Музыкально-литературный вечер, посвящённый творчеству П.И.Чайковского, учителя музыки и истории Козлова Олега Филипповича, Монастырщинский район, Смоленская область.
учебно-методическое пособие (9 класс) на тему

Козлов Олег Филиппович

 

Литературно-музыкальный вечер, посвящённый творчеству   П.И.Чайковского

                                                                         

                                                           Автор: Учитель  музыки высшей категории  Козлов                                                                          Олег Филиппович, МБОУ Стегримовская основная                                                                                                                   общеобразоват. школа, Монастырщинский  район,

Смоленская область                        

    

v Цель: пробудить у детей понимание высочайших образцов            музыки  П.И.Чайковского

 

v Задача: развить эмоциональное, осознанное отношение     к музыке великих композиторов  19 века.

 

                                          Оформление,  оборудование, наглядность.

 

 Оформление, оборудование, наглядность в соответствии с темой вечера.

 Сопутствующее музыкальное оформление.

 

  Звучит нежная, напевная музыка П.И.Чайковского «Подснежник» из сборника фортепианных пьес «Времена года»

     Ведущий      Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы послушать и глубже понять музыкальное творчество великого русского композитора, знатока природы и человеческой души Петра Ильича Чайковского. / Показ. слайд-шоу: портреты П.И. Чайковского в разные годы/

 

  Ведущий: Редко кому удавалось в музыке передать противоречивую, изменчивую жизнь человеческой души, как П.И.Чайковскому. Он  такой же гениальный психолог, как и его современники Толстой, Чехов, Достоевский.  Всегда  говорил  о том, что перечувствовано, выстрадано им самим.

  Чтец: Родился Пётр Ильич  7 мая 1840 г. в семье начальника Воткинского завода Вятской губернии. Здесь он провёл свои  первые детские годы. Ему не было ещё и пяти лет, как он начал учиться музыке. Уже тогда мальчик тянулся к фортепиано, за которым проводил многие часы.

  Чтец: В 1850 г. Чайковский поступает в Петербургское училище правоведения, где протекает девять лет его жизни. Но глубоко заложенное в нём влечение к музыке вспыхнуло вновь. Оставив службу,  в 1861 г. он поступает в «музыкальные классы», основанные Антоном Рубинштейном, которые позже были преобразованы в Петербургскую консерваторию. А с осени 1866 г. Пётр Ильич-профессор гармонии только что открывшейся Московской консерватории.

  Чтец: Именно в московские годы  /1866-1877/ начинается творческая биография композитора. В этот период он написал три симфонии, четыре оперы, балет «Лебединое озеро».  Пишет Первый концерт для фортепиано с оркестром, который принадлежит к лучшим произведениям мировой музыки.

               Звучит финал Первого концерта П.И.Чайковского

 

 П.И.Чайковский написал  целую серию фортепианных пьес-«Времена года». К каждой пьесе этого своеобразного цикла были подобраны эпиграфы из стихотворений русских поэтов: Пушкина, Фета, А.Толстого, Майкова и др. Особенно хорошо выразил композитор в этом цикле настроения и чувства, которые у него вызывала весна. В пьесе «Жаворонок» /март/ лёгкие трели как бы напоминают о пении пташки.

В небе льются света волны

                                                                              Вешних жаворонков пенья

                    Слушаем «Песня жаворонка» /март/.

  Чтец; А разве можно остаться равнодушным, когда звучит «Осенняя песнь.  Октябрь»! В музыке передано настроение, навеянное картиной осеннего увядания природы. Задумчивая музыка, проникнутая грустью, льётся плавно, неторопливо. Мелодия певучая, задушевная. Печальное настроение усиливают ниспадающие окончания фраз, звучащие в  минорном ладе. В среднем разделе наступает просветление /мажор/. А потом стонущие, тоскливые интонации  «Осенней песни»  воспринимаются как горькое сожаление о прошедшем времени.

                      Звучит «Осенняя песнь. Октябрь» На фоне музыки  Моё авторское видео «Монастырщинская                                                                                     осенняя краса»

  Чтец: В 1876 г. по заказу императорских театров Пётр Ильич Чайковский  создаёт изумительную  музыку к своему первому балету  «Лебединое озеро». Вся музыка проникнута искренностью и мелодичностью. В балете много замечательных танцев, среди которых самый неповторимый- «Танец маленьких лебедей».

