Литературно - музыкальная композиция "Чтобы помнили"
методическая разработка (9 класс) по теме

Хорошун Елена Владимировна

Мероприятие к 9 мая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno_-_muzykalnaya_kompoziciya_chtoby_pomnili.docx36.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОПФ – МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок» в с.Куликовка

«Чтобы помнили»

(литературно – музыкальная композиция)

  1. Стих о Родине читает Хорошун Е.В.

-«Родина» - мы говорим волнуясь, даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность, это всё, что мы зовём судьбой.

Перелески, рощи, берега, поле от пшеницы золотое, голубые от луны стога.

- Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли –

И на век останется святым…

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим!

  1. Звучит в записи трель птиц, на сцену выбегают дети с шариками, играют.
  2. Дети встают полукругом, поют песню «Родина» ( 2 – 3 кл)
  3. Раздаются взрывы, дети сначала приседают, закрывая голову руками, затем разбегаются.
  4. Звучит музыка «Священная война» ( сначала громко, затем тихо)
  5. Из – за кулис раздается голос юноши ( Паньков Денис):

Войну начинают взрослые и сильные мужчины. А расплачиваются дети, женщины и старики….

Ведущий1 Гассина А): Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

Ведущий 2 (Горбань А): Высочайшей вершиной мужества стала Великая Отечественная война.

Ведущий 3 ( Паньков Д.): История уже расставила в се точки в этой войне: мы знаем о сражениях, сожжённых деревнях, разрушенных городах, о погибших солдатах, о безмерном подвиге защитников Отечества.

Ведущий 1(Гассина Алена): Мы низко склоняем головы в память о выстоявших и победивших, завещавшим всем нам жизнь.

Ведущий 2 (Горбань А): Тем, кто видел эту войну!

                                             Тем, кто выжил в ту войну!

 Тем, кому 71 год назад не было 16 – ти…..

Ведущий 3(Паньков Д): Тем, чьё детство опалено огнем Великой Отечественной войны, посвящается наша литературно – музыкальная композиция «Времен связующая нить).

                               УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

  1. ОГНЕВОЙ РУБЕЖ 41 – го ГОДА ( Московская битва30.09.1941г – 20.04.1942г)

- Забыв в дыму, в окопной глине, что сон бывает на яву,-

Мы беспощадный путь к Берлину открыли битвой за Мокву.

( в битве под Москвой принимал участие наш земляк – Иванов Григорий Иванович

В боях за освобождение Тулы принял участие – Басков Михаил Николаевич.)

  1. «ВЕСЬ ШАР ЗЕМНОЙ ГОРДИТСЯ ЛЕНИНГРАДОМ» (Ленинградская битва 30.09.1941г – 20.04. 1942г)

-  Нам эта скупая дорогая, и лучшей не нужно в награду.

Мы здесь наступали и гнали врага,

И здесь мы прорвали блокаду!        

  1. «МЕЧ ПОБЕДЫ КОВАЛ СТАЛИНГРАД» (Сталинградская битва 17.07.1942г – 02.02.1943г)

- Здесь орден мужества надет на грудь земли

Недаром эта грудь истерзана снарядом

Со смертью билась жизнь, и смерть враги нашли.

И победила жизнь в боях под Сталинградом.

( В Сталинградской битве принимал участие наш земляк – Хридин Дмитрий Ильич)

  1. «Огненная Курская дуга» (Курская битва 05.07.-23.08.1943г)

- Те бои – как мера нашей силы.

Потому она и дорога, насмерть прикипевшая к России

Курская великая дуга.        

(В боях на Курской дуге принимал участие наш земляк – Татаренков Павел Александрович)

  1. «Солдаты сберегли Кавказ» (Битва за Кавказ 25.07.1942 – 09.10.1943г)

- Исполненные доблестью высокой,

Вы недруга сразили в славный час,-

Своё гнездо так охраняет сокол,

Как вы оберегаете Кавказ!

  1. « К тебе, мой Днепр, вёл нелёгкий путь» (Битва за Днепр август – декабрь 1943г)

- ...Рассвет. Ещё роса на травах стынет.

Вдыхая свежесть раннего утра,

За городом усталый пехотинец

Целует воду синего Днепра…..

Победоносным маршем прошли советские войска, освобождая города, села, страны Прибалтики, Закавказья, Белоруссии, Украины И здесь воевали наши земляки: Паньков Никита Васильевич, Шабалин Василий Ильич, Маркин Федор Николаевич, Емельянов Петр Иванович, Монахов Григорий Егорович, Васильев Геннадий Иванович, Мартынов Владимир Филиппович, Иванов Василий Семенович.

