исцеленья

    В себе скрывают русские поляны,

    Что, прикоснувшись к ним однажды,

    Ты примешь меч за них,

    И примешь смерть,

    И вновь воскреснешь,

    Чтоб запечатлеть
    Тропинки эти, и леса, и наше небо.

                            К. Некрасова

    11.                        В неполотом поле

    Юноша 1:

    - В неполотом поле, где зной дожигает хлеба запоздалые,

    Где запах полыни, как дым, разъедает глаза,

    Прилягут на землю – как спят – деревенские дети усталые,

    Глядят деревенские дети в неведомые небеса.

    Юноша 2:

    - Белы головёнки, синющи и вдумчивы взгляды в далёкое –

    В размытые ветром, до слёз дорогие края,

    Где стелются травы и, как сновиденье, как облачко лёгкое,

    Проходит над ними летучая тень бытия.

    Девушка:

    - Подняться бы ввысь, окрылиться и за пересохшее русло,

    За синие горы, за тёмный, никем не проведанный лес…

    Юноша 1:

    - Ты помнишь ли, друг мой, о чём они думают, мальчики русые,

    В неполотом поле, среди бесконечных российских небес?

    Девушка:

    - Всегда беззащитное, остро ранимое чувство Отечества,

    Оно ведь и в зрелые годы в душе окрылялось не раз.

    Юноша 2:

    - Ты помнишь ли, Саша, из той деревенской полуденной млечности

    Какие высокие звёзды горели в России для нас?!

    Юноша 1:

    - Как думал ты вырасти добрым, заступчивым и справедливым,

    Чтоб не было в поле по-детски израненных рук,

    Юноша 2:

    - Чтоб мама не гнулась, как белая верба от ливня, -

    От чёрных трудов, похоронок и смертных разлук.

    Юноша 1:

    - Давно остудили дожди наши знойные, наши горячие пашни,

    И детство былое покрылось осенним быльём…

    Юноша 2:

    - Но всё ли мы сделали, всё ли исполнили, Саша,

    О чём загадали в неполотом поле своём?..

                                                                            М. Вишняков

    12.                У размытой дороги (отрывок)

    Юноша 1:

    - Шумной гурьбой под луной мы катались, играя,

    Снег освещённый летел вороному под ноги!

    Бег всё быстрее… Вот вырвались в белое поле,

    В чистых снегах ледяные полынные воды,

    Мчимся стрелой…  приближаемся к праздничной школе…

    Девушка:

    - Славное время – души моей лучшие годы!

    Юноша 2:

    - Скачут ли свадьбы в глуши потрясённого бора,

    Мчатся ли птицы, поднявшие крик над селеньем,

    Льётся ли чудное пение детского хора, -

    О, моя жизнь! На душе не проходит волненье…

                                                            Н. Рубцов

    13.

    Девочка:

    - А земля наша прекрасна.

    Мальчик 1:

    - И, может быть, одинока

    Среди пламенных солнц

    И каменно-голых планет.

    Мальчик 2:

    - И вероятней всего,

    Что сами мы –

    Ещё не выросшие боги,

    Живущие под воздухом целебным

    На нашей зелёной и сочной земле.

                                            К. Некрасова

    14.                Пожелание

    Юноша 1:

    - Эти сказки цветного детства!

    В них я верил.  И в них я жил.

    И магического их действа

    До сих пор плывут миражи.

    Девушка:

    - Так пускай тебе тоже снится

    Вещий топот того коня…

    Юноша 2:

    - Пусть подарят тебе жар-птицу,

    Улетевшую  от  меня.

                                    Г. Головатый


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие на тему "Детство Томаса Эдисона" из серии "Мы родом из детства""

    1)Введение:место изобретений Т.Эдисона в нашей жизни, умение Т.Эдисона         совмещать изобретательство и предпринимательство , важность этого качества для со...

    Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

    ...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

    Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

    Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...

    «Радуга в бутылке» - работа с цветным песком или цветной солью

    Песочная терапия – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько  маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства...

    Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

    Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...