                 

Учитель музыки О.Ф, Козлов  на баяне  исполняет «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского

 

  Позже Пётр Ильич, охваченный порывом вдохновения, за один месяц /!!/ создаёт около двух третей оперы «Евгений Онегин». Образы пушкинских  героев простых русских людей были ему просты и понятны. Образ Татьяны в бурном порыве раскрывается её душа в сцене письма.  А образ Онегина охарактеризован холодными красками. Но внезапно болезнь прервала работу над оперой. П.И.Чайковский спешно покидает Москву и  уезжает в Италию на лечение.  Только в  январе 1878 г. в городе Сан-Ремо он закончил «Евгений Онегин». Здесь же, в Италии, П.Чайковский написал свою Четвёртую симфонию, несколько романсов.  Лучшие из них: «То было раннею весною», «Средь шумного бала», «Серенада Дон-Жуана».

              

Слушаем романс «Средь шумного бала».  Исполняет ученица  8 класса Полина 

 

  Чтец:  Лето П.И.Чайковский проводил на юге России,  в Каменке, в семье своей сестры, которую очень любил. Он следил за музыкальным развитием своих племянниц и племянников и сочинил для них ряд фортепианных пьес-«Детский альбом», несколько детских песен.  Послушайте  песенку  «Мой садик».

                                

                             Ученица  6 класса  Алёна  исполняет «Мой садик»

 

 В конце 1860 г.  композитор выезжает за границу с концертами- Лейпциг,  Любек, Гамбург, Берлин, Париж, Лондон. Успех   сопровождал повсюду. В Англии  ему было присвоено почётное звание «Доктор музыки».

А позже П.И.Чайковский поселился на окраине г.Клина Московской области, где прожил  до конца своих дней. В 1888 г. он закончил Пятую симфонию, написал музыку к балету «Спящая красавица». Прелесть мелодии, красочная инструментовка делают музыку замечательным творением композитора во всём балетном искусстве.

  Шестая симфония была последним произведением П.И.Чайковского.  Неожиданно он  заразился холерой и скоропостижно  умер  25 октября 1893 г.  Его смерть была огромной утратой для всего  музыкального мира.

                            На фоне отрывка  музыки из «Шестой симфонии» заключительные слово ведущего :

 

 

 Ведущий: В доме  /  город Клин Московской области/,  где жил  Пётр Ильич Чайковский,  ныне находится музей композитора. Обстановка в  личных комнатах , как и при его жизни. Здесь собраны материалы  огромной ценности. Здесь нередко звучит чарующая,   изумительной силы и красоты музыка  гения русской музыки- П.И.Чайковского.  Сколько бы лет ни прошло- она бессмертна. Её будут слушать многие поколения...

                             Смотрим фрагменты  документального  фильма  о П.И.Чайковком- 8 минут

 

                                                                        Литература:

 

1.      Поговорим о музыке. Занимательный словарь школьника. «Музыка», 1979

2.      Нестандартные уроки музыки 1-7 классы. Составитель Н.Б Улашенко «Волгоград»

3.      Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»1-4 классы. Просвещение, 2004

4.      Т.А.Замятина. Современный урок музыки. М.: Глобус, 2008.

5.      В.Н.Владимиров. Музыкальная литература. «Музыка», 1984.

6.      И.Ю.Куберский. Энциклопедия для юных музыкантов, ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

7.      А.Бандина, М.Румер. Пение. Учебник для 4 класса «Музыка» 1967.

8.      Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. «Музыка», 1970.

9.      Музыкальная литература   для музыкальных школ. Музыка», 1970

10.  Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель. «Музыка», 1967.

11.  В.В.Фадин. Музыка. Для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов. «Волгоград», 2005.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Литературно-музыкальный вечер, посвящённый творчеству   П.И.Чайковского


                                                                         

                                                        Автор: Учитель  музыки высшей категории  Козлов Олег                                                                       Филиппович, МБОУ Стегримовская основная                                                                        общеобразовательная школа

            

  1. Цель: пробудить у детей понимание высочайших образцов           музыки  П.И.Чайковского

 

  1. Задача: развить эмоциональное, осознанное отношение         к музыке великих композиторов  19 века.

                                          Оформление,  оборудование, наглядность.


 

 Оформление, оборудование, наглядность в соответствии с темой вечера.

 Сопутствующее музыкальное оформление.

  Звучит нежная, напевная музыка П.И.Чайковского «Подснежник» из сборника фортепианных пьес «Времена года»

  Ведущий:  Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы послушать и глубже понять музыкальное творчество великого русского композитора, знатока природы и человеческой души Петра Ильича Чайковского. / Показ. слайд-шоу: портреты П.И. Чайковского в разные годы/

  Ведущий: Редко кому удавалось в музыке передать противоречивую, изменчивую жизнь человеческой души, как П.И.Чайковскому. Он  такой же гениальный психолог, как и его современники Толстой, Чехов, Достоевский.  Всегда  говорил  о том, что перечувствовано, выстрадано им самим.

  Чтец: Родился Пётр Ильич  7 мая 1840 г. в семье начальника Воткинского завода Вятской губернии. Здесь он провёл свои  первые детские годы. Ему не было ещё и пяти лет, как он начал учиться музыке. Уже тогда мальчик тянулся к фортепиано, за которым проводил многие часы.

  Чтец: В 1850 г. Чайковский поступает в Петербургское училище правоведения, где протекает девять лет его жизни. Но глубоко заложенное в нём влечение к музыке вспыхнуло вновь. Оставив службу,  в 1861 г. он поступает в «музыкальные классы», основанные Антоном Рубинштейном, которые позже были преобразованы в Петербургскую консерваторию. А с осени 1866 г. Пётр Ильич-профессор гармонии только что открывшейся Московской консерватории.

  Чтец: Именно в московские годы  /1866-1877/ начинается творческая биография композитора. В этот период он написал три симфонии, четыре оперы, балет «Лебединое озеро».  Пишет Первый концерт для фортепиано с оркестром, который принадлежит к лучшим произведениям мировой музыки.

               Звучит финал Первого концерта П.И.Чайковского

 

 П.И.Чайковский написал  целую серию фортепианных пьес-«Времена года». К каждой пьесе этого своеобразного цикла были подобраны эпиграфы из стихотворений русских поэтов: Пушкина, Фета, А.Толстого, Майкова и др. Особенно хорошо выразил композитор в этом цикле настроения и чувства, которые у него вызывала весна. В пьесе «Жаворонок» /март/ лёгкие трели как бы напоминают о пении пташки.

В небе льются света волны

                                                                              Вешних жаворонков пенья

                    Слушаем «Песня жаворонка» /март/.

  Чтец; А разве можно остаться равнодушным, когда звучит «Осенняя песнь.  Октябрь»! В музыке передано настроение, навеянное картиной осеннего увядания природы. Задумчивая музыка, проникнутая грустью, льётся плавно, неторопливо. Мелодия певучая, задушевная. Печальное настроение усиливают ниспадающие окончания фраз, звучащие в  минорном ладе. В среднем разделе наступает просветление /мажор/. А потом стонущие, тоскливые интонации  «Осенней песни»  воспринимаются как горькое сожаление о прошедшем времени.

                      Звучит «Осенняя песнь. Октябрь» На фоне музыки  Моё авторское видео «Монастырщинская                                                  осенняя краса»

  Чтец: В 1876 г. по заказу императорских театров Пётр Ильич Чайковский  создаёт изумительную  музыку к своему первому балету  «Лебединое озеро». Вся музыка проникнута искренностью и мелодичностью. В балете много замечательных танцев, среди которых самый неповторимый- «Танец маленьких лебедей».