Ведущий 1 (Гассина А):  Дети – они маленькие очевидцы той ужасной войны. Им снится тревога до сих пор.

Ведущий 2 (Горбань А): Из теплой, полной снов постели,

                                            Из комнат, где цветы цвели,

В бомбоубежища и щели, они ночами с бабушками шли.

Ведущий 3 (Паньков Д): Они слез тогда уже не лили,

                                             Они знали вкус полынь – травы

И со взрослыми всю беду делили, как с ними хлеб делили вы.

Ведущий 1(Гассина А): Что есть дороже детей?

                                           Что есть дороже у любого народа?

                                          У любой матери? У любого отца?    

Ведущий 2 (Горбань А): А кто считал, сколько детей убила война?

Они по сей день кричат и плачут под каждой братской могилой.

Ребенок, прошедший все ужасы войны, - ребенок ли?

Ведущий 3 (Паньков Д): Кто возвратит  им детство? Что помнят они? Что могут рассказать? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое…..

(Выступление детей войны: Анюшкин Юрия Яковлевича

Анюшкиной Анны…)

Ведущий 1 (Гассина А): Войну нельзя выбросить из памяти тех, кого она опалила. Ради детей и внуков, ради мира все должны помнить о войне, чтобы никогда не упала ни одна бомба.

Ведущий 2 (Горбань А): Для вас звучит песня в исполнении учащихся 2 – 3 класса «А пока мы шагаем как солдаты…)

Хорошун Е.В.: «ЖЕНЩИНА» и «ЖИЗНЬ» - два неразделимых понятия . На самой страшной войне 20 – го века женщине пришлось стать солдатом. Она спасала, перевязывала раненых, стреляла, бомбила, ходила в разведку, брала «языка». Были среди девушек медики, связисты, снайперы, танкисты, партизанки…..

Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тыс. женщин… А за ними – судьба, целые жизни, перевернутые, искореженные войной, потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет.

Соловьева Анастасия читает стихотворение:

 Нежный рот и упрямые брови –18 девчоночьих лет.

В партизанских лесах Подмосковья, никогда не исчезнет твой след.

Олененок с большими глазами, смуглых щёк полудетский овал…

Посылал командир на задание – оказалось, в бессмертье послал.

Ты попалась гестаповцам в лапы- не придумать страшнее беды.

И палач раскаленную лампу подносил к тебе вместо воды.

Сапогами девчушку топтали:

- Где другие бандиты? Ответь!

- Как зовут? Ты откуда?

- Я – Таня…

- Где другие?

- Готовят вам смерть!

И по снегу ногами босыми, крепко сжав окровавленный рот,

Как на трон, партизанка России, на высокий взошла эшафот.

Огляделась: что плачете, люди? Наши близко, они отомстят!

Ветер осени слезы мне студит, неужели тебе шестьдесят?

Нет, осталась ты юною, слышишь?

Над тобою не властны года!

В небе вечности всходишь все выше, победившая наша звезда!

Хорошун Е.В.: Эта юная девушка отдала свою жизнь во имя Победы, во имя мира на Земле.

 «Подвиг» совершенный женщиной за военные годы очень велик: это она держала на своих плечах тыл, сохранила детишек, защищала страну вместе с мужчинами. Победа ковалась общими усилиями, кто стоял у станка, а кто работал в поле. На полевых работах приняла участие Маркина Александра Яковлевна и она сегодня присутствует в этом зале.( рассказ о жизни в годы войны Маркиной А.Я.)

 На полевых работах принимали участие Курбатова Анна Ивановна, Тимофеева Антонина Дмитриевна, совсем юная Семина Татьяна Евтеевна села за трактор. К большому сожалению их уже никогда не будет с нами.    

…………( Выступление Крапивиной Марии Афанасьевны)

Хорошун Е.В.: Для Вас уважаемые Александра Яковлевна и Мария Афанасьевна звучит песня «Дедова победа» в исполнении группы детского садика «Капельки»

Хорошун Е.В.: Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещает слово «Милосердие». Есть и другие слова: жена, друг и самое высокое – МАТЬ. Она дает жизнь ребенку и сберегает жизнь.

Солдатские матери.. Это они провожали детей на фронт, перекрестив перед дальне дорогой. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречали почтальона. Тысячи матерей не дождались своих детей с фронтов Второй мировой войны.

( звучит мелодия грустная или песня «Баллада о матери».)

Под музыку выходит мать (учащаяся 8 класса Владова Т) берет со стола фотографию сына, смотрит на неё, плачет, тихо опускается на стул за столом, гладит фотографию, в конце склоняется над столом..)

- Ой, зачем ты, солнце красное, всё уходишь, не прощаясь?

Ой, зачем с войны безрадостной сын не возвращается?

Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою,

Отзовись, моя кровиночка, маленький, единственный.

Белый свет не мил, изболелась я,

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое! Зорюшка моя! Горюшко моё! Где же ты?

Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою.

Не хочу я ничегошеньки, - только сына милого.

(  мать словно слышит голос сына (Горбань А читает стихотворение в ответ на её плачь))

- Я гляжу на тебя моя мама, с фотокарточки в нашем дому,

Что не раз ты со стенки снимала, прижимая к лицу своему.

Я не плачу в такие минуты – быть серьезным фотограф просил,

Но порой у меня почему – то не хватает для этого сил…

У кого их, родимая хватит, если 40 непрожитых лет

Мы с тобой одни в этой хате, где ни внуков, ни правнуков нет.

Мама, мама, не мы в том виною, не бывает за теми вины

Кто уходит сражаться с войною, чтобы не было больше войны.

Слышно мне, как теплы твои руки, и слова у меня горячи.

Вся страна – твои дети и внуки, потому, что я жизнь им вручил.

Пусть они не увидят ни грамма из того, что я видел в бою…

 И умеют сражаться с войною, чтобы не было больше войны…

Хорошун Е.В.: Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что с нами будет, если люди забудут её и не передадут нам свою память? Какими мы будем без неё в нашем большом, тревожном мире? Память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.  Война оставила след почти в каждой семье. 62 земляка не вернулись с войны в родное село Куликовка. К большому сожалению в настоящее время в селе не  осталось ни одного ветерана.

(Песня «Победа далась не легко» - учащ.  2-3 кл)

Хорошун Е.В.:- В память о павших зажигаем потухшие свечи.

Пусть расправит не яркий их свет всех участников усталые плечи.

Поколенье не знавших войны, как свою – вашу боль принимаем,

Чтобы не было больше беды, мы сегодня свечу зажигаем.

Хорошун Е.В.: По доброй традиции мы возлагаем цветы к обелиску. (Траурный марш)        

РЕКВИЕМ:  Помните, через века, через года, помните!

                     О тех, кто уже не придёт никогда, помните!

                   Не плачьте, в горле сдержите стоны, горькие стоны,

                   Памяти павших будьте достойны, вечно достойны!

                  Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

                  Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны.

                  Люди! Покуда сердца стучатся, помните, какой ценой завоёвано счастье,

                  Пожалуйста, ПОМНИТЕ!!!

Хорошун Е.В.: Почтим минутой молчания память погибших и безвременно ушедших защитников Отечества минутой молчания.

Хорошун Е.В.: А сейчас слово предоставляется нашим гостям:

  1. Главе Карамышского муниципального образования Артюхову Владимиру Николаевичу.
  2. ________________________________________________________________________
  3. _________________________________________________________________________

Хорошун Е.В.: Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие ещё песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит людям в глаза? Не до песен совсем. А как раз всё наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Это слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского.

Воевал наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

- Однажды известный поэт А.Сурков написал стихотворение о землянке. Это было несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Этому стихотворению суждено было стать первой лирической песней в годы войны. Она стала популярной и в тылу, и на фронте. Авторы песни Алексей Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны исполняли песню Л.Утесов и Л.Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых. Давайте сейчас её послушаем.

( в исполнении учащихся 5 класса звучит песня «В Землянке») - инсценирование

- «Синий платочек». Удивительная судьба у этой песни. История её началась ещё в далеком 1939г. В Москву приехал популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». Он привез много песен для столичного слушателя и среди них была песня «Синий платочек» Москва буквально заболела этой песней. Здесь в России эту песню пела Клавдия Шульжеко(певица). Эта песня отличается легким, мелодичным вальсом. После одного из концертов к певице подошёл лейтенант Михаил Максимов и предложил стихи, сочиненные им на мелодию «синего платочка» Стихи Шульженко понравились. И стех пор «Синий платочек» поют очень часто. Сейчас и мы с вами послушаем эту песню.

( 7-9 класс исполняет песню «Синий платочек») - инсценирование

- Стихи простые, наивные, но сколько в них любви и надежд! Такие песни были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

Эта песня написана в конце 1930 –х годов, когда ещё никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… В годы войны она стала очень популярной. «Катюша олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Поэтому песня была популярной не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась ещё ближе, ещё нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанские отряды или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, своё счастье.

Эту пеню я предлагаю исполнить всем вместе, кто находится в этом зале.

«Смугля́нка» — советская песня на слова Якова Захаровича Шведова и музыку Анатолия Григорьевича Новикова.