                 

Учитель музыки на баяне  исполняет «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского

  Позже Пётр Ильич, охваченный порывом вдохновения, за один месяц /!!/ создаёт около двух третей оперы «Евгений Онегин». Образы пушкинских  героев простых русских людей были ему просты и понятны. Образ Татьяны в бурном порыве раскрывается её душа в сцене письма.  А образ Онегина охарактеризован холодными красками. Но внезапно болезнь прервала работу над оперой. П.И.Чайковский спешно покидает Москву и  уезжает в Италию на лечение.  Только в  январе 1878г. в городе Сан-Ремо он закончил «Евгений Онегин». Здесь же, в Италии, П.Чайковский написал свою Четвёртую симфонию, несколько романсов. Лучшие из них: «То было раннею весною», «Средь шумного бала», «Серенада Дон-Жуана».

               

Слушаем романс «Средь шумного бала»

  Чтец:  Лето П.И.Чайковский проводил на юге России,  в Каменке, в семье своей сестры, которую очень любил. Он следил за музыкальным развитием своих племянниц и племянников и сочинил для них ряд фортепианных пьес-«Детский альбом», несколько детских песен.  Послушайте  песенку  «Мой садик».

                                 

                             Ученица 9 класса исполняет «Мой садик»

 

 В конце 1860 г.  композитор выезжает за границу с концертами- Лейпциг,  Любек, Гамбург, Берлин, Париж, Лондон. Успех   сопровождал повсюду. В Англии  ему было присвоено почётное звание «Доктор музыки».

А позже П.И.Чайковский поселился на окраине г.Клина Московской области, где прожил  до конца своих дней. В 1888 г. он закончил Пятую симфонию, написал музыку к балету «Спящая красавица». Прелесть мелодии, красочная инструментовка делают музыку замечательным творением композитора во всём балетном искусстве.

  Шестая симфония была последним произведением П.И.Чайковского. Он  заразился холерой и скоропостижно  умер  25 октября 1893 г.  Его смерть была огромной утратой для всего  музыкального мира.

                            На фоне отрывка  музыки из «Шестой симфонии» заключительные слово ведущего :

 Ведущий: В доме  /  город Клин Московской области/,  где жил  Пётр Ильич Чайковский,  ныне находится музей композитора. Обстановка в  личных комнатах , как и при его жизни. Здесь собраны материалы  огромной ценности. Здесь нередко звучит чарующая,   изумительной силы и красоты музыка  гения русской музыки- П.И.Чайковского.  Сколько бы лет ни прошло- она бессмертна. Её будут слушать многие поколения…

                                        Литература:

  1. Поговорим о музыке. Занимательный словарь школьника. «Музыка», 1979
  2. Нестандартные уроки музыки 1-7 классы. Составитель Н.Б Улашенко «Волгоград»
  3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»1-4 классы. Просвещение, 2004
  4. Т.А.Замятина. Современный урок музыки. М.: Глобус, 2008.
  5. В.Н.Владимиров. Музыкальная литература. «Музыка», 1984.
  6. И.Ю.Куберский. Энциклопедия для юных музыкантов, ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
  7. А.Бандина, М.Румер. Пение. Учебник для 4 класса «Музыка» 1967.
  8. Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. «Музыка», 1970.
  9. Музыкальная литература   для музыкальных школ. Музыка», 1970
  10. Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель. «Музыка», 1967.
  11. В.В.Фадин. Музыка. Для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов. «Волгоград», 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Методическая разработка урока по музыке  в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории  высшей категории, Козлов...

Музыкальные игры на уроке музыки. Из опыты работы учителя Козлова Олега .Филипповича, Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Из моего  опыта  работы Музыкальные игры на уроках музыкиПри изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках ...

Презентация "Организация работы образовательного округа № 1 Смоленского района Смоленской области"

Презентация "Организация работы образовательного округа № 1 Смоленского района Смоленской области" содержит информацию о системе работы образовательного округа; об основных направлениях работы округа...

Программа элективного курса "Юный краевед-фотограф", 8 класс, учителя истории высшей категории Козлова Олега Филипповича, Стегримовский филиал МБОУ Соболевская основная общеобразовательная школа им.А.Н.Попова, Монастырщинский район, Смоленская обла

Рабочая Программа элективного курса «Юный краевед-фотограф»,  8  класс Автор: Олег Филиппович Козлов, учитель истории и музыкивысшей категории, Стегримовский филиал,  МБОУ...