Песня была частью сюиты, написанной композитором А. Новиковым и поэтом Яковым Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времён гражданской войны. А вся сюита посвящалась Г. И. Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир её был потерян, у авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне через четыре года, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознамённого ансамбля А. В. Александров и попросил показать песни для новой программы своего коллектива. В числе других Новиков показал и «Смуглянку», которую прихватил на всякий случай. Но именно она и понравилась Александрову, который тут же начал её разучивать с хором и солистами. Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал её солист Краснознамённого ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Её подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну.

Песня «Смуглянка» - исполняют учащиеся 6 класс - инсценирование

Ведущий 1(Гассина А): Давно закончилась война,

                                           Давно пришли с войны солдаты,

                                           И на груди их ордена, горят, как памятные даты

Ведущий 2 (Горбань А): За Брест, Москву, за Сталинград

                                           И за блокаду Ленинграда

                                           За Керчь, Одессу и Белград, за все осколки и снаряды.

Ведущий 3 (Паньков Д): Вам всем, кто вынес ту войну.

                                          В тылу иль на полях сражений.

                                          Принес победную весну, поклон и память поколений.

Паньков  Д: Сегодня мы говорим слова благодарности, вам, прошедшим по дорогам войны, победившим фашизм, освободившим мир от нацизма.

Гассина А: Память о Великой победе передается из поколения в поколение, от родителей к детям, от дедов к внукам.

Паньков Д: Мы, молодое поколение России, помним и чтим подвиг защитников Отечества.

Горбань А: В школах Татищевского района работают музеи, комнаты боевой славы.

Гассина А: Ученики ведут поисковую работу.

Паньков Д: В школах проходят вечера встреч с ветеранами.

Горбань А: Учащиеся посещают места боевой славы.

Гассина А: Изучают историю родного края.

Хорошун Е.В.: Закончен тот великий бой,

                          Синеет мирно над страной.

                          Над нашей вечной Родиной большой,

                          Над славною солдатской головой.

                          Взлетели ввысь салюты над Москвой,

                          Чтоб возвестить о победе той, Планете возвратили вы весну.

                          Планете вы вернули тишину.

Гассина А: Мы любим свою землю, свою страну.

Паньков Д: Самое лучшее и дорогое – Родина!

Горбань А: Правда твоя – это наша правда – Родина!

Гассина А: Слава твоя – это наша слава – Родина!

Песня: «Мы в армию российскую пойдем» - 2,3 класс

Монтаж 1 и 4 классы:

  1. Вспоминают наши деды про былые времена.

Надевают в честь Победы боевые ордена.

Встань сегодня утром рано,

Выйди в город – погляди,

Как шагают ветераны с орденами на груди.

  1. Нам нужен мир – тебе, и мне,

И всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство.

  1. «Нет!» - заявляем мы войне,

Всем злым и черным силам…

Должна трава зеленой быть,

А небо синим – синим!

Ты слышишь, друг, звенят ручьи,

Поют на ветках птицы,

На замечательной земле

Нам повезло родиться

Так пусть она цветет всегда,

Пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на неё

Влюбленными глазами!

  1. Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир на всей планете!

ПЕСНЯ «  О войне»  -     исполняет выпускник нашей школы Лукьянов Сергей

-В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края,

Мир победил! Окончена война!

Уже нигде не затемняли света,

В промышленной Европе города,

Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда!

Песня «День Победы»

Хорошун Е.В.: Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

ВСЕ: Пусть!

Хорошун Е.В.: Пусть мирные звёзды сияют над ней!

ВСЕ: Пусть!

Холрошун Е.В.: Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

ВСЕ: Пусть!

Хорошун Е.В.: Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Песня: «Солнечный круг»

(Вручение цветов и памятных подарков труженикам тыла)

  Сценарий составила учитель истории и классный руководитель 5 класса Хорошун Елена Владимировна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)

Цель:  Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...

Литературно-музыкальная композиция "Пусть поколения знают и помнят"

Композиция посвящена 65-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

Литературно -музыкальная композиция "И помнить страшно, и забыть нельзя"

Мероприятие посвящено событиям в городе Кизляре"...

литературно- музыкальный проект "Чтобы помнили"

литературно- музыкальная композиция...

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы "Чтобы помнили..."

Мероприятие проводится в рамках празднования Дня победы....

Литературно - музыкальная композиция "Помните ушедших в битву за Москву".

Данная разработка может помочь в организации и проведении классного часа, общешкольного внеклассного мероприятия. В нашем учебном заведении  композиция  "Помните ушедших в битву за Москву"...

Литературно-музыкальная композиция "Помните..."

Литературно-музыкальная композиция "Помните..."Сценарий мероприятия, посвященного годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